Доклад Министра финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. «О самообложении граждан, как одном из инструментов развития межбюджетных отношений»

Третья сессия Совета региональных властей (22.12.2011)

 

Уважаемые участники сессии!

Реализация 131 Федерального закона способствовала необходимости разработки закона о межбюджетных отношениях. Данный закон был принят 4 октября 2005 года. На протяжении последних шести лет механизм регулирования межбюджетных отношений в Ульяновской области постоянно совершенствовался, как в части методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и стимулирования муниципальных образований.

Так, с 2009 года в систему межбюджетных трансфертов были включены дотации на стимулирование развития  налогового и экономического потенциала муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, при этом на федеральном уровне механизм использования данных дотаций только начинает реализовываться. Указанные дотации предоставляются пяти муниципальным образованиям, показавшим наилучшие показатели деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере создания и поддержания условий экономического роста, инвестиционной привлекательности, стимулирования развития малого предпринимательства на территории муниципального образования, повышения качества и объёма предоставляемых услуг населению. На 2012 год сумма дотаций на стимулирование составит 17,6 млн. рублей.

За прошедший период не только изменялись виды и методики предоставления межбюджетных трансфертов, но и ежегодно увеличивался объём финансовой помощи, выделяемый бюджетам муниципальных образований. Так, за период с 2006 года по 2011 год объём межбюджетных трансфертов увеличился в 2 раза.

Если за 2006 год финансовая помощь была оказана в сумме 5038,5 млн. рублей, в 2008 году – 7887,7 млн. рублей, то фактическое исполнение за 2010 год составило 8902,9 млн. рублей. По состоянию на 01.12.2011 объём межбюджетных трансфертов сложился свыше 10 млрд. рублей. При этом, следует отметить ежегодный прирост средств, выделяемых местным бюджетам на решение вопросов местного значения в виде субсидий. В 2006 году указанные средства составляли всего 6% от общего объёма трансфертов, то в 2011 году данная доля составляет 34%.

С 2012 года новым инструментом развития межбюджетных отношений станут иные межбюджетные трансферты по решению вопросов местного значения с участием средств самообложения граждан, которые позволят объединить ресурсы областного бюджета, средства населения и направить их на решение социально-важных проблем.

В целях реализации данного постановления сформирована правовая база:

- законом Ульяновской области от 04.10.2011 № 142-ЗО «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области» предусмотрена возможность предоставления из областного бюджета местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов;

- положениями Закона Ульяновской области от 30.11.2011 № 219-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены случаи предоставления иных межбюджетных трансфертов, то есть оказания финансовой помощи из областного бюджета с участием средств самообложения граждан;

- постановлением Правительства Ульяновской области от 21.12.2011 № 630-П «Об утверждении Порядка предоставления и распределения из областного бюджета Ульяновской области иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области решение вопросов местного значения, осуществляемых с участием средств самообложения граждан» установлен следующий порядок предоставления данных средств:

1. Участниками получения финансовой помощи являются городские и сельские поселения, городские округа Ульяновской области.

2. Проблемы, решаемые в рамках реализации постановления  определяется населением на местном референдуме.

3. Для получения средств из областного бюджета органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов направляют  в Министерство финансов Ульяновской области заявки и необходимые пакеты документов. От имени органов местного самоуправления поселений заявки направляются органами местного самоуправления муниципальных районов.

4. Иные межбюджетные трансферты предоставляются в объёме, который соответствует объёму средств самообложения и добровольных пожертвований, поступивших в местные бюджеты. Иными словами, на каждый рубль средств местных бюджетов добавляется рубль из областного бюджета.

5. Остатки не использованных в текущем финансовом году иных межбюджетных трансфертов, в которых сохраняется потребность, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели при предоставлении обосновывающих документов.

 

Средства областного бюджета в виде иных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемых с участием средств самообложения граждан могут быть использованы по 22 направлениям, установленных постановлением, в том числе на:

организацию в границах  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог ;

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах в границах городского округа и населённых пунктов поселения;

организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении;

организацию благоустройства и озеленения территории муниципального образования.

 

По информации Министерства внутренней политики Правительства Ульяновской области на сегодняшний день уже изъявили желание участвовать в самообложении 45 поселений 9-ти муниципальных районов:

6 поселений Вешкаймского района;

4 поселения Кузоватовского района;

4 поселения Майнского района;

9 поселений Николаевского района;

6 поселений Новоспасского района.

2 поселения Павловского района;

5 поселений Радищевского района;

5 поселений Старомайнского района;

4 поселения Чердаклинского района.

 

Мы надеемся, что круг потенциальных участников расширится, так как есть положительные перспективы реализации механизма самообложения:

 

  1. Появляются дополнительные средства для решения конкретных вопросов местного значения.
  2. Участниками процесса являются все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом.
  3. И повышается гражданская активность и ответственность граждан.

Сам по себе механизм самообложения уникален тем, что повышение качества жизни муниципального образования зависит в первую очередь от активности самих сельских и городских жителей. Именно люди решают какой проект они будут реализовывать и сколько собственных средств они готовы затратить.

Спасибо за внимание!