Отчет о реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории Ульяновской области (тезисы выступления В.И.Гаранина)
вопрос 3
Показатели и задачи Указа
В указе отражены следующие показатели в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с планом выполнения мероприятий по достижению показателей, указанных в пункте 1 и в подпункте «е» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» », утверждённый Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю.Сурковым от 24.09.2012 № 5148п-П16):
- Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен достичь к 2018 году не менее 90%.
Целевые значения по годам: 2013 – 2015 годы – 70%, 2016 год – 80%, 2017 год – 85%, 2018 год – 90%.
Результаты регионального мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг (проводился в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.10.2012 № 503-П) показывают, что в настоящее время общий показатель удовлетворённости в Ульяновской области составляет около 40%.
По сети многофункциональных центров (МФЦ) Ульяновской области уровень удовлетворённости составляет 97%.
Повышение качества оказываемых услуг планируется за счет:
- расширения практики оказания услуг в МФЦ:
С целью расширения перечня муниципальных услуг, оказываемых на базе ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» соглашениями о взаимодействии планируется охватить все городские и сельские поселения муниципальных образований Ульяновской области. С учётом заключенных в настоящее время соглашений с 11 территориальными органами федеральными органами исполнительной власти Ульяновской области, 11 исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, 24 администрациями муниципальными образованиями Ульяновской области и 9 городскими и сельскими поселениями, а также организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, а именно ООО «Региональный информационный центр» и Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации, в период с 2013 по 2015 год планируется заключить 134 соглашения;
- организации межведомственного электронного взаимодействия:
В рамках организации системы межведомственного электронного взаимодействия на территории Ульяновской области на настоящий момент установлены автоматизированные рабочие места «Системы гарантированной доставки электронных сообщений»
(далее – АРМ СГД) в 6 из 14 исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее – ИОГВ) и в 5 из 24 органов местного самоуправления Ульяновской области (далее – ОМСУ)
(г. Димитровград – 3 раб. места, Карсунский район – 2 раб. места, Сурский район – 1 раб. место, Инзенский район – 1 раб. место, г. Ульяновск (Засвияжский район) – 1 раб. место) участвующих в межведомственном взаимодействии. До конца 2013 года Министерству Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии совместно с оставшимися ИОГВ и ОМСУ необходимо установить АРМ СГД. При этом результат выполнения данных мероприятий напрямую зависит от ИОГВ и ОМСУ, а именно от финансирования и закупки необходимых программно-аппаратных средств (стоимость программно-аппаратных средств – 47 089 рублей), организации работ по внедрению и использованию АРМ СГД на местах.
В рамках мероприятий по внедрению Системы гарантированной доставки электронных сообщений (далее – СГД) Министерством были проведены рабочие совещания с ИОГВ и ОМСУ, по итогам которых были даны поручения ИОГВ и ОМСУ о планировании сроков закупки программно-аппаратных средств для СГД и направления информации о сроках закупки в адрес Министерства (результаты исполнения данного поручения приведены в Таблице 1 и Таблице 2.).
Таблица 1. План закупки программно-аппаратных средств для развёртывания СГД в ОМСУ
№ п/п |
Муниципальное образование Ульяновской области |
Срок закупки программно-аппаратных средств |
1. |
Барышский район |
15 апреля 2013 |
2. |
Базарносызганский район |
30 апреля 2013 |
3. |
Инзенский район |
30 апреля 2013 |
4. |
Мелекесский район |
30 апреля 2013 года |
5. |
Чердаклинский район |
апрель 2013 года |
6. |
Майнский район |
апрель-май 2013 года |
7. |
Павловский район |
апрель-май 2013 года |
8. |
Радищевский район |
31 мая 2013 года |
9. |
Теренгульский район |
декабрь 2013 |
10. |
Сенгилеевский район |
2 квартал 2013 |
11. |
Сурский район |
2 квартал 2013 |
12. |
Старокулаткинский район |
3 квартал 2013 года |
13. |
город Ульяновск |
3 квартал 2013 года |
14. |
Вешкаймский район |
О сроках закупки оборудования не сообщили |
15. |
Кузоватовский район |
|
16. |
Николаевский район |
|
17. |
Новомалыклинский район |
|
18. |
Новоспасский район |
|
19. |
город Новоульяновск |
|
20. |
Ульяновский район |
|
21. |
Цильнинский район |
|
22. |
Старомайнский район |
Таблица 2. План закупки программно-аппаратных средств для развёртывания СГД в ИОГВ
№ п/п |
Исполнительный орган власти |
Срок закупки программно-аппаратных средств |
1. |
Министерство строительства Ульяновской области |
30 апреля 2013 года |
2. |
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области |
20 июня 2013 года |
3. |
Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области |
3 квартал 2013 года |
4. |
Управление записи актов гражданского состояния Ульяновской области |
до 31 декабря 2013 года |
5. |
Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области |
О сроках закупки оборудования не сообщили |
6. |
Комитет Ульяновской области по культурному наследию |
|
7. |
Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области |
|
8. |
Министерство финансов Ульяновской области |
На организацию межведомственного электронного взаимодействия (2013 год) необходимо 34 786 273,59 руб., из которых значительная часть (32 097 153,59 руб.) необходима на создание или аренду защищенной инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время (на 2013 год) на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия в Ульяновской области необходимо 2 689 120, 00 руб. из которых: Создание интеграционной шины с информационными системами –
2 590 000,00 руб. Закупка программных комплексов криптографической защиты информации VipNet Сlient в количестве 14 штук, выполняющего функции криптошлюза и межсетевого экрана, а так же обеспечивающего взаимодействие с защищённой VPN-сетью, а именно VipNet Сlient - 99 120,00 руб.
При этом на годовое сопровождение и обслуживание Системы гарантированной доставки электронных сообщений необходима сумма в размере 3 500 000, 00 руб., на аренду специализированного помещения под размещение Системы гарантированной доставки необходимо порядка 1 200 000 руб.
- перевода услуг в электронный вид:
На данный момент в рамках контракта с ОАО «Ростелеком» ведутся работы по выводу на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) 6 первоочередных услуг (3 муниципальных и 3 государственных услуг). Проведен аукцион на вывод на ЕПГУ еще 7 услуг, определенных как первоочередные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р, от 28.12.2011 N 2415-р). Таким образом при текущем финансировании на конец 2013 года будет опубликовано 13 из 301 услуги (231 государственная и 70 типовых муниципальных услуг).
В 2012 году было выделено 2 040 000 на публикацию 6 услуг, на 2013 год выделено 2 380 000 рублей. Всего же на перевод услуг в электронный вид необходимо как минимум 49 700 000 рублей (сумма без учета разделения на подуслуги).
- Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна достичь не менее 90%.
Целевые значения по годам: 2013 – 20%, 2014 год – 40%, 2015 год – 90%.
На данный момент сеть МФЦ насчитывает 25 центров и представлена в каждом районе Ульяновской области. МФЦ Ульяновской области предоставляют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для 17% граждан Ульяновской области.
Данный расчет произведен исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Исходя из этой методики для достижения целевого значения показателя необходимо открыть дополнительно 242 окна в МФЦ (в действующих 100 МФЦ – 151 окно, в действующих филиалах привлекаемых организаций – 91 окно). До выхода указанного постановления охват населения, исходя из ранее действующих методик расчёта, составлял 100%. При этом в 2013 году на поддержание сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» выделено на выполнение государственного задания 23 735 800 рублей, а также на приобретение основных средств путём предоставления субсидий на иные цели
2 000 000 рублей.
В целом на организацию поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ульяновской области в 2013 году необходимо дополнительно:
- на дофинансирование государственного задания 14 723 000 рублей;
- на выполнение плана-графика развития сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» в 2013 году 15 147 000 (пятнадцать миллионов сто сорок семь тысяч) рублей 00 копеек.
Для выполнения плана-графика развития сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» до 2015 года помимо указанной выше суммы необходимо более 40 млн. рублей. Соответствующий расчёты направлены в Министерство финансов Ульяновской области письмом от 12 февраля 2013 года № 73-ИОГВ-32-01/270вн.
- Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достичь не менее 70%.
Целевые значения по годам: 2013год – 30%, 2014 год – 35%, 2015 год – 40%, 2016 год – 50%, 2017 год – 60%, 2018 год – 70%.
Достижение этого показателя в Ульяновской области возможно только после вывода на ЕПГУ всех услуг, в рамках перевода услуг в электронный вид. Дальнейшая работа сводится к увеличению центров коллективного доступа к получению услуг в электронной форме за счет организации центров коллективного доступа на базе отделений ФГУП «Почта России». На данный момент бесплатный доступ населения к сайту «госуслуги.ру» предоставляется для населения в 145 отделениях почтовой связи. Также, совместно с почтой запущен проект «Мобильный почтальон»: почтальонам в отдалённых населённых пунктах были выданы закупленные в рамках областной целевой программе 22 «айпэда» с 3G-модемами. При доставке почты на дом гражданам предлагается зарегистрироваться на Едином портале госуслуг или подать заявку на получение услуги по перечню услуг МФЦ. Кроме того, на территории Ульяновской области размещены 8 инфоматов для предоставления населению возможности выхода на портал государственных услуг для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
- Снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году – до 2.
Целевые значения по годам: 2013год – 6, 2014 год – 2.
В настоящее время для получения одной услуги при подаче заявления требуется 1 обращение, при получении результатов оказания услуги 4 и более обращений в зависимости от услуги.
Максимальные значения связаны с оказанием сложных услуг в сфере архитектуры и градостроительства. Услуги, касающиеся сферы предпринимательства, заведены на организацию предоставления в МФЦ.
Сокращение количества обращений планируется достичь за счет их перевода в электронный вид и организации межведомственного взаимодействия с привлечением в качестве участника взаимодействия коммерческие структуры, участвующие в предоставлении информации и документов для оказания государственных и муниципальных услуг.
- Сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг, к 2014 году – до 15 минут.
Целевые значения по годам: 2013год – 30, 2014 год – 15.
В настоящий момент результаты регионального мониторинга говорят о том, что данный показатель фактически достигнут. В большинстве регламентов среднее время получение услуги составляет порядка 25-30 минут.
В соответствии с подпунктом «е», пункта 2 Указа по вопросу обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»:
В адрес Министра экономического развития Российской Федерации А.Р.Белоусова были направлены предложения по исключению норм, препятствующих предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (далее – предложения). Кроме того предложения направлялись и ранее в 2011 и 2012 годах (копии писем прилагаются).
Данные предложения частично нашли отражение в федеральном законе Российской Федерации от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 133-ФЗ). В соответствии со 133-ФЗ на территории Ульяновской области вышел закон Ульяновской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» № 32-ЗО от 07.03.2013 года, в котором вносятся изменения в 14 законов Ульяновской области в части исключения норм, препятствующих предоставлению услуг по принципу «одного окна».
Кроме того, регион с 2007 года занимается организацией поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в первую очередь – через систему МФЦ. В регионе ведется работа по привлечению в МФЦ провайдеров государственных и муниципальных услуг, при этом упор сделан на услуги территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Если на начало 2013 года в МФЦ предоставлялось 195 государственных и муниципальных услуг, то на настоящий момент этих услуг предоставляется 262 (на начало 2012 года в МФЦ предоставлялось 126 государственных и муниципальных услуг), в том числе 55 услуг территориальных органов федеральных органов власти (из них 15 из 16 рекомендованных к предоставлению в МФЦ постановлением Правительства РФ №797).
До конца 2013 года в МФЦ планируется привлечь не только оставшиеся рекомендованные федеральные услуги (соглашения о взаимодействии уже направлены в адрес руководящих федеральных структур в Москве), но и дополнительные услуги ИОГВ и ОМСУ.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Правительство Российской Федерации должно до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.
- В силу отсутствия термина «открытых данных» в российском законодательстве предлагается использовать следующее определение, наиболее близкое как к международной практике, так и текущей терминологии федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон №8-ФЗ):
«Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных — форма размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», при которой указанная информация размещается в сети «Интернет» в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования».
В настоящее время на официальных сайтах размещается и постоянно обновляется информация о деятельности ИОГВ и ОМСУ. Кроме того на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области создан раздел «Открытые данные» (http://data.ulgov.ru/), в котором планируется размещать все открытые данные ИОГВ и ОМСУ.
- Второй проблемой является отсутствие нормативно-правовых документов, регулирующих какие же именно пакеты открытых данных должны размещаться в сети «Интернет».
На данный момент определены пакеты для размещения в сети «Интернет» только для федеральных органов исполнительной власти. На уровне Правительства Российской Федерации в феврале текущего года по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева был сформирован Совет по открытым данным (далее – Совет). В задачу Совета входит обеспечение раскрытия к 15 июля текущего года Министерствами и ведомствами до 500 пакетов открытых данных и организация системной работы по дальнейшему переводу данных госорганов в открытый формат (в том числе и ИОГВ и ОМСУ субъектов РФ).
В рамках данного Совета было решено что, технические вопросы оборота открытых данных будут переданы, как предполагается, Минкомсвязи, а методические - Минэкономразвития, которое станет определять периодичность размещения в интернете в форме открытых данных информации о деятельности госорганов, сроки ее обновления и т.д.