Доклад об осуществлении Правительством Ульяновской области регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области за 2021 год

 

Раздел 1. Общие сведения о виде регионального государственного надзора.

 

1.1. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – региональный надзор).

Во исполнение данного Федерального закона 30.09.2021 постановлением Правительства Ульяновской области № 462-П утверждено Положение
об осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области.

1.2. Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области (далее – региональный государственный надзор) является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.3. Объектами регионального государственного надзора является деятельность организаций и граждан, эксплуатирующих потенциально опасные объекты и (или) критически важные объекты, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организаций и граждан, если указанные организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ульяновской области, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.

1.4. Учёт объектов надзора осуществляется посредством включения сведений об объектах надзора в государственную информационную систему «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной-надзорной деятельности» (далее – ТОР КНД). При ведении учёта объектов надзора должностными лицами департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии в Ульяновской области управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее – должностные лица департамента, департамент соответственно) формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам надзора.

Контрольно-наблюдательные дела формируются на каждый объект надзора и содержат идентификационные номера налогоплательщиков, информацию об отнесении объекта надзора к соответствующей категории риска причинения вреда (ущерба) (далее – категории риска) и информацию об изменении категории риска, копии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий со всеми приложениями, предписания об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, оригиналы или копии других документов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за последние 5 лет.

1.5. Ключевые показатели регионального государственного надзора и их целевые (плановые) значения в 2021 году не утверждались.

 

Раздел 2. Сведения об организации регионального государственного надзора.

 

2.1. С учётом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты регионального государственного надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:

1) к категории высокого риска:

а) деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, не подпадающие под федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) деятельность граждан и организаций, создающих в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ульяновской области;

2) к категории значительного риска:

а) деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты регионального уровня значимости, не подпадающие под федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) деятельность граждан и организаций, если эти организации (их структурные подразделения) и граждане или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ульяновской области;

3) к категории среднего риска:

деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих критически важные объекты муниципального уровня значимости, не подпадающие под федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) к категории низкого риска – деятельность граждан и организаций, указанных в подпункте 3 пункта 2 Положения об осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 30.09.2021 № 462-П (далее - Положение), при отнесении их деятельности к категории низкого риска в случае соблюдения условия, предусмотренного пунктом 24 Положения.

2.2. Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является Правительство Ульяновской области.

Уполномоченными должностными лицами на осуществление регионального государственного надзора являются 3 должностных лица департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии в Ульяновской области управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области:

1) начальник департамента;

2) заместитель начальника департамента;

3) ведущий консультант департамента.

2.3. Контрольно-надзорная деятельность департамента осуществляется в рамках общего финансирования Правительства Ульяновской области.

В соответствии с бюджетным финансированием на 2021 год объем финансовых средств, выделенных на выполнение функции по региональному государственному надзору, составил 2167 тыс. рублей. В указанную сумму расходов включены заработная плата должностных лиц департамента, без учета командировочных расходов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий и затрат на материально-техническое обеспечение деятельности департамента.

Штатная численность должностных лиц уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора по состоянию на 31.12.2021 укомплектована на 100 %.

Все государственные служащие, осуществляющие полномочия по региональному надзору имеют высшее образование. В 2021 году мероприятия по повышению квалификации должностных лиц департамента проводились в рамках мероприятий, реализуемых Правительством Ульяновской области. Кроме того, в мае 2021 года заместитель начальника департамента и ведущий консультант департамента прошли обучение по программе подготовки пользователей государственной информационной системой «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной-надзорной деятельности».

2.3.  При осуществлении регионального государственного надзора применяются следующие информационные системы:

1) государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной-надзорной деятельности»;

2) государственная информационная система «Управление»;

3) государственная информационная система «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».

2.4. В целях обеспечения межведомственного информационного взаимодействия при осуществлении регионального государственного надзора Правительством Ульяновской области приняты следующие акты:

1) распоряжение Правительства Ульяновской области от 16.07.2021 № 384-пр «Об организации в Правительстве Ульяновской области работы с государственной информационной системой «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»;

2) распоряжение Правительства Ульяновской области от 08.09.2020 № 517-пр «Об ответственных за организацию и обеспечение предоставления сведений в государственную информационную систему «Управление»;

3) распоряжение Правительства Ульяновской области от 15.01.2021 № 10-пр «Об организации в Правительстве Ульяновской области работы с государственной информационной системой «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».

2.5. Порядок досудебного обжалования решений органа, осуществлявшего региональный государственный надзор, действий (бездействия) должностных лиц департамента определён Положением об осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 30.09.2021г. № 462-П.

 

Раздел 3. Сведения о профилактике рисков причинения вреда (ущерба).

 

3.1. Профилактические мероприятия, направленные на снижение рисков причинения вреда (ущерба) и предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в 2021 году, осуществлялись посредством информирования. 

На официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в сети «Интернет» были размещены соответствующие сведения:

1) тексты нормативных правовых актов, регулирующие осуществление регионального государственного надзора;

2) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора;

3) утвержденная форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении регионального государственного надзора;

4) утверждённое руководство по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Ульяновской области (для органов местного самоуправления и организаций).

5) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;

6) сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, осуществляющего региональный государственный надзор, действий (бездействия) должностных лиц департамента.

3.2. Независимая оценка соблюдения обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора в 2021 году не применялась.

 

Раздел 4. Сведения о контрольных (надзорных) мероприятиях.

 

4.1. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемым лицом Положением предусмотрены следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) документарная проверка;

4) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выездное обследование.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Плановые инспекционные визиты не проводятся.

Внеплановые инспекционные визиты могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесённых к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска в случае, если объектом надзора осуществляет владение, пользование или управление одно контролируемое лицо.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) инструментальное обследование.

Плановые рейдовые осмотры не проводятся.

Внеплановые рейдовые осмотры могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесённых к категориям высокого, значительного, среднего и низкого риска в случае, если объектом надзора осуществляют владение, пользование или управление несколько контролируемых лиц.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении департамента, осуществляющего региональный государственный надзор, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществлённого в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного надзора.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

Плановые документарные проверки не проводятся.

Внеплановые документарные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесённых к категории высокого, значительного и среднего риска в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие проводится в соответствии с основанием, предусмотренным подпунктом 5 пункта 106 Положения.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) инструментальное обследование;

7) экспертиза.

Плановые выездные проверки проводятся в отношении объектов надзора, отнесённых к категории высокого, значительного и среднего риска.

Внеплановые выездные проверки могут проводиться в отношении объектов надзора, отнесённых к категории высокого, значительного и среднего риска.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности, месту нахождения объекта надзора.

Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости, друг от друга)
не может превышать один рабочий день.

Внеплановое выездное обследование может проводиться в отношении объектов надзора, отнесённых к категории высокого, значительного, среднего
и низкого риска.

В ходе выездного обследования в общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) зданиях, строениях, сооружениях
и помещениях, на территориях, используемых при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, могут осуществляться:

1) осмотр;

2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

3) экспертиза.

4.2. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:

1) наличие у Правительства Ульяновской области сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или отклонения объекта надзора от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включённых в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.3. В 2021 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не осуществлялись в силу установленных постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ограничений.

Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых планировались контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения на них чрезвычайных ситуаций в 2021 году не выявлено.

В рамках осуществления регионального надзора в 2021 году риск - ориентированный подход при составлении проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не применялся.

В рамках осуществления регионального государственного надзора, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не проводились.

Проверки в отношении субъектов малого предпринимательства за отчетный период не осуществлялись.

4.4. Специальные режимы государственного контроля (надзора) при осуществлении регионального государственного надзора в 2021 году не применялись.

 

Раздел 5. Сведения о результатах проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

 

5.1. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного надзора в 2021 не проводились.

5.2. Досудебное и судебное обжалование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями решений органа, осуществляющего региональный государственный надзор, действий (бездействия) должностных лиц департамента в 2021 году не осуществлялось.

5.3. В виду отсутствия выявленных нарушений обязательных требований, мер по их пресечению, устранению их последствий и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений, в 2021 году не применялось.

 

Раздел 6. Сведения об индикативных показателях регионального государственного надзора.

 

Индикативные показатели, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц, при осуществлении регионального государственного надзора в 2021 году не использовались. 

 

Раздел 7. Сведения о достижении ключевых показателей, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

 

Сравнительный анализ ключевых показателей не может отражать реальное положение дел в виду того, что во втором полугодии 2020 года и в 2021 году контрольные (надзорные) мероприятия по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не осуществлялись в силу установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» особенностей проведения контрольных мероприятий.

 

Раздел 8. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления регионального государственного надзора.

 

Приведенные выше данные дают основание признать деятельность по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области удовлетворительной.

Исходя из вышесказанного, в 2022 году Правительству Ульяновской области необходимо организовать и провести следующие мероприятия:

организовать работу по повышению уровня профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

внести в установленном порядке проект постановления Правительства Ульяновской области «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области»;

выстроить систему оценки результативности и эффективности надзорной деятельности;

актуализировать и разместить на сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновской области;активизировать работу по использованию государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;

подготовить план проведения плановых проверок на 2023 год с применением риск-ориентированной модели.

В настоящее время существующей нормативной правовой базы Ульяновской области достаточно для осуществления регионального государственного надзора на должном уровне.

Предложения, связанные с внесением изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление государственного контроля (надзора) в Российской Федерации направленные на повышение эффективности регионального государственного надзора отсутствуют.

 

 

 

Начальник управления по вопросам общественной
безопасности администрации Губернатора
Ульяновской области                                                                                   А.Е. Мурашов


Начальник департамента по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и по обеспечению деятельности антинаркотической
комиссии в Ульяновской области управления по вопросам
общественной безопасности администрации Губернатора
Ульяновской области                                                                             В.В. Земсков