Тезисы выступления Министра здравоохранения Ульяновской области В.М.Мишарина "Об организации лекарственного обеспечения граждан Ульяновской области"

18.08.2021

Лекарственное обеспечение граждан складывается из следующих направлений:

- льготное лекарственное обеспечение (федеральная и региональная, орфанников)

- лекарственное обеспечение стационаров

- розничная продажа лекарств

 

Льготное лекарственное обеспечение

Объём финансирования из областного бюджета Ульяновской области
на обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями ежегодно увеличивается: прирост за 5 лет в 2,7 раза

Млн рублей

 

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Областной бюджет Ульяновской области

385,2

508,6

584,00

885,27

1037,56

К сожалению, указанный объём средств не позволяет полностью решить проблемы обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан в связи с недостаточным объёмом федерального финансирования (дефицит 600 млн. руб.): без динамики за 5 лет.

Млн рублей

 

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

Федеральный бюджет (ФЗ 178)

339,87

354,00

337,8

344,7

339,16

Ежегодно увеличивается нагрузка на бюджет в связи с расширением перечней. Так с 2021 года перечень лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан расширен в 2 раза  до перечня ЖНВЛП, а ранее в  2019 году туда внесены расходные материалы к инсулиновым помпам, расширены  стандарты по лечению сахарного диабета.      При этом для обеспечения из дополнительных перечней   федеральных льготников дополнительные ассигнования не выделяются.

В результате недостающий объём средств на обеспечение федеральной льготы частично покрывается за счёт средств регионального бюджета. Так федеральным льготникам в целях улучшения их льготного обеспечения в 2020 году выписано 40,3 тыс. рецептов на общую сумму 241,3 млн руб. за счёт средств областного бюджета Ульяновской области (более, чем на 30% по сравнению с 2019 годом).

Ходатайство об оказании содействия в выделении
Ульяновской области дополнительных средств из федерального бюджета в размере 600 млн руб. для обеспечения лекарственными препаратами граждан по федеральной льготе в Министерство здравоохранения РФ направлено 12.02.2021 №73-иогв-11.01/1508исх.

 

Положительные решения 2020:

По итогам работы в 2020 году за счёт увеличения средств областного бюджета Ульяновской области удалось значительно улучшить обеспечение как региональных льготников (до 100% обеспечения), так и федеральных (больше на 20% количество обеспеченных рецептов и на 30% больше сумма затраченных средств).

Это позволило снять социальную напряженность в обеспечении следующих значимых категорий граждан:

- федеральных льготников, которым требуется назначение некоторых дорогостоящих препаратов, в том числе для лечения ревматоидного артрита, онкологических заболеваний,

-федеральных льготников с заболеваниями центральной нервной системой препаратом Вальпроевая кислота,

- а также повысить уровень обеспеченности медицинскими изделиями, в том числе тест-полосками, иглами и шприцами для введения инсулина, расходными материалами к инсулиновым помпам, в первую очередь детей.

Для непрерывного обеспечения льготных категорий граждан впервые создан достаточный переходящий запас на 1 квартал 2021 года лекарственных препаратов на сумму 127,5 млн рублей для федеральных льготников и на сумму 516 млн рублей для региональных льготников, в том числе для больных редкими (орфанными) заболеваниями (в 2019 г. - 76,5 млн руб. и 170 млн руб. было соответственно). В наличии имеются препараты основных фармакологических групп.

Полностью ликвидированы «списки ожидания» на льготные дорогостоящие лекарственные препараты благодаря перестройке работы по определению персонифицированной и общей потребности с участием главных внештатных специалистов Министерства

 

Орфанные заболевания

В Ульяновской области проживают 155 человек, больных редкими (орфанными) заболеваниями, лекарственное обеспечение которых отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации, в том числе 60 детей.

Несмотря на высокую стоимость лечения больных тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими редкими (орфанными) заболеваниями (от 10 тыс. до 20 млн рублей в год на одного больного), в регионе принимаются все возможные меры по решению вопроса обеспечения больных необходимыми лекарственными препаратами за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Всего в 2020 году на лекарственное обеспечение больных редкими (орфанными) заболеваниями отпущены лекарственные препараты и специализированные продукты лечебного питания на 147,9 млн руб. или 16% от всех средств, выделенных на льготное лекарственное обеспечение.

Из них детям отпущены лекарственные препараты по 498 бесплатным рецептам на 67,6 млн рублей. Льготной лекарственной помощью воспользовались 43 ребенка.

На 2021 год расчётная потребность финансовых средств на данные цели составляет около 148 млн руб., в том числе детям - 68,9 тыс. рублей. На закупку лекарственных препаратов для детей, больных редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в территориальный сегмент Федерального регистра, из средств бюджета субъекта запланировано не менее 70,0 млн рублей, что позволит не допустить снижение обеспеченности детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями дорогостоящими лекарственными препаратами.

 

Проблемное поле:

Сохраняются вызовы по обеспечению лечением граждан, которым назначаются Федеральными медицинскими центрами дорогостоящие препараты, не входящие в льготные перечни, в перечень ЖНВЛП, а также незарегистрированные на территории РФ. Данные назначения вынуждают граждан обращаться в суды, так как финансирование закупок таких препаратов не предусмотрено целевым назначением предусмотренного финансирования, а также обусловлено недостаточностью финансовых средств в бюджетах и в учреждениях здравоохранения.

В 2020 году на исполнение судебных решений из средств областного бюджета Ульяновской области было выделено целевое финансирование в размере 96 млн руб. (в 2019 году было впервые выделено - 46 млн руб.).

В 2021 год выделено  – 193,77 млн руб., но этой суммы оказалось недостаточно в связи с новыми решениями судов по взрослым и детям, страдающим заболеванием спинальная мышечная атрофия. Сумма на  2021 необходимая на исполнение имеющихся судебных решений – 436 млн руб. , в том числе на детей 386,6 млн. руб.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.01.2021 г № 16 создан фонд «Круг добра» для поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными).

Основной целью деятельности Фонда является реализация дополнительного механизма организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями и редкими (орфанными) заболеваниями, в том числе с заболеванием Спинальная мышечная атрофия (далее – СМА). А также обеспечения таких детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе незарегистрированными
в Российской Федерации

В целях обеспечения детей, проживающих в Ульяновской области с заболеванием СМА (10 человек) лекарственными препаратами Нусинерсен и Рисдиплам Министерством направлена и защищена заявка на данный лекарственный препарат в Минздраво РФ.

По информации, предоставленной Министерством здравоохранения Российской Федерации, поставка препарата Нусинерсен в Ульяновскую область запланирована ориентировочно на март 2021 года. Препарат будет поставлен в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева», введение данного препарата будет проводиться в условиях стационара данного лечебного учреждения под наблюдением главного внештатного специалиста.         С февраля 2021 года 2 детей и 1 взрослый уже начали лечение данным препаратом на средства областного бюджета после проведения Министерством процедуры закупки. Далее дети будут обеспечиваться препаратом фонда «Круг добра», а обеспечение взрослых пациентов необходимо продолжить за счёт средств областного бюджета Ульяновской области (для этих целей потребуется не менее 45 млн рублей).

 

Лекарственное обеспечение в стационарах

медицинских организаций Ульяновской области

По данным, представленным медицинскими организациями,
в соответствии с Распоряжением от 16.03.2016 года № 631-р
«О проведении мониторинга обеспечения медицинских организаций Ульяновской области лекарственными препаратами», их оперативная обеспеченность с 2019 года постепенно повышалась. В 2018 году обеспеченность стационаров составляла 59%. В течение 2019 года обеспеченность выросла с 64% до 77,9%. В 2020 году уровень общей обеспеченности учреждений здравоохранения составлял 77-81%.
В 2021 году положительная динамика сохраняется.

Динамика общего уровня обеспеченности лекарственными препаратами государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области

Дата

2018

Январь 2019

Декабрь 2019

Январь 2020

Декабрь 2020

Янв - Февр 2021

Уровень обеспеченности, %

59

64

77,9

77

81

80-82

По итогам работы 2020 года улучшилось обеспечение
в 15 медицинских организациях, в 33 медицинских организациях
(в 2019 – в 18) ситуация с обеспеченностью находится на стабильно высоком уровне (обеспеченность 80% и более).

            Из 7 медицинских учреждений, в которых на начало 2019 года обеспеченность была на очень низком уровне (ниже 30%), низкая обеспеченность к началу 2020 года сохранялась только в двух:

1.ГУЗ городская поликлиника № 6 (18,3-25,9%),

2.ГУЗ «Новомалыклинская  районная больница» (12%).

            По итогам работы 2020 года в ГУЗ «Новомалыклинская  районная больница» показатель обеспеченности вырос с 12% до 59%.

            В настоящее время проводятся все необходимые мероприятия
по организации закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий
для обеспечения стационарных больных в текущем году за счет финансовых средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и средств областного бюджета Ульяновской области в рамках программы государственных гарантий, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Обеспечение стационаров (ковид-госпиталей)

 

09.12.2020 года была создана специализированная рабочая группа для решения вопросов лекарственного обеспечения ковид-госпиталей Ульяновской области. В ежедневном режиме проводится мониторинг обеспеченности лекарственными препаратами стационаров для лечения новой короновирусной инфекции.

В 9 ковид-госпиталях обеспеченность стабильно высокая (100%). В некоторых госпиталях в октябре-ноябре 2020 года наблюдалась дефектура препаратов (дексаметазон, метилпреднизолон, противовирусные и антикоагулянты) в связи с отсутствием данных препаратов на фармацевтическом рынке.

Для решения вопроса Минздравом РФ и Минпромом РФ был осуществлён централизованный ввоз на территорию РФ 3 наименований препаратов для лечения коронавирусной инфекции и осуществлена их доставка в регионы, в том числе и для Ульяновской области были распределены и доставлены необходимые препараты 12.01.2021 года на общую сумму 2,3 млн руб.

В середине января 2021 года  проблемы наличия лекарственных препаратов в госпиталях были полностью решены.

На сегодняшний день в ГУЗ ЦГКБ обеспеченность некоторыми препаратами немного снижена и составляет 3 недельный запас (противовирусные препараты и антикоагулянты), во всех остальных ковид- госпиталях обеспеченность составляет более, чем на месяц.

Мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в амбулаторных условиях (на дому)

 

09.12.2020 года создана специализированная рабочая группа для решения вопросов лекарственного обеспечения населения Ульяновской области. В ежедневном режиме проводится мониторинг обеспечения амбулаторных больных с новой коронавирусной инфекцией.

     По результату мониторинга ежедневная обеспеченность пациентов на амбулаторном лечении составляет в среднем 99-100%. Доставка препаратов на дом осуществляется в течение 1 дня после выявления заболевания у пациента.

          Между Правительством Ульяновской области и Министерством здравоохранения Российской Федерации заключено 3 соглашения
о предоставлении иного межбюджетного трансферта на 46,28 млн рублей, 25,56 млн рублей и 11,3 млн рублей. Всего на данные цели выделено 83,14 млн рублей.

          На текущий момент заключен 31 государственный контракт на общую сумму 71,837 млн рублей). Поставлено препаратов на 65,0 млн руб. По состоянию на вчерашний вечер 25.02.2021 отпущено 46211 упаковок амбулаторным пациентам на общую сумму 52,72 млн рублей.

Из первой партии заключенных контрактов поставлены все наименования. Из второй партии не поставлено два наименования. Одно наименование (интерферон капли) в процессе поставки (едет из Москвы со склада), второе наименование (ривароксабан) задержка поставки по вине поставщика, ожидается до 03.03.2021 г.

          В настоящее время проводятся мероприятия по заключению договоров на сумму третьего транша 11,3 млн руб. Ориентировочная дата заключения контрактов на очередную поставку препаратов: на 03 – 06  марта 2021 года,

          Выдача препаратов в медицинские учреждения организована и  осуществляется с 23.11.2020, На складе ГУ «Ульяновская государственная аптека» на хранении находятся препараты на сумму 3,4 млн руб., остатки препаратов в медицинских организациях - 9,5 млн руб. (от 10 до 90 дней).

 

Розничное лекарственное обеспечение

 

По итогам 2020 г. в Ульяновской области действует 558 розничных  аптечных учреждений, в том числе 32 пункта ГУ «Ульяновская государственная аптека» (по итогам 2019 года действовало 548 учреждений, в том числе 14 пунктов ГУ «Ульяновская государственная аптека»;
по итогам 2018 года – 522 учреждения; 2017 - 533)
.

В целом данный показатель (количество аптечных организаций по отношению к численности населения) отражает хорошую доступность лекарственной помощи жителям Ульяновской области, однако, из-за неравномерного распределения аптечных учреждений на территории региона говорить о шаговой доступности
в отдалённых уголках сельской местности в настоящее время не приходится.

До 2019 года в Ульяновской области большую долю фармацевтического рынка занимало АО «УльяновскФармация» - было 117 структурных подразделений, в том числе реализация лекарстве в розницу через ФАПы (388 пунктов) путём заключения агентских договоров.

Проблемные вопросы в связи с оптимизацией аптек и аптечных  АО «УльяновскФармация:

  1. Обеспечение жителей лекарствами в розницу отдаленных районов
  2. Критическое снижение розничных продаж наркотических и психотропных лекарственных препаратов (не льгота).

По первой проблеме в целях сохранения лекарственной доступности жителям Ульяновской области Минздравом проводилась работа по достижению договоренности с частными фарморганизациями. Так, договоренности были достигнуты с ООО «АВС Норма» в Мелекесском районе и г. Димитровграде, ООО «ФАРМПРОМ» в Новомалыклинском районе (в том числе в с.Новочеремшанск), ООО «Ной» в Ульяновском и Тереньгульском районе, ООО «Аникс-Фарм» в Павловском, Радищевском и Вешкаймском районах, ПАО «Тандер», открывший аптечные пункты в своих розничных магазинах, в том числе в с.Белый Ключ г.Ульяновска, ООО «САД» пос.Пригородный  и др..

На контроле Министерства здравоохранения Ульяновской области находятся следующие населённые пункты:

- с.Астрадамовка Сурского района (проводится процедура лицензирования аптечного пункта ООО «Аптека №11»),

- с.Глотовка Инзенского района (проводится процедура лицензирования аптечного пункта ИП Туманкова Е.А.),

- с. Артюшкино и с.Тушна Сенгилеевского района (не удалось достичь договоренности).

 

По второму проблемному вопросу могу сообщить, что на текущий момент продажи психотропных и наркотических препаратов строгого учёта выполняет 2 аптечных учреждения АО «УльяновскФармация»:

- аптека №72, г.Ульяновск, ул. Гончарова, д.6,

- аптека № 134, г.Димитровград (ограниченный ассортимент).

          А также ОАО Аптека № 32 (р.п.Новоспасское), ОАО Аптека № 33 (р.п.Радищево), ОАО Аптека № 35 (р.п. Старая Кулатка), ОАО Аптека № 53 (р.п.Николаевка).

Госаптека не имеет права коммерческой деятельности, а все остальные частные фармацевтические организации не имеют лицензии на право оборота наркотических средств, и данный вид деятельности несёт дополнительную ответственность и расходы для коммерческой деятельности. 

Подобная проблема по мере закрытия аптек АО «УльяновскФармация» ранее возникала и с сильнодействующими препаратами (например: трамадол, клофелин, бензонал, кодеинсодержащие табл. и др.), но доступность данного вида лекарственной помощи удалось сохранить с помощью положительного решения вопроса со стороны коммерческих аптек (ООО «Вита», ООО «Аптека» по адресу г.Ульяновск, ул.III Интернационала, ОАО Аптека № 109 по адресу г.Ульяновск, ул. 40 лет Октября).

Как правило, граждане, которым необходимы такие серьёзные препараты имеют инвалидность, но приобретают лекарства за свой счёт по собственному решению отказавшись от натуральных льгот и выбрав право замены на денежную компенсацию.

В рамках льготного лекарственного обеспечения препараты строгого учёта Министерством закуплены и льготные категории граждан ими обеспечиваются.

Решением вопроса доступности данного вида лекарственной помощи гражданам – это привлечение коммерческих фармацевтических организаций розничным продажам сильнодействующих препаратов (для этого им нужно получить лицензию на это).

На слайде представлена карта расположения 4-х крупных частных  аптечных сетей в муниципальных образованияхи  одной муниципальной сети Это  ООО «Рона» - 20 аптек 4 муниципальных образованиях, ООО Парнас – 58 аптек в 12 муниципальных образованиях, ООО «Ригла» 17 аптек в 3 муниципальных образованиях, ООО «Галант» 14 аптек в 9 муниципальных образованиях и МУП «Аптека №35» - 7 аптек в 2-х муниципальных образованиях

Указанными аптечными сетями не охвачено только 4 района – Павловский (есть 4 аптеки других собственников),  Базарносызганский

(есть 2 аптеки других собственников), Мелекесский (есть 16 аптек других собственников), Новомалыклинский (есть 2 аптеки других собственников).

Министерство здравоохранения Ульяновской области обращалось к главам муниципалитетов о рассмотрении вопроса о возможности предоставления различного вида льгот для привлечения аптечного бизнеса, к руководителям фармацевтических учреждений для организации ими продаж лекарственных препаратов особого учёта. Данная работа пока не имеет успеха.

 Дополнительно руководителями медицинских организаций организована разъяснительная работа с гражданами, имеющими хронические заболевания, о необходимости сохранения набора социальных услуг. В этом случае граждане могут быть обеспечены Минздравом сильнодействующими препаратами по льготе.