Новоспасский район

Новоспасский район — административно-территориальная единица (административный район) и муниципальное образование (муниципальный район) в южной части Ульяновской области России.

Административный центр района — посёлок городского типа Новоспасское.

Долина реки Сызранки делит район на две части.

На территории района ведется добыча и переработка нефти, производство стройматериалов.

По территории района протекает река Сызранка, впадающая в Волгу, проходит железная дорога с тремя станциями: Новоспасское, Коптевка, Репьёвка.

Новоспасский район- один из передовых районов Ульяновской области. По территории района проходит участок железнодорожной магистрали Москва – Самара – Дальний Восток и трасса федерального значения М5 –«Южный Урал», что говорит о благоприятном географическом положении. Главным аспектом развития района является рост промышленного производства, добыча полезных ископаемых, поддержка малого и среднего бизнеса.

История

Новоспасский район был образован в 1928 году в составе Сызранского округа Средне-Волжской области.

С 1930 года в составе Средневолжский край.

С 1935 года в составе Куйбышевского края.

В 1935 году два сельсовета района были переданы во вновь образованный Барановский район.

С 1936 года в составе Куйбышевской области.

С 19 января 1943 года в составе Ульяновской области.

На основании Указа от 1 февраля 1963 года был образован Новоспасский сельский район, в состав которого вошли Радищевский и Старокулаткинский районы, а 21 ноября 1964 года вышел Указ о восстановлении единых районов.

Полезные ископаемые

Своеобразие геологического строения района и связанные с этим проявления полезных ископаемых давно привлекли к себе пристальное внимание геологов и геофизиков страны. В 1952 году было открыто Новоспасское месторождение нефти. Позже — открыли ещё два. Все обнаруженные залежи нефти находятся в угленосной толще на глубине 1110—1120 метров.

В окрестностях села Марьевка, береговых обрывах р. Сызранка выходят пласты горючих сланцев, которые считаются топливом будущего. Попутно с горючими сланцами в недрах района залегают пласты фосфоритов. В больших количествах около сел Самайкино, Репьёвка добывался торф. В недрах района имеются огромные запасы мела, качество которого очень высокое. Также имеется много запасов природных глин, есть залежи кварцевого песка.

В районе села Марьевка подтверждено наличие естественных радоново-радиевых вод сложного состава, в концентрациях, пригодных для лечения. Кроме названных вод, данный район богат залежами сульфатных вод, содержащих в лечебных концентрациях сероводород, хлоридно-натриевых вод рассольного типа, торфяных грязей.

Новоспасский административный район в рамках административно-территориального устройства области делится на 1 поселковый округ и 5 сельских округов.

Одноимённый муниципальный район в рамках организации местного самоуправления (муниципального устройства) включает 6 муниципальных образований, в том числе 1 городское поселение и 5 сельских поселений.

Поселковые округа соответствуют городским поселениям, сельские округа — сельским поселениям.

На территории Новоспасского района расположено множество природных объектов, способных привлечь внимание туристов. Протекающая через территорию района река Сызранка, ручьи, озёра и родники. Парк Победы, зона отдыха, 10 памятников природы создают условия для развития

круизного, экологического и приключенческого туризма. Перспективные направления–

развитие экологического, сельскохозяйственного, археологического, этнографического туризма.

Историко-культурное наследие Новоспасского района представлено в экспозиции 6 музеев.

Конкурентные преимущества

Расположение района, его транспортная доступность и имеющиеся ресурсы позволяют развивать на территории района промышленность (строительные материалы, нефтепереработка, перерабатывающая промышленность) и санаторно-курортную сферу (при условии благоприятной экологической обстановки в районе).

Автомобильные трассы дают толчок для развития малого бизнеса, в частности, в настоящее время на автомобильных дорогах района, являющихся перспективными для развития придорожного сервиса