Анализ исполнения областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14 марта 2016 № 5/92-П за 9 месяцев 2016 года

14 марта 2016 года постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П «Об утверждении областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее – Программа).

Программа разработана в соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области». 

Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и снижение уровня коррупции в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им  учреждений, а также снижение уровня коррупции во всех общественных сферах, устранение причин возникновения коррупционных проявлений путём повышения эффективности антикоррупционной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В соответствии с задачами, определёнными Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия для осуществления межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти и правоохранительными органами, направленными на повышение эффективности антикоррупционной деятельности.

В рамках реализации Программы предполагается внедрение новых форм и методов антикоррупционной работы, в том числе таких как: 

- внедрение в практику работы подведомственных органам государственной и муниципальной власти учреждений и организаций «Системы рейтинговой оценки элементов организационной структуры антикоррупционной деятельности»;

- проведение Дней профилактики коррупции;

- проведение антикоррупционной экспертизы природоохранных объектов на территории Ульяновской области;

- формирование рейтингов открытости и доступности деятельности органов государственной и муниципальной власти в процессе общения с предпринимательским сообществом;

- разработка и внедрение карт коррупционных рисков в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области;

- разработка и внедрение в практику антикоррупционной деятельности органов государственной и муниципальной власти Стандартов работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, включая разработку Стандартов работы Общественных советов по профилактике коррупции и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и рабочих групп (комиссий) по противодействию коррупции исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;

- разработка и внедрение в практику работы Индекса эффективности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и других.

Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы  являются: повышение эффективности государственного и муниципального управления, уровня социально-экономического развития региона; повышение активности участия в антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества; повышение уровня доверия граждан к органам государственной и муниципальной власти; повышение инвестиционной привлекательности Ульяновской области.

Перечень конкретных мероприятий Программы указан в приложении № 1 к Программе. Реализация Программы осуществляется в 2016-2018 годах.

Показателями эффективности реализации Программы, характеризующими степень достижения конечной результативной цели, являются:

- снижение доли жителей Ульяновской области, считающих, что уровень коррупции в регионе в настоящее время повышается (по данным социологических исследований);

- увеличение доли жителей Ульяновской области, осуждающих людей, дающих или берущих взятки (по данным социологических исследований);

- увеличение доли жителей Ульяновской области, которым не приходилось выплачивать неофициально денежные суммы должностному лицу (по данным социологических исследований);

- снижение доли жителей Ульяновской области, имеющих недостаточно информации о мерах по борьбе с коррупцией в Ульяновской области
(по данным социологических исследований);

- снижение доли проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, в которых по итогам антикоррупционного анализа Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области были выявлены коррупциогенные факторы, в общем количестве проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, проходивших антикоррупционный анализ;

- увеличение числа заседаний общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области в течение года;

- увеличение общего количества информационно-аналитических материалов и публикаций на тему коррупции и противодействия коррупции, размещённых в средствах массовой информации, распространяемых
на территориях муниципальных образований Ульяновской области;

- увеличение числа официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих специальные разделы, посвящённые противодействию коррупции;

- увеличение доли официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих ежеквартальные отчёты об итогах и эффективности реализации ведомственных или муниципальных целевых программ по противодействию коррупции;

- увеличение доли профессиональных образовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области, внедривших элементы антикоррупционного воспитания и образования;

- число участников конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ульяновской области.

         Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области являются ответственными  исполнителями  44 мероприятий, а органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области 51 мероприятий областной программы.

14 июля 2016 года на внеочередном заседании Правительства Ульяновской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» принято постановление № 16/338-П «О внесении изменений в областную  программу «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» (далее – постановление).

Данным постановлением Паспорт Программы раздел «Введение» дополнен абзацем четвёртым следующего содержания: «Реализация Программы направлена на достижение задач определённых Указом Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы».

Также постановлением уточнено наименование исполнителей Программы.

Программой предусмотрено следующее финансирование:

2016 год – 980,0 тыс. руб.;

2017 год – 980,0 тыс. руб.;

2018 год – 980,0 тыс. руб.

Из 128 мероприятий Программы лишь 8 из них требуют ежегодного финансирования на сумму 980 тыс. рублей, что не оказывает существенного влияния на исполнение показателей эффективности реализации Программы.

Мероприятия Программы, на реализацию которых предусмотрено финансирование:

1. Проведение обучающих семинаров, тренингов для юристов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по обучению навыкам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Принятие практических мер по организации эффективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, обобщение результатов её проведения, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы (ежегодно 100,0 тыс. рублей).

2. Проведение тематических обучающих информационно-методических семинаров для руководителей общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области и антикоррупционных комиссий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области, директоров муниципальных центров развития предпринимательства (ежегодно 100,0 тыс. рублей).

3. Выделение на конкурсной основе субсидий (грантов) некоммерческим организациям, созданным без участия государственных и муниципальных органов, на реализацию ими проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области (ежегодно 200,0 тыс. рублей).

4. Выплата премий гражданам по результатам конкурсного отбора разработанных ими проектов, направленных на профилактику коррупции в Ульяновской области (ежегодно 100,0 тыс. рублей).

5. Организация обучения общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области и при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области (ежегодно 100,0 тыс. рублей).

6. Проведение мероприятий, посвящённых Международному дню борьбы с коррупцией (ежегодно 30,0 тыс. рублей).

7. Организация и проведение региональной научно-практической конференции «Ульяновская область – территория без коррупции!», международной научно-практической конференции «Правозащитная и антикоррупционная политика в современной России» и региональной студенческой научной конференции «Коррупция. Актуальные проблемы. Международный, всероссийский и региональный опыт». Издание сборников материалов конференций (300,0 тыс. рублей).

8. Организация и проведение специального журналистского конкурса и конкурса средств массовой информации на лучшее освещение темы противодействия коррупции (ежегодно 50 тыс. рублей).

В 2016 году Палатой справедливости и общественного контроля в Ульяновской области, Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области во взаимодействии с Правительством Ульяновской области, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечено без осуществления финансирования исполнение следующих мероприятий:

- проведение обучающих семинаров, тренингов для юристов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по обучению навыкам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Принятие практических мер по организации эффективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, обобщение результатов её проведения, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы;

- проведение тематических обучающих информационно-методических семинаров для руководителей общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области и антикоррупционных комиссий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области, директоров муниципальных центров развития предпринимательства;

- организация обучения общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области и при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области; Проведение мероприятий, посвящённых Международному дню борьбы с коррупцией;

- организация и проведение региональной научно-практической конференции «Ульяновская область – территория без коррупции!», международной научно-практической конференции «Правозащитная и антикоррупционная политика в современной России» и региональной студенческой научной конференции «Коррупция. Актуальные проблемы. Международный, всероссийский и региональный опыт». Издание сборников материалов конференций.

Так, например, 09 декабря 2016 года в Ульяновской области проведена II Региональная научно-практическая конференция: «Ульяновская область – территория без коррупции!».

Данное мероприятие организовано  Палатой справедливости и общественного контроля в Ульяновской области, Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, Министерством образования и науки Ульяновской области, Советом ректоров вузов Ульяновской области, Ульяновским государственным педагогическим университетом имени И.Н.Ульянова, администрацией муниципального образования «город Ульяновск», Молодёжным инициативным антикоррупционным центром.

В работе форума приняли участие эксперты в области антикоррупционного законодательства, представители органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области, правоохранительных органов, учёные-специалисты в области антикоррупционной деятельности, государственного и муниципального управления, экономики и права, социологии, системные аналитики, эксперты в сфере государственного и муниципального управления, антикоррупционной политики и деятельности, председатели Палат справедливости и общественного контроля муниципальных образований Ульяновской области, общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области, преподаватели и студенты образовательных организаций высшего образования, представители институтов гражданского общества и средств массовой информации, участники студенческих антикоррупционных комиссий и Молодёжного инициативного антикоррупционного центра при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области, члены Молодёжного совета по противодействию коррупции муниципального образования «город Ульяновск», обучающиеся общеобразовательных организаций города Ульяновска.

Общее количество участников конференции превысило 600 человек.

В рамках научно-практической конференции рассмотрены следующие вопросы:

1.  «От теории к практике: Опыт антикоррупционной деятельности регионов России».

2.  «О результатах работы органов прокуратуры по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства».

3. «Опыт антикоррупционной деятельности Ульяновской области: инновационные антикоррупционные формы и методы работы».

4. «О роли контрольно-счётных органов в противодействии коррупции». 5.  «О роли и месте Минюста России в противодействии коррупции».

6.  «О комплексе передовых антикоррупционных мер, реализуемых в Ульяновской области в сфере государственных и муниципальных закупок в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы».

7. «Роль МФЦ в системе мер предупреждения коррупции».

По итогам проведения конференции её участники единогласно приняли резолюцию. В частности, в документе отражены выработанные в ходе экспертной работы рекомендации и предложения по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области. С полным текстом резолюции можно ознакомиться на сайте Уполномоченного по противодействию коррупции по ссылке: http://anticorrupt-ul.ru/anons/7010.html.

Также в этот день в рамках Программы проведена III студенческая научная конференция «Коррупция. Актуальные проблемы. Международный, всероссийский и региональный опыт».

Кроме того, для участников мероприятия была организована работа тематических площадок. Среди них презентационные площадки Молодёжного инициативного антикоррупционного центра «Молодёжь Ульяновской области против коррупции!», кафедры правоохранительной деятельности и противодействия коррупции УлГПУ, пункт экспресс-опроса «Отношение к коррупции?», результаты социологических антикоррупционных исследований за период 2013-2016 года, а также экспозиция выставки лучших работ областного конкурса рисунков «Коррупция глазами ребёнка».

В целом, проведённый анализ исполнения Программы за 9 месяцев 2016 года показывает высокую степень исполнения предусмотренных ею мероприятий.

Так, в отчётный период Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области в рамках пунктов 4.2.11. – 4.2.14. проведена следующая работа:

- организовано проведение на системной основе мероприятий по устранению зон коррупционного риска в сфере закупок, к которым относится: разработка и совершенствование типовых форм документов и методических рекомендаций по закупкам, их своевременная корректировка в соответствии с законодательством о контрактной системе; многоступенчатая проверка документации, извещений о закупках; регулярная разъяснительная работа с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок; повышение качества контроля за работой персонала;

- на регулярной основе организовано проведение обучающих семинаров (круглые столы, совещания, форумы и другие мероприятия) для государственных заказчиков и представителей уполномоченных органов муниципальных образований Ульяновской области в целях содействия развитию добросовестной конкуренции, снижения количества нарушений при осуществлении закупок.

За 9 месяцев 2016 года Министерством совместно с Уполномоченным проведено 38 таких мероприятий.

В отчётный период продолжена работа комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области, постоянным участником (членом) которой является Уполномоченный.

Проведено 42 заседания комиссии, на которых рассмотрено 638 проектов технико-экономических заданий, сумма рассматриваемых проектов составила 5 млрд. 103 млн. руб., в том числе:

- 609 проектов на сумму 4 млрд. 588 млн. признаны обоснованными, 27 проектов отклонены при первичном рассмотрении технико-экономических заданий, в связи с отсутствием финансовых средств, необходимостью устранения замечаний членов Комиссии или признаны неэффективными. Отказано в осуществлении 2 закупок.

Экономия средств за 9 месяцев 2016 года составила – 70,8 млн. руб.

В рамках исполнения пункта № 4.2.5. «Проведение проверок хозяйственной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и учреждённых ими организаций на предмет выявления фактов неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, совершённого с использованием служебного положения» областной Программы за 9 месяцев 2016 года Счётная палата Ульяновской области провела 15 контрольных мероприятий, в ходе которых было проверено 38 объектов. Объём проверенных средств составил 3,0 млрд. рублей. Счётной палатой было выявлено 135 нарушений в финансово-бюджетной сфере. Общая сумма выявленных нарушений и неэффективного использования бюджетных средств составила 242,1 млн. рублей.

По результатам контрольных мероприятий было направлено 32 представления и предписания об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности лиц, виновных в финансовых нарушениях. Во исполнение представлений и предписаний Счётной палаты было устранено финансовых нарушений на сумму 143,1 млн. рублей. Составлено 3 административных протокола, 32 должностных лица привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности.

Департаментом внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области (далее – Департамент) в рамках  осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю было проведено 35 контрольных мероприятий (в том числе 6 внеплановых).

В рамках проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчётности об исполнении государственного задания, соблюдения условий, целей и порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий на выполнение государственного задания было проведено 11 контрольных мероприятий (в том числе 1 внеплановое), проверено средств областного бюджета в общей сумме 714 535,9 тыс. руб.

При этом было выявлено нарушений на общую сумму 49 411,8 тыс. руб.,  что составило 6,9 % от суммы проверенных средств.

Устранено финансовых нарушений на сумму 29 893,2 тыс. руб., в том числе: возвращено в бюджет – 43,2 тыс. руб.

В рамках процедурного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 9 месяцев 2016 года проведено 17 контрольных мероприятий (в том числе 5 внеплановых). Установлено 50 нарушений.

В рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации проведено 7 контрольных мероприятий. Установлено 96 нарушений.

В рамках реализации полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере финансов и бюджетного законодательства уполномоченными должностными лицами Департамента внутреннего государственного финансового контроля в 2016 году было возбуждено 110 дел об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях по 42 делам принято решение о наложении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 1 666,7 тыс. рублей (уплачено на сегодняшний день штрафов на сумму 937,7 тыс. рублей).

В рамках исполнения Программы в Ульяновской области в течение     9 месяцев организована работа по информированию граждан о реализуемых антикоррупционных мерах. По данным мониторинга в 2016 году в печатных и электронных средствах массовой информации (далее – СМИ) Ульяновской области, на различных сайтах в сети «Интернет»  размещено 920 публикаций на тему противодействия коррупции, в том числе:

в районных газетах – 274 публикации;

в областных газетах – 67 публикаций;

в сети «Интернет» – 531 публикация;

на ТВ и радио – 50 публикаций.

В течение 9 месяцев 2016 года в Ульяновской области в рамках исполнения Программы реализован комплекс мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на общих знаниях.

Комплекс мероприятий по правовому антикоррупционному просвещению граждан в образовательных организациях всех типов во взаимодействии с Уполномоченным, правоохранительными органами Ульяновской области осуществлён Министерством образования и науки Ульяновской области.

В 2016 году свою работу продолжила созданная 05 марта 2015 года Советом ректоров вузов Ульяновской области межвузовская комиссия по противодействию коррупции при Совете ректоров вузов Ульяновской области (далее – межвузовская комиссия). Она во взаимодействии
с Уполномоченным координирует антикоррупционную работу в вузах и осуществляет контроль за исполнением решений Совета ректоров вузов, принимаемых в сфере реализации антикоррупционных мер.

Также в 2016 году в Ульяновской области продолжил свою работу созданный в апреле 2015 года по инициативе Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова Молодёжный инициативный антикоррупционный центр.

В первом полугодии 2016 года в рамках исполнения областной программы проведены семинары-практикумы с председателями советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов по вопросам изучения жилищного   и антикоррупционного законодательства. Всего таких семинаров-практикумов проведено 17.

В рамках работы по антикоррупционному просвещению граждан и вовлечению в антикоррупционную деятельность институтов гражданского общества и в соответствии с Программой в период  с 16 по 20 мая 2016 года проведена третья региональная «Неделя антикоррупционных инициатив».

Её мероприятиями охвачены все основные сферы жизни, волнующие жителей региона: образование, здравоохранение, социальная и жилищно-коммунальная сферы. Так во время проведения тематической недели  участниками молодежного инициативного антикоррупционного центра организован мониторинг наличия лекарственных препаратов и цен на них в аптечной сети.

Проведено более 20 тысяч мероприятий по антикоррупционному просвещению.

Центральными мероприятиями в рамках третьей региональной «Недели антикоррупционных инициатив» стали Неделя Палаты справедливости и общественного контроля на кафедре правоохранительной деятельности и противодействия коррупции в УлГПУ имени И.Н. Ульянова, интерактивное занятие на тему: «Нормы антикоррупционного законодательства: от знания к исполнению» и первое  заседание Областного антикоррупционного актива. В рамках данного мероприятия был рассмотрен и одобрен проект Кодекса антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области, проект Комплексного плана мероприятий по реализации антикоррупционной политики в организациях, подведомственных органам государственной и муниципальной власти, а также проект Кодекса этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам государственной и муниципальной власти Ульяновской области.

Участие в мероприятиях антикоррупционной пятидневки приняло более 30 тысяч жителей региона.

В мае 2016 года в рамках исполнения областной антикоррупционной программы на 2016-2018 годы при региональной Палате справедливости и общественного контроля создана базовая кафедра теории и практики антикоррупционной деятельности. Соответствующее Соглашение подписано с УлГПУ им. И.Н.Ульянова.

Сотрудничество между УлГПУ им. И.Н.Ульянова и созданной базовой кафедрой приобрело вполне реальные черты. Антикоррупционное обучение ульяновских студентов успешно перешло от теории к практике! Так, в период с 04 по 17 июля 2016 года  в числе первых ознакомительную и производственную практику на базовой кафедре в Палате справедливости прошли студенты факультета права, экономики и управления университета. В отделе обеспечения деятельности Уполномоченного будущие юристы изучили федеральное и региональное антикоррупционное законодательство. Кроме того, под руководством сотрудников отдела обеспечения деятельности Уполномоченного, студенты ознакомились с текущей работой отдела; участвовали в проведении мониторинга официальных сайтов муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти, выявляя нарушения в оформлении и наполненности сайтов, актуальности представляемой информации, в разделах, посвящённых противодействию коррупции;  обучались проведению антикоррупционного анализа проектов нормативных правовых актов Ульяновской области; ознакомились с работой по рассмотрению обращений граждан, поступающими в адрес Уполномоченного.

В третьем квартале 2016 года, в период с 17 по 21 октября, проведена четвёртая региональная Неделя антикоррупционных инициатив. В рамках её проведения во всех муниципальных образованиях, исполнительных органах государственной власти и подведомственных им учреждениях организованы и проведены мероприятия антикоррупционной направленности.

В рамках четвёртой региональной Недели антикоррупционных инициатив проведено более 3 тысяч мероприятий,  в которых приняли участие более 80 тысяч жителей региона. При этом органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области выявлено более 70 зон коррупционного риска.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012                            № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» Уполномоченным  за 9 месяцев 2016 года проведён антикоррупционный  анализ в отношении 544 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, из них:

- проектов постановлений Правительства Ульяновской области  – 394;

- проектов Законов Ульяновской области  – 77;

- проектов постановлений Губернатора Ульяновской области  – 72;

-  проектов распоряжений Правительства Ульяновской области  – 1.

На 9 проектов даны отрицательные  заключения.

За отчетный период государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области в рамках проведения правовой экспертизы законопроектов, подготавливаемых для внесения в Законодательное Собрание Ульяновской области в порядке законодательной инициативы Губернатора и Правительства Ульяновской области, проектов постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства области подготовлено 1408 правовых заключений.

Кроме того, в рамках ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области, проведена выборочная экспертиза  4322 актов, по результатам которой выявлены нарушения норм законодательства и правил юридической техники в 1570 муниципальных нормативных правовых актах, принятых муниципальными образованиями Ульяновской области.

В целях повышения качества антикоррупционной экспертизы в Ульяновской области 11.07.2016 за № 121-ПЛ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышению ее результативности на территории Ульяновской области,  предусматривающий обязательное системное рассмотрение вопросов по выявляемым  антикоррупционным факторам, в том числе в принятых актов и проектах актов.

Анализ законодательства Ульяновской области о противодействии коррупции в целях приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области осуществляется на постоянной основе.

В течение 2016 года Ульяновским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» были проведены лекции по антикоррупционной тематике для учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ульяновской области. Слушателями лекций стало  свыше 200 человек.

В отчётный период Уполномоченным велась системная работа по повышению уровня грамотности сотрудников юридических служб органов государственной и муниципальной власти по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Так, 15 апреля 2016 года  в рамках проведения Открытой  панельной дискуссии «Теория и практика антикоррупционной деятельности: опыт Ульяновской области» рассмотрен вопрос  о практике выявления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах.

В ходе мероприятия внимание его участников было обращено на существующую проблему в регионе по проведению независимой антикоррупционной экспертизы. Отмечено, что за 2015 год ни один проект нормативного правового акта в Ульяновской области не прошёл независимую антикоррупционную экспертизу. Сотрудникам,  ответственным за организацию антикоррупционной работы в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области, рекомендовано принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

12 октября 2016 года Уполномоченным проведён организационно-методический семинар-совещание на тему: «Вопросы организации антикоррупционной деятельности в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области».

В рамках мероприятия состоялось обучение представителей органов государственной и муниципальной власти по организации работы по выявлению и устранению зон коррупционного риска и по наполнению разделов официальных сайтов, посвященных вопросам противодействия коррупции.

Кроме того, участниками организационно-методического семинара-совещания рассмотрен опыт работы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области по проведению антикоррупционной экспертизы и взаимодействия в данной работе с независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.

Данным ведомством в соответствии с рекомендациями Уполномоченного в рамках работы по активизации сотрудничества с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой экспертизы, осуществлён анализ размещённых на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации реестров юридических и физических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

На первом этапе из реестра физических лиц были выбраны независимые эксперты субъектов Российской Федерации, соседних с Ульяновской областью: Республика Татарстан, Самарская, Пензенская, Саратовская области. При составлении списка учитывались род деятельности и образование независимых экспертов, относящиеся к сфере деятельности Министерства. Так, например, в список не включались специальности: инженер-технолог, радиоинженер, учитель истории, учитель биологии, биолог-охотовед, агротехник-почвовед, военный инженер, инженер-штурман, врач.

Данным независимым экспертам было направлено 80 приглашений к участию в независимой антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, разрабатываемых указанным ведомством. В приглашении было указано место размещения проектов нормативных правовых актов, срок их размещения, почтовый адрес и адрес электронной почты для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Данная практика работы оценивается, как положительная, и может быть использована в практической работе другими органами государственной и муниципальной власти.

21 апреля 2016 года временно исполняющий обязанности  Губернатора Ульяновской области С.И.Морозов утвердил перечень поручений (№ 216-ПЧ) по итогам заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области, которое состоялось  09 апреля 2016 года.

В соответствии с указанными поручениями, исполнительным органам государственной и муниципальной власти поручено принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В этих целях предписано активизировать сотрудничество с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, а также активизировать информационную политику о возможности ознакомления с проектами нормативных правовых актов, размещаемых на официальных сайтах органов власти, для последующего проведения в отношении них независимой антикоррупционной экспертизы.

Наиболее инициативно работа по исполнению данных поручений организована в городах Ульяновск и Димитровград.

Так, в целях активизации работы по проведению независимой антикоррупционной экспертизы одним из членов Совета по профилактике коррупции администрации города Ульяновска А.Е.Лапиным направлены документы в Министерство юстиции Российской Федерации на аккредитацию в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.  

12 августа 2016 года между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченным подписано Соглашение о взаимодействии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченного в сфере противодействия коррупции (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения является установление порядка взаимодействия его сторон по предупреждению включения в проекты нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений в региональных нормативных правовых актах.

Соглашением закреплена система взаимодействия и сотрудничества Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченного по таким важным направлениям, как информационный обмен о выявленных в нормативных правовых актах Ульяновской области и их проектах коррупциогенных факторах, а также мерах, принятых по их устранению. Также Соглашение предусматривает совместное обсуждение проблемных вопросов и разработку предложений по совершенствованию законодательства Ульяновской области, выработке мер по предупреждению включения в нормативные правовые акты области положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В документе прописан порядок реализации совместных мероприятий по привлечению институтов гражданского общества и граждан к участию в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также совместная реализация мероприятий, предусмотренных Программой по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 816-р, и областной программой «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы.

В рамках данного Соглашения в ноябре 2016 года Уполномоченным при участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области разработаны Рекомендации к размещению и наполнению подраздела, посвящённого антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

11 ноября 2016 года данные Рекомендации направлены для использования в работе в органы государственной и муниципальной власти Ульяновской области.

В целях получения навыков антикоррупционного анализа в отношении проектов  нормативных правовых актов Уполномоченным к его проведению привлекаются студенты юридических и экономических факультетов вузов Ульяновской области и кафедры правоохранительной деятельности и противодействия коррупции УлГПУ имени И.Н.Ульянова при прохождении учебных и преддипломных практик в Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области.

В период с 05 по 23 сентября 2016 года в Ульяновской области в рамках исполнения Программы ОГКУ «Аналитика» проведено социологическое исследование «Оценка населением уровня бытовой коррупции в регионе» Объём выборки по Ульяновской области составил 1 100 человек.

27 сентября 2016 года в Палату справедливости и общественного контроля в Ульяновской области представлен отчёт о проведении данного социологического исследования, по результатам которого можно сделать определённый вывод о том, что актуальность проблемы коррупции за последний год возросла. Так, 46% опрошенных считают, что коррупция в области – распространённое явление. Противоположной точки зрения придерживаются только 5% респондентов, кроме того наблюдается тенденция к увеличению числа сторонников точки зрения о том, что уровень коррупции в регионе повышается. В частности, 35% респондентов уверены, что в настоящее время уровень коррупции в регионе не меняется, а 29% - говорят о его росте (на 6% больше, чем год назад).  Для каждого пятого участника исследования, коррупция – норма современной жизни, почти каждый десятый респондент считает коррупцию эффективным способом решения проблем.

Наиболее коррумпированными, с точки зрения жителей области, являются медицинские учреждения (46%), ГИБДД (46%), ВУЗы и средние специальные учебные заведения (40%).

Согласно данным исследования, распространённость коррупционных проявлений в высших и средних специальных учебных заведениях за прошедший год возросла на 5%.

В соответствии с Программой в период с 14 ноября по 05 декабря  2016 года в Ульяновской области проведён конкурс рисунков «Коррупция глазами детей».

Организаторами детского конкурса рисунков выступили Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области, Министерство образования и науки Ульяновской области и ОГБОУ ДОД областной Дворец творчества детей и молодёжи. Участниками  Конкурса стали более 300  обучающихся образовательных организаций  Ульяновской области. Работы 115 из них были допущены к финальному отбору. 05 декабря 2016 года  состоялось заседание конкурсной комиссии, в ходе которой были определены работы-победители.

  В течение 9 месяцев 2016 года ОГКУ «Корпорация развития ИТ» проведена работа по исполнению следующих мероприятий Программы:

Пункт 2.1.4: проведение мониторинга предоставления государственных услуг и выполнения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области:

по результатам мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» за I-III кварталы 2016 года уровень удовлетворённости граждан качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» составил 96,9%. Значение показателя «Комфортность условий в помещении, в котором оказываются услуги» 4,82 балла, значение показателя «Вежливость и компетентность  сотрудника ОГКУ «Корпорация развития ИТ» 4,88 балла, значение показателя «Доступность информации о порядке предоставления услуги» 4,84 балла.

Основные замечания заявителей были связаны со временем ожидания в очереди за предоставлением государственных услуг Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним), Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (назначение и выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, чьи расходы, рассчитанные исходя из нормативов площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают 22 % от совокупного дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), а также оказанием специалистами не всегда полной консультации по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

С целью устранения указанных выше замечаний в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» реализуется сервис предварительной записи на получение государственных и муниципальных услуг; проводится информирование заявителей о возможности получения большинства государственных услуг через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных услуг (функций)», проводится регистрация на данном портале; представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проводится обучение специалистов по порядку предоставления государственных и муниципальных услуг.

Создание областного государственного казённого учреждения «Корпорация развития интернет-технологий многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» было, в первую очередь, направлено на исключение взаимодействия заявителя с представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, тем самым снижение проявления коррупции, а также повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Пункт 3.5.3: организация проведения мониторинга качества и доступности государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и подведомственными им учреждениями:

проведение мониторинга качества и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и подведомственными им учреждениями, проводится в декабре 2016 года, анализ проведённого мониторинга будет представлен в феврале 2017 года.

Пункт 3.5.4: проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области:

ОГКУ «Корпорация развития ИТ» в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.07.2014 № 298-П «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», является уполномоченным на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.

По состоянию на 01 ноября текущего года за 2016 год проведена экспертиза 232 проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.

По результатам проведения экспертизы большинство проектов административных регламентов не соответствовали законодательству Российской Федерации, законодательству Ульяновской области, требовали существенной доработки.

Основные замечания к проектам административных регламентов предоставления государственных услуг:

предмет регулирования административного регламента не соответствует полномочиям исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;

срок предоставления государственной услуги не соответствует срокам выполнения административных процедур;

не указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления;

не указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, которые заявитель вправе представить;

досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, государственных служащих определён без учёта постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;

в проектах административных регламентов предоставления государственных услуг не учтены требования постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с пунктом 3.5.4 Программы ответственным за проведение экспертизы проектов административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности является Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

В течение 9 месяцев 2016 года Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в рамках исполнения Программы проведена следующая работа:

- на сайте Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) в разделе «Социологические опросы»  организовано проведение опросов граждан по изучению мнения населения о бытовой коррупции в лечебных учреждениях и по изучению коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в ведомстве;

- с 17.10.2016 по 21.10.2016 в медицинских организациях, подведомственных Министерству, было проведено анкетирование и мониторинг мнения граждан с целью выявления фактов проявления коррупции;

- на 2016 год в план проверок включено 20 подведомственных учреждений. Все включенные в план учреждения проверяются, в том  числе, на предмет соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. За 9 месяцев 2016 года проверено 14 подведомственных учреждений. В ходе проверок выявлены нарушения в ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница»;

- в 2016 году в 39 медицинских организациях Ульяновской области (государственных, частных, федеральных), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи населению Ульяновской области, проведена независимая оценка качества оказания услуг. Результаты подводятся в декабре текущего года. Информация о результатах независимой оценки будет размещена в сети Интернет на официальном сайте ГМУ (http://bus.gov.ru/), а так же на официальном сайте Министерства в разделе «Деятельность Министерства», в подразделе «Независимая оценка качества услуг» (http://www.med.ulgov.ru/deyatelnost/4062.html).

В отчётный период управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области в рамках исполнения Программы выполнены следующие мероприятия:

        Пункт 2.2.12: ежегодно, с 2013 года, в каждый учебно-тематический план курсов повышения квалификации для государственных гражданских и муниципальных служащих (независимо от направления обучения) входит тема по антикоррупционному направлению, на изучение которой отводится не менее 2 (двух) академических часов.

В целях совершенствования и развития профессиональных и личностных компетенций, а также освоения государственными и муниципальными служащими актуальных изменений в конкретных вопросах своей профессиональной деятельности управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области  проводится аппаратная учёба.

10 февраля 2016 года состоялась аппаратная учёба по теме «Соблюдение антикоррупционного законодательства на государственной гражданской службе Ульяновской области», которую провела Поручикова Татьяна Владимировна – главный советник департамента проверки и анализа управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.

30 марта 2016 года  проведена аппаратная учёба по теме «Основные правила профессиональной этики сотрудников органов государственного
и муниципального управления Ульяновской области». В качестве докладчиков выступили: Вансовская Яна Евгеньевна – исполнительный директор Корпоративного университета Ульяновской области и Антонов Павел Сергеевич – главный советник департамента государственной и муниципальной службы управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области.

С мая 2012 года в рамках положения об организации обучения вновь принятых сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области проводятся адаптационные курсы для вновь принятых сотрудников, в обучающую программу которых также входят вопросы по антикоррупцонному направлению.

В рамках аттестации государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области рассматриваются ситуационные задачи, направленные на предотвращение (урегулирование) конфликта интересов.

Пункт 3.1.1: тестирование государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих Ульяновской области на знание ими принципов профессиональной служебной этики и основных правил поведения, включая стандарты антикоррупционного поведения, которыми должны руководствоваться служащие независимо от замещаемой должности, в 2016 году было организовано в отношении 426 лиц, из них:

65 человек, впервые назначенные на должности государственной гражданской службы Ульяновской области (тестирование проводилось в рамках «Курса молодого бойца»);

27 государственных гражданских служащих администрации Губернатора Ульяновской области (в рамках аттестации и квалификационного экзамена);

334 кандидата на государственную гражданскую службу Ульяновской области, муниципальную службу в Ульяновской области, руководящие должности подведомственных ИОГВ и ОМСУ учреждений.

Пункт 3.2.1: в феврале-марте 2016 года проведено  масштабное обучение государственных и муниципальных служащих, Глав администраций муниципальных образований и руководителей подведомственных учреждений по заполнению справок о доходах: аппаратная учёба для государственных служащих и руководителей госучреждений; совещания с работниками кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений в органах власти, по разъяснению наиболее сложных вопросов декларационной кампании; выездные семинары по «кустовому» принципу для муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений (включая поселенческий уровень); специальные семинары для сотрудников Министерства искусства и культурной политики и Министерства здравоохранения и социального развития (по просьбе министров); семинар для Глав администраций муниципальных районов Ульяновской области.

В 2016 году проведено 8 обучающих семинаров, в том числе с выездом в районы области.

Также в текущем году впервые появились законодательно закреплённые требования о представлении справок о доходах депутатами, действующим «на непостоянной основе». В связи с чем, проведена большая совместная с Законодательным Собранием Ульяновской области работа по консультированию депутатов муниципального уровня по вопросу представления сведений о доходах.

Кроме этого, регулярно осуществляется персональное консультирование сотрудников всех органов государственной власти и органов местного самоуправления (вплоть до поселенческого уровня) по всем возникающим вопросам противодействия коррупции.

Пункт 3.2.2. и пункт 3.4.3: в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие государственного управления в Ульяновской области» на 2015-2020 годы» (п. 3.1. Приложения к Программе), утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 №22/410-П, в 2016 году организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе «Основы противодействия коррупции в органах власти». Обучение прошли 13 государственных гражданских и 15 муниципальных служащих,
в должностные обязанности которых входят вопросы противодействия коррупции.

Пункт 3.3.1: по данным официальной экспресс-информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области об оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области за январь-июнь 2016 года, средняя заработная плата государственных гражданских  (муниципальных) служащих Ульяновской области составляет:

  1. В органах государственной власти субъекта Российской Федерации:

- в органах законодательной (представительной) власти – 58 392 рубля;

-  в органах исполнительной власти – 38 630 рублей.

  1. В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований:

- в органах законодательной (представительной) власти – 31 666 рублей;

- в органах исполнительной власти – 29 338 рублей.

Пункт 3.4.4: в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие государственного управления в Ульяновской области» на 2015-2020 годы» (п. 3.1. Приложения к Программе), утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 №22/410-П в 2016 году организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» (144 часа) для 27 государственных гражданских и 15 муниципальных служащих. В программу курсов повышения квалификации включена тема «Антикоррупционная деятельность в органах власти».

Пункт 3.4.5: департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора проводятся проверки достоверности и полноты сведений, представленных лицами, поступающими на государственную гражданскую службу Ульяновской области.

С целью проведения проверки в отношении каждого лица направляются запросы: ГИБДД, ИЦ УМВД, Кадастровая палата, БТИ, военкомат, учебные заведения, налоговая.

Так, за три квартала 2016 года проведены проверки в отношении 60 назначенных на должности государственной гражданской службы (в среднем направлено 420 запросов), в отношении 50 претендующих на такие должности (в среднем направлено 150 запросов).

Пункт 3.4.6: по завершении периода предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проводится анализ представленных сведений за отчётный период и три предшествующих ему года с целью выявления нарушений и установления факта приобретения нового имущества. Проводятся подсчёты доходов за три предшествующих года и делаются выводы о наличии или отсутствии правовых оснований для представления государственным гражданским служащим сведений о расходах. По результатам анализа при наличии оснований проводятся  заседания комиссии по конфликту интересов. В 2016 году проведён анализ справок о доходах лиц, замещающих государственные должности (проанализировано 47 справок). А также анализ справок государственных гражданских служащих Правительства (306 справок) и руководителей областных учреждений (70 справок).

Пункт 4.1.1: разработаны и утверждены методические рекомендации по соблюдению лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ульяновской области, ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях профилактики коррупционных и иных правонарушений. Специалистами департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора проводится анализ письменных сообщений работодателей, которые сообщили об этом в Правительство Ульяновской области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

В 2016 году таких сообщений поступило 17. Тремя гражданами, ранее замещавшими должность государственной гражданской службы в Правительстве Ульяновской области, было подано обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов для получения согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, либо на выполнение работы (оказание услуги) на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили
в его должностные (служебные) обязанности. Комиссией было дано согласие. Также в рамках осуществления контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, установленных законодательством, в 2016 году комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов было рассмотрено 2 заявления о не уведомлении об иной оплачиваемой работе, хотя они были обязаны до начала трудовой деятельности уведомить работодателя.

Пункт 5.1.7: с целью реализации положений Указа Президента РФ
от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» создана и функционирует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области (постановление Губернатора Ульяновской области от 12.10.2015 № 179 «Об утверждении Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ульяновской области»). Утверждён план работы.

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

1) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума;

2) подготовка предложений о реализации государственной политики в области противодействия коррупции Губернатору Ульяновской области;

3) обеспечение координации деятельности Правительства Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

4) обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также
их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при реализации мер по противодействию коррупции
в Ульяновской области;

5) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области с гражданами, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Ульяновской области;

6) информирование общественности о проводимой исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области работе
по противодействию коррупции.

В 2016 году проведёно 6 заседаний Комиссии.

В рамках исполнения Программы  в течение 9 месяцев 2016 года Министерством образования и науки Ульяновской области выполнены следующие мероприятия:

Пункт 2.2.3: ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» и Департаментом профессионального образования и науки составлены рекомендации по антикоррупционной деятельности в рамках приёмной компании-2016 в профессиональных образовательных организациях, которые доведены до ответственных секретарей приёмных комиссий на обучающих семинарах в мае 2016 года, а также отправлены на электронные адреса профессиональных образовательных организаций. Разработаны методические рекомендации для руководителей профессиональных образовательных организаций и общественных органов управления профессиональных образовательных организаций, педагогических работников по теме «Противодействие коррупции в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации». Модуль по вопросам противодействия коррупции включен в обучающие курсы по повышению квалификации для руководящих должностей профессиональных образовательных организаций в объёме 108 часов.

В октябре 2016 года состоялись обучающие курсы для педагогических работников профессиональных образовательных организаций по теме «Противодействие коррупции в профессиональных образовательных организациях» в объёме 18 часов.

Разработана программа повышения квалификации «Вопросы противодействия коррупции. Государственная антикоррупционная политика» для руководителей организаций, а также специалистов, представляющих юридические лица, в служебные обязанности которых входит организация или координация антикоррупционного процесса. Программа рассчитана на 24 часа. Форма обучения: очно-заочная. Цели программы: формирование у слушателей программы комплексного представления о проблемах и перспективах разработки и применения государственных и муниципальных антикоррупционных стратегий и формирование осознанного и обоснованного личного отношения к служебной этике, конфликту интересов и коррупции. Содержание программы:

  1. Система муниципального управления. Реформирование муниципальной службы. Антикоррупционный аспект.
  2. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на современном этапе.
  3. Международные стандарты государственного и муниципального управления в области противодействия коррупции.
  4. Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству РФ.
  5. Обеспечение соблюдения норм служебной этики на государственной гражданской службе.

Программа была реализована у слушателей курсов переподготовки в группах «Психология», «Экономика. Социальная адаптация в условиях рынка. Маркетинг. Менеджмент в образовании», «Антикризисное управление», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Всего по программе обучено 104 человека.

Кроме того, создана рабочая группа по разработке концепции антикоррупционного воспитания в образовательных организациях. В содержании концепции предусмотрен материал, отражающий систему работы по противодействию коррупции для профессиональных образовательных организаций. Концепция антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области призвана сформулировать цель и задачи воспитательной деятельности; определить методологические и практические основы воспитательной деятельности и оценки её эффективности; обозначить основные направления антикоррупционного воспитания обучающихся. Концепция направлена на формирование антикоррупционного мышления у обучающихся через становление ключевых компетенций, которые позволят им адекватно социализироваться в современном обществе. Первое экспертное обсуждение проекта Концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области проведено 02 сентября 2016 года. Экспертная встреча по обсуждению проекта концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области состоялась 20 октября 2016 года в рамках четвёртой региональной «Недели антикоррупционных инициатив» в Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области. 21 октября 2016 года в рамках областного семинара руководителей образовательных организаций – участников программы РИП прошло представление проекта концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области. Проект Концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области опубликован для широкого обсуждения профессионального сообщества на сайте ОГБУ «Центр ОСИ» 24 октября 2016 года.

В 2016 году УлГПУ имени И.Н.Ульянова совместно с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведена серия обучающих семинаров для  руководителей органов управления образованием и образовательных организаций г. Ульяновска по теме «Разработка антикоррупционной политики образовательной организации в 2016 году». Семинары проводились 09 апреля, 16 апреля и 14 мая 2016 года.

Семинары были организованы в рамках проекта «Развитие компетенций руководителей в сфере правовой, финансовой и антикоррупционной деятельности».

В программе семинаров были  рассмотрены важные вопросы  организации работы по противодействию коррупции в образовательной организации, признаки и виды коррупционных правонарушений, основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства, а также такой актуальный сегодня вопрос, как правовое основание для  привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических и  юридических лиц.

Общее количество обученных на семинарах составило более 400 человек.

Выполняя задачу, поставленную Национальнымм планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, по усилению работы по антикоррупционной пропаганде и в соответствии с Программой в 2016 году в муниципальных образованиях проведена работа по размещению в границах муниципальных образованиях  социальной антикоррупционной рекламы. Соответствующие баннеры установлены в городе Ульяновске, городе Димитровграде, городе Новоульяновске, в Вешкаймском, Инзенском, Новомалыклинском, Павловском, Сурском, Чердаклинском и Мелекесском районах области.

В течение 2016 года в рамках исполнения Программы в Ульяновской области организовано проведение  «прямых линий» с жителями Ульяновской области по вопросам антикоррупционного просвещения. Они проводились при участии сотрудников органов прокуратуры Ульяновской области и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области дважды в период проведения в Ульяновской области третьей и четвёртой Недели антикоррупционных инициатив (16-20 мая и 17-21 октября 2016 года).

Всего на «прямые линии» по вопросам антикоррупционного просвещения поступило более 50 обращений жителей Ульяновской области.

Кроме того, в соответствии с Программой, на сайтах всех исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и администраций муниципальных образований Ульяновской области созданы разделы по вопросам противодействия коррупции, в которых размещена информация о «горячих линиях», позволяющих гражданам
и представителям организаций сообщать об известных им фактах коррупции,
в том числе на условиях анонимности.

В регионе постоянно работает «горячая линия» Уполномоченного 
по противодействию коррупции в Ульяновской области. Информация о коррупционных проявлениях принимается от граждан ежедневно по будням с 09.00 до 18.00 по телефону: (8422) 58-52-74 (отдел обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области). В 2016 году на «горячую линию» Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области поступило 30 обращений граждан.
Также граждане могут сообщать информацию о коррупционных проявлениях используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – «Интернет»):

на адрес электронной почты Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области: anticorrupt@inbox.ru; в интернет-приёмной, размещённой на сайте: http://www.anticorrupt-ul.ru/feedback/.