Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2021 года

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель Правительства
Ульяновской области 

__________________ В.Н.Разумков 

_____  __________________ 2022 г.

 

 

 

Доклад
о состоянии энергосбережения и повышении энергетической
эффективности в Ульяновской области по итогам 2021 года

1. Введение

1.1. Общие сведения о докладе

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 22.05.2015 № 227-П «Об утверждении Порядка подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области» и Порядком подготовки и распространения ежегодного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – Министерство) на ежегодной основе подготавливает государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области (далее – доклад). 

Доклад является инструментом мониторинга и оценки эффективности реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на всех уровнях государственного управления Ульяновской области.

1.2. Общая оценка социально-экономической ситуации в Ульяновской области

Ульяновская область является индустриально-аграрной территорией с многоотраслевой промышленностью. Ядром промышленности является машиностроение, представленное приборостроением, станкостроением, автомобилестроением, авиастроением, развиты также текстильная и пищевая отрасли промышленности. Работают предприятия строительной, деревообрабатывающей и лесной индустрии. Области принадлежит одно из ведущих мест в производстве автомобилей и самолётов, металлорежущих станков, сложных приборов и средств автоматизации производства, моторов, трикотажа и других видов продукции.

Ульяновская область – это исконно промышленный регион, на момент его образования в 1943 году на территории осуществляли свою деятельность крупные промышленные предприятия, как например известный нам всем Патронный завод. В годы Великой Отечественной войны к нам в регион были эвакуированы несколько предприятий, на базе которых впоследствии образовались такие градообразующие в определённый период предприятия, как Ульяновский автомобильный завод, Моторный завод, Автозапчасть, Контактор и Фабрика Русь.

Данный факт, а также отсутствие на территории региона значительных запасов «дорогих» полезных ископаемых (нефть, газ) исторически предопределило формирование экономики региона на основе перерабатывающих производств.

По итогам 2021 года индекс промышленного производства  в Ульяновской области составил 113,3% относительно предыдущего года.

В ведущей отрасли промышленности региона – обрабатывающей, доля которой по итогам 2021 года составила 84%, индекс промышленного производства достиг 114,3%.

Положительная динамика индекса промышленного производства в обрабатывающей отрасли региона отмечена в большинстве видов деятельности:

производство компьютеров, электронных и оптических изделий 134,6%;

производство текстильных изделий 140,7%;

производство резиновых и пластмассовых изделий 133,2%;

производство прочих готовых изделий 138,8%;

производство электрического оборудования 126,5%;

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 118,8%;

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 112,3%;

производство одежды 114,5%;

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации – 127,4%.

Анализ деятельности обрабатывающих предприятий показал, что на формирование индекса промышленного производства в данной отрасли в 2021 году оказали виды деятельности, имеющие наибольшую долю в обрабатывающей промышленности – производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство машин и оборудования, не включённых в другие группировки, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производство пищевых продуктов и напитков.

В целом большинство предприятий региона вышли на «доковидный» уровень производства, преодолев сложный период восстановления после пандемии.

За январь-декабрь 2021 года индекс промышленного производства по виду «Добыча полезных ископаемых» составил 101,8%. Данный индекс формируется в совокупности показателей по:

добыче сырой нефти и природного газа – 99,8 %;

добыче прочих полезных ископаемых – 107,9 %;

предоставления услуг в области добычи полезных ископаемых – 72,9%.

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» по полному кругу организаций производителей за январь-декабрь 2021 года составил 107,5%. На положительную динамику индекса повлияло увеличение темпов роста следующих показателей:

производство, передача и распределение электроэнергии – 2558,5 млн кВт*час или 107,6%;

производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха – 7989,2 тыс. Гкал или 106,6%.

Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций производителей в целом по виду экономической деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха»
в январе-декабре 2021 года составил 30113,0 млн руб. или 109,8%.

Индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора
и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» по полному кругу организаций производителей за январь-декабрь 2021 года составил 108,3%.

Объём отгрузки составил 10896,1 млн руб. или 118,1%.

Одним из основных индикаторов состояния экономики региона, который охватывает все особенности региональной структуры производства
и диверсифицированность отраслевой экономики, является валовой региональный продукт (далее– ВРП).

Сейчас практически треть нашего ВРП формируется отраслями обрабатывающего сектора экономики. Одним из главных драйверов роста можно считать построение диверсифицированной региональной экономики, которая по оценкам экспертов имеет европейскую структуру и характеризуется ориентацией на производство конечного продукта. Высокая доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве говорит о том, что трудовые ресурсы региона в большей степени высококвалифицированные, что свидетельствует о потенциале региона в реализации сложных технологических и наукоёмких проектов.


 

2.  Мониторинг текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области

2.1.Реализация государственной программы Ульяновской области«Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области»

Подпрограмма «Чистая вода».

В 2021 году в рамках подпрограммы «Чистая вода» запланировано 1593011,63101 тыс. руб., освоено 1537948,78857 тыс. руб. Подпрограммой
на 2021 год установлено 2 целевых индикатора и 4 показателя ожидаемого эффекта. Все установленные показатели и индикаторы достигнуты в полном объёме.

1. На реализацию основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Оздоровление Волги», направленного на достижение соответствующего результата, федерального проекта «Оздоровление Волги» запланировано и освоено 829101,13 тыс. руб., в том числе:

804227,9 тыс. руб. – средства федерального бюджета;

24873,23 тыс. руб. – средства областного бюджета Ульяновской области.

Начата реконструкция сооружений биологической очистки на очистных сооружениях канализации правобережья города Ульяновска.

Строительно-монтажные работы будут завершены в 2022 году, стоимость объекта – 1209,005 млн руб.

Выполнено 9,5% объёма строительно-монтажных работ (учтены только работы, в отношении которых оформлены акты выполненных работ
и предъявлены к строительному контролю).

Работы ведутся в соответствии с утверждённым графиком.

Кассовый план 2021 года выполнен в полном объёме.

Показатели, предусмотренные для Ульяновской области федеральным проектом «Оздоровление Волги», в 2021 году достигнуты.

2. На реализацию основного мероприятия «Реализация регионального проекта «Чистая вода», направленного на достижение соответствующего результата федерального проекта «Чистая вода» запланировано 72656,0 тыс. руб., освоено 72655,9 тыс. руб., в том числе:

71446,3 тыс. руб. – средства федерального бюджета, 1209,6 тыс. руб. – средства областного бюджета Ульяновской области. Неиспользованный остаток – 100 руб. – средства областного бюджета.

Велись работы по строительству магистрального водовода от Архангельского грунтового водозабора до пос. Октябрьский Чердаклинского района.

Выполнено 55% строительно-монтажных работ, при плане на конец 2021 года – 40%.

Работы будут завершены в 2022 году, общая стоимость работ – 102,9 млн руб.

В 2021 году планировалось достичь следующий целевой индикатор: доля населения Ульяновской области, обеспеченного качественной питьевой водой, подаваемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения – 96,3 %, фактическое значение показателя по данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области на конец 2021 года составляет 96,7%.

Показатели, предусмотренные для Ульяновской области федеральным проектом «Чистая вода» в 2021 году, достигнуты.

3. На реализацию основного мероприятия «Содействие в организации водоснабжения и водоотведения населения Ульяновской области» запланировано 633669,77209 тыс. руб., фактически освоено 636191,75897 тыс. руб., в том числе освоено:

строительство, реконструкция, ремонт объектов водоснабжения и водоотведения, подготовка проектной документации, включая погашение кредиторской задолженности – 253785,92244 тыс. руб. (неиспользованный остаток субсидий 478,01352 тыс. руб. сложился в ходе фактической экономии при выполнении мероприятий по муниципальным контрактам);

предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения (включая лизинговые платежи) – 382405,83613 тыс. руб.

В 2021 году планировалось достичь следующие целевые индикаторы:

количество отремонтированных объектов водоснабжения и водоотведения – 177 ед.

По итогам 2021 года муниципальными образованиями за счёт предоставленных субсидий областного бюджета в сумме 253785,92244 тыс. руб. выполнены работы по ремонту 188 объектов водоснабжения и водоотведения.

За 2021 год по заявкам ОГКП «Ульяновский областной водоканал» из областного бюджета Ульяновской области предоставлены субсидии в сумме 382405,83613 тыс. руб. на возмещение затрат, связанных с выполнением работ и оказанием услуг в сфере водоснабжения что составило 100% от запланированного объёма.

Подпрограмма «Газификация населённых пунктов Ульяновской области».

1. В 2021 году на мероприятия по развитию и организации газоснабжения в населённых пунктах Ульяновской области запланировано 440179,45 тыс. руб. По итогам 4 квартала 2021 года освоение средств составило 100%.

Указанные средства были направлены на выполнение строительно-монтажных работ по 28 объектам газоснабжения.

Завершены работы на 9 объектах по переходящим контрактам 2019-2020 годов (общей протяжённостью 172,55 км), из которых по 2 объектам завершено финансирование и по 7 объектам завершены строительно-монтажные работы по строительству газопроводов:

с. Кармалейка Барышского района;

с. Красный Бор Вешкаймского района;

с. Сиуч Майнского района;

с. Лесная Хмелевка;

с. Бригадировка Мелекесского района;

с. Артюшкино Сенгилеевского района;

межпоселковый газопровод: р.п. Силикатный, пос. Кучуры, с. Артюшкино.

Заключено 19 контрактов на выполнение СМР на объекты общей протяжённостью 177,7 км, из них 12 объектов выполнены в 2021 году:

с. Патрикеево Базарносызганского района;

с. Воецкое Барышского района;

пос. Приозерный Барышского района;

ул. Полевая, ул. Садовая, ул. Дачная, ул. Молодёжная в пос. Земляничный Барышского района;

с. Ахматово-Белый Ключ Вешкаймского района;

межпоселковый газопровод с. Теньковка Карсунского района;

с. Лесная Васильевка Мелекесского района;

ул. Пролетарская в с. Тиинск Мелекесского района;

с. Прасковьино Николаевского района;

с. Новая Яндовка Старокулаткинского района;

с. Большой Кувай Сурского района;

с. НазайкиноТереньгульского района.

Строительство 7 объектов предусмотрено завершить в 2022 году:

с. Каргино Вешкаймского района;

с. Коченяевка Вешкаймского района;

с. Никулино Николаевского района;

с. Вязовка Радищевского района;

с. Смородино Сенгилеевского района;

с. Средняя Терешка Старокулаткинского района;

с. Верхняя Терешка Старокулаткинского района.

На выполнение проектно-изыскательных работ по 22 объектам газоснабжения общей протяжённостью 362,69 км контракты заключены
в полном объёме, из них по 14 объектам работы предусмотрено завершить в 2022 году.

2. На реализацию мероприятия «Предоставление газораспределительным организациям, индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета Ульяновской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с реализацией населению Ульяновской области сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд (СУГ),  по подлежащим государственному регулированию ценам» выделено и освоено 78806,9 тыс. руб. Субсидии предоставлены Ульяновскому филиалу ООО «Сириус» и ООО «РусГаз». Данные средства перекрывают часть недополученных доходов уполномоченными организациями Ульяновскому филиалу ООО «Сириус» за 2020 год и ООО «РусГаз» за 2020-2021 годы. Количество сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализованного населению Ульяновской области по подлежащим государственному регулированию ценам Ульяновской области составило 1939 тонн.

Запланированные подпрограммой индикаторы и показатели ожидаемого эффекта выполнены в полном объёме.

Подпрограмма «Содействие муниципальным образованиям Ульяновской области в подготовке и прохождении отопительных периодов».

Подпрограммой на 2021 год предусмотрен объём финансирования из средств областного бюджета Ульяновской области 230879,39082 тыс. руб., выделено и освоено 230879,39082 тыс. руб. Субсидии предоставлены:

206500,0 тыс. руб. ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области;

24379,39082 тыс. руб. на погашение реструктуризированной задолженности по оплате потреблённого природного газа, в рамках соглашений с ООО «Газпром межрегионгаз».

Запланированные индикаторы и показатели ожидаемого эффекта выполнены в полном объёме.

Подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».

Подпрограммой для реализации мероприятий на 2021 год, из средств областного бюджета Ульяновской области запланирован объём финансирования 189982,80218 тыс. руб. По итогам 4 квартала 2021 года освоено 189879,20659 тыс. руб. Подпрограммой установлено 3 целевых индикатора и 2 показателя ожидаемого эффекта. Все установленные показатели выполнены в полном объёме.

На реализацию Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 131-ЗО «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» запланировано и освоено 10000,0 тыс. руб. (субсидия предоставлена ФГБОУ «Ульяновский государственный технический университет» на подготовку специалистов высшего образования по направлению «Строительство» и профилю «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства»). В 2021 году по направлению «Строительство» и профилю «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства» получили дипломы по программе бакалавриата – 9 человек, по программе магистратуры – 31 человек. По состоянию на декабрь 2021 года трудоустроены 34 человек, 3 человека проходят срочную службу
в вооружённых силах России, 1 человек находится в декретном отпуске и 2 человека в процессе трудоустройства.

В период подготовки к отопительному сезону 2021-2022 годов ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» была повышена эффективность теплотехнического комплекса за счёт модернизации теплоисточников объектов социальной сферы и жилищного фонда, в том числе:

объекты социальной сферы:

в Николаевском районе: ОГБПОУ «Николаевский технологический техникум», ГУЗ «Николаевская районная больница»;

в Сенгилеевском районе: МУК «Елаурский Дом Культуры», МОУ Елаурская средняя школа имени Героя Советского Союза А.П.Дмитриева;

в Ульяновском районе ГУЗ «Ишеевская районная больница»;

в Павловском районе в р.п. Павловка котельная №1, котельная №3, котельная №5;

в Инзенском районе в г. Инза установка двух блочно-модульных котельных на отопление детского сада и школы;

в Вешкаймском районе в с. Мордовский Белый Ключ МОУ СОШ;

в Старомайнском районе СДК с. Большая Кандала;

теплоисточники жилищного фонда:

в Карсунском районе с. Языково, ул. Цветкова, д. № 6,8,12;

в Сенгилеевском районе пос. Цемзавод, ул. Лесная.

За счёт реализации мероприятия «Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации, строительством и модернизацией сетей наружного освещения», в 177 населённых пунктах 22 муниципальных образованийУльяновской области установлено 2952 новых энергоэффективных светильников на сумму 29879,20659тыс. руб. что составило 99,7 % от планового объёма финансирования.

Подпрограмма «Обращение с твёрдыми коммунальными отходами».

Подпрограммой для реализации мероприятий в 2021 году запланировано 26716,25431 тыс. руб. в том числе:

15195,55431 тыс. руб. средства областного бюджета Ульяновской области;

11520,7 тыс. руб. средства федерального бюджета.

По итогам 2021 года освоено:

5814,51096 тыс. руб. на мероприятие «Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования обеспечения затрат на реализацию мероприятий, связанных с выполнением работ по обустройству мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО)»;

4668,75501 тыс. руб. на мероприятие «Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий, направленных на приобретение контейнеров (бункеров) для сбора ТКО»;

1592,72449 тыс. руб. на мероприятие «Проведение работ по определению нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области»;

2459,66664 тыс. руб. на мероприятие «Корректировка территориальной схемы обращения с отходами и электронной модели территориальной схемы обращения с отходами».

В ходе реализации регионального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» муниципальными образованиями «город Ульяновск» и «город Димитровград» произведена закупка контейнеров для раздельного накопления ТКО в количестве 816 штук. Освоено 11414,79721 тыс. руб. средств федерального бюджета и 353,12384 тыс. руб. средств областного бюджета. При реализации мероприятий подпрограммы были достигнуты все показатели ожидаемого эффекта и целевые индикаторы.

2.2. Энергосбережение в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее – Закон № 261‑ФЗ), департамент по регулированию цен
и тарифов Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

В целях реализации данного закона за 2021 год собрано и проанализировано 156 отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

На основании информации полученной от организаций из годовых отчётов «О фактическом исполнении установленных требований к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности» можно сделать выводы, как по отраслям деятельности, так и в целом о состоянии энергосбережения в Ульяновской области в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности.

 

Передача электрической энергии.

В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия 10 крупнейших организаций, занимающихся передачей электрической энергии, за 2019-2021 годы.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций в сфере передачи электрической энергии.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика за­трат на меро­приятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика за­трат на меро­приятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

ОАО «Ульяновская сетевая компания»

64284,872

52961,47

107310,0

-18%

103%

13960,55

1063,088

9670,0

-92%

810%

Передача ЭЭ

ОАО «МРСК Волги»-филиал «Ульяновские распределительные сети»

86176,685

21273,6

156450,0

-75%

635%

29780,73

102921,34

13 930,0

246%

-86%

Передача ЭЭ

ООО «Энергомодуль»

12017,84

12361,25

7214,0

3%

-42%

5,91103

19365,293

18489,0

327513%

-5%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновскэлектросеть»

4853,51

9866,53

4300,0

103%

-56%

357,04

366,06

411,0

3%

12%

Передача ЭЭ

МУП «Ульяновская городская электросеть»

4853,51

9866,53

2400,0

103%

-76%

357,04

366,06

244,0

3%

-33%

Передача ЭЭ

АО «УКБП»

3800,0

2415,0

1650,0

-36%

-32%

1250

598,6

245,0

-52%

-59%

Передача ЭЭ

ООО «Инзенские электрические сети»

0

1238,06

23386,0

0%

1789%

6,26

607,307

4215,0

9601%

594%

Передача ЭЭ

ООО «ЭнергоХолдинг»

993,408

1142,424

156,0

15%

-86%

533,018

623,592

50,0

17%

-92%

Передача ЭЭ

ООО «Ульяновская воздушная кабельная сеть»

6656,03

1104,0

3080,0

-83%

179%

76,62

11,04

197,0

-86%

1684%

Передача ЭЭ

ООО «МАГИСТРАЛЬ»

1000,0

1000,0

123,0

0%

-88%

28,71

28,71

33,0

0%

15%

Передача ЭЭ

 

 

На основании полученных данных от организаций, занимающихся передачей электрической энергии, можно сделать вывод о том, что электроэнергетика является лидирующей отраслью по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению. В целом по отрасли электроснабжение за 2021 год финансовые затраты на мероприятия по энергосбережению составили 321 377 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий составила 52 968 тыс. руб. 

Ниже приведены сравнительные значения затрат и экономии за 2019-2021 годы.

 

 

 

 

 

ЖКК (Холодное водоснабжение, водоотведение).

В настоящее время сфера ЖКК является самой большой по количеству регулируемых организаций. Но, несмотря на большое количество организаций, сфера ЖКК находится на последнем месте по капиталовложениям в мероприятия по энергосбережению. Это связано с тем, что основная часть предприятий работает с изношенными сетями. Материально-техническая база устарела и требует больших капитальных затрат. Многие организации убыточные или находятся на грани банкротства. В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2019-2021 годы 10 крупнейших организаций отрасли по затратам.

 

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций в сфере ЖКХ.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на меро­приятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика за­трат на меро­приятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регу­лируемой деятельно­сти

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

ООО «Новоульяновскводоканал»

1198,24

3062,2

560,0

156%

-82%

11,97

229,38

68,0

1816%

-70%

ХВС, ВО

МУП «Ермоловский коммунальщик»

358,0

2878,0

356,0

704%

-88%

34,85

289,35

164,0

730%

-43%

ХВС

ОГКП «Ульяновскводоканал»

3920,33

745,0

8030,0

-81%

978%

2683,57

784,6

2490,0

-71%

217%

ХВС,ВО

ООО «Ростоки»

288,0

584,6

120,0

103%

-79%

3,98

3,0

88,0

-25%

2833%

ХВС

ООО «Водстрой»

487,0

459,7

265,0

-6%

-42%

44,95

20,34

25,0

-55%

23%

ХВС

МУП ЖКХ «Красноярское»

280,0

334,98

997,0

20%

198%

7,0

8,0

86,0

14%

975%

ХВС,ВО

МУП «Коромысловское ЖКХ»

175,0

321,1

185,0

83%

-42%

96,20

165,35

65,0

72%

-61%

ХВС

Исправительная колония №3 УФСИН России по Ульяновской области

3560,0

276,0

156,0

-92%

-43%

236,37

229,18

68,0

-3%

-70%

ХВС

ООО «Ульяновскоблводоканал»

567,74

62,0

845,0

-89%

1263%

0

0

0

0%

0%

ХВС, ВО

ООО «ЖКХ Сервис»

384,31

58,6

183,0

-85%

212%

5,0

0,04

23,0

-99%

57400%

ВО

 

 

 

 

В 2021 году в целом по отрасли ЖКК затраты на энергосбережение составили 12 795 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий
по энергосбережению составила3 779 тыс. руб.

 

 

Организации, занимающиеся несколькими видами регулируемой деятельности.

В таблице отражены затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия за 2019-2021 годы 10 крупнейших организаций.

Сводные данные о затратах и экономии 10 крупнейших регулируемых организаций, занимающихся несколькими видами регулируемой деятельности.

Наименование организации

Затраты на мероприятия по энергосбережению тыс. руб.

Динамика затрат на мероприятия в % по отношению к предыдущему году

Годовая экономия от реализации мероприятий тыс. руб.

Динамика за­трат на меро­приятия в % по отношению к предыдущему году

Вид регулируемой деятельности

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

2019

2020

2021

2019/
2020

2020/
2021

ПАО «Ил» - Авиастар

8593,13

7157,25

5529,0

-17%

-23%

114,41

129,81

138,0

13%

6%

Передача ТЭ, Передача ЭЭ,ВО,ХВС

ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И)

3256,5

5490,0

2344,0

69%

-57%

6378,08

3767,9

605,0

0%

0%

Производство ТЭ, передача ТЭ, передача ЭЭ

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ»

2379,94

0

9870,0

-100%

0%

760,92

572,79

790,0

-25%

38%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

Куйбышевская дирекция Центральной дирекции  ОАО «РЖД»

2039,0

132,13

57,7

-94%

-56%

9,9

4,9

22,43

-51%

358%

Производство и передача ТЭ, ВО,ХВС

ООО «Комстройсервис» Новоспасский район

1465,6

87,6

65,0

-94%

-26%

59,67

121,43

28,0

104%

-77%

Производство и передача ТЭ, ХВС, ВО

АО «УКБП»

850,0

2415,0

856,0

184%

-65%

1250,0

598,6

365,0

-52%

-39%

Производство и передача ТЭ,ВО,ХВС

МП «Сантеплотехсервис»

582,74

583,0

583,0

0%

0%

145,77

146,0

146,0

0%

0%

Производство и передача ТЭ, ХВС

МУП «Чердаклыэнерго»

365,0

96,2

2520,0

-74%

2520%

110,63

48,2

256,0

-56%

431%

Производство и передача ТЭ,ХВС,

АО «ГНЦ НИИАР»

171,14

28,0

8920,0

-84%

31757%

881,25

49,3

1090,0

-94%

2111%

ХВС, производство ТЭ, передача ЭЭ

ОАО «Комета»

45,0

488,0

353,0

984%

-28%

112,9

2030,2

69,0

1698%

-97%

Производство и передача ТЭ,ХВС,ВО

 

 

 

 

За 2021 год в организациях, занимающихся несколькими видами регулируемой деятельности затраты на мероприятия по энергосбережению составили34 971 тыс. руб. Экономия от реализации мероприятий по итогам 2021 года 4 586 тыс. руб.

Итог состояния области энергосбережения в организациях, занимающихся регулируемыми видами деятельности по итогам 2021 года.

В 2021 году организациями, занимающимися регулируемыми видами деятельности, на мероприятия по энергосбережению были израсходованы средства в размере 370 019 тыс. руб. Структура и объёмы финансирования показаны ниже на диаграмме:

Затраты на мероприятия по энергосбережению за 2021 год (370 019 тыс. руб.) выросли по сравнению с 2020 годом на 134,6% (157 721 тыс. руб.). Годовая экономия от внедрения мероприятий по итогам 2021 года составила 63 966 тыс. руб., что на 58% меньше показателей прошлого 2020 года 150 982 тыс. руб.

Ниже приведены суммарные значения динамики затрат и экономии по всем видам регулируемой деятельности за три предыдущих года.

На основании приведённых данных можно сделать вывод о росте расходов на реализацию мероприятий по энергосбережению в 2021 году
по отношению к 2020 году.

2.3. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представление деклараций

16 января 2019 года вступили в силу изменения в Закон № 261‑ФЗ в том числе введена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 № 683 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России наделено полномочиями по разработке и утверждению порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации.

27 февраля 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 года № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».

Декларации за отчётный 2021 год предоставлены всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области (далее – ИОГВ) и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

2.4. Техническое регулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере Ульяновской области

В целях технического регулирования вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области за 2021 год, подготовлены и утверждены следующие документы:

  1. Постановление Правительства Ульяновкой области от 25.03.2021 № 4/91-П«О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  2. Распоряжение Правительства Ульяновской области от 08.04.2021 № 184-пр «Об утверждении комплексной программы строительства и модернизации сетей наружного освещения на территории Ульяновской области».
  3. Постановление Правительства Ульяновкой области от 22.06.2021 № 9/250-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  4. Постановление Правительства Ульяновкой области от 04.08.2021 № 10/336-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  5. Постановление Правительства Ульяновкой области от 21.10.2021 № 14/517-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  6. Постановление Правительства Ульяновкой области от 25.10.2021 № 15/544-П «О внесении изменений в государственную программу Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области».
  7. Постановление Правительства Ульяновкой области от 30.11.2021 № 19/617-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области».
  8. Постановление Правительства Ульяновкой области от 09.12.2021 № 20/653-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области и отмене отдельных положений нормативного правового акта Правительства Ульяновской области».
  9. Постановление Правительства Ульяновкой области от 23.12.2021 № 21/688-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области и отмене отдельных положений нормативного правового акта Правительства Ульяновской области».

2.5. Популяризацияэнергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ульяновской области.

Важным вопросом энергосбережения является популяризация энергосберегающего образа жизни населения Ульяновской области.В целях стимулирования на региональном и муниципальном уровнях реализации проектов по повышению энергоэффективности и пропаганды энергосберегающего образа жизни среди населения, под эгидой Минэнерго России проведёнфестиваль энергосбережения «#ВместеЯрче».

В течение сентября иоктября 2020 года под патронажем Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации в России проводился Всероссийский фестиваль энергосбережения «#ВместеЯрче».

В рамках фестиваля Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области проводится ежегодный региональный этап Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче»,в соответствии с распоряжением от 29.06.2021 № 1369-р «О проведении регионального этапа Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» организованы конкурсы рисунков в образовательных организациях общего и дополнительного образования:

конкурс рисунков и плакатов «Мегаполисы будущего: комфортная городская среда»;

конкурс рисунков и плакатов «Мегаполисы будущего: современные технологии на службе будущего»;

конкурс сочинений «Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и промышленностью»;

конкурс творческих и исследовательских проектов на тему: «Умный город» – обучающиеся 10-11 классов и 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций.

Мероприятия Фестиваля проведены в 24 муниципальных образованиях Ульяновской области. В мероприятия фестиваля вовлечены 412 общеобразовательных организаций, 27 организаций дополнительного образования. С учётом сложной эпидемиологической ситуации наиболее эффективными стали мероприятия с использованием онлайн форматов: челленджи, конкурсы рисунков, викторины, а также использование готовых материалов портала фестиваля.

2.6. Энергоменеджмент в организациях бюджетной сферыУльяновской области

В условиях постоянно растущих цен на топливно-энергетические ресурсы (далее – ТЭР), дефицита средств областного и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент – управление
и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители.

Для внедрения принципов энергетического менеджмента в бюджетных организациях Ульяновской области используется следующая методология:

разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении Ульяновской области;

организация финансового учёта экономического эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и организация рефинансирования части экономии в проведение новых энергосберегающих мероприятий в профильных министерствах и ведомствах;

назначение лиц ответственных за состояние энергосбережения и повышение энергетической эффективности в каждом бюджетном учреждении;

постоянное обучение персонала и лиц ответственных за энергосбережениеи повышения энергетической эффективности;

популяризация энергосберегающего образа жизни.

С целью внедрения и создания системы управления энергопотреблением на уровне государственных учреждений Ульяновской области, Распоряжением Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 19.12.2014 №594-од утверждён стандарт оснащения энергосберегающим оборудованием государственных учреждений Ульяновской области.

2.6.1. Экономия энергоресурсов в организациях бюджетной сферыУльяновской области

Во исполнение распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.12.2021 № 23-пр «Об исполнении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов областных государственных учреждений Ульяновской области на 2021 год» Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, согласно представленным данным администраторами бюджетных средств Ульяновской области и муниципальными образованиями области, ежемесячно проводится анализ фактического потребления энергоресурсов и коммунальных услуг учреждениями социальной сферы.

На 2021 год план потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг составлял 3467,2 млнруб. Фактическое потребление всего составило 3054,4 млнруб. Экономия при этом сложилась – 412,8 млнруб. (11,9%).

Экономия сложилась по всем видам потребляемых энергоресурсов и коммунальных услуг. Основными причинами, повлиявшими на возникновение экономии, являются:

снижение деловой активности учреждений, связанной с введением карантинных мероприятий, режимом ограничений по эпидемиологической обстановке вызванной заболеваемостью гриппа, ОРВИ и коронавируса (в общеобразовательных учреждениях перевод на дистанционное обучение, объявление и продление каникул в учреждениях образования; в учреждениях подведомственных Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области отмена и ограничение театрально-зрелищных и концертных мероприятий, отмена посещений музеев, библиотек, архивов);

реализация заключённых энергосервисных контрактов (далее – ЭСК). Например, по муниципальному образованию Радищевское городское поселение и Октябрьское сельское поселение Радищевского района от исполнения заключённых 3-х ЭСК в уличном освещении экономия составила 129,77 тыс.кВт*ч на сумму 1083,5 тыс.руб.; по Министерству здравоохранения Ульяновской области достигнутый экономический эффект составил по электроэнергии 61,74 тыс.кВт*ч на сумму 457,80 тыс.руб., по тепловой энергии – 121,49 Гкал на сумму 290,90 тыс.руб.; по муниципальному образованию Майнский район (модернизация системы уличного освещения) достигнутый экономический эффект по электрической энергии составил 313,21 тыс.кВт*ч на сумму 2543,19 тыс.руб.); постоянный контроль за потреблением, контроль за работой энерго-

и теплопотребляющего оборудования.

В сравнении с аналогичным периодом 2020 года потреблено ресурсов в стоимостном выражении больше на 385,5 млн руб. (за 2020 год потребление составило – 2668,9 млн руб. при плановых показателях 3452,9 млн руб. и экономии от потребления 784,0 млн руб.). Увеличение в плановых показателях и показателях по объёмам потребления энергоресурсов произошло, по причине утверждения лимитов энергоресурсов и коммунальных услуг для Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (в предыдущие отчётные периоды, для данного Министерства лимиты не были утверждены). Увеличение также произошло из-за послабления режима ограничений по коронавирусу по причине улучшения эпидемиологической обстановки в весенне-летний период, а также сложившейся фактической температуры воздуха ниже нормы (январь 2021 года отклонение от нормы -0,7°, февраль отклонение от нормы -5,8°, за март отклонение от нормы -1,8°, за сентябрь отклонение от нормы -2,4°) и ниже фактически сложившейся среднемесячной температуры за аналогичный период прошлого года (фактическая среднемесячная температура января 2021 года по данным наблюдений -10,6° января 2020 года -3,0°отклонение -7,6°; фактическая среднемесячная температура февраля 2021 года по данным наблюдений -16,0° февраля 2020 года -3,9°отклонение -12,1°, фактическая среднемесячная температура марта 2021 года по данным наблюдений -5,6° марта 2020 года +2,6° отклонение -8,2°).

Учреждения областного бюджета.

По администраторам бюджетных средств Ульяновской области план потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на 2021 год составлял 1474,0 млн руб. Фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму 1287,1 млнруб. При этом экономия составила 186,9 млнруб. или 12,7% от установленной потребности на соответствующий период. Перерасход не определён.

Наибольшая экономия определена:

по учреждениям Министерства здравоохранения Ульяновской области – на 109,1 млн руб.;

по учреждениям Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – на 31,7 млн руб.;

по учреждениям Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области – на 25,4 млн руб.;

по учреждениям Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области – на 8,5 млн руб.;

по учреждениям Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области – на 5,0 млн руб.

В сравнении с аналогичным периодом 2020 года главными распорядителями средств областного бюджета потреблено ресурсов в стоимостном выражении больше на 135,5 млн руб. или на 11,8% (за 2020 год потребление составляло – 1151,6 млн руб. при плановых показателях 1441,4 млн руб. и экономии от потребления 289,8 млн руб.).

В сравнении с аналогичным периодом 2020 года также увеличилось потребление по ряду основных энергоресурсов и коммунальных услуг в натуральном выражении (электроэнергия, теплоэнергия, природный газ, уголь, дрова, ХВС,ГВС, водоотведение, ЖБО):

 

Наименование

ед.изм. 

2020 год

2021 год

2021/2020

(- снижение; +увеличение)

холодное водоснабжение

тыс. м.куб.

1 209,45

1 209,65

0,20

водоотведение

тыс. м.куб.

1 316,57

1 341,74

25,17

электроэнергия

тыс. кВт*ч

69 352,98

69 056,96

-296,02

тепловая энергия

Гкал

240 775,04

260 638,23

19 863,19

ГВС

тыс. м. куб.

282,86

270,52

-12,34

вывоз ТКО

м. куб.

68 767,15

66 789,85

-1 977,30

ЖБО

м. куб.

30 616,34

30 334,10

-282,24

природный газ

тыс. м.куб.

6 699,88

7 855,31

1 155,43

уголь

тонн

5 387,65

5 756,47

368,82

дрова

м. куб.

5 806,42

6 710,73

904,31

пеллеты

тонн

52,00

52,00

0,0

 

По состоянию на 20.01.2022г. оплата составила 1230,6 млн руб. или 95,6% от фактического потребления за 2021 год.

Неполная оплата отмечена:

по Министерству здравоохранения Ульяновской области – 93,3% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2021 года по отчёту Министерства составила 52,7 млн руб.);

по Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области – 97,2% (кредиторская задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2021 года по отчёту Министерства составила 2,7 млнруб.);

по Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – 99,3% (кредиторская задолженность
за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2021 года по отчёту Министерства составила 1,0 млнруб.).

На период формирования отчёта задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2021 года составила 56,5 млнруб. или 4,4% от общего потребления за отчётный период.

Учреждения муниципального бюджета.

По учреждениям социальной сферы, финансируемым из муниципальных бюджетов области, на 2021 год план потребления топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг составлял 1993,2 млнруб. Фактически потреблено топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на общую сумму 1767,3 млн руб. При этом экономия в потреблении энергоресурсов составила 225,9 млнруб. или 11,3% от установленной потребности на соответствующий период. Перерасход не определён.

Наиболее значительная экономия в потреблении энергоресурсов и коммунальных услуг за 2021 год определена по следующиммуниципальным образованиям:

г.Ульяновск – 80,8 млн руб.;

Старомайнский район – на 28,5 млн руб.;

Инзенский район – на 22,5 млн руб.;

Майнский район – на 13,2 млн руб.;

Тереньгульский район – на 13,1 млн руб.;

г.Димитровград – на 12,4 млн руб.;

Ульяновский район – на 11,0 млн руб.;

Радищевский район – на 8,7 млн руб.;

Мелекесский район – на 7,2 млн руб.;

Новомалыклинский район – 6,1 млн руб.;

Вешкаймский район – на 4,7 млн руб.;

Старокулаткинский район – на 4,0 млн руб.;

Сурский район – на 3,9 млн руб.

 

В сравнении с аналогичным периодом 2020 года учреждениями социальной сферы, финансируемых из муниципальных бюджетов области, потреблено ресурсов в стоимостном выражении больше на 250,0 млн руб. или на 16,5% (за 2020 год потребление составляло 1517,3 млн руб. при плановых показателях 2011,5 млн руб. и экономии от потребления 494,2 млн руб.).

В сравнении с аналогичным периодом 2020 также увеличилось потребление основных энергоресурсов и коммунальных услуг (электроэнергия, теплоэнергия, природный газ, уголь, дрова, ХВС, ГВС, водоотведение, ЖБО) в натуральном выражении:

Наименование

 ед.изм. 

2020 год

2021 год

2021/2020

(- снижение; +увеличение)

холодное водоснабжение

тыс.

м.куб.

944,52

1 176,81

232,29

водоотведение

тыс.

м.куб.

931,88

1 229,81

297,93

электроэнергия:

тыс. кВт*ч

84 719,80

94 416,71

9 696,91

в т.ч. уличное освещение

тыс. кВт*ч*

32 320,52

34 953,75

2 633,23

тепловая энергия

Гкал

288 607,31

338 932,97

50 325,66

ГВС

тыс. м. куб.

257,80

317,80

60,00

вывоз ТКО

м. куб.

51 382,10

57 955,75

6 573,65

ЖБО

м. куб.

35 785,95

43 484,56

7 698,61

природный газ

тыс. м.куб.

14 953,46

15 766,54

813,08

уголь

тонн

2 829,68

2 939,78

110,10

дрова

м. куб.

46 739,68

47 665,06

925,38

пеллеты

тонн

47,10

47,10

0

 

По состоянию на 20.01.2022г. оплата составила 1619,7 млн руб. или 91,7% от фактического потребления за январь-декабрь 2021 года.

Неполная оплата отмечена в муниципальных образованиях:

Вешкаймский район – 45,1% (Кт задолженность – 19,0 млн руб.);

Павловский район – 48,4% (Кт задолженность – 11,9 млн руб.);

Цильнинский район – 54,7% (Кт задолженность – 19,6 млн руб.);

Тереньгульский район – 62,9% (Кт задолженность – 10,1 млн руб.);

Сенгилеевский район – 65,0% (Кт задолженность – 15,0 млн руб.);

Кузоватовский район – 70,5% (Кт задолженность – 12,8 млн руб.);

Майнский район – 76,8% (Кт задолженность – 7,9 млн руб.);

Ульяновский район – 77,4% (Кт задолженность – 11,3 млн руб.);

Старомайнский район – 78,9% (Кт задолженность – 6,4 млн руб.);

Радищевский район – 82,5% (Кт задолженность – 6,5 млн руб.);

Инзенский район – 87,1% (Кт задолженность – 6,8 млн руб.);

Барышский район – 87,7% (Кт задолженность – 7,7 млн руб.).

 

На период формирования отчёта задолженность за потреблённые ресурсы в январе-декабре 2021 года составила всего 147,6 млн руб. или 8,3% от общего потребления за отчётный период. Следует отметить, что за аналогичный период 2020 года задолженность была выше на 23,7 млн руб. и составляла 171,3 млн руб.

2.6.2. Оценка эффективности деятельностиИОГВ и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областив сфере повышения энергетической эффективности

ПриказомМинистерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 11.04.2019 №21-од «Об утверждении порядка и критериев определения эффективности деятельности исполнительных органов государственной властии органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности» утверждён «Порядок и критерии определения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности».

Оценкаэффективности деятельности ИОГВ и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности(далее – Оценка эффективности деятельности) проводится ежеквартально, при Оценке эффективности деятельностирассматриваются два блока наиболее важных характеристик. Первый блок отражает экономическую (количественную) сторону энергоэффективности к нему относятся удельные расходы используемых энергетических ресурсов и воды, динамика их изменения, размер экономии ТЭР, в том числе полученный в результате исполнения ЭСК и т.д. Второй блок отражает социальную (качественную) сторону энергоэффективности, это оснащённость приборами учёта, отсутствие отклонений (нарушений) от допустимых параметров микроклимата помещений в течении отчётного периода, наличие утверждённой программы по энергосбережению, назначенного ответственного лица за реализацию программы, системы мониторинга и анализа энергопотребления в подведомственных учреждениях.

Оценка эффективности деятельностиорганов местного самоуправлениямуниципальных образований Ульяновской области в сфере повышения энергетической эффективности за 2021 год

Место в рейтинге

Количество баллов

Наименование муниципального образования

1

152

Инзенский район

2

139

Сурский район

3

136

Старомайнский район

4

128

Тереньгульский район

5

126

Ульяновский район

6

123

Майнский район

6

123

Новомалыклинский район

7

118

Сенгилеевский район

8

117

Радищевский район

9

114

Николаевский район

9

114

г. Ульяновск

10

108

Вешкаймский район

11

106

Павловский район

12

94

Мелекесский район

13

89

г. Новоульяновск

14

83

Базарносызганский район

15

80

г. Димитровград

15

80

Чердаклинский район

15

80

Старокулаткинский район

16

74

Новоспасский район

17

72

Барышский район

18

69

Кузоватовский район

19

67

Цильнинский район

20

53

Карсунский район

 

Наибольшие значения при ранжировании были получены в муниципальных образованиях «Инзенский район», «Сурский район» и «Старомайнский район», наименьшие значения в МО «Кузоватовский район», «Цильнинский район» и «Карсунский район».

Первое место муниципальное образование «Инзенский район» обеспечило за счёт малого удельного расхода электрической энергии, природного газа, большого снижения потребления тепловой энергии по отношению к аналогичному периоду прошлого года, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 1 ЭСК на сумму 20,8 млн руб.

Второе место муниципальное образование «Сурский район» обеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой энергии, холодной воды и природного газа, а также 2 ЭСК на сумму 10,1 млн руб.

Третье место муниципальное образование «Старомайнский район» обеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой энергии, холодной воды и природного газа, большого отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также 4 ЭСК на сумму 65,5 млн руб.

Информация по муниципальным образованиям, замыкающим рейтинг:

В муниципальном образовании «Кузоватовский район» наблюдается большой удельный расход тепловой энергии, увеличение потребления тепловой и электрической энергии, холодной воды по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

В муниципальном образовании «Цильнинский район» наблюдается большой удельный расход природного газа, увеличение потребления всех энергоресурсов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, наименьшее отношение размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также отсутствие ЭСК.

В муниципальном образовании «Карсунский район» наблюдается большой удельный расход тепловой энергии и холодной воды, малое отношение размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами, а также отсутствие ЭСК.

 

Рейтинг энергоэффективности ИОГВ Ульяновской области за 4 квартал 2020 года

Место в рейтинге

Количество баллов

Наименование ИОГВ

1

40

Министерство просвещения и воспитания

1

40

Министерство искусства и культурной политики

2

38

Министерство экономического развития и промышленности

3

36

Министерство здравоохранения

4

30

Агентство ветеринарии

5

21

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия

5

21

Министерство физической культуры и спорта

 

Значения рейтинга энергоэффективности по ИОГВ Ульяновской области выглядят следующим образом: первое место у Министерства просвещения и воспитания и Министерства искусства и культурной политики, второе место у Министерства цифровой экономики и конкуренции и третье место у Министерство здравоохранения.

Первое место Министерство просвещения и воспитания обеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой, электроэнергии и природного газа, а также 2 ЭСК на сумму 25,5 млн руб., Министерство искусства и культурной политики обеспечило за счёт малых удельных расходов тепловой, электроэнергии и природного газа, большого снижения потребления электрической энергии по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а также 1 ЭСК на сумму 10,1 млн руб.

Второе место Министерство экономического развития  и промышленности обеспечило за счёт малого удельного расхода холодной воды, большого снижения потребления электроэнергии по отношению к аналогичному периоду прошлого года, наибольшего отношения размера экономии ТЭР к размеру, предусмотренному лимитами.

Третье место Министерство здравоохранения обеспечило за счёт малых удельных расходов холодной воды и природного газа, а также 3 ЭСК на сумму 6,1 млн руб.

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия и Министерство физической культуры и спорта замыкают рейтинг энергоэффективности ИОГВ в связи с отсутствием заключённых ЭСК в подведомственных учреждениях, значительными удельными расходами тепловой и электрической энергии.

По итогам рейтинга за 4 квартал 2020 года необходимо отметить, что учреждения ИОГВ и муниципальных образований Ульяновской области, которые активно занимаются реализацией энергосберегающих мероприятий, в т.ч. ЭСК, уверенно занимают лидирующие позиции в рейтинге.

2.7.Энергосервисная деятельность на территории Ульяновской области

Источником информации о закупках являлись данные муниципальных образований и ИОГВ Ульяновской области в 2014-2021 гг.

Среди заказчиков энергосервисных услуг по объёму инвестиций преобладают объекты социальной сферы (общеобразовательные, дошкольные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения.). На рынке Ульяновской областиработают8 энергосервисных компаний.По количеству заключённых ЭСКООО «Специализированный проект и монтаж» (1%), ООО «Иннотэк» (1%), ООО «Союз Энергетиков Поволжья» (3%), ООО «ТРЕЙДЭНЕРГОСЕРВИС» (3%), ООО «Энергосервис Волги» (3%), ООО «Энергопрофит» (27%), ПАО «Ростелеком» (29%), ООО «ЕЭС Гарант»(34%).

Всего на территории Ульяновской области заключено 194 ЭСК, из них по установке системы погодного регулирования заключено 154 ЭСК, по модернизации системы уличного освещения заключено 14 ЭСК, по переводу котельных на другой вид топлива (в т. ч. местные возобновляемые виды топлива) заключено 26 ЭСК, направлено 512 млн руб. внебюджетных инвестиций, фактическая экономия за этот период составила 795 млн руб.

В разрезе муниципальных образований и ИОГВ ситуация выглядит следующим образом:

г. Ульяновск 106 ЭСК на общую сумму 798,1 млн руб.;

г. Димитровград 39 ЭСК на общую сумму 381,8 млн руб.;

Радищевский район 4 ЭСК на общую сумму 9,3 млн руб.;

Сурский район 4 ЭСК на общую сумму 21,5 млн руб.;

Чердаклинский район 6 ЭСК на общую сумму 41,7 млн руб.;

Сенгилеевский район 1 ЭСК на общую сумму 5,4 млн руб.;

Старокулаткинский район 1 ЭСК на общую сумму 4,5 млн руб.;

Старомайнский район 4 ЭСК на общую сумму 65,5 млн руб.;

Инзенский район 1 ЭСК на общую сумму 20,8 млн руб.;

Майнский район 1 ЭСК на общую сумму 12,1 млн руб.;

Ульяновский район 3 ЭСК на общую сумму 29,6 млн руб.;

Новоспасский район 1 ЭСК на общую сумму 10,9 млн руб.;

Николаевский район 2 ЭСК на общую сумму 17,5 млн руб.;

Барышский район 2 ЭСК на общую сумму 22,432 млн руб.

Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области 10 ЭСК на общую сумму 88,5 млн руб.

Министерство здравоохранения Ульяновской области 7 ЭСК на общую сумму 8,5 млн руб.

Министерство экономического развития Ульяновской области 1 ЭСК на общую сумму 3,3 млн руб.

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области 1 ЭСК на общую сумму 10,1 млн руб.

2.8. Показатели, характеризующие уровень внедрения технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность в системах наружного освещения Ульяновской области

Одним из основных направлений повышения энергетической эффективности светотехники является замена светильников с натриевыми газоразрядными лампами и ртутными газоразрядными лампами на светодиодные светильники. Светодиодные светильники отличаются более долгим сроком службы и в несколько раз меньше потребляют электроэнергии по сравнению с натриевыми газоразрядными лампами и ртутными газоразрядными лампами.

Освещение региональных дорог Ульяновской области.

Доля светодиодных светильников, установленных на региональных дорогах в Ульяновской области, выросла с 25,8% в 2018 году до 86,7% в 2021 году.

Общие сведения об установленных осветительных приборах региональных автомобильных дорог на декабрь 2021 года

№ п/п

Наименование показателя

Региональные дороги

1

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения региональных автомобильных дорог

6 038

ед.

584,70

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

5 234

ед.

456,00

кВт

2.2

металлогалогенных

 0

ед.

0,00 

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

804

ед.

128,70

кВт

2.3.1

400 Вт

 0

ед.

0,00

кВт

2.3.2

250 Вт

81

ед.

20,25

кВт

2.3.3

150 Вт

723

ед.

108,45

кВт

2.3.4

100 Вт

 0

ед.

0,00

кВт

2.3.5

70 Вт

 0

ед.

0,00

кВт

 


 

Наружное освещений на территории муниципальных образований Ульяновской области. 

Наилучшие показатели по внедрению энергоэффективного наружного освещения показываютИнзенский район,город Димитровград, Базарносызганский район, Новоспасский район, Новомалыклинский район (более 90%).

Доля светодиодных светильников наружного освещения,
установленных на территории муниципальных образований Ульяновской области

№ п/п

Наименование муниципального образования 

Доля светодиодных светильников наружного освещения

2020

2021

1

Базарносызганский район

20,59

97,08

2

Барышский район

81,96

82,47

3

Вешкаймский район

39,08

50,07

4

Инзенский район

100

100

5

Карсунский район

38,17

42,55

6

Кузоватовский район

85,11

86,79

7

Майнский район

67,63

84,37

8

Мелекесский район

67,2

84,99

9

Николаевский район

70,2

70,92

10

Новомалыклинский район

84,63

90,17

11

Новоспасский район

92,65

96,07

12

Павловский район

30,03

42,04

13

Радищевский район

42,45

75,73

14

Сенгилеевский район

23,19

31,55

15

Старокулаткинский район

79,33

87,55

16

Старомайнский район

76,83

86,33

17

Сурский район

77,94

84,36

18

Тереньгульский район

54,91

74,25

19

Ульяновский район

64,13

63,82

20

Цильнинский район

69,62

70,42

21

Чердаклинский район

57,14

81,68

22

город Ульяновск

14,27

15,87

23

город Димитровград

99,56

100

24

город Новоульяновск

8,65

20,14

 

Доля светодиодных светильниковнаружного освещения, установленных на территории муниципальных образованийУльяновской области, вырослас 27,6% в 2018 году до 51,2% в 2021 году.

 

Общие сведения об установленных осветительных приборах систем наружного освещения, агрегированные по всем муниципальным образованиям Ульяновской области на декабрь 2021 года

№ п/п

Наименование показателя

Муниципальные образования

1

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения муниципальных образований

75 076

ед.

10 190,65

кВт

2

Количество и общая установленная мощность светильников наружного освещения по технологиям, в том числе:

Х

Х

Х

Х

2.1

светодиодных

38 131

ед.

2743,98

кВт

2.2

металлогалогенных

299

ед.

87,20

кВт

2.3

натриевых, в том числе:

18 335

ед.

3 674,71

кВт

2.3.1

400 Вт

514

ед.

205,60

кВт

2.3.2

250 Вт

10 117

ед.

2 529,25

кВт

2.3.3

150 Вт

4 078

ед.

611,70

кВт

2.3.4

100 Вт

2 478

ед.

247,80

кВт

2.3.5

70 Вт

1 148

ед.

80,36

кВт

2.3.6

прочая мощность

0

ед.

 

кВт

2.4

ртутных, в том числе:

18 175

ед.

3 671,16

кВт

2.4.1

400 Вт

40

ед.

16,00

кВт

2.4.2

250 Вт

11 112

ед.

2 778,00

кВт

2.4.3

125 Вт

7 007

ед.

875,88

кВт

2.4.4

80 Вт

16

ед.

1,28

кВт

2.5

прочих светоточек

136

ед.

13,60

кВт

 

_____________________

 

 

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2021 года

Доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Ульяновской области по итогам 2021 года