О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ (20.04.2010)

В 2009 году Ульяновская область провела успешную работу в части обеспечения максимального охвата контролем бюджетных расходов, в вопросах эффективности использования государственного и муниципального имущества. Это стало возможным благодаря сформированной в соответствии с Бюджетным кодексом РФ стройной и полной системе государственного и муниципального финансового контроля.

Координация достигнута, прежде всего, за счёт соглашений, заключенных в 1 квартале 2009 года с органами внешнего и внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

В целях оптимизации и минимизации затрат на содержание органов муниципального контроля и наиболее полной загрузки районных специалистов финансового контроля главами всех 143-х поселений полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля переданы на районный уровень.

В 2009 году специалистами органов государственного и муниципального внутреннего финансового контроля проведено 657 проверок и ревизий – при плане 419, в целом перевыполнение плана составило 63%.

Перевыполнение планов контрольно-ревизионной деятельности связано с проведением внеплановых тематических проверок, как по заданию прокуратуры, так и руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Правительством области было принято решение по организации предварительного финансового контроля, и включения его в планы контрольно-ревизионной работы 2010 года ГРБС и ОМСУ. Данная форма контроля эффективна еще и тем, что она применяется как превентивная мера, направленная на предупреждение неэффективных, нерезультативных расходов, тогда как по результатам последующего контроля не всегда удается вернуть в бюджет неправомерно и неэффективно использованные средства, и они остаются безвозвратными для государства.

Но ограничиваться только предварительным контролем не следует. В условиях финансовой нестабильности и жесткой экономии бюджетных средств встает вопрос о целесообразности применения текущего финансового контроля, позволяющего выявлять и предотвращать нарушения на стадии исполнения контрактов, договоров. Каждый распорядитель средств областного бюджета муниципальные образования, имеют в своем наборе такой инструмент, как контроль за расходами бюджета в режиме реального времени посредством доступа к автоматизированному центру контроля. Данная форма контроля, является, на наш взгляд, не менее эффективной, чем последующий контроль. В этой связи, Минфином планируется в этом году проводить выборочные и, что немаловажно, оперативные контрольные мероприятия с выходом на объекты контроля при поступлении заявки на расход, в целях подтверждения фактически оказанных услуг или поставки товара в объемах и сроках, указанных в накладных, актах приемки товара (услуги). Данная мера позволит предотвратить «разбазаривание» бюджетных средств, и «поймать за руку» виновных лиц, подписавших приемку товара, или услуги, когда товар ещё не списан и концы не спрятаны вводу.

Кроме того, доступ к автоматизированному центру исполнения бюджета (АЦК «Финансы», БИС «Исполнение»), позволяет формировать план работы органа контроля как на стадии текущего, так и на стадии последующего контроля.

Одним из важнейших направлений экономии бюджетных ресурсов и не допущения неэффективных расходов является обоснованное формирование начальной цены контрактов при осуществлении государственных и муниципальных закупок.

Для оценки деятельности органов контроля в 2010 году, нами унифицированы формы отчёта о результатах контроля, которые позволят оценить деятельность каждого органа контроля, и эффективность принимаемых мер по обеспечению законности бюджетных средств и имущества. Наряду с этим будет продолжена работа по совершенствованию форм и механизмов контроля, а также организации семинаров и совещаний.  

Однако руководителям органов, организующим финансовый контроль, не стоит ограничиваться только усилиями Минфина или Счётной палаты Ульяновской области по организации контроля, необходимо своими силам обеспечивать надлежащий контроль, профессиональную подготовку своих специалистов и эффективное исполнение принятых социально-значимых расходных обязательств.
      
  

Директор департамента казначейства,
бюджетного учета, отчетности и
финансово-бюджетного контроля
Министерства финансов
Ульяновской области
Аввясов Р.Н.