Выступление и.о. министра просвещения и воспитания Семеновой Натальи Владимировны на пленарном заседании регионального образовательного форума «Воспитать человека: новые вызовы»

19 августа 2021 год.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

С огромным удовольствием приветствую всех участников пленарного заседания образовательного форума Ульяновской области. И в преддверии 1-го сентября сердечно поздравляю вас, а в вашем лице – всех ваших многочисленных коллегс началом нового учебного года.

Пользуясь предоставленной возможностью, ещё раз выражаю глубочайшую признательность всем педагогам за самоотверженный труд, за высочайший профессионализм, который вы вместе со своими коллегами продемонстрировали в прошедшем учебном году. Слаженная работа всех сотрудниковобразовательных организаций позволила нам сохранить очный формат обучения, но, к сожалению, большинство внеклассных воспитательных мероприятий пришлось провести в дистанционном или заочном формате.

Мы прекрасно понимаем, что никакая видеоконференцсвязь не заменит живое общение «глаза в глаза», сформировать через монитор детский коллектив, выстроить отношения дружбы, взаимопомощи, ответственности сложно, а значит, мы говорим о самом серьезном вызове пандемии – вызове к системе воспитания в образовательных организациях.

Воспитание подрастающего поколения– это вопрос не только системы образования, это стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных социальных институтов, гражданского общества, органов власти, бизнеса. Но, естественно, что педагоги находятся на переднем крае этой работы.

Тема воспитания близка нашему региональному педагогическому сообществу.

Мы одни из первых в стране приняли в 2013 году региональную программу развития воспитания, мы восстановили институт старших вожатых как специалистов воспитания в школах, наши масштабные проекты «Воспитай патриота», «Культурный дневник школьника», «Школьная спортивная лига», «Уроки исторической памяти» известны далеко за пределами региона.

В помощь школам мы разработали Стандарт оформления образовательной организации и Стандарт школьного музея, создали Центр информационной безопасности детей и областную методическую службу для школьных психологов.

Даже наше региональное министерство уже год функционирует как Министерство просвещения и воспитания.

Сейчас мы вместе со всей страной должны перезапустить систему воспитания во ВСЕХ образовательных организациях региона.

Обозначу ряд шагов, которые необходимо сделать в ближайшее время.

Первый шаг.Разработка и утверждение рабочих программ воспитания.

Год назад на региональном образовательном форуме мы поставили себе амбициозную задачу – разработать рабочие программы воспитания всех школ к приёмке их к новому учебному году.Хочу сегодня выразить благодарность всем коллективам образовательных организаций: мы эту задачу выполнили! Профессиональные образовательные организации также справились с этим шагом.

Сейчас активная работа идет в дошкольных образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Важно: завершить разработку всех программ до 25 августа, чтобы сделать следующие два шага –разработать календарные планы воспитательной работы и обсудить их реализацию с родителями и органами ученического самоуправления.

Именно с этой темы должны начаться все родительские собрания в новом учебном году. План воспитательной работы должен содержать мероприятия федерального, регионального и школьного уровней, должен быть понятным и принятым всеми участниками образовательного процесса.

Руководителямпрофессиональных образовательных организаций следует помнить, что основной задачей реализации рабочих программ воспитания в их учреждениях должно стать формирование личностных результатов будущих специалистовдля разных отраслей экономики региона. Следовательно, в ближайшее время всем директорам техникумов или колледжей необходимо провести встречи с работодателями по обсуждению личностных результатов по каждой профессии и специальности, и только по результатам этих встреч совместно с лидерами студенческого самоуправления приступить к разработке планов воспитательной работы.

Начальникам управлений образования хочу напомнить, что вы тоже являетесь работодателями для учителей, призываю вас активнее взаимодействовать с педагогическим вузом и педагогическими колледжами по вопросам формирования ценностных результатов будущих педагогов.

Четвертый шаг. Включение профилактической работы отдельным модулем в рабочие программы воспитания.

У каждой образовательной организации есть такое право, и мы настоятельно рекомендуем его использовать. Эта тема требует серьёзной кропотливой межведомственной работы. Мы подготовили в помощь школам типовые положения о системе внутришкольного профилактического контроля и о Совете профилактики, также мы обновим в ближайшее время совместный приказ с Министерством здравоохранения Ульяновской области и Министерством семейной демографической политики Ульяновской области по учёту обучающихся систематически пропускающих занятия. До начала учебного года эти документы будут направлены в муниципальные образования.

Также мы сейчас работаем над обновлением региональной программы защиты детей от деструктивного контента в сети Интернет. В новом учебном году продолжит свою работу школа информационной безопасности для педагогов.

Пятый шаг. Кадровое обеспечение системы воспитания.

Не умаляя значимость воспитательной деятельности классных руководителей, кураторов групп, хочу отметить, чтов каждой образовательной организации должна работать профессиональная команда специалистов, помогающих классным руководителям (кураторам) и учителям-предметникам осуществлять воспитательную деятельность. Это заместитель директора по воспитательной работе, старшая вожатая или педагог-организатор, руководители школьных детских общественных объединений, педагоги-библиотекари, социальный педагог и, конечно же, педагог-психолог.Мониторинг обеспеченности кадров показывает, что, увы, это самая слабая кадровая позиция в наших школах и учреждениях СПО.

В течение первого триместра мы проведем собеседование со всеми муниципальными органами управления образования по вопросам кадрового обеспечения, повышения квалификации педагогов по вопросам воспитания. Вопрос по комплектованию всех образовательных организаций штатными психологами будет рассматриваться отдельно, прошу всех быть готовым к обсуждению.

Шестой шаг. Обновление воспитывающей среды образовательных организаций.

Благодаря национальным проектам в образовательных организациях появляются современные пространства – «точки роста», школьные кванториумы и ИТ-кубы, создаются новые места для дополнительного образования, обновляются спортивные залы, спортплощадки и школьные дворы. Все эти пространства должны использоваться во внеурочное время детскими и молодёжными общественными объединениями: органами ученического самоуправления, волонтёрскими и юнармейскими отрядами, военно-патриотическими и спортивными клубами, школьными научными обществами и творческими студиями.

Школы должны также стремиться расширить направления, по которым создаются и работают детские общественные объединения. К примеру, в регионе в 73 % школ созданы школьные спортивные клубы, 94 % имеют школьные музеи или музейные комнаты, 82 % действуют школьные волонтерские отряды, и в тоже время только в 28 % школ действуют школьные хоры, в 22 % школьные театры, очень незначительное количество школ используют воспитательный потенциал таких объединений, как клубы интернациональной дружбы, школьные научные общества или интеллектуальные клубы. А ведь именно в этих объединениях наши подростки могут самореализоваться, раскрыться как личность, важно учитывать интересы и склонности всех ребят.

К 2024 году Президентом России поставлена задача – создать в каждой школе спортивный клуб и театральную студию.Прошу руководителей органов управления образований проработать механизмы решения этой задачи по всем образовательным организациям.

Седьмой шаг. Создание единства подходов к реализации программ воспитания.

Каждый педагог, руководитель, сотрудник образовательной организации на территории региона от детского сада до вуза должен понимать и разделять не только общечеловеческие ценности, но и ценности региональной идентичности.

Мы часто говорим, что «даже стены должны воспитывать». Верно, но любые стены создают люди, коллектив взрослый и детский, который трудится, «живет» в учреждении. Нам важно создать в образовательных организациях атмосферу доброжелательности, уважительного отношения педагогов друг к другу, к ученикам, родителям. Воспитательное пространство, сам уклад жизнедеятельности в образовательной организациидолжны способствовать формированию детско-взрослой общности, разделяющей одинаковые ценности и интересы, обеспечивающей становление юных граждан нашего региона и страны.

Для этого мы с вами должны не просто обсудить, мы должны все вместе договориться, какого человека мы воспитываем.

Поэтому мы планируем провести серию «кустовых» встреч с руководителями и педагогами по подходам внедрения программ воспитания. Мы ждем от муниципальных образований предложенийпо местам проведения этих встреч и по персоналиям ваших методистов и экспертов, которых дополнительно необходимо пригласить к обсуждению.

В основе воспитания должна быть любовь. Любовь учителя к детям, к своей профессии, предмету, к своему краю. Любовь, которая  проявляется в формировании у детей трудолюбия, жизнелюбия, дружелюбия, человеколюбия.

Позвольте ПОЖЕЛАТЬ вам, а в вашем лице – всем работникам образования удачного и запоминающегося учебного года.

Пусть, несмотря на все ограничения, все меры предосторожности, День знаний пройдёт во всех образовательных организациях тепло и радостно – так, как мы с вами умеем проводить своиглавные праздники.

От всего сердца ЖЕЛАЮ вам и вашим коллегам крепкого здоровья, душевного тепла и благополучия. А также дальнейших успехов на своём профессиональном и жизненном пути.