Доклад Министра финансов Ульяновской области Максимушкиной О.С. о проекте закона Ульяновской области «Об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2011 год»

27 апреля Министерством финансов Ульяновской области проведена расширенная коллегия с участием руководителей финансовых органов Ульяновской области и представителей экономических служб министерств и ведомств на которой подведены итоги исполнения консолидированного бюджета Ульяновской области за прошедший финансовый год и обсуждены задачи, стоящие в 2012 году, в том числе вытекающие из выступлений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина и Министра финансов Российской Федерации А.Г.Силуанова на расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации.

Оценивая итоги прошлого года, хочется отметить, что основные задачи бюджетной и налоговой политики, намеченные на 2011 год, выполнены. Это достигнуто благодаря консолидации усилий всех участников бюджетного процесса.

Обеспечен стабильный рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, реально обеспечены действующие социальные обязательства перед населением области, созданы условия для стабильного функционирования учреждений социально-культурной сферы, оказывающих услуги населению, продолжена практика стимулирования и поддержки муниципальных образований области, а также проведены организационные мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов, подготовлена необходимая нормативная база для реализации федерального закона № 83-ФЗ.

 

Подробный анализ исполнения областного бюджета приведён в пояснительной записке к законопроекту. Общие параметры исполнения областного бюджета Вы видите на слайде.

Остановлюсь на основных итогах.

Результатом работы органов исполнительной власти Ульяновской области за 2011 год явилось увеличение поступлений собственных доходов во все уровни бюджетов.

В 2011 году в областной бюджет Ульяновской области поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 18 505,0 млн. рублей, что на 2 382,2 млн. рублей или на 14,8 процента больше поступлений 2010 года. Выполнение плана составило 104,9 процента.

Налоговые доходы поступили в сумме 17 727,2 млн. рублей, что на 2 597,2 млн. рублей или 17,2 процента больше поступлений 2010 года.

Лидирующее положение, как по удельному весу, так и по абсолютной сумме поступлений занимает налог на прибыль организаций6 079,4 млн. рублей или 32,9 процента от общей суммы налоговых поступлений. По сравнению с 2010 годом сумма поступлений увеличилась на 708,5 млн. рублей.

Наибольшую долю поступлений обеспечили предприятия следующих видов экономической деятельности:

- транспорт – 23,4 процента;

- обрабатывающее производство, без производства пищевых продуктов, включая напитки – 17,0 процентов;

- финансовая деятельность – 13,9 процента;

- оптовая и розничная торговля – 11,1 процента.

Выполнение плана составило 108,0 процентов.

Следующим по значимости доходным источником в структуре налоговых доходов является налог на доходы физических лиц, поступления которого в 2011 году составили – 4 746,8 млн. рублей или 25,6 процента от общей суммы налоговых поступлений, темп роста поступлений составил 11,6 процента. План выполнен на 101,9 процента.

В отчётном году на 1 019,0 млн. рублей увеличилось поступление акцизов и составило 3 896,0 млн. рублей. План выполнен на 106,1 процента. При этом по акцизам на алкогольную продукцию поступило 2 381,6 млн. рублей (выполнение плана – 106,5 процента), по акцизам на нефтепродукты1 514,3 млн. рублей (выполнение плана – 105,4 процента).

Налог на имущество организаций поступил в сумме 1 555,3 млн. рублей, что на 6,7 процента больше поступлений 2010 года. Выполнение плана составило 100,7 процента.

 

По налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения поступило 813,1 млн. рублей, что на 166,4 млн. рублей или на 25,7 процента больше поступлений 2010 года. Выполнение плана составило 102,0 процента.

Поступления транспортного налога по сравнению с 2010 годом увечились на 105,4 млн. рублей и составили 576,9 млн. рублей или 103,2 процента годового плана.

По неналоговым доходам в областной бюджет поступило 777,8 млн. рублей, выполнение плана составило 107,0 процентов. Перевыполнение плановых назначений наблюдается по всем видам неналоговых доходов, за исключением прочих доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (95,3 процента) и платежей при пользовании недрами (95,1 процента).

Общий объём безвозмездных поступлений в 2011 году составил 12 625,0 млн. рублей. Проведённая работа с федеральными структурами позволила дополнительно привлечь из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в общей сумме 432,3 млн. рублей (в том числе на оказание государственной поддержки птицеводческим и свиноводческим организациям – 47,4 млн. рублей, на повышение заработной платы педагогическим работникам – 166,3 млн. рублей, а также получен грант в связи с ростом налогового потенциала и инвестиций в сумме 218,6 млн. рублей); средства на государственную поддержку сельского хозяйства в сумме 891,1 млн. рублей, на модернизацию здравоохранения – 1 174,1 млн. рублей, на модернизацию системы общего образования – 200,0 млн. рублей и др. расходы.

По сравнению с 2010 годом объём полученной финансовой помощи больше на 787,8 млн. рублей или на 6,6 процента.

Проводимая в 2011 году работа по мобилизации собственных доходов, своевременно оказанная финансовая помощь из федерального бюджета обеспечили выполнение всех обязательств перед населением, включая выплату в установленные сроки заработной платы работникам бюджетных учреждений области, материального обеспечение этих учреждений, а также финансирование программных и других мероприятий областного бюджета Ульяновской области.

Перечисление средств в 2011 году осуществлялось в соответствии с кассовым планом исполнения областного бюджета Ульяновской области, который был составлен на основании заявок главных распорядителей средств областного бюджета.

С учётом безвозмездных поступлений расходы областного бюджета за отчётный год составили 32 235,2 млн. рублей или с ростом к уровню фактических расходов 2010 года на 9,7 процента. При этом исполнение расходов за счёт средств областного бюджета составило 98,5 процента, за счет средств федерального бюджета – 79,4 процента. В абсолютной сумме рост расходов к уровню прошлого года составил 2 858,8 млн. рублей.

Если говорить об отраслевой структуре расходов бюджета, то в общем объёме расходов наибольший удельный вес по-прежнему занимают расходы социального блока – 61,5 процента. Расходы на национальную экономику составил 14,9 процента, межбюджетные трансферты общего характера муниципальным образованиям области – 9,5 процента.

Доля общегосударственных расходов составила 5,5 процента, доля расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность3,6 процента.

Расходы социального блока по сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) увеличились на 2 751,0 млн. рублей или на 16,1 процента.

         Кроме того, средства, выделенные муниципальным образованиям области, в основном направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений и оплату коммунальных услуг этих учреждений. То есть в 2011 году выдержана социальная направленность областного бюджета, как это и было заявлено при формировании бюджета в основных направлениях бюджетной политики.

         Расходы на социальную политику сложились в сумме 8 893,8 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом рост расходов в сопоставимых условиях составил 372,2 млн. рублей или 4,4 процента (с учетом значительного роста этих расходов в 2010 году – на 70,0 процентов).

При этом значительную долю расходов по отрасли занимают ассигнования на социальное обеспечение населения области (82,2 процента) и составляют 7309,2 млн. рублей.

Принятые Ульяновской областью расходные обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан были выполнены в полном объёме.

В 2011 году в полном объёме предоставлены меры социальной поддержки гражданам регионального регистра (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, ветераны труда Ульяновской области). Расходы на предоставление мер социальной поддержки вышеназванным категориям граждан составили 2 547,6 млн. рублей.

Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг различным категориям граждан составили в 2011 году 1 606,7 млн. рублей, в том числе в 2011 году, наряду со ставшими традиционными, реализовывались новые виды социальной поддержки участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы, а также отдельным категориям граждан в виде компенсационной выплаты на оплату коммунальных услуг в связи с введением на территории Ульяновской области экономически обоснованных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг.

В целях улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны в 2011 году выделены средства из федерального бюджета, что позволило обеспечить жильём 1645 ветеранов на сумму 1 427,2 млн. рублей.

К уровню 2010 года расходы по отрасли «Образование» в сопоставимых условиях увеличились на 967,7 млн. рублей и составили 5 432,8 млн. рублей.

Наибольший удельный вес (63,5 процента или 3 448,4 млн. рублей) в общем объёме расходов составили межбюджетные трансферты, в том числе на финансовое обеспечение образовательного процесса в муниципальных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы – 2 832,6 млн. рублей или 100,0 процентов от запланированной суммы, что на 137,0 млн. рублей больше соответствующих расходов 2010 года.

С целью создания механизма устойчивого развития системы дошкольного образования на территории Ульяновской области  начиная с 2007 года обеспечивается финансирование областной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области». Мероприятия данной программы направлены на расширение сети дошкольных образовательных учреждений и развитие их материально-технической базы. В 2011 году на реализацию программы было выделено 100,0 млн. рублей.

Впервые в 2011 году из федерального бюджета бюджету Ульяновской области были перечислены средства на модернизацию региональных систем общего образования в сумме 200,0 млн. рублей, которые были направлены на приобретение оборудования и транспортных средств для общеобразовательных учреждений, пополнение фондов школьных библиотек, повышение квалификации педагогов и т.п.

Расходы на здравоохранение сложились в общей сумме           4 360,4 млн. рублей или на 82,5 процента годового плана. По сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) этот показатель выше на 1 037,5 млн. рублей или на 31,2 процента.

Из общей суммы фонду обязательного медицинского страхования на страхование неработающего населения были перечислены средства в сумме 1 117,2 млн. рублей, что на 328,4 млн. рублей выше расходов 2010 года.

В целях оказания жителям Ульяновской области, больным хронической почечной недостаточностью, специализированной медицинской помощи, были выделены средства областного бюджета на оказание медицинских услуг по замещающей почечной терапии (гемодиализу) в общей сумме 305,3 млн. рублей, что на 10,5 процента больше расходов, произведённых в 2010 году.

В целях совершенствования организационной системы здравоохранения, развития инфраструктуры и ресурсного обеспечения, подготовки и усовершенствования медицинских кадров, позволяющих обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной медицинской помощи в 2011 году была продолжена реализация областной целевой программы «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2012 годы». На мероприятия программы из областного бюджета в 2011 году направлены средства в сумме 153,8 млн. рублей.

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в 2011 году началась реализация областной целевой программы «Модернизации здравоохранения Ульяновской области» на 2011 – 2012 годы. В целом на финансирование Программы модернизации здравоохранения Ульяновской области в 2011 году было направлено 1 199,9 млн. рублей, из них освоено в 2011 году – 387,7 млн.рублей, в том числе:

за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений и внедрения современных информационных систем в здравоохранении в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца – 361,8 млн. рублей;

за счёт средств областного бюджета на софинансирование федеральных средств в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ульяновской области» на 2011-2012 годы – 25,9 млн. рублей.

Расходы по отрасли «Культура, кинематография» сложились в сумме 578,5 млн. рублей, что составляет 99,3 процента годового плана. По сравнению с 2010 годом (в сопоставимых условиях) расходы увеличились на 249,1 млн. рублей.

Из общей суммы расходов на предоставление субсидий областным государственным бюджетным учреждениям нового типа и областным государственным автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг в соответствии с государственным заданием, было направлено 279,9 млн. рублей.

Расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы «Основные направления государственной поддержки традиционной народной культуры на территории Ульяновской области» на 2009-2011 годы составили 59,0 млн. рублей. Из них    15,6 млн. рублей направлены на проведение ремонтных работ в Сурском и Тетюшском сельских домах культуры, 30,0 млн. рублей – на предоставление грантов победителям Всероссийского конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области», 4,0 млн. рублей – на предоставление грантов победителям областного конкурса творческих проектов муниципальных образований «Территория муниципального образования как партнёр города Ульяновска – культурной столицы».

В 2011 году продолжалась реализации областной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области на 2008-2012 годы». Финансирование названной программы в отчётном году освоено в полном объёме в сумме 17,3 млн. рублей.

За 2011 год на развитие физической культуры и спорта было направлено 438,1 млн. рублей. По сравнению с 2010 годом расходы увеличились на 102,5 млн. рублей.

Средства в сумме 164,1 млн. рублей были направлены на проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в соответствии с календарным планом.

Кроме того, в целях создания условий для укрепления здоровья и приобщения населения Ульяновской области к занятиям физической культурой и спортом путём развития инфраструктуры спорта, популяризации массовых видов спорта и приоритетного направления – спорта высших достижений, в 2011 году продолжена реализация областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2008 - 2012 годы». На мероприятия программы из областного бюджета в 2011 году направлены средства в сумме 248,8 млн. рублей, что на 57,0 процентов больше расходов за соответствующий период 2010 года.

Несмотря на общую социальную направленность бюджета, значительные средства направлялись на осуществление поддержки отраслей реального сектора экономики Ульяновской области. Фактические расходы по этому направлению составили 4793,2 млн. рублей или 89,6 процента годового плана. К уровню 2010 года этот показатель уменьшился на 8,5 млн. рублей, в основном за счёт того, что в 2010 году на ликвидацию последствий засухи были выделены кредиты из федерального бюджета в сумме 389,8 млн. рублей и дотации в сумме 298,6 млн. рублей. Кроме того, в связи с завершением реализации мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда, в 2011 году из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на названные цели было выделено 275,3 млн. рублей против выделенных в 2010 году 749,6 млн. рублей. Без учёта названных факторов рост расходов, направленных на развитие реального сектора экономики в 2011 году, составил 28,2 процента.

На развитие дорожного хозяйства области в 2011 году было направлено 1 384,5 млн. рублей, или 89,6 процента от годовых назначений. По сравнению с 2010 годом расходы областного бюджета на дорожное хозяйство увеличились в 2,6 раза.

На реализацию областной целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» в 2011 году было направлено 1 162,1 млн. рублей, в том числе на строительство 1 очереди мостового перехода через реку Волгу в г. Ульяновске – 651,9 млн. рублей, на реализацию отдельных мероприятий в области дорожного хозяйства – 416,3 млн. рублей.

Впервые в 2011 году из федерального бюджета были выделены субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации в сумме 156,1 млн. рублей, что позволило провести ремонт дорог города Ульяновска.

Расходы по отрасли «Сельское хозяйство» сложились в сумме 1 762,5 млн. рублей. К уровню 2010 года этот показатель уменьшился на 542,3 млн. рублей за счёт того, что в 2010 году, как я уже отметила, на ликвидацию последствий засухи были выделены средства федерального бюджета в общей сумме 688,4 млн. рублей. Без учёта названных средств рост расходов составил 9,4 процента.

Расходы в рамках государственной поддержки сельского хозяйства за счёт средств федерального бюджета сложились в сумме 883,0 млн. рублей или на 99,1 процента годового плана. По сравнению с 2010 годом расходы увеличились на 6,7 процента.

Выделенные средства были направлены на приобретение минеральных удобрений, химических средств защиты растений, на развитие животноводства, растениеводства, семеноводства, овощеводства, на субсидирование процентных ставок по инвестиционным и краткосрочным кредитам, на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, на приобретение сельскохозяйственной техники, на улучшение жилищных условий граждан, а также молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и т.п.

За 2011 год финансовая помощь муниципальным образованиям Ульяновской области оказана в общем объёме 9 761,5 млн. рублей, что на 9,6 процента выше уровня 2010 года. Наибольшие темпы роста межбюджетных трансфертов сложились за счёт дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности – 11,0 процентов и субвенций – 23,8 процента, из них по финансовому обеспечению модернизации региональной системы общего образования на 196,7 млн. рублей и финансовому обеспечению образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях и негосударственных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы – на 492,2 млн. рублей.

В 2011 году в рамках повышения эффективности бюджетных расходов продолжалась реализация программно-целевых методов управления расходами.

При этом наряду с программами, утверждёнными федеральными нормативными актами или законами Ульяновской области, значительная часть средств реализовывалась через ведомственные программы, утверждённые непосредственно главными распорядителями средств областного бюджета и позволяющие также достигнуть конкретных результатов деятельности.

Расходы областного бюджета Ульяновской области в рамках ведомственных и областных целевых программ в 2011 году составили 15 009,2 млн. рублей или более 60,7 процента общего объёма расходов (без учёта субсидий и субвенций из федерального бюджета). К уровню 2010 года эти расходы выросли на 22,5 процента.

Расходы в рамках ведомственных целевых программ сложились в сумме 11 218,9 млн. рублей.

На выполнение мероприятий 41 областной целевой программы в 2011 году было направлено 4 048,6 млн. рублей, из них фактически израсходовано 3 790,3 млн. рублей или 93,6 процента годового плана. К уровню 2010 года расходы увеличились в 1,3 раза (на 27,6 процента). Для сравнения: в 2010 году финансировались 38 программ на общую сумму 2 969,5 млн. рублей.

 

По итогам исполнения областного бюджета за 2011 год сложился дефицит в сумме 1 105,3 млн. рублей.

На его покрытие были привлечены бюджетные кредиты и кредиты банков. При этом кредиты из федерального бюджета были получены на строительство мостового перехода через р.Волга в сумме 640,0 млн. рублей и на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог в сумме 200,0 млн. рублей.

С учётом осуществлённых заимствований Государственный долг увеличился на 2 460,0 млн. рублей и по состоянию на 01 января 2012 года составил 5 198,8 млн. рублей. Несмотря на это объём государственного долга находится в пределах допустимого уровня и составляет 28,0 процентов от общего объёма налоговых и неналоговых доходов.

 

Таковы общие итоги усилий всех участников бюджетного процесса – главных администраторов доходов, главных распорядителей средств областного бюджета и Министерства финансов Ульяновской области по исполнению областного бюджета Ульяновской области за 2011 год.

По итогам сегодняшнего рассмотрения прошу направить отчёт об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2011 год для утверждения в Законодательное Собрание Ульяновской области.