Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений (доклад 16.10.2010 г.)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД Ульяновск, 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е 

Введение......................................................................................................... 3 

1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ................................. 4 

2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.......................................................................... 6

2.1. Передача полномочий – общая характеристика ситуации в Российской Федерации................................................................................................... 6

2.2. Опыт субъектов Российской Федерации по передаче полномочий      7 

3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ....................................................................... 9 

3.1. Передача полномочий в 2006 – 2008 годах (переходный период) 9

3.2. Полномочия, переданные на уровень муниципальных районов в 2010 и планируемые к передаче в 2011 году.................................................... 12 

Выводы и предложения.............................................................................. 14

 


Введение

Одним из наиболее актуальных вопросов современного состояния организации решения вопросов местного значения в муниципальных образованиях является вопрос разграничения полномочий между уровнями местного самоуправления.

Актуальность данного вопроса обусловлена необходимость повышения качества исполнения вопросов местного значения на поселенческом уровне. По итогам анализа ситуации в 2009-2010 годах в среднем по всем поселениям Ульяновской области полнота исполнения полномочий составила 33,9%. При этом в части решения базовых вопросов местного значения уровень исполнения полномочий составил в сфере управления финансами – 35%,  управления имуществом – 29%, градостроительной деятельности – 30%, жилищно-коммунального хозяйства – 31%.

Таким образом, основной задачей является определение вариантов наиболее эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения,  разработка рекомендаций и модели исполнения полномочий в муниципальных образованиях.

Поскольку в рамках нормативного поля, регулирующего данный вопрос, возможны различные варианты организации исполнения полномочий, необходимо использовать комплексный подход и рассмотреть все возможные варианты организации системы, определив на практике наиболее эффективные из них.

Особо следует отметить, что в настоящее время отсутствует чёткая единая политики в муниципалитетах  области  в вопросе перераспределения полномочий между уровнями местного самоуправления.  Стратегическое значение данного вопроса определяется направлением в развитии той или иной модели организации местного самоуправления. 

Отсутствие единого подхода было обусловлено тем, что в переходный период 2006-2009 годов муниципальные районы существенно различались по уровню подготовленности к реализации реформы местного самоуправления, а также внутри самих районов существенно различались собственные возможности поселений. В связи с этим, исходя из конкретной ситуации в каждом муниципальном образовании принимались решения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения с уровня поселений на уровень муниципальных районов.

Подобная передача осуществлялась в тех сферах, в которых поселения каждого конкретного района не обладали в достаточной мере кадровыми и финансовыми возможностями для решения вопросов местного значения.

         При этом следует отметить ряд типичных проблемных вопросов, которые возникли в сфере передачи полномочий. 

1. В нарушение действующего законодательства полномочия от поселений на район передавались без их достаточного финансового обеспечения.

2. Не во всех районах имеются методики расчета субвенций  по исполнению, тех или иных полномочий. Сумма субвенций устанавливается  либо произвольно, либо в зависимости от финансовой обеспеченности тех или иных поселений.

         3. Отсутствует системный контроль со стороны поселенческих органов местного самоуправления за исполнением районом переданных им полномочий.      

         Решение данных вопросов также возможно в рамках единого комплексного подхода к проблеме эффективного разграничения полномочий. 

 

1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

Основу нормативного правового обеспечения процесса заключения соглашений о передаче полномочий между поселениями и муниципальными районами составляют  Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

При подготовке и заключении соглашений о передаче полномочий должен выполняться ряд условий, в частности соглашения должны:

1) заключаться на определенный срок, то есть текстом соглашения должно быть определён конкретный временной период его действия;

2) содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;

3) содержать порядок (методику) определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

4) предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

 

         Особо следует отметить, что кроме заключения соглашений о передаче полномочий в ближайшее время возможна будет форма исполнения администрацией муниципального района полномочий администрации городского поселения – административного центра данного района.

В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации  принят в первом чтении законопроект о возможности исполнения полномочий местной администрации административного центра муниципального района администрацией данного района. Соответствующие изменения вносятся в закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается, что уставами муниципального района и городского муниципального образования, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено исполнение полномочий администрации такого городского муниципального образования местной администрацией муниципального района.

Таким образом, в муниципальных районах, где административным центром является городское поселение возможно создание единой администрации.

В Ульяновской области под возможные изменения подпадают 18 административных центров муниципальных районов. Исключения составляют 3 района:

1. Новомалыклинский район – административный центр Новомалыклинское сельское поселение;

2.  Цильнинский район - административный центр Большенагаткинское сельское поселение;

3. Мелекесский район – административный центр г. Димитровград.

Предполагаемые позитивные моменты изменений

1. Сокращение расходов на содержание органов местного самоуправления за счёт создания единой администрации (сокращение управленческого персонала, сокращение расходов на содержание административных зданий и помещений);

2. Высвобождение помещений для более эффективного распоряжения муниципальной собственностью;

3.  Устранение конфликтных ситуаций, возникающих из противостояния центральных поселений и администраций муниципальных районов;

4. Устранения неопределенности у жителей районных центров по вопросу, в какую из двух администраций обращаться для решения тех или иных проблем.

Рисковые моменты изменений.

1. Появление в переходный период локальных очагов напряжённости в административных центрах между главой администрации поселений и района;

2. Сохранение в городском поселении собственного Совета депутатов, решения которого будут обязательны для исполнения единой администрацией муниципального района и поселения;

3. Снижение динамики развития местного самоуправления в связи с тем, что центральные городские поселения являются наиболее ресурсообеспеченными для решения вопросов местного значения;

4. Блокирование органами местного самоуправления поселений решения о создании единой администрации.

Основой рисковых моментов является то, что для принятия решения о создании единой администрации необходимо обоюдное согласие руководства поселения и руководства муниципального района.

Данное согласие выражается во внесении изменений в уставы каждого из муниципальных образований нормы о том что «исполнение полномочий администрации городского муниципального образования, являющегося административным центром муниципального района, осуществляется местной администрацией муниципального района».    

         В связи с тем, что создание единой администрации предусматривает внесение изменений в устав поселения в части структуры органов местного самоуправления, данные изменения вступят в силу не ранее окончания срока полномочий действующих Советов депутатов поселений.

В этом случае возможны 2 варианта:

1. Изменения вступают в силу после очередных выборов осенью 2013 года;

2. Советы депутатов поселений вносят изменения в уставы и досрочно прекращают свои полномочий. В данном случае потребуется проведение новых выборов в советы депутатов поселений, так как данный орган сохраняется независимо от создания единой администрации. 

 

2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

2.1. Передача полномочий – общая характеристика ситуации в Российской Федерации

На уровне Российской Федерации по итогам 2009 года соглашения о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения поселений заключаются во всех субъектах Российской Федерации.

Все 100% поселений заключили соглашения с муниципальными районами в 15 субъектах Российской Федерации, что на 6 меньше чем в 2008 году, еще в 22 субъектах Российской Федерации соглашения заключили более 90% поселений.

В целом в 2009 году таким правом воспользовались 16668 поселений (77.% от всех поселений Российской Федерации), из них 15349 сельских поселений (77,8%) и 1319 городских поселений (75.5%). По сравнению с данными на 1 июня 2008 года количество поселений, заключивших соглашения уменьшилось на 5% или 1190 единиц.

Соответственно существенно увеличилось количество поселений, решающих все вопросы местного значения самостоятельно. При этом необходимо учитываться, что с 2006 по 2008 год не все поселения заключали соглашения в силу того, что часть полномочий по решению вопросов местного значения была закреплена за органами местного самоуправления муниципальных районов законами субъектов Российской Федерации.

Порядка 70% поселений, заключивших соглашения, передают на их основе органам местного самоуправления муниципальных районов полномочия по решению от 1 до 5 вопросов местного значения, 22% поселений – от 6 до 10 вопросов местного значения, 7.5% от 11 до 20 вопросов местного значения, 3% - более 20 вопросов местного значения. По сравнению с данными на 1 июня 2008 года сократилось количество поселений, передающих органам местного самоуправления муниципальных районов полномочий по решению более 5 вопросов местного значения.

По предварительным данным все вопросы местного значения переданы на уровень муниципальных районов в 65 поселениях: в 57 поселениях Республики Бурятия, 7 поселениях Калининградской области, 1 поселении Смоленской области.

В целом по Российской Федерации на уровень муниципальных районов наибольшее количество поселений передает следующие вопросы местного значения:

- формирование и исполнение бюджетов поселений;

- организация библиотечного обслуживания населения;

- создание условий для организации досуга;

- обеспечение условий для развития на территории поселений физической культуры и массового спорта;

- утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки;

- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб;

- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

- вопросы связанные с коммунальным хозяйством.

Вместе с тем, такие вопросы как установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора городские и сельские поселения осуществляют в основном самостоятельно. 

 

2.2. Опыт субъектов Российской Федерации по передаче полномочий

         Практика передачи полномочий от поселений на уровень муниципальных районов в Российской Федерации является достаточно распространенным механизмом реализации реформы местного самоуправления. Такая практика особенно распространена в тех субъектах РФ, где до введения в действие 131-го Федерального закона поселенческий уровень не существовал.

         Так, например, соглашения о передаче полномочий от поселений получили широкое распространение в Иркутской области, где согласно закону области с 1 января 2006 г. в полном объеме осуществляется местное самоуправление, а в действительности произошла практически повсеместная передача значительной части полномочий поселений районным органам местного самоуправления.

  В Оренбургской области, несмотря на то, что с 2007 г. в действие полностью введен поселенческий уровень местного самоуправления, фактический объем полномочий поселений по сравнению с 2006 г. не увеличился. Заключены соглашения между районными и поселенческими муниципальными образованиями, по которым к районной администрации перешла значительная часть поселенческих полномочий, в том числе в сфере коммунального хозяйства, строительства и содержания автомобильных дорог, предоставления услуг культуры, физической культуры и спорта, библиотечного обслуживания, формирования архивных фондов поселения, вопросов землепользования и застройки, гражданской обороны, мобилизационной подготовки, содействия развитию сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства, работы с детьми и молодежью

         Отдельно следует отметить опыт Липецкой области, где поселения были сохранены в тех же границах, в которых они существовали до выхода Федерального закона №131-ФЗ и сохранили наименование «сельсовет». Более половины поселений имеют численность населения менее 1 тысячи человек. 

На уровне поселений в основном исполняются полномочия по благоустройству, ремонту дорог, организации досуга и спортивно-массовой работы.

Организацией предоставления жилищно-коммунальных услуг занимаются межпоселенческие общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе искусственно обанкроченных муниципальных унитарных предприятий и фактически управляемые на уровне  муниципального района, исполнением и контролем за бюджетами поселений также занимаются районные власти.

Таким образом в поселениях отсутствует необходимость содержания соответствующих специалистов и типовая структура администрации поселения (сельсовета) представляет собой следующее:

- Глава администрации поселения

- специалист – бухгалтер (1-3 человека в зависимости от численности поселения)  

- специалист по делопроизводству.

         При этом нормативные правовые акты поселенческого уровня практически не принимаются (например, Черкасским сельсоветом за период 2006 – 2008 года принято 19 актов).

         Передача полномочий от поселений муниципальным районам должна способствовать также и повышению удобства для населений при получении соответствующих бюджетных услуг.

         Текущая ситуация в муниципальных образованиях в Российской Федерации складывается таким образом, что население зачастую не знает, какой уровень власти отвечает за те или иные вопросы.

         Так, например, к компетенции муниципальной власти большинство граждан относит вопросы социальной защиты, и содействия занятости, и охраны общественного порядка, которые сегодня решаются государством. В то же время вопросы безопасности (первичных мер пожарной безопасности, мобилизационной работы, ГО и ЧС, работы аварийных служб), которые формально сегодня закреплены и за местным самоуправлением, практически никто из жителей муниципалитетов не считает муниципальной компетенцией.

         Дополнительно перераспределение наиболее значимых для населения полномочий между поселениями и муниципальными районами должно обеспечить еще и формирование стройной и логичной системы прав и обязанностей органов местного самоуправления при обеспечении бесперебойной работы важных для жизнедеятельности населения учреждений и объектов инженерной инфраструктуры и предоставлении гражданам муниципальных услуг.

         Опыт практики делегирования полномочий в субъектах РФ показывает, что в целом перераспределению полномочий между органами местного самоуправления должна предшествовать оценка степени их обеспеченности необходимыми ресурсами, поскольку, в случае низкой ресурсообепеченности муниципального района, передача соответствующих полномочий на уровень муниципального района не приведет к каким-либо значимым позитивным результатам  (например, отсутствие необходимой инженерной инфраструктуры, техники, кадрового обеспечения предоставления услуг ЖКХ у муниципального района при передаче полномочий по организации водоснабжения населения).

   

3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 

3.1. Передача полномочий в 2006 – 2008 годах (переходный период)

Всего в 2006 году 131 поселение заключили соглашения с муниципальными районами о решении вопросов местного значения (92,2 %).  11 поселений (7,8%) реализовывали реформу местного самоуправления самостоятельно в полном объеме.

В 2006 году на уровень районов были переданы  полномочия:

- по организации библиотечного обслуживания населения  в 16-ти районах;

- по исполнению бюджета поселения и контролю за исполнением данного бюджета  в 14-ти районах;

- по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения в 10-ти районах;

- по вопросу утверждения и разработки  генеральных планов и правил землепользования  в 7-и районах;

- по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, содержания дорог и транспортного обслуживания  в 3-ех районах. 

Кроме того, в городских поселениях, административные центры которых являются районными центрами, для сохранения культурного центра переданы полномочия в сфере культуры. 

В 2008 году ситуация изменилась  на уровень района переданы полномочия по решению вопросов местного значения 83 поселениями. Если не считать полномочия по размещению муниципального заказа, которые  переданы всеми поселениями.

В основном переданы на уровень муниципальных районов следующие полномочия:

В области  формирования, утверждения, исполнения бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета полномочия  переданы в 32 поселениях, совместно решают данный вопрос в 44 поселениях, 66 поселений решают вопрос самостоятельно.

По вопросу владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения полномочия передали полностью 27, частично 36, 79 - решают вопрос самостоятельно.

В области организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом полномочия передали полностью 6, частично 6, 130 - поселений исполняют вопрос самостоятельно.

Вопросы по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения передали 34 поселения.

Полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения переданы на уровень муниципального района 83 поселениями.

Также незначительным количеством поселений  передавались полномочия по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

         Таким образом, следует отметить, что количество поселений передавших на уровень муниципальных районов полномочия по решения вопросов местного значения  сократилось. Также как и количество полномочий передаваемых на уровень района,   если в 2006 году  в среднем на уровень района от поселений передавалось 4-5 полномочий, то в 2008 2-3 полномочия.

         Это говорит о стремлении поселений самостоятельно исполнять, как можно большее количество полномочий, а также о совершенствовании  федерального законодательства, в части разграничения полномочий. Так в 2006, 2007 году ряд полномочий были исключены из ведения поселений, а также у районов появилась возможность исполнять аналогичные поселенческим полномочия, например в области культуры.

 

В 2009 году соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения были заключены 137 поселениями области, в том числе в :

- Базарносызганском районе – 5 поселений;

- Барышском районе – 8;

- Вешкаймском районе – 6;

- Инзенском районе – 8;

- Карсунском районе – 8;

- Кузоватовском районе – 6;

- Майнском районе – 7;

- Мелекесском районе – 8;

- Николаевском районе – 9;

- Новомалыклинском районе – 5;

- Новоспасском районе – 6;

- Павловском районе – 6;

- Радищевском районе – 4;

- Сенгилеевском районе – 4;

- Старокулаткинском районе – 3;

- Старомайнском районе – 7;

- Сурском районе – 7;

- Тереньгульском районе – 6;

- Ульяновском районе – 6;

- Цильнинском районе – 8;

- Чердаклинском районе – 10.

 

В своих бюджетах предусмотрели субвенции бюджетам соответствующих муниципальных районов 130 поселений.

Наибольшее количество поселений передавали на уровень муниципальных районов следующие полномочия:

- размещение муниципального заказа;

- исполнение и контроль за исполнением бюджета поселения;

- полномочия в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

- полномочия в области организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

- вопросы по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

- полномочия в сфере градостроительной деятельности; 

Кроме того, незначительным количеством поселений  передавались полномочия по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. 

Следует отметить, что анализ объемов субвенций показывает существование значительного перекоса в данном показателе в разных муниципальных образованиях. Например, в 2009 году в бюджет Вешкаймского района на исполнение полномочий по формированию, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов поселений в расчете на каждое поселение поступило 135,9 тыс. руб. За аналогичный период на исполнение тех же полномочий в бюджет Павловского района поступило только 18 тыс. руб. Аналогичные расхождения в объемах субвенций на исполнение полномочий, слабо зависящих от территориального расположения муниципальных образований, наблюдается и по остальным полномочиям. Ситуация существенно не изменилась и на сегодняшний день.

Данное обстоятельство может объясняться отсутствием единых методологических подходов к разработке методик расчета субвенций на исполнение переданных полномочий. Кроме того, отсутствие таких методик, утверждение которых предшествует собственно передаче полномочий, само по себе является существенным нарушением бюджетного законодательства. 

3.2. Полномочия, переданные на уровень муниципальных районов в 2010 и планируемые к передаче в 2011 году

На 2010 год соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения были заключены 136 поселениями области.

По сравнению с 2009 годом структура полномочий и состав поселений, передавших часть своих полномочий муниципальным районам, значительных изменений не претерпели. 

Анализ планируемых соглашений на 2011 год показывает, что спектр полномочий планируемых к передаче существенно не изменился.

Так в большинстве муниципальных районов планируется принять в 2011 году от поселений следующие полномочия:

- в сфере бюджетной политики (исполнение бюджета поселения, внутренний и внешний финансовый контроль за исполнением данного бюджета);

-  размещение муниципального заказа (размещение информации ыв печати и сети Интернет, проведение торгов, запроса котировок, ведение реестра муниципальных контрактов);

- в имущественной сфере (приватизация жилых помещений, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, контроль за исполнением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом);

- в сфере градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения); 

Также достаточно велика доля поселений планирующих передачу полномочий по  организации библиотечного обслуживания населения  и полномочий в сфере обеспечения безопасности населения (организация деятельности аварийно-спасательных служб, осуществление мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций). 

Кроме того, отдельными поселениями планируются к передаче на уровень муниципального районы полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения, организации досуга, осуществление хранения, учёта, комплектования и использования архивных документов). 

Учитывая необходимость заключения соглашений о передаче полномочий от поселений на уровень муниципальных районов в максимально короткие сроки в целях качественного осуществления бюджетных проектировок следующего финансового года, представляется целесообразным на основании согласованных предложений отраслевых министерств, ведомств Ульяновской области и органов местного самоуправления всех уровней определить оптимальную структуру массива передаваемых полномочий с учетом возможности повышения эффективности их исполнения в результате такой передачи. 

По итогам работы рабочей группы по подготовке данного доклада с участием заинтересованных министерств Ульяновской области и представителей органов местного самоуправления выработаны следующие предложения по составу передаваемых полномочий.

Учитывая низкую ресурсообеспеченность поселений, препятствующую качественному решению части вопросов местного значения, представляется целесообразным в 2011 году передать на уровень муниципальных районов следующие ключевые полномочия:

  1. организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
  2. организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  3. составление и рассмотрение проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчёта об исполнении местного бюджета или одну из указанных частей осуществления бюджетного процесса;
  4. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений;
  5. обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
  6. выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения,  резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
  7. установление тарифов на подключение к коммунальным сетям и утверждение надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. 

 

Выводы и предложения

Учитывая изложенное выше, необходимо отметить, что вопросы разграничения полномочий по уровням муниципальной власти в настоящее время являются одной из наиболее приоритетных задач по обеспечению дальнейшего развития местного самоуправления и повышению качества решения вопросов местного значения.

По итогам анализа текущей ситуации в Ульяновской области представляется целесообразным осуществить следующий комплекс мероприятий:

  1. Министру внутренней политики направить в муниципальные образования подготовленные методические рекомендации  о передаче полномочий с уровня поселений на уровень муниципальных районов в срок до 20 октября 2010 года.
  2. Главам администраций поселений и муниципальных районов заключить соглашения о передачи части полномочий на уровень муниципальных районов на 2011 год  до 31 октября 2010 года.
  3. Главам администраций муниципальных районов учитывать заключённые соглашения, при составлении проекта бюджета  муниципального образования на 2011 год.
  4. Органам местного самоуправления муниципальных образований осуществлять контроль за качеством  исполнения переданных полномочий в 2010 году.
  5. Органам исполнительной власти Ульяновской области  оказывать методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в течение срока действия соглашений.
  6. Министру внутренней политики Ульяновской области оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления поселений, осуществляемую в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.01.2009 № 24-пр «Об утверждении системы показателей оценки эффективности исполнения полномочий органами местного самоуправления поселений на территории Ульяновской области» в 2011 году производить с учётом передачи полномочий на уровень муниципального района. 

Таким образом, реализация данного комплекса мероприятий позволит выработать единую политику Ульяновской области в вопросе разграничения полномочий меду уровнями местного самоуправления, что будет способствовать улучшению качества исполнения полномочий на местном уровне. 

Предполагаемые последствия реализации решений Губернаторского Совета. 

В результате реализации решений Губернаторского Совета в Ульяновской области произойдёт перераспределение полномочий в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Ульяновской области».

Ключевые полномочия, а именно полномочия в области исполнения бюджета,  муниципального заказа, управления ЖКХ, архитектуры и градостроительства будут переведены на уровень муниципальных районов с поселений.

         По предварительной оценке перераспределение полномочий, позволит сократить в поселениях порядка 70 специалистов  по должности муниципальной службы «главный специалист», размер средств, передаваемый на уровень муниципального района составит около 5 миллионов рублей в год.

         Кроме того, по мнению Министерства финансов Ульяновской области в методиках передачи финансовых средств с уровня поселений на уровень района, целесообразно в рамках действующей структуры устанавливать доплату специалистам, которые будут исполнять соответствующие полномочия на уровень поселений.

         Размер доплаты, будет определяться муниципальными районами самостоятельно, в рамках типовой методики, но учитывая местные факторы, такие как загрузку, территориальный разброс, уровень компетенции действующих специалистов.

         Таким образом, максимальное увеличение численности сотрудников в районе, учитывая передаваемые полномочия, составит 63 человека, 3 дополнительных специалиста, по должности главный  специалист.

         Следует отметить, что объём муниципальных услуг оказываемых в поселениях  в результате разграничения полномочий, не изменится, поскольку передаются в основном, муниципальные управленческие функции. А выдача разрешений на строительство и ранее осуществлялась в рамках переданных полномочий на уровень муниципального района.

         Кроме того, считаем целесообразным оставить ресурсы высвобожденные в результате перераспределения полномочий и проведения организационно-штатных мероприятий, оставить в распоряжении муниципальных районов, заложив максимально реалистичные финансовые средства в рамках передачи межбюджетных трансфертов с уровня поселений на уровень района.

         В результате разграничения полномочий:

1. Будет произведено перераспределение полномочий с уровня поселений на уровень районов;

2. Будет создана единая система реализации полномочий в Ульяновской области;

3. Улучшится качество исполняемых полномочий, за счет привлечения более квалифицированных кадров в муниципальном районе;

4. Будут использоваться методические материалы органов исполнительной власти Ульяновской области, что позволит привести в единую систему нормативные акты, касающиеся передачи полномочий с одного уровня местного самоуправления на другой;

5.Будут использованы единые методики расчёта межбюджетных трансфертов, что позволит сделать процесс передачи полномочий наиболее прозрачным и открытым.

 

Аналитический доклад «Разграничение полномочий между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений» (в формате .rtf, 180 Кб)