Отчет о реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории Ульяновской области (тезисы выступления В.И.Гаранина)

вопрос 3

Показатели и задачи Указа

 

В указе отражены следующие показатели в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг (в соответствии с планом выполнения мероприятий по достижению показателей, указанных в пункте 1 и в подпункте «е» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» », утверждённый Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю.Сурковым от 24.09.2012  № 5148п-П16):

 

  • Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен достичь к 2018 году не менее 90%.

Целевые значения по годам: 2013 – 2015 годы – 70%, 2016 год – 80%, 2017 год – 85%, 2018 год – 90%.

Результаты регионального мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг (проводился в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.10.2012 № 503-П) показывают, что в настоящее время общий показатель удовлетворённости в Ульяновской области составляет около 40%.

По сети многофункциональных центров (МФЦ) Ульяновской области уровень удовлетворённости составляет 97%.

Повышение качества оказываемых услуг планируется за счет:

-                   расширения практики оказания услуг в МФЦ:

С целью расширения перечня муниципальных услуг, оказываемых на базе ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» соглашениями о взаимодействии планируется охватить все городские и сельские поселения муниципальных образований Ульяновской области. С учётом заключенных в настоящее время соглашений с 11 территориальными органами федеральными органами исполнительной власти Ульяновской области, 11 исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, 24 администрациями муниципальными образованиями Ульяновской области и 9 городскими и сельскими поселениями, а также организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, а именно ООО «Региональный информационный центр» и Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации, в период с 2013 по 2015 год планируется заключить 134 соглашения;

-                   организации межведомственного электронного взаимодействия:

В рамках организации системы межведомственного электронного взаимодействия на территории Ульяновской области на настоящий момент установлены автоматизированные рабочие места «Системы гарантированной доставки электронных сообщений»
(далее – АРМ СГД) в 6 из 14 исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее – ИОГВ) и в 5 из 24 органов местного самоуправления Ульяновской области (далее – ОМСУ)
(г. Димитровград – 3 раб. места, Карсунский район – 2 раб. места, Сурский район – 1 раб. место, Инзенский район – 1 раб. место, г. Ульяновск (Засвияжский район) – 1 раб. место) участвующих в межведомственном взаимодействии. До конца 2013 года Министерству Ульяновской области по развитию информационных технологий и электронной демократии совместно с оставшимися ИОГВ и ОМСУ необходимо установить АРМ СГД. При этом результат выполнения данных мероприятий напрямую зависит от ИОГВ и ОМСУ, а именно от финансирования и закупки необходимых программно-аппаратных средств (стоимость программно-аппаратных средств – 47 089 рублей), организации работ по внедрению и использованию АРМ СГД на местах.

В рамках мероприятий по внедрению Системы гарантированной доставки электронных сообщений (далее – СГД) Министерством были проведены рабочие совещания с ИОГВ и ОМСУ, по итогам которых были даны поручения ИОГВ и ОМСУ о планировании сроков закупки программно-аппаратных средств для СГД и направления информации о сроках закупки в адрес Министерства (результаты исполнения данного поручения приведены в Таблице 1 и Таблице 2.).

 

Таблица 1. План закупки программно-аппаратных средств  для развёртывания СГД в ОМСУ 

п/п

Муниципальное образование Ульяновской области

Срок закупки программно-аппаратных средств

1. 

Барышский район

15 апреля 2013

2. 

Базарносызганский район

30 апреля 2013

3. 

Инзенский район

30 апреля 2013

4. 

Мелекесский район

30 апреля 2013 года

5. 

Чердаклинский район

апрель 2013 года

6. 

Майнский район

апрель-май 2013 года

7. 

Павловский район

апрель-май 2013 года

8. 

Радищевский район

31 мая 2013 года

9. 

Теренгульский район

декабрь 2013

10. 

Сенгилеевский район

2 квартал 2013

11. 

Сурский район

2 квартал 2013

12. 

Старокулаткинский район

3 квартал 2013 года

13. 

город Ульяновск

3 квартал 2013 года

14. 

Вешкаймский район

О сроках закупки оборудования не сообщили

15. 

Кузоватовский район

16. 

Николаевский район

17. 

Новомалыклинский район

18. 

Новоспасский район

19. 

город Новоульяновск

20. 

Ульяновский район

21. 

Цильнинский район

22. 

Старомайнский район

 

Таблица 2. План закупки программно-аппаратных средств  для развёртывания СГД в ИОГВ 

п/п

Исполнительный орган власти

Срок закупки программно-аппаратных средств

1. 

Министерство строительства Ульяновской области

30 апреля 2013 года

2. 

Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

20 июня 2013 года

3. 

Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области

3 квартал 2013 года

4. 

Управление записи актов гражданского состояния Ульяновской области

до 31 декабря 2013 года

5. 

Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области

О сроках закупки оборудования не сообщили

6. 

Комитет Ульяновской области по культурному наследию

7. 

Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области

8. 

Министерство финансов Ульяновской области

 

На организацию межведомственного электронного взаимодействия (2013 год) необходимо 34 786 273,59 руб., из которых значительная часть (32 097 153,59 руб.) необходима на создание или аренду защищенной инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия. В настоящее время (на 2013 год) на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия в Ульяновской области необходимо 2 689 120, 00 руб. из которых: Создание интеграционной шины с информационными системами –
2 590 000,00 руб. Закупка программных комплексов криптографической защиты информации VipNet Сlient в количестве 14 штук, выполняющего функции криптошлюза и межсетевого экрана, а так же обеспечивающего взаимодействие с защищённой VPN-сетью, а именно VipNet Сlient - 99 120,00 руб.

При этом на годовое сопровождение и обслуживание Системы гарантированной доставки электронных сообщений необходима сумма в размере 3 500 000, 00 руб., на аренду специализированного помещения под размещение Системы гарантированной доставки необходимо порядка 1 200 000 руб.

-                   перевода услуг в электронный вид:

На данный момент в рамках контракта с ОАО «Ростелеком» ведутся работы по выводу на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) 6 первоочередных услуг (3 муниципальных и 3 государственных услуг). Проведен аукцион на вывод на ЕПГУ еще 7 услуг, определенных как первоочередные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 07.09.2010 N 1506-р, от 28.12.2011 N 2415-р). Таким образом при текущем финансировании на конец 2013 года будет опубликовано 13 из 301 услуги (231 государственная и 70 типовых муниципальных услуг).

В 2012 году было выделено 2 040 000 на публикацию 6 услуг, на 2013 год выделено 2 380 000 рублей. Всего же на перевод услуг в электронный вид необходимо как минимум 49 700 000 рублей (сумма без учета разделения на подуслуги).

 

  • Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году должна достичь не менее 90%.

Целевые значения по годам: 2013 – 20%, 2014 год – 40%, 2015 год – 90%.

На данный момент сеть МФЦ насчитывает 25 центров и представлена в каждом районе Ульяновской области. МФЦ Ульяновской области предоставляют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для 17% граждан Ульяновской области.

Данный расчет произведен исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг». Исходя из этой методики для достижения целевого значения показателя необходимо открыть дополнительно 242 окна в МФЦ (в действующих 100 МФЦ – 151 окно, в действующих филиалах привлекаемых организаций – 91 окно). До выхода указанного постановления охват населения, исходя из ранее действующих методик расчёта, составлял 100%. При этом в 2013 году на поддержание сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» выделено на выполнение государственного задания 23 735 800 рублей, а также на приобретение основных средств путём предоставления субсидий на иные цели
2 000 000 рублей.

В целом на организацию поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ульяновской области в 2013 году необходимо дополнительно:

-                   на дофинансирование государственного задания 14 723 000 рублей;

-                   на выполнение плана-графика развития сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» в 2013 году 15 147 000 (пятнадцать миллионов сто сорок семь тысяч) рублей 00 копеек.

Для выполнения плана-графика развития сети ОГАУ «МФЦ Ульяновской области» до 2015 года помимо указанной выше суммы необходимо более 40 млн. рублей. Соответствующий расчёты направлены в Министерство финансов Ульяновской области письмом от 12 февраля 2013 года № 73-ИОГВ-32-01/270вн.

 

  • Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна достичь не менее 70%.

Целевые значения по годам: 2013год – 30%, 2014 год – 35%, 2015 год – 40%, 2016 год – 50%, 2017 год – 60%, 2018 год – 70%.

Достижение этого показателя в Ульяновской области возможно только после вывода на ЕПГУ всех услуг, в рамках перевода услуг в электронный вид. Дальнейшая работа сводится к увеличению центров коллективного доступа к получению услуг в электронной форме за счет организации центров коллективного доступа на базе отделений ФГУП «Почта России». На данный момент бесплатный доступ населения к сайту «госуслуги.ру» предоставляется для населения в 145 отделениях почтовой связи. Также, совместно с почтой запущен проект «Мобильный почтальон»: почтальонам в отдалённых населённых пунктах были выданы закупленные в рамках областной целевой программе 22 «айпэда» с 3G-модемами. При доставке почты на дом гражданам предлагается зарегистрироваться на Едином портале госуслуг или подать заявку на получение услуги по перечню услуг МФЦ. Кроме того, на территории Ульяновской области размещены 8 инфоматов для предоставления населению возможности выхода на портал государственных услуг для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

 

  • Снижение среднего числа обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, к 2014 году – до 2.

Целевые значения по годам: 2013год – 6, 2014 год – 2.

В настоящее время для получения одной услуги при подаче заявления требуется 1 обращение, при получении результатов оказания услуги 4 и более обращений в зависимости от услуги.

Максимальные значения связаны с оказанием сложных услуг в сфере архитектуры и градостроительства. Услуги, касающиеся сферы предпринимательства, заведены на организацию предоставления в МФЦ.

Сокращение количества обращений планируется достичь за счет их перевода в электронный вид и организации межведомственного взаимодействия с привлечением в качестве участника взаимодействия коммерческие структуры, участвующие в предоставлении информации и документов для оказания государственных и муниципальных услуг.

 

  • Сокращение времени ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти Российской Федерации (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг, к 2014 году – до 15 минут.

Целевые значения по годам: 2013год – 30, 2014 год – 15.

В настоящий момент результаты регионального мониторинга говорят о том, что данный показатель фактически достигнут. В большинстве регламентов среднее время получение услуги составляет порядка 25-30 минут.

В соответствии с подпунктом «е», пункта 2 Указа по вопросу обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»:

В адрес Министра экономического развития Российской Федерации А.Р.Белоусова были направлены предложения по исключению норм, препятствующих предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (далее – предложения). Кроме того предложения направлялись и ранее в 2011 и 2012 годах (копии писем прилагаются).

Данные предложения частично нашли отражение в федеральном законе Российской Федерации от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 133-ФЗ). В соответствии со 133-ФЗ на территории Ульяновской области вышел закон Ульяновской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» № 32-ЗО от 07.03.2013 года, в котором вносятся изменения в 14 законов Ульяновской области в части исключения норм, препятствующих предоставлению услуг по принципу «одного окна».

Кроме того, регион с 2007 года занимается организацией поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в первую очередь – через систему МФЦ. В регионе ведется работа по привлечению в МФЦ провайдеров государственных и муниципальных услуг, при этом упор сделан на услуги территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Если на начало 2013 года в МФЦ предоставлялось 195 государственных и муниципальных услуг, то на настоящий момент этих услуг предоставляется 262 (на начало 2012 года в МФЦ предоставлялось 126 государственных и муниципальных услуг), в том числе 55 услуг территориальных органов федеральных органов власти (из них 15 из 16 рекомендованных к предоставлению в МФЦ постановлением Правительства РФ №797).

До конца 2013 года в МФЦ планируется привлечь не только оставшиеся рекомендованные федеральные услуги (соглашения о взаимодействии уже направлены в адрес руководящих федеральных структур в Москве), но и дополнительные услуги ИОГВ и ОМСУ.

 

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Указа Правительство Российской Федерации должно до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации.

  1. В силу отсутствия термина «открытых данных» в российском законодательстве предлагается использовать следующее определение, наиболее близкое как к международной практике, так и текущей терминологии федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — Закон №8-ФЗ):

«Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных — форма размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», при которой указанная информация размещается в сети «Интернет» в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного (бесплатного) использования».

В настоящее время на официальных сайтах размещается и постоянно обновляется информация о деятельности ИОГВ и ОМСУ. Кроме того на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области создан раздел «Открытые данные» (http://data.ulgov.ru/), в котором планируется размещать все открытые данные ИОГВ и ОМСУ.

  1. Второй проблемой является отсутствие нормативно-правовых документов, регулирующих какие же именно пакеты открытых данных должны размещаться в сети «Интернет».

На данный момент определены пакеты для размещения в сети «Интернет» только для федеральных органов исполнительной власти. На уровне Правительства Российской Федерации в феврале текущего года по поручению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева был сформирован Совет по открытым данным (далее – Совет). В задачу Совета входит обеспечение раскрытия к 15 июля текущего года Министерствами и ведомствами до 500 пакетов открытых данных и организация системной работы по дальнейшему переводу данных госорганов в открытый формат (в том числе и ИОГВ и ОМСУ субъектов РФ).

В рамках данного Совета было решено что, технические вопросы оборота открытых данных будут переданы, как предполагается, Минкомсвязи, а методические - Минэкономразвития, которое станет определять периодичность размещения в интернете в форме открытых данных информации о деятельности госорганов, сроки ее обновления и т.д.