Доклад на кустовых совещаниях 22 марта – 7 апреля 2011 года по реализации федерального закона от 08.05.2010 83-ФЗ
Основы планирования расходов бюджетных учреждений в свете реализации 83-ФЗ
В соответствии с Законом № 83-ФЗ особенности правового положения бюджетных учреждений будут регулироваться не ст.161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Так, согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетным учреждениям признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно закону № 83-ФЗ бюджетные учреждения уже не являются участниками бюджетного процесса. Доходы бюджетных учреждений от платных услуг и от использования закрепленного за ними имущества перестают быть доходами бюджета.
Важнейшей новацией Закона № 83-ФЗ является изменение принципа финансового обеспечения бюджетных учреждений – если раньше оно осуществлялось на основе бюджетной сметы (т.е. фактических расходов учреждений без прямой связи с эффективностью его деятельности), то теперь средства из бюджета бюджетным учреждениям будут предоставляться в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания. Тем самым размер субсидии бюджетному учреждению будет напрямую зависеть от уровня (качества и количества) оказываемых им услуг (выполняемых работ) – чем эффективнее деятельность учреждения, тем оно должно быть богаче.
Планирование расходов бюджетных учреждений в свете реализации федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ будет осуществляться на основе плана финансово-хозяйственной деятельности, который согласно Закону будет являться одним из обязательных документов в деятельности бюджетного учреждения.
Государственное (муниципальное) бюджетное и автономное учреждение, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, будут составлять План в порядке, определенном исполнительным органом государственной власти Ульяновской области власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Общие требования к порядку составления и утверждения Плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
Названными требованиями следует руководствоваться исполнительным органам государственной власти Ульяновской области при утверждении порядков составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить особенности составления и утверждения Плана для отдельных учреждений.
Теперь более подробно о порядке разработки Плана финансово-хозяйственной деятельности
План составляется на финансовый год в случае, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).
Требования к составлению Плана
План составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, содержащей следующие части:
заголовочную;
содержательную;
оформляющую.
В заголовочной части Плана указываются:
наименование учреждения;
гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать План, и дату утверждения;
дата составления документа;
наименование подразделения (в случае составления им Плана);
наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);
финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;
наименование единиц измерения показателей, включаемых в План и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ).
Содержательная часть Плана состоит из текстовой (описательной) части и табличной части.
В текстовой (описательной) части Плана указываются:
- цели деятельности учреждения (подразделения) в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения (положением подразделения);
- виды деятельности учреждения (подразделения), относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения);
- перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом (положением подразделения) к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением (подразделением) за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления Плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В табличной части Плана указываются:
показатели финансового состояния учреждения (подразделения) (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана) в следующем разрезе:
Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) в следующем разрезе:
Показатели по поступлениям и выплатам учреждения
Наименование показателя |
Всего |
в том числе |
|
по лицевым счетам, открытым в органах, осуществляющих ведение лицевых счетов учреждений |
По счетам, открытым в кредитных организациях |
||
Остаток средств * |
|
|
|
Поступления, всего:│ в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты, всего: в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Остаток средств** |
|
|
|
Справочно:
Объем публичных обязательств, всего |
|
--------------------------------
*) Указывается планируемый остаток средств на начало планируемого года.
**) Указывается планируемый остаток средств на конец планируемого года.
иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В целях формирования показателей Плана по поступлениям и выплатам, включенных в табличную часть Плана, учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период План, исходя из представленной Учредителем, информации о планируемых объемах расходных обязательств:
- субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (далее - государственное (муниципальное) задание);
- субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее - целевая субсидия);
- бюджетных инвестиций;
- публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждению.
Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:
- · субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
- · целевых субсидий;
- · бюджетных инвестиций;
- поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;
- · поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).
Справочно указываются суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления передаются в установленном порядке учреждению.
Суммы всех поступлений (за исключением поступлений от платных услуг) формируются учреждением на основании информации, полученной от органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Суммы поступлений от оказания платных услуг учреждение рассчитывает исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации.
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на:
- · оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
- · услуги связи;
- · транспортные услуги;
- · коммунальные услуги;
- · арендную плату за пользование имуществом;
- · услуги по содержанию имущества;
- · прочие услуги;
- · пособия по социальной помощи населению;
- · приобретение основных средств;
- · приобретение нематериальных активов;
- · приобретение материальных запасов;
- · приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
- · прочие расходы;
- · иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе при установлении порядка предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации Российской Федерации, а по группе "Поступление нефинансовых активов" - с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.
Плановые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На региональном уровне порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) и финансового обеспечения выполнения этого задания государственными учреждениями Ульяновской области утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2010 № 365-П.
В соответствии с данным Постановлением Министерством финансов Ульяновской области разработаны и утверждены Методические рекомендации по расчёту нормативных затрат на оказание (выполнение) государственными учреждениями Ульяновской области государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Ульяновской области.
При предоставлении учреждению целевой субсидии учреждение составляет и представляет Учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, по рекомендуемому образцу (Сведения не должны содержать сведений о субсидиях, предоставленных учреждению на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.
В случае если учреждению предоставляется несколько целевых субсидий, показатели Сведений формируются по каждой целевой субсидии без формирования группировочных итогов.
Формирование объемов планируемых выплат, указанных в Сведениях, осуществляется в соответствии с нормативным (муниципальным) правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевой субсидии из соответствующего бюджета.
Объемы планируемых выплат от оказания платных услуг формируются учреждением в соответствии с порядком определения платы, установленным Учредителем.
Учредитель вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ).
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе утвердить единую форму Плана для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения либо две отдельные формы для государственного (муниципального) автономного и бюджетного учреждения соответственно, а также правила по их заполнению.
После утверждения в установленном порядке закона о бюджете План и Сведения при необходимости уточняются учреждением и направляются на утверждение.
Уточнение показателей Плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учётом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Оформляющая часть Плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в Плане данные, - руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.
В случае изменения подведомственности учреждения План составляется в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти (органом местного самоуправления), который после изменения подведомственности будет осуществлять в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Требования к утверждению Плана и Сведений
План государственного (муниципального) автономного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.
План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается Учредителем.
Учредитель вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План (План с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.