Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2020 года

УТВЕРЖДАЮ

Исполняющий обязанности Председателя Правительства
Ульяновской области

__________________ А.А.Смекалин

_____ __________________ 2021 г.

 

 

 

Доклад
о состоянии энергосбережения и повышении энергетической
эффективности в Ульяновской области по итогам 2020 года

1. Введение

1.1. Общие сведения о докладе

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 22.05.2015 № 227-П «Об утверждении Порядка подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области» и Порядком подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее – Министерство) на ежегодной основе подготавливает государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области (далее – доклад).

Доклад является инструментом мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного управления Ульяновской области.

1.2. Общая оценка социально-экономической ситуации в Ульяновской области

Ульяновская область является индустриально-аграрной территорией с многоотраслевой промышленностью. Ядром промышленности является машиностроение, представленное приборостроением, станкостроением, автомобилестроением, авиастроением, развиты также текстильная и пищевая отрасли промышленности. Работают предприятия строительной, деревообрабатывающей и лесной индустрии. Области принадлежит одно
из ведущих мест в производстве автомобилей и самолётов, металлорежущих станков, сложных приборов и средств автоматизации производства, моторов, трикотажа и других видов продукции.

Этот год был однозначно очень сложным, как в целом для экономики России, так и для нашего региона, и по экономическим итогам уходящего года можно смело судить какие тенденции (негативные или позитивные) ждут население в 2021 году.

В период пандемии коронавирусной инфекции в разной степени пострадали все отрасли экономики, но основной пострадавшей отраслью можно считать сферу услуг.

За весь период 2020 года индекс промышленного производства не превышал 100%-го уровня, причём самое низкое значение индекса было отмечено в мае 2020 года (87,3%), когда многие предприятия находились  в простое. По итогам года, к сожалению, ситуация не выровнялась, индекс составил 96,9%.

Причём в зоне положительных значений находится только индекс производства по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 105,4%. В остальных сферах промышленного производства тенденция снижения объёмов производства сохраняется: в добыче полезных ископаемых – на 28,6%, в обрабатывающих производствах – на 2,1%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха – на 7,4%.

В обрабатывающих производствах, формирующих практически 80% промышленного производства региона, в сравнении с предыдущим отчётным периодом, произошёл рост на 1,2%, индекс составил 97,9%.

Положительная динамика индекса промышленного производства в обрабатывающей отрасли региона отмечена по следующим значимым видам деятельности производство напитков (106,5%), одежды (112,1%), кокса и нефтепродуктов (121,3%), резиновых и пластмассовых изделий (103,6%), прочей неметаллической минеральной продукции (109,6%), прочих транспортных средств и оборудования (106,3%), мебели (132,1%), прочих готовых изделий (в 2,0 раза), металлургическое производство (165,9%).

Одним из основных индикаторов состояния экономики региона, который охватывает все особенности региональной структуры производства и диверсифицированность отраслевой экономики, является валовой региональный продукт (далее – ВРП).

Сейчас практически треть нашего ВРП формируется отраслями обрабатывающего сектора экономики и это наше весомое конкурентное преимущество. Одним из главных драйверов роста можно считать построение диверсифицированной региональной экономики, которая по оценкам экспертов имеет европейскую структуру и характеризуется ориентацией на производство конечного продукта. Высокая доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве говорит о том, что трудовые ресурсы региона в большей степени высококвалифицированные, что свидетельствует о потенциале региона в реализации сложных технологических и наукоёмких проектов.

2.  Мониторинг текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области

2.1.    Реализация государственной программы Ульяновской области«Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области»

Подпрограмма «Чистая вода».

В 2020 году в рамках подпрограммы «Чистая вода» запланировано 818950,63698 тыс. руб., освоено 810665,02453 тыс. руб.:

1) на реализацию основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Оздоровление Волги», направленного на достижение соответствующего результата, федерального проекта «Оздоровление Волги» 501224,0 тыс. руб., в том числе:

485830,7 тыс. руб. средства федерального бюджета;

15393,3 тыс. руб. средства областного бюджета Ульяновской области.

Индикатор регионального проекта: «Количество построенных и реконструированных объектов очистных сооружений организаций водопроводно-канализационного хозяйства Ульяновской области» 2 ед.

Техническая готовность объектов:

реконструкция очистных сооружения канализации в городе Новоульяновске производительностью 2000 куб. м./сутки введены в эксплуатацию 18.11.2020.

строительство станции УФ-обеззараживания на очистных сооружениях канализации левобережья города Ульяновска введены в эксплуатацию 02.11.2020.

Произведена оплата выполненных работ на сумму 493174,40611 тыс. руб., что составляет 98,4% от общей суммы финансирования. Экономия сложилась по результатам торгов и выполнения строительно-монтажных работ. Общая сумма экономии составила 7682,02389 тыс. руб. 25.12.2020 между Минстроем России и Правительством Ульяновской области подписано соответствующее соглашение.

2) на реализацию основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Чистая вода», направленного на достижение соответствующего результата федерального проекта «Чистая вода» 33022,4 тыс. руб., в том числе: 32031,7 тыс. руб. средства федерального бюджета, 990,7 тыс. руб. средства областного бюджета Ульяновской области.

Индикатор регионального проекта: «Доля населения Ульяновской области, обеспеченного качественной питьевой водой, подаваемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения» 96,1%.

Техническая готовность объекта «Строительство объектов водоснабжения населённых пунктов Чердаклинского района, 1 этап. Реконструкция Архангельского грунтового водозабора» 100%.

Произведена оплата выполненных работ на сумму 32991,72187 тыс. руб., что составляет 99,91% от общей суммы финансирования. Экономия сложилась в результате проведения торгов и выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Строительство объектов водоснабжения населённых пунктов Чердаклинского района. 1 этап. Реконструкция скважин № 14, 22, 48 Архангельского грунтового водозабора».

Целевой индикатор мероприятия достигнут на 97,84%.

В 2018 году паспортом федерального проекта «Чистая вода» базовый показатель «Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных источников водоснабжения» установлен в размере 96,1%. С 01.01.2020 года вступила в силу новая редакция методических указаний Роспотребнадзора, существенно изменившая порядок расчёта целевого показателя. В результате фактический показатель для Ульяновской области по итогам 2019 года составил 92,7%, по итогам 2020 года 94,2%. Проведена работа с Минстроем России для корректировки целевого показателя на период 2020-2024 годов. Предложения Ульяновской области приняты, подтверждены Роспотребнадзором, Минстроем России ведётся работа по изменению паспорта федерального проекта «Чистая вода».

3) На реализацию основного мероприятия «Содействие в организации водоснабжения и водоотведения населения Ульяновской области» 284704,23698 тыс. руб., в том числе:

строительство, реконструкция, ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, подготовка проектной документации, включая погашение кредиторской задолженности 104578,56598 тыс. руб.;

предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения (включая лизинговые платежи) 180125,671 тыс. руб.

Целевые индикаторы основного мероприятия:

количество отремонтированных объектов водоснабжения и водоотведения 102 ед., фактически выполнен ремонт 115 объектов;

количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения и водоотведения 1 ед.

Муниципальными образованиями представлены заявки на финансирова­ние выполненных работ, профинансировано из областного бюджета 104373,22555 тыс. руб. что составляет 99,8 % от предоставленных лимитов.

Целевой индикатор мероприятия достигнут на 112,7%.

По итогам сложившейся экономии при проведении торгов выполнены дополнительные мероприятия по ремонту объектов водоснабжения в количестве 13 единиц:

ремонт водопровода на участке ул. Заводская – ул. Пригородная города Барыша;

замена участка водопроводной сети, водонапорной башни пос. Красный Новоспасского района;

замена участка водовода с. Бесстужево Новоспасского района;

замена 1,2 км магистрального водовода с. Васильевка Новоспасского района;

ремонт водопровода д. Русская ХомутерьБазарносызганского района;

замена водонапорной башни с. Лесное Матюнино Кузоватовского района;

замена водопроводных сетей по ул. Чарлановка, Юдовка, Большая Бестужевка с. Лесное МатюниноКузоватовского района;

ремонт водозаборной скважины с. Ерыклинск Мелекесского района;

ремонт водопровода с. Барановка Николаевского района;

ремонт водопровода с. Большой Кувай Сурского района;

ремонт водопроводных сетей с. Самайкино Новоспасского района (двухгодичный контракт).

За 2020 год по заявкам ОГКП «Ульяновский областной водоканал» из областного бюджета Ульяновской области предоставлены субсидии в сумме 180125,671 тыс. руб. на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения что составило 100% от запланированного объёма.

Подпрограмма «Газификация населённых пунктов Ульяновской области».

1. На реализацию основного мероприятия «Обеспечение возможности пользования сетевым природным газом потребителей» подпрограммой предусмотрено финансирование в сумме 222900,36893 тыс. руб., освоено 222900,36893 тыс. руб.

Целевой индикатор мероприятия достигнут (100 %): протяжённость законченных строительством газораспределительных сетей 35,0 км.

По переходящим объектам 2019 года завершены работы по 4 объектам общей протяжённостью 54,61 км:

внутрипоселковый газопровод в с. Головцево Барышского района протяжённостью 10,8 км;

внутрипоселковый газопровод в с. Румянцево Барышского района протяжённостью 23,66 км;

внутрипоселковый газопровод в с. Мордовский Белый Ключ Вешкаймского района протяжённостью 14,40 км;

внутрипоселковый газопровод в 5-й, 6-й микрорайонах в р.п. Ишеевка Ульяновского района протяжённостью 5,75 км.

Строительство межпоселкового и внутрипоселкового газопровода с. Красный Бор Вешкаймского района, выполнено на 28,0 км из 33,52 км, срок завершения работ согласно контракту 01.10.2021.

По объектам, начатым в 2020 году, завершены работы по 3 объектам:

внутрипоселковый газопровод в с. Живайкино Барышского района протяжённостью 22,00 км;

внутрипоселковый газопровод в с. Старая Яндовка Старокулаткинского района протяжённостью 6,26 км;

внутрипоселковый газопровод по ул. Мусы Джалиля в р.п. Старая Кулатка Старокулаткинского района протяжённостью 1,25 км.

По 6 объектам (контракты со сроком выполнения 2020-2021 годы) работы продолжены:

внутрипоселковый газопровод в с. Кармалейка Барышского района, выполнено 7,20 км из 8,49 км, срок завершения работ согласно контракту 30.11.2021;

межпоселковый и внутрипоселковый газопроводы с. Сиуч Майнского района, выполнено 8,20 км из 9,81 км, срок завершения работ согласно контракту 31.10.2021;

внутрипоселковый газопровод в с. Лесная Хмелевка, выполнено 19,50 км из 25,72 км, срок завершения работ согласно контракту 31.10.2021;

внутрипоселковый газопровод в с. Бригадировка Мелекесского района, выполнено 2,80 из 18,76 км, срок завершения работ согласно контракту 01.10.2021;

внутрипоселковый газопровод в с. Артюшкино Сенгилеевского района, выполнено 6,50 из 21,80 км, срок завершения работ согласно контракту 30.11.2021;

межпоселковый газопровод р.п. Силикатный – пос. Кучуры – с. Артюшкино Сенгилеевского района, выполнено 2,50 из 7,53 км, срок завершения работ согласно контракту 30.11.2021.

Проектные работы внутрипоселковых газопроводов выполнены по 6 объектам с. Каргино Вешкаймского района, с. Коченяевка Вешкаймского района, с. Ахматово-Белый Ключ Вешкаймского района, с. Теньковка Карсунского района; с. Никулино Николаевского района, р.п. Старая Кулатка
ул. Мусы Джалиля Старокулаткинского района.

Проектные работы внутрипоселковых газопроводов по 6 объектам находятся на стадии экспертизы: с. Теньковка Карсунского района, пос. Курлан Мелекесского района, пос. Рыбхоза «Пионер» Майнского района, с. Средняя Терешка Старокулаткинского района, с. Верхняя Терешка Старокулаткинского района, с. Кротовка г. Ульяновска.

2. На реализацию мероприятия «Предоставление газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, по подлежащим государственному регулированию ценам» подпрограммой предусмотрено финансирование в сумме 21026,0879 тыс. руб., освоено 21026,0879 тыс. руб. Денежные средства в полном объёме направлены газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов,
в том числе:

УФ ООО «Сириус»5,6 млн руб. (кредиторская задолженность 2019 года);

ИП Носков В.В.1,4 млн руб. (кредиторская задолженность 2019 года);

I квартал 2020 года:

УФ ООО «Сириус» 9,5 млн руб.;

ИП Носков В.В. 1,0 млн руб.

II квартал 2020 года:

УФ ООО «Сириус» 3,5 млн руб.

Для преодоления экономических последствий, вызванных распространение новой коронавирусной инфекции, на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение о выделении из резервного фонда Правительства Ульяновской области дополнительных бюджетных ассигнований на погашение кредиторской задолженности перед газораспределительными организациями в размере 31,3 млн руб. Денежные средства были распределены следующим образом:

УФ ООО «Сириус» за III квартал 2019 года 8,7 млн руб.;

УФ ООО «Сириус» за IV квартал 2019 года 9,3 млн руб.;

УФ ООО «Сириус» за I квартал 2020 года 2,8 млн руб.;

УФ ООО «Сириус» за II квартал 2020 года 10,5 млн руб.

3. На реализацию мероприятия «Предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам городских поселений, муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с организацией снабжения населения сжиженным углеводородным газом для бытовых нужд, в том числе погашение кредиторской задолженности» были предоставлены субсидии в размере 806,49811 тыс. руб. следующим муниципальным образованиям:

Карсунский район 98,80247 тыс. руб.;

Мелекесский район 194,78563 тыс. руб.;

Николаевский район 126,58635 тыс. руб.;

Барышский район 197,02179 тыс. руб.;

Старомайнский район 149,3146 тыс. руб.;

Старомайнское городское поселение 39,79116 тыс. руб.

Подпрограмма «Содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных периодов»

Подпрограммой на 2020 год предусмотрен объём финансирования из средств областного бюджета Ульяновской области 133000,0 тыс. руб., освоено 133000,0тыс. руб.:

1) на мероприятие «Возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере теплоснабжения, в том числе затрат, связанных с погашением кредиторской задолженности» запланировано 83000,0 тыс. руб., средства (100%) предоставлены ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области»;

2) на мероприятие «Погашение задолженности теплоснабжающих организаций муниципальных образований Ульяновской области за потреблённый природный газ, связанной с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения» запланировано и освоено 50000,0 тыс. руб.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».

Подпрограммой на 2020 год предусмотрен объём финансирования из средств областного бюджета Ульяновской области 94000,0 тыс. руб., освоено 94000 тыс. руб.:

1) на мероприятие «Реализация Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 131-ЗО «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» запланировано и освоено 16900,0 тыс. руб.;

2) на мероприятие «Организация проведения для председателей советов многоквартирных домов в Ульяновской области обучающих семинарских и курсовых занятий по вопросам, возникающим в сфере жилищно-коммунального хозяйства» запланировано и освоено 100,0 тыс. руб.;

3) на мероприятие «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных со строительством и модернизацией теплоисточников и тепловых сетей, в том числе затрат, связанных с внесением платы по договорам финансовой аренды (лизинга) и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования (договорам факторинга)» запланировано и освоено 65000,0 тыс. руб.;

4) на мероприятие «Предоставление субсидий областным государственным казённым предприятиям Ульяновской области в целях финансового обеспечения затрат, связанных с приобретением техники для жилищно-коммунального хозяйства по договорам финансовой аренды (лизинга)» запланировано и освоено 12000,0 тыс. руб.

Количество абитуриентов, поступивших в ФГБОУ «Ульяновский государственный технический университет» за период 2016-2017 годов (со сроком окончания 2020 год) по программе подготовки высшего образования по направлению «Строительство» и профилю «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства» составило 74 человека, в том числе:

по программе бакалавриата 39 человек;

по программе магистратуры 35 человек.

Фактически, в 2020 году получили дипломы 46 выпускников, из них:

трудоустроены 25 человек;

не трудоустроен 21 человек (в связи с призывом на военную службу).

По результатам мониторинга потребности в специалистах жилищно-коммунального хозяйства, составлен перечень вакантных рабочих мест, который в декабре 2020 года был направлен в адрес выпускников с предложением о трудоустройстве.

ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области», в рамка реализации мероприятий установлены и подключены к инженерным сетям:

теплоисточник по ул. Коммунаров г. Новоульяновск;

теплоисточник по ул. Ленина г. Новоульяновска;

теплоисточник в с. Криуши г. о. Новоульяновск;

центральная квартальная котельная р.п. Майна;

теплоисточник РДК р. п. Майна;

квартальная котельная в р. п. Чуфарово;

теплоисточник СОШ в с. Мордовский Белый Ключ Вешкаймского района;

теплоисточник в р. п. Вешкайма, ул. Железнодорожная;

теплоисточник СОШ п. Жадовка Барышского района;

теплоисточник в с. Озёрки Мелекесского района.

На 100% достигнут показатель подпрограммы «Сокращение количества неэффективных теплоисточников» 35 единиц.

2.2. Энергосбережение в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

В целях реализации данного закона за 2020 год через систему ЕИАС собрано и проанализировано 165 отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

На основании информации полученной от организаций из годовых отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности» можно сделать выводы, как по отраслям деятельности, так и в целом о состоянии энергосбережения в Ульяновской области в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности.

 

Передача электрической энергии.

В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия 10 крупнейших организаций, занимающихся передачей электрической энергии, за 2018-2020 годы.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций в сфере передачи электрической энергии.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика годовой экономии от реализации мероприятий в % по отноше-нию к преды-дущему году

Вид регулируемой деятельности

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

ОАО «МРСК Волги»-филиал «Ульяновские распределительные сети»

50890

86176,68456

21 273,60

69%

-75%

27 336,78

29 780,73

102 921,34

9%

246%

Передача ЭЭ

ОАО «Ульяновская сетевая компания»

91183,34

64284,87197

52961,470

-29%

-18%

21961,24

13960,55

1063,087

-36%

-92%

Передача ЭЭ

ООО «Энергомодуль»

9 647,65

12 017,84

12 361,25

25%

3%

5,52

5,91103

19365,29

7%

327513%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновская воздушная кабельная сеть»

0

6656,03

1104

0%

-83%

н/п

76,62

11,04

0%

-86%

Передача ЭЭ

МУП «Ульяновская городская электросеть»

6 935,47

4 853,51

9 866,53

-30%

103%

338,97

357,04

366,06

5%

3%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновскэлектросеть»

786,4

4853,512

9866,53

517%

103%

48,02

357,04

366,06

644%

3%

Передача ЭЭ

АО «УКБП»

7475,9

3800

2415

-49%

-36%

2589,6

1250

598,6

-52%

-52%

Передача ЭЭ

ООО «МАГИСТРАЛЬ»

0

1000

1000

0%

0%

3,72

28,71

28,71

672%

0%

Передача ЭЭ

ООО «ЭнергоХолдинг»

976,85

993,408

1142,424

2%

15%

484,96

533,01

623,59

10%

17%

Передача ЭЭ

ООО «Регионпромстрой»

0

421,00

421

0%

0%

0

81,34

179,21

0%

120%

Передача ЭЭ

 

 

На основании полученных данных от организаций, занимающихся передачей электрической энергии, можно сделать вывод о том, что электроэнергетика является лидирующей отраслью по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению. В целом по отрасли электроснабжение за 2020 год финансовые затраты на мероприятия по энергосбережению составили 117 046,7 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий составила 129 831,9 тыс. руб.

Ниже приведены сравнительные значения затрат и экономии за 2018-2020 годы.

 

 

Производство и передача тепловой энергии.

В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2018-2020 годы 10 крупнейших организаций отрасли.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций в сфере производства и передачи тепловой энергии.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика годовой экономии от реализации мероприятий в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

Филиал Ульяновский ПАО «Т Плюс»

4 055,07

3 837,24

6 117,36

-5%

59%

8 360,15

8 499,96

4 326,84

2%

-49%

Производство и передача ТЭ

МУП «Гортепло»

0,00

0,00

2 374,00

0%

0%

н/п

0

2786

0%

0%

Производство и передача ТЭ

УМУП «Городская теплосеть»

6 405,40

5 034,90

2 015,00

-21%

-60%

481,64

402,3817572

279,09252

-16%

-31%

Производство и передача ТЭ

ООО «Ресурс»

113,87

0,00

1 800,00

-100%

0%

31,03

0

264,159035

-100%

0%

Производство и передача ТЭ

ОАО «Элегант»

0,00

268,24

440,11

0%

64%

53,66

120

35

124%

-71%

Производство ТЭ

ООО «КИТ-Энергия»

0,00

85,00

185,00

0%

118%

0,00

1,783

2400

0%

134505%

Производство и передача ТЭ

ОАО «Спектр-Авиа»

4,95

94,90

105,00

1817%

11%

0

0

12

0%

0%

Производство ТЭ

ООО «Газпром теплоэнерго Ульяновск»

13,50

0,63

64,13

-95%

10080%

14,27

0,61

11,506

-96%

1786%

Производство ТЭ

МБУ «Юг - Сервис»

0,00

84,00

55,00

0%

-35%

0,00

25,2

19

0%

-25%

Производство и передача ТЭ

ООО «Север Газ»

0,00

0,00

21,00

0%

0%

0,00

0

0

0%

0%

Производство и передача ТЭ


За 2020 год по организациям, занимающихся производством и передачей тепловой энергии, затраты на мероприятия по энергосбережению сократились составили 13 230,59 тыс. руб., экономия 10 264,78 тыс. руб.

 

 

ЖКК (Холодное водоснабжение, водоотведение).

В настоящее время сфера ЖКК является самой большой по количеству регулируемых организаций. Но, несмотря на большое количество организаций, сфера ЖКК находится на последнем месте по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению. Это связано с тем, что основная часть предприятий работает с изношенными сетями. Материально-техническая база устарела и требует больших капитальных затрат. Многие организации убыточные или находятся на грани банкротства. В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2018-2020 годы
10 крупнейших организаций отрасли.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций в сфере ЖКХ.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика годовой экономии от реализации мероприятий в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

ООО «Новоульяновскводоканал»

0

1198,24

3062,2

0%

156%

0

11,97

229,38

0%

1816%

ХВС, ВО

МУП «Ермоловский коммунальщик»

368,2

358

2878

-3%

704%

38,64

34,85

289,35

-10%

730%

ХВС

УМУП «Ульяновскводоканал»

645

3920,33

745

508%

-81%

721,21

2683,57

784,6

272%

-71%

ХВС,ВО

ООО «Ростоки»

516,2

288

584,6

-44%

103%

3,4

3,98

3

17%

-25%

ХВС

ООО «Водстрой»

109

487

459,7

347%

-6%

7,6

44,95

20,34

491%

-55%

ХВС

МУП ЖКХ «Красноярское»

429,23

280

334,98

-35%

20%

56,7

7

8,00

-88%

14%

ХВС,ВО

МУП «Коромысловское ЖКХ»

228

175

321,1

-23%

83%

148,00

96,20

165,35

-35%

72%

ХВС

Исправительная колония №3 УФСИН России по Ульяновской области

298

3560

276

1095%

-92%

210,39

236,37

229,18

12%

-3%

ХВС

ООО «Ульяновскоблводоканал»

507,4

567,74

62

12%

-89%

0

0

0

0%

0%

ХВС, ВО

ООО «ЖКХ Сервис»

879,69

384,31

58,6

-56%

-85%

2,04

5

0,04

145%

-99%

ВО

 

В 2020 году в целом по отрасли ЖКК затраты на энергосбережение составили 9 746,89 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий по энергосбережению составила2 430,72 тыс. руб.

 

 

Организации, занимающиеся несколькими видами регулируемой деятельности.

В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2018-2020 годы 10 крупнейших организаций.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций, занимающихся несколькими видами регулируемой деятельности.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия
в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика годовой экономии от реализации мероприятий в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

2018 год

2019 год

2020 год

2018/

2019

2019/

2020

ЗАО «Авиастар-СП»

320,2

8593,13

7157,25

2584%

-17%

2,3

114,41

129,81

4874%

13%

«Передача ТЭ, Передача ЭЭ,ВО,ХВС

ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)

0

3256,5

5490

0%

69%

0

6378,08

3767,9

0%

0%

Производство ТЭ, передача ТЭ, передача ЭЭ

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ»

69,71

2379,94

0

3314%

-100%

1957

760,92

572,79

-61%

-25%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

Куйбышевская дирекция Центральной дирекции ОАО «РЖД»

9826,71

2039

132,13

-79%

-94%

90,3

9,9

4,9

-89%

-51%

Производство и передача ТЭ, ВО,ХВС

ООО «Комстройсервис» Новоспасский район

80,2

1465,6

87,6

1727%

-94%

101,94

59,67

121,43

-41%

104%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

АО «УКБП»

7475,9

850

2415

-89%

184%

2589,6

1250

598,6

-52%

-52%

Производство и передача ТЭ,ВО,ХВС

МП «Сантеплотехсервис»

393,66

582,74

583

48%

0%

142,07

145,77

146

3%

0%

Производство и передача ТЭ, ХВС

МУП «Чердаклыэнерго»

400

365

96,2

-9%

-74%

28

110,63

48,2

295%

-56%

Производство и передача ТЭ,ХВС,

АО «ГНЦ НИИАР»

1971,79

171,14

28

-91%

-84%

2835,38

881,25

49,3

-69%

-94%

ХВС, производство ТЭ, передача ЭЭ

ОАО «Комета»

294,3

45

488

-85%

984%

117,75

112,9

2030,23

-4%

1698%

Производство и передача ТЭ,ХВС,ВО

 


За 2018 год в организациях, занимающихся несколькими видами регулируемой деятельности затраты на мероприятия по энергосбережению составили 17 697,45 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий по итогам 2020 года 8 454,67 тыс. руб.


 

Итог состояния области энергосбережения в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности по итогам 2020 года.

В 2020 году организациями, занимающимися регулируемыми видами деятельности, на мероприятия по энергосбережению были израсходованы средства в размере 157 721,64 тыс. руб. Структура и объёмы финансирования показаны ниже на диаграмме:

Затраты на мероприятия по энергосбережению за 2020 год (157 721,64 тыс. руб.) уменьшились по сравнению с 2019 годом на 38,81% (257 767,68 тыс. руб.). Годовая экономия от внедрения мероприятий по итогам 2020 года составила 150 982,11 тыс. руб., что на 98% больше показателей прошлого 2019 года 75 398,13 тыс. руб.

Ниже приведены суммарные значения динамики затрат и экономии по всем видам регулируемой деятельности за три предыдущих года.

 

На основании приведённых данных можно сделать вывод о незначительном снижении расходов на реализацию мероприятий по энергосбережению в 2020 году по отношению к 2019 году.

2.3. Модуль «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» государственной информационной системы

16 января 2019 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261‑ФЗ) в том числе введена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 № 683 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России наделено полномочиями по разработке и утверждению порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации.

27 февраля 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».

Минэкономразвития России принят приказ от 25 января 2021 г. № 23 «О внесении изменений в пункт 4 Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707» о переносе срока представления Деклараций за отчётный 2020 год на период с 1 августа
по 1 ноября 2021 года.

2.4. Техническое регулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Ульяновской области

В целях технического регулирования вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области за 2020 год, подготовлены и утверждены следующие документы:

1. Дорожная карта по интеграции бюджетных учреждений и многоквартирных домов Ульяновской области в региональную информационно-аналитическую систему жилищно-коммунального хозяйства документом от 20.02.2020 № 40-ПЛ.

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 27.04.2020 № 9/201-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».Изменение финансирования мероприятий государственной программы на период 2020-2022 годы.

3. Распоряжение Правительства Ульяновской области от 17.06.2020 №341-пр «Об участии Ульяновской области в Всероссийском фестивале энергосбережения «ВместеЯрче».

4. Постановление Правительства Ульяновской области от 18.06.2020 № 13/313-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2020 год за счёт перераспределения средств областного бюджет Ульяновской области.

5. Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2019 года документом от 29.06.2020 №73-П-01/11650вн. Доклад подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 22.05.2015 № 227-П «Об утверждении Порядка подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области» и Порядком подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области на ежегодной основе подготавливает государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области.

6. Постановление Правительства Ульяновской области от 24.07.2020 № 16/394-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2020 год за счёт перераспределения средств областного бюджет Ульяновской области.

7. Состав рабочей группы по энергетическому и экологическому строительству документом от 26.08.2021 № 73-П-01/15570вн.

8. Постановление Правительства Ульяновской области от 24.09.2020 № 20/547-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2020 и 2021 годы за счёт дополнительных поступлении и перераспределения средств областного бюджета Ульяновской области.

9. Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Ульяновской области документом от 13.10.2020 № 197-ПЛ.

10. Постановление Правительства Ульяновской области от 12.11.2020 № 23/627-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2021-2023 годы. Изменение формы приложений государственной программы в соответствии с изменениями Правил разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области утверждённых постановлением Правительства Ульяновкой области от 23.09.2020 № 537-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 13.09.2019 № 460-П».

11. Постановление Правительства Ульяновской области от 19.11.2020 № 24/659-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2020 и 2021 годы за счёт дополнительных поступлении и перераспределения средств областного бюджета Ульяновской области

12. Постановление Правительства Ульяновской области от 10.12.2020 № 25/726-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области». Изменение финансирования мероприятий государственной программы на 2021-2023 годы. Дополнение государственной программы положениями о развитии использования возобновляемых источников энергии на территории Ульяновской области.

2.5. Популяризацияэнергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области.

Важным вопросом энергосбережения является популяризация энергосберегающего образа жизни населения Ульяновской области.В целях стимулирования на региональном и муниципальном уровнях реализации проектов по повышению энергоэффективности и пропаганды энергосберегающего образа жизни среди населения, под эгидой Минэнерго России проведёнфестиваль энергосбережения «ВместеЯрче», в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 17.06.2020 №341-пр «Об участии Ульяновской области в Всероссийском фестивале энергосбережения «ВместеЯрче».

В течение сентября иоктября 2020 года под патронажем Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации в России проводился Всероссийский фестиваль энергосбережения «#ВместеЯрче».

В рамках фестиваля Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области проводится ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче»,в соответствии с распоряжением от 03.06.2020 № 826-р «О региональном этапе Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» организованы конкурсы рисунков в образовательных организациях общего и дополнительного образования.

В номинацииконкурса рисунков и плакатов «Как современная энергетика и новые виды энергии изменили жизнь человека?»порядка 30 лучших конкурсных работ зарегистрировано на сайте фестиваля.

Мероприятия Фестиваля проведены в 24 муниципальных образованиях Ульяновской области. В мероприятия фестиваля вовлечены 414 общеобразовательных организаций, 32 организации дополнительного образования. С учётом сложной эпидемиологической ситуации наиболее эффективными стали мероприятия с использованием онлайн форматов: челленджи, конкурсы рисунков, викторины, а также использование готовых материалов портала фестиваля. 25 сентября 2020 года проведены «уроки зелёной энергетики»с участием генерального директора компании VestasRussia Юсупова К.Н.

2.6. Энергоменеджмент в организациях бюджетной сферы Ульяновской области

В условиях постоянно растущих цен на топливно-энергетические ресурсы (далее – ТЭР), дефицита средств областного и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент – управление
и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители.

Для внедрения принципов энергетического менеджмента в бюджетных организациях Ульяновской области используется следующая методология:

разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении Ульяновской области;

организация финансового учёта экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий в профильных министерствах и ведомствах;

назначение лиц ответственных за состояние энергосбережения и повышение энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении;

постоянное обучение персонала и лиц ответственных за энергосбережениеи повышения энергетической эффективности;

разработка и внедрение регионального стандарта (требования) оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области с целью экономии топливно-энергетических ресурсов;

популяризация энергосберегающего образа жизни.

С целью внедрения и создания системы управления энергопотреблением на уровне государственных учреждений Ульяновской области, Распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 19.12.2014 №594-од утверждён стандарт оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области.

2.6.1. Экономия энергоресурсов в организациях бюджетной сферы Ульяновской области

Во исполнение распоряжения Правительства Ульяновской области от 19 декабря 2019 года №670-пр «Об исполнении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов областных государственных учреждений Ульяновской области на 2020 год» Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, согласно данным представленным главными распорядителями средств бюджета Ульяновской области и муниципальными образованиями области, ежемесячно проводится анализ фактического потребления энергоресурсов и коммунальных услуг учреждениями социальной сферы. Отчёты об исполнении лимитов потребления энергоресурсов и коммунальных услуг главными распорядителями бюджетных средств и муниципальными образованиями представлены своевременно, в соответствии со сроками определёнными вышеуказанным распоряжением Правительства Ульяновской области.

По итогам 2020 года фактическое потребление топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг всего составило 2668,9 млн руб. При этом экономия составила784,0 млн руб. (22,7%) при плановых показателях 3452,9 млн руб.

Экономия в потреблении энергоресурсов и коммунальных услуг по учреждениям сложилась за счёт постоянного контроля за потреблением, контроля за работой энерго- и теплопотребляющего оборудования, в связи с заключением энергосервисных контрактов (далее – ЭСК).

Основными факторами экономии ТЭР также являются:

введение карантинных мероприятий в связи с ростом заболеваемости ГРИППА, ОРВИ и распространением коронавируса на территории Российской Федерации:

в общеобразовательных учреждениях и организациях дополнительного образования (перевод на дистанционное обучение, объявление и продление каникул в учреждениях образования, завершение учебного года для учеников 1-8 классов и объявление досрочных летних каникул с 30 апреля 2020 года, а для учеников 9-11 классов продолжение учёбыв дистанционном формате, отмена работы в летний период (июнь-август) детских оздоровительных лагерей);

в учреждениях подведомственных Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области (с 16 марта 2020 года отмена и ограничение спортивных мероприятий);

в учреждениях подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области (с 19 марта 2020 года отмена всех театрально-зрелищных и концертных мероприятий, отмена посещений музеев, библиотек, архивов);

введением мер для борьбы с распространением коронавируса Covid-19 с 30 марта по 30 апреля 2020 года – приостановление (ограничение) деятельности бюджетных организаций (с сохранением зарплаты). Многие бюджетные учреждения Ульяновской области либо не осуществляли свою деятельность, либо осуществляли деятельность дистанционно;

фактической температурой воздуха выше нормы: январь на +5,9° (норма среднемесячной температуры января -8,9°, а фактическая -3,0°), февраль на +5,9° (норма среднемесячной температуры февраля -9,8°, а фактическая -3,9°), март на +6,2° (норма среднемесячной температуры марта -3,6°, а фактическая +2,6°), сентябрь на +0,5° (норма среднемесячной температуры сентября +12,1°, а фактическая +12,6°), октябрь на +1,1° (норма среднемесячной температуры октября +5,4°, а фактическая +6,5°), ноябрь на +0,2° (норма среднемесячной температуры ноября -2,6°, а фактическая -2,4°).

Экономия по электроэнергии по уличному освещению на 14,3 млн кВтч в натуральном выражении и на 129,7 млн руб.в стоимостном выражении сложилась в связи с заключениемЭСК и введения строго режима экономии, а также изменения графика включения и отключения светильников, время работы которых принудительно сокращено.

В сравнении с аналогичным периодом 2019 года потреблено ресурсов в стоимостном выражении меньше на 82,2 млн руб. (за 2019 год потребление составило2751,1 млн руб. при плановых показателях 3133,2 млн руб.и экономии от потребления 382,1 млн руб.). Снижение произошло за счёт указанных выше факторов.

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

В целом главными распорядителями бюджетныхсредств и их подведомственными учреждениями за2020 год фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму1151,6млн руб.При этом экономия составила 289,8 млн руб. или 20,1% от установленной потребности на соответствующий год 1441,4 млн руб. Перерасход не определён.

Наибольшая экономия определена:

по учреждениям Министерства здравоохранения Ульяновской области на 75,3млн руб.;

по учреждениям Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на 59,0 млн руб.;

по учреждениям Министерства семейной, демографической политики  и социального благополучия Ульяновской областина 37,9 млн руб.;

по учреждениям Министерства физической культуры и спорта Ульяновской областина 28,7 млн руб.;

по учреждениям Министерства искусства и культурной политики Ульяновской областина 17,6 млн руб.

В сравнении с аналогичным периодом 2019 года главными распорядителями бюджетных средств и их подведомственными учреждениями потреблено ресурсов в стоимостном выражении меньше на 23,1 млн руб. или на 2% (за 2019 год потребление составляло1174,7 млн руб. при плановых показателях 1295,7 млн руб. и экономии от потребления 121,0 млн руб.).

Экономия в потреблении энергоресурсов и коммунальных услуг по учреждениям сложилась за счёт постоянного контроля за потреблением, контроля за работой энерго- и теплопотребляющего оборудования, в связи с заключением ЭСК.

При этом необходимо отметить, что за 2020 год в сравнении с 2019 годом определено фактическое снижение в потреблении основных энергоресурсов и коммунальных услуг в натуральном выражении (электроэнергия, теплоэнергия, природный газ, уголь, дрова, ХВС,ГВС, водоотведение, ЖБО):

 

Наименование

ед.изм. 

2019 год

2020 год

2020/2019

(- снижение; +увеличение)

холодное водоснабжение

тыс. м.куб.

1381,10

1209,45

-171,65

водоотведение

тыс. м.куб.

1429,78

1316,57

-113,21

электроэнергия

тыс. кВт

73 097,09

69 352,98

-3 744,11

тепловая энергия

Гкал

274 261,83

240 775,04

-33 486,79

ГВС

тыс. м. куб.

302,95

282,86

-20,09

вывоз ТКО

м. куб.

67 659,67

68 767,15

1107,48

ЖБО

м. куб.

30 737,47

30 616,34

-121,13

природный газ

тыс. м.куб.

7 800,89

6 699,88

-1101,01

уголь

тонн

6 674,37

5 387,65

-1286,72

дрова

м. куб.

7 105,62

5 806,42

-1299,20

пеллеты

тонн

45,00

52,00

7,00

 

По состоянию на 20.01.2021г. оплата составила 1130,8 млн руб. или 98,2% от фактического потребления за январь-декабрь 2020 года.

Неполная оплата отмечена:

по Министерству здравоохранения Ульяновской области98,2% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2020 года по отчёту Министерства составила 13,3 млн руб.);

по Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области94,6% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабрь 2020 года по отчёту Министерства составила 3,7 млн руб.);

по Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области98,9% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2020 года по отчёту Министерства составила 1,7 млн руб.);

по Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области95,8% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2020 года по отчёту Министерства составила 1,6 млн руб.).

На период формирования отчёта задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2020 года составила всего 20,8 млн руб. или 1,8% от общего потребления. Следует отметить, что за аналогичный период 2019 года задолженность была выше на 117,0 млн руб. и составляла 137,8 млн руб.

 

УЧРЕЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В целом учреждениями социальной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов области, за 2020 год фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму 1517,3 млн руб. При этом экономия в потреблении энергоресурсов составила 494,2 млн руб. или 24,6% от установленной потребности на соответствующий год 2011,5 млн руб. Перерасход не определён.

Наиболее значительная экономия в потреблении энергоресурсов и коммунальных услуг за 2020 год определена по следующим муниципальным образованиям:

г.Ульяновск240,3 млн руб.;

Инзенский районна 36,4 млн руб.;

Старомайнский районна 28,1 млн руб.;

Ульяновский район19,8 млн руб.;

Барышский районна 18,2 млн руб.;

Майнский районна 18,0 млн руб.;

г.Димитровградна 17,9 млн руб.;

Радищевский районна 16,0 млн руб.;

Сенгилеевский районна 13,7 млн руб.;

Мелекесский районна 12,9 млн руб.;

Новомалыклинский районна 10,8 млн руб.;

Вешкаймский районна 9,6 млн руб.;

г.Новоульяновскна 7,7 млн руб.;

Сурский районна 7,3 млн руб.;

Тереньгульский районна 7,1 млн руб.;

Старокулаткинский районна 6,1 млн руб.

 

В сравнении с аналогичным периодом 2019 года учреждениями социальной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов области, потреблено ресурсов в стоимостном выражении меньше на 59,1 млн руб. или на 3,8% (за 2019 год потребление составляло 1576,4 млн руб. при плановыхпоказателях 1837,5 млн руб. и экономии от потребления 261,1 млн руб.).

Экономия в потреблении энергоресурсов и коммунальных услуг по учреждениям сложилась за счёт постоянного контроля за потреблением, контроля за работой энерго- и теплопотребляющего оборудования, в связи с заключением ЭСК.

При этом необходимо отметить, что за 2020 год в сравнении с 2019 годом определено фактическое снижение в потреблении основных энергоресурсов и коммунальных услуг в натуральном выражении (электроэнергия, теплоэнергия, природный газ, уголь, дрова, ХВС, ГВС, водоотведение, ЖБО):

 

Наименование

ед.изм. 

2019 год

2020 год

2020/2019
(- снижение; +увеличение)

холодное водоснабжение

тыс. м.куб.

1122,98

944,52

-178,46

водоотведение

тыс. м.куб.

1120,43

931,88

-188,55

электроэнергия:

тыс. кВт

91 914,26

84 719,80

-7 194,46

в том числе уличное освещение

тыс. кВтч

30 472,33

32 320,52

1 848,19

тепловая энергия

Гкал

317 859,37

288 607,31

-29 252,06

ГВС

тыс. м. куб.

326,41

257,80

-68,61

вывоз ТКО

м. куб.

20 479,36

51 382,10

30 902,74

ЖБО

м. куб.

42 390,41

35 785,95

-6 604,46

природный газ

тыс. м.куб.

16 029,16

14 953,46

-1 075,70

уголь

тонн

3 495,09

2 829,68

-665,41

дрова

м. куб.

48 746,56

46 739,68

-2 006,88

пеллеты

тонн

47,10

47,10

0

 

По состоянию на 20.01.2021г. оплата составила 1346,0 млн руб. или 88,7% от фактического потребления за январь-декабрь 2020 года.

Неполная оплата отмечена в муниципальных образованиях:

Вешкаймский район 47,7% (задолженность 17,2 млн.руб.);

Цильнинский район 48,6% (задолженность 23,0 млн руб.);

Кузоватовский район 60,7% (задолженность 17,7 млн.руб.);

Сенгилеевский район 65,3% (задолженность 9,8 млн.руб.);

Тереньгульский район 76,3% (задолженность 5,0 млн руб.);

Радищевский район 78,0% (задолженность 6,5 млн руб.);

Майнский район 83,8% (задолженность 4,7 млн руб.);

Старомайнский район 84,9% (задолженность 4,5 млн руб.);

Инзенский район 85% (задолженность 6,3 млн.руб.)

Ульяновский район 86,2% (задолженность 5,4 млн.руб.);

г.Ульяновск 90,9% (задолженность 57,7 млн руб.);

Барышский район 91,1% (задолженность 5,6 млн руб.).

 

Задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2020 года составила 171,3 млн руб. или 11,3% от общего потребления. Следует отметить, что за аналогичный период 2019 года задолженность была выше на 21,1 млн руб.и составляла 192,3 млн руб.

Ассигнования на 2020 год на оплату энергоресурсов и коммунальных услуг были предусмотрены в объёме менее чем на 10 месяцев к планируемому потреблению на соответствующий период, по муниципальным образованиям:

Майнский районна 7 месяцев или 56,8% к планируемому потреблению;

Барышский районна 7 месяцев или 59,1% к планируемому потреблению;

г.Ульяновскна 8 месяцев или 66,8% к планируемому потреблению;

Радищевский районна 8 месяцев или 68,4% к планируемому потреблению;

Инзенский районна 8 месяцев или 70,5% к планируемому потреблению;

Цильнинский районна 9 месяцев или 72% к планируемому потреблению;

Старомайнский районна 9 месяцев или 72,5% к планируемому потреблению;

Вешкаймский районна 10 месяцев или 83,9% к планируемому потреблению.

2.6.2. Оценка эффективности деятельностиисполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областив сфере повышения энергетической эффективности

ПриказомМинистерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 11.04.2019 №21-од  «Об утверждении порядка и критериев определения эффективности деятельности исполнительных органов государственной властии органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности» утверждён «Порядок и критерии определения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности».

Оценкаэффективности деятельности исполнительных органов государственной властиУльяновской области(далее – ИОГВ) и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности(далее – Оценка эффективности деятельности) проводится ежеквартально, при Оценке эффективности деятельности рассматриваются два блока наиболее важных характеристик. Первый блок отражает экономическую (количественную) сторону энергоэффективности к нему относятся удельные расходы используемых энергетических ресурсов и воды, динамика их изменения, размер экономии ТЭР, в том числе полученный в результате исполнения ЭСК и т.д. Второй блок отражает социальную (качественную) сторону энергоэффективности, это оснащённость приборами учёта, отсутствие отклонений (нарушений) от допустимых параметров микроклимата помещений в течении отчётного периода, наличие утверждённой программы по энергосбережению, назначенного ответственного лица за реализацию программы, системы мониторинга и анализа энергопотребления в подведомственных учреждениях.

Оценка эффективности деятельностиорганов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности за 2020 год

Место в рейтинге

Количество баллов

Наименование муниципального образования Ульяновской области

1

168

Радищевский район

2

159

Сенгилеевский район

3

156

Инзенский район

4

151

город Димитровград

5

149

Майнский район

6

139

Новомалыклинский район

7

138

Старокулаткинский район

8

135

Ульяновский район

9

133

Павловский район

10

130

Николаевский район

11

127

Сурский район

11

127

Вешкаймский район

12

126

Тереньгульский район

12

126

город Ульяновск

13

120

Базарносызганский район

14

119

Старомайнский район

15

115

Барышский район

16

113

город Новоульяновск

17

107

Мелекесский район

18

103

Карсунский район

19

94

Чердаклинский район

20

89

Новоспасский район

21

61

Цильнинский район

22

53

Кузоватовский район

Наибольшие значения при ранжировании были получены в муниципальных образованиях «Радищевский район», «Сенгилеевский район» и «Инзенский район», наименьшие значения в муниципальных образованиях«Новоспасский район», «Цильнинский район» и «Кузоватовский район».

Первое место муниципальное образование«Радищевский район» обеспечило за счёт малого удельного расхода природного газа, большого снижения потребления тепловой энергии и природного газа по отношению к аналогичному периоду прошлого года, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 4 ЭСК на сумму 9,3 млн руб.

Второе место муниципальное образование«Сенгилеевский район» обеспечило за счёт малых удельных расходов холодной воды и природного газа, большого снижения потребления тепловой энергии по отношению к аналогичному периоду прошлого года, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 1 ЭСК на сумму 5,4 млн руб.

Третье место муниципальное образование«Инзенский район» обеспечило за счёт малых удельных расходов электроэнергии, холодной воды и природного газа, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 1 ЭСК на сумму 20,8 млн руб.

Информация по муниципальным образованиям, замыкающим рейтинг:

В муниципальном образовании«Новоспасский район» наблюдается большой удельный расход тепловой и электроэнергии, увеличение потребления тепловой энергии, холодной воды и природного газа по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а также малое отношение размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами.

В муниципальном образовании«Цильнинский район» наблюдается большой удельный расход природного газа, увеличение потребления всех энергоресурсов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, наименьшее отношение размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также отсутствие ЭСК.

В муниципальном образовании«Кузоватовский район»наблюдается большой удельный расход тепловой энергии и холодной воды, увеличение потребления всех энергоресурсов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, малое отношение размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также отсутствие ЭСК.

Рейтинг энергоэффективности ИОГВ Ульяновской области за 2020 год

Место в рейтинге

Количество баллов

Наименование ИОГВ Ульяновской области

1

66

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области

2

53

Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области

3

52

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

4

43

Министерство здравоохранения Ульяновской области

5

36

Агентство ветеринарии Ульяновской области

6

35

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области

7

23

Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области

 

Значения рейтинга энергоэффективности по ИОГВ Ульяновской области выглядят следующим образом: первое место у Министерства просвещения и воспитания, второе место у Министерства цифровой экономики и конкуренции и третье место у Министерства искусства и культурной политики.

Первое место Министерство просвещения и воспитанияУльяновской областиобеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой, электроэнергии и природного газа, большого снижения потребления электроэнергии, холодной воды и природного газа по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а также 10 ЭСК на сумму 88,5 млн руб.

Второе место Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области обеспечило за счёт малого удельного расхода холодной воды, большого снижения потребления электроэнергии по отношению к аналогичному периоду прошлого года, наибольшего отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 1 ЭСК на сумму 3,3 млн руб.

Третье место Министерство искусства и культурной политикиУльяновской областиобеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой, электроэнергии и природного газа, большого снижения потребления тепловой энергии и холодной воды по отношению к аналогичному периоду прошлого года, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 1 ЭСК на сумму 10,1 млн руб.

Министерство физической культуры и спортаУльяновской области замыкает рейтинг энергоэффективности ИОГВ в связи с отсутствием заключённых ЭСК в подведомственных учреждениях, значительными удельными расходами тепловой, электроэнергии и природного газа
и увеличением потребления тепловой, электроэнергии и природного газа в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам рейтинга за 4 квартал 2020 года необходимо отметить, что учреждения ИОГВ и муниципальных образований Ульяновской области, которые активно занимаются реализацией энергосберегающих мероприятий, в том числе ЭСК, уверенно занимают лидирующие позиции в рейтинге.

2.7. Энергосервисная деятельность на территории Ульяновской области

Источником информации о закупках являлись данные муниципальных образований и ИОГВ Ульяновской области в 2014-2020 гг.

Среди заказчиков энергосервисных услуг по объёму инвестиций преобладают объекты социальной сферы (общеобразовательные, дошкольные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения). На рынке Ульяновской областиработают8 энергосервисных компаний. По количеству заключённых контрактовООО «Специализированный проект и монтаж» (1%), ООО «Иннотэк» (1%), ООО «Союз Энергетиков Поволжья» (3%), ООО «ТРЕЙДЭНЕРГОСЕРВИС» (3%), ООО «Энергосервис Волги» (3%), ООО «Энергопрофит» (27%), ПАО «Ростелеком» (29%), ООО «ЕЭС Гарант» (34%).

Всего на территории Ульяновской области заключено 193 ЭСК, из них по установке системы погодного регулирования заключено 154 ЭСК, по модернизации системы уличного освещения заключено 14 ЭСК, по переводу котельных на другой вид топлива (в т. ч. местные возобновляемые виды топлива) заключено 25 ЭСК, направлено 506 млн руб. внебюджетных инвестиций, фактическая экономия за этот период составила 451 млн руб.

В разрезе муниципальных образований и ИОГВ ситуация выглядит следующим образом:

«город Ульяновск» 106 ЭСК на общую сумму 798,1 млн руб.

«город Димитровград» 39 ЭСК на общую сумму 381,8 млн руб.

«Радищевский район»  4 ЭСК на общую сумму 9,3 млн руб.

«Сурский район» 4 ЭСК на общую сумму 21,5 млн руб.

«Чердаклинский район» 6 ЭСК на общую сумму 41,7 млн руб.

«Сенгилеевский район» 1 ЭСК на общую сумму 5,4 млн руб.

«Старокулаткинский район»1 ЭСК на общую сумму 4,5 млн руб.

«Старомайнский район» 4 ЭСК на общую сумму 65,5 млн руб.

«Инзенский район» 1 ЭСК на общую сумму 20,8 млн руб.

«Майнский район» 1 ЭСК на общую сумму 12,1 млн руб.

«Ульяновский район» 3 ЭСК на общую сумму 29,6 млн руб.

«Новоспасский район» 1 ЭСК на общую сумму 10,9 млн руб.

«Николаевский район» 2 ЭСК на общую сумму 17,5 млн руб.

«Барышский район» 1 ЭСК на общую сумму 14,432 млн руб.

 

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области 10 ЭСК на общую сумму 88,5 млн руб.

Министерство здравоохранения Ульяновской области 7 ЭСК на общую сумму 8,5 млн руб.

Министерство экономического развития Ульяновской области 1 ЭСК на общую сумму 3,3 млн руб.

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области 1 ЭСК на общую сумму 10,1 млн руб.

2.8. Показатели, характеризующие уровень внедрения технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность в системах уличного освещения Ульяновской области

Одним из основных направлений повышения энергетической эффективности светотехники является замена ламп накаливания и галогенных ламп на светодиодные. Светодиодные лампы отличаются более долгим сроком службы и в несколько раз меньшепотребляют электроэнергии по сравнению
с «традиционными» лампами.

Доля светодиодных светильников, установленных на региональных дорогах в Ульяновской области, вырослас 25,8% в 2018 году до 79,9% в 2020 году.

 

Общие сведения об установленных осветительных приборах региональных автомобильных дорог на декабрь 2020 года

№ п/п

Наименование показателя

Региональные дороги

1

Количество и общая установленная мощность светоточек освещения региональных автомобильных дорог

4 006

ед.

408,70

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светоточек по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

3 202

ед.

280,00

кВт

2.2

металлогалогенных

0

ед.

0,00

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

804

ед.

128,70

кВт

2.3.1

400 Вт

0

ед.

0,00

кВт

2.3.2

250 Вт

81

ед.

20,25

кВт

2.3.3

150 Вт

723

ед.

108,45

кВт

2.3.4

100 Вт

0

ед.

0,00

кВт

2.3.5

70 Вт

0

ед.

0,00

кВт

 

 

Наилучшие показатели по внедрению энергоэффективного уличного освещения показывают Инзенский район, город Димитровград, Новоспасский район, Кузоватовский район.

Доля светодиодных светильников уличного освещения, установленных на территории муниципальных образований Ульяновской области

№ п/п

Наименование МО

Доля светодиодных светильников уличного освещения 

1

Базарносызганский район

20,59

2

Барышский район

81,96

3

Вешкаймский район

39,08

4

Инзенский район

100

5

Карсунский район

38,17

6

Кузоватовский район

85,11

7

Майнский район

67,63

8

Мелекесский район

67,2

9

Николаевский район

70,2

10

Новомалыклинский район

84,63

11

Новоспасский район

92,65

12

Павловский район

30,03

13

Радищевский район

42,45

14

Сенгилеевский район

23,19

15

Старокулаткинский район

79,33

16

Старомайнский район

76,83

17

Сурский район

77,94

18

Тереньгульский район

54,91

19

Ульяновский район

64,13

20

Цильнинский район

69,62

21

Чердаклинский район

57,14

22

город Ульяновск

14,27

23

город Димитровград

99,56

24

город Новоульяновск

8,65

 

Доля светодиодных светильников уличного освещения, установленных на территории муниципальных образованийУльяновской области, выросла с 27,6% в 2018 году до 45,4% в 2020 году.

 

Общие сведения об установленных осветительных приборах систем уличного освещения, агрегированные по всем муниципальным образованиям Ульяновской области на декабрь 2020 года

№ п/п

Наименование показателя

Муниципальные образования

1

Количество и общая установленная мощность светоточек уличного освещения муниципальных образований

70 874

ед.

10 245,97

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светоточек по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

31 788

ед.

2 354,5

кВт

2.2

металлогалогенных

380

ед.

105

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

19 342

ед.

3 859,98

кВт

2.3.1

400 Вт

514

ед.

205,60

кВт

2.3.2

250 Вт

10 634

ед.

2 658,50

кВт

2.3.3

150 Вт

4 285

ед.

642,75

кВт

2.3.4

100 Вт

2 650

ед.

265,00

кВт

2.3.5

70 Вт

1 259

ед.

88,13

кВт

2.3.6

прочая мощность

0

ед.

 

кВт

2.4

ртутных, в том числе:

19 228

ед.

3 924,91

кВт

2.4.1

400 Вт

40

ед.

16,00

кВт

2.4.2

250 Вт

12 089

ед.

3 022,25

кВт

2.4.3

125 Вт

7 083

ед.

885,38

кВт

2.4.4

80 Вт

16

ед.

1,28

кВт

2.5

прочих светоточек

136

ед.

2,04

кВт

 

_____________________

 

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2020 года (в формате .pdf, 6 007 Кб)