Анализ работы по противодействию алкоголизму в Ульяновской области в 2007 – 2010 годах

Анализ алкогольной ситуации в Ульяновской области показал, алкоголизм и пьянство приносят значительные потери в экономике, социальной сфере, наносят существенный вред демографической ситуации.

Учитывая мировой и отечественный опыт работы по противодействию пьянству и алкоголизму были определены следующие проблемные направления:

-  доступность алкогольных напитков для населения;

- распространённость нелегального (в том числе и суррогатного) алкоголя;

- отсутствие системной работы по вовлечению населения в безалкогольные формы досуга;

-  неэффективность наркологической помощи населению, страдающему алкогольной зависимостью.

Исходя из этих направлений строилась работа по противодействию алкоголизму в Ульяновской области.

В целях создания нормативной базы для организации этой работы, в пределах предоставленных региону федеральным законодательством, приняты и скорректированы следующие нормативные акты:

1. Закон Ульяновской области от 01.07.2008 № 123-ЗО «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Ульяновской области» - определяет субъектов профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании и их полномочия.

2. Закон   Ульяновской   области   от  3 августа 2007 года № 113-ЗО «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции» - устанавливает требования к предприятиям розничной торговли, при получении лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции с содержанием алкоголя свыше 15%, в том числе запрет по времени продажи с 20 часов до 8 часов, а 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября в течение суток.

3. Закон Ульяновской области от 30.03.2009 № 23-ЗО «О некоторых мерах по предупреждению на территории Ульяновской области причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» - вводит запрет на нахождение детей в учреждениях, где осуществляется реализация и употребление алкогольных напитков, пива и напитков, изготовленных на его основе.

4. Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях, утверждённый Законом Ульяновской области от 05.06.2007 № 72-ЗО – устанавливает ответственность за нарушение требований об ограничении времени продажи крепкой алкогольной продукции (ст.4 Кодекса).

5. Постановление Главы Администрации Ульяновской области от 18.02.2002 № 12 «О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» - определяет порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Руководствуясь порядком органы местного самоуправления своими нормативными актами устанавливают границы таких территорий. Во всех органах местного самоуправления Ульяновской области такие нормативные акты приняты.

Принятые акты позволили ограничить доступность крепкого алкоголя вблизи образовательных, детских учреждений, учреждений здравоохранения, местах массового скопления населения. Ограничен доступ несовершеннолетних в места, где осуществляется реализация алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Запрет реализации крепкого алкоголя в ночное время и отдельные дни (День последнего звонка, День защиты детей, День России, День знаний и День семейного общения) создал основу для вовлечения населения в безалкогольные формы досуга.

Ежегодно разрабатываются мероприятия по снижению алкоголизации населения, которые включают в себя как меры контроля за соблюдением антиалкогольного законодательства, так и меры воспитательного, разъяснительного и профилактического характера, которые реализуются органами исполнительной государственной власти Ульяновской области совместно с территориальными федеральными органами исполнительной государственной власти.

Реализация этих мер в период 2007 – 2010 годы позволила сформировать определённые положительные тенденции в работе по противодействию алкоголизму.

В Правительстве Ульяновской области и во всех муниципальных образованиях созданы рабочие группы по профилактике алкоголизма, на которые возложены функции координации этой работы.

Ежемесячно осуществляется мониторинг алкогольной ситуации и рейтинг муниципальных образований по противодействию алкоголизму, которые позволяют оперативно оценивать ситуацию и направлять усилия на проблемные направления.

В период с 2007 года количество реализованной алкогольной продукции и пива в Ульяновской области снижается. По сравнению с 2007 годом, в 2008 году количество реализованной алкогольной продукции и пива уменьшилось на 15%, в 2009 на 18%, в 2010 на 19% (диаграмма).

 

При этом менялась структура реализуемой продукции. После принятия закона, ограничивающего время реализации крепкого алкоголя, в 2008 году снизилось количество реализуемых крепких напитков и увеличилось количество реализуемых напитков с содержанием этилового спирта менее 15%. В 2009 году объём продаж крепких напитков увеличился, но введение в 2010 году «Дней трезвости» позволило снизить уровень реализованного алкоголя (диаграмма).

 

Одним из критериев вреда наносимого здоровью жителей области является количество отравлений алкоголем.

Активизация работы по противодействию пьянству позволила добиться снижения количества таких отравлений.

Так, по отношению к 2007 году уровень отравлений алкоголем и его суррогатами  в 2010 году снизился на 40% (диаграмма).

 

В целом имеется тенденция к снижению доли умерших, в крови которых обнаружен алкоголь от общего числа умерших (диаграмма).

В 2010 году увеличение смертности произошло на фоне аномально жаркой погоды и в более чем 50% случаев связаны с заболеваниями органов кровообращения.

Этого удалось добиться благодаря организации планомерной работы органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами.

Традиционными в области стали межведомственные профилактические акции «Алкоголь», «Суррогат», месячники по профилактике пьянства среди несовершеннолетних, направленные на выявление источников нелегальной алкогольной продукции, соблюдение антиалкогольного законодательства и профилактическую работу с лицами, склонными к злоупотреблению алкоголем и его незаконной реализации.

Благодаря организованному взаимодействию в 2009 – 2010 году удалось выявить и перекрыть ряд крупных каналов поступления в область нелегального алкоголя. Ликвидированы пять минизаводов по розливу нелегального алкоголя. Изъято в 2009 году 114 тысяч литров нелегальной алкогольной продукции, в 2010 – 147 тысяч литров.

На протяжении четырёх лет отмечается общее снижение зарегистрированных преступлений, имеется тенденция к снижению количества преступлений связанных с незаконным оборотом алкоголя, административных правонарушений связанных с появлением в нетрезвом виде и распитие спиртных напитков в общественных местах. Снижается количество несовершеннолетних, допустивших такие правонарушения (диаграммы).

 

 

Эти результаты достигнуты благодаря активизации правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту алкогольной продукции на фоне мер законодательного ограничения доступности алкоголя и проведения разъяснительной и профилактической работы пропагандирующей здоровый образ жизни. 

Отсутствие законодательного регулирования наркологической помощи лицам, зависимым от алкоголя затрудняет организацию этой работы с малообеспеченными слоями населения. В целях выявления таких категорий граждан и оказания им необходимой наркологической и психологической помощи, в Ульяновской области практикуется выездная форма работы врачей наркологов-психиатров в муниципальных образованиях. Такие выезды осуществляются в рамках акции «Поезд здоровья» с 2007 года. Органы местного самоуправления  выявляют лиц, страдающих алкогольной зависимостью, и проводят с ними подготовительную работу. По прибытию наркологической бригады в муниципальное образование, такие лица проходят обследование на условиях анонимности, и им даются рекомендации по стационарному лечению или проводится кодирование. Такая форма позволила выявлять больных алкоголизмом и оказывать им необходимую помощь или консультации. Всего таких граждан за 4 года обследовано более 4 тысяч.

Таким образом, полагаем, что меры законодательного характера, направленные на ограничение доступности алкоголя для населения, проводимые совместно с мерами по противодействию нелегальному обороту алкогольной продукции и пропагандой здорового образа жизни, дают определённые положительные результаты.

Исходя из этого в 2011 году предлагается:

  1. Продолжить совершенствование регионального антиалкогольного законодательства, в частности рассматривается вопрос о запрете продажи крепкого алкоголя в субботу и воскресенье.
  2. Продолжить совместную работу органов местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота алкогольной продукции.
  3. Активизировать работу субъектов профилактики алкоголизма по пропаганде здорового образа жизни.
  4. Совершенствовать меры по повышению эффективности и доступности наркологической помощи.