Обзор актов прокурорского реагирования внесенных на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области, за период с 04 апреля по 17 апреля 2019 года

на решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования»  изменить и привести в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям.

Так, вопреки статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» пункт 2.2. Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации муниципального образования (далее — Положение) сужает перечень ограничений, связанных с муниципальной службой.

К примеру, пункт 2.2. Положения не предусматривает среди ограничений, связанных с муниципальной службой осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, прекращение гражданства Российской Федерации; непредставление предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ«О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Наряду с этим пункт 2.2 Положения понятием близкого родства или свойства не охватывается случай близкого родства или свойства в ситуации «супруги детей».

Изложенное свидетельствует о наличии в Положении коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 — выборочное изменение объема прав, т.е. возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц).

- на распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в администрации муниципального образования» изменить и привести в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям.

Согласно части 3.1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее —Закон № 59-ФЗ) письменное обращение, содержащее информацию о фактахвозможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 Закона № 59-ФЗ.

Однако в пункте 4.4.1 Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в администрации муниципального образования указано, что обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня его регистрации в территориальныйорган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Кроме того, Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» внесён ряд изменений.

К примеру, часть 3 статьи 7 и часть 4 статьи 10 Закона № 59-ФЗ изложены в новой редакции, которая предусматривает порядок рассмотрения обращения, поступившего в орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа.

Вместе с тем данные изменения, внесённые указанным федеральным законом, учтены не были.

- на решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Правил благоустройства, чистоты и порядка в муниципальном образовании» привести в соответствие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

Отдельные пункты Правил благоустройства, чистоты и порядка в муниципальном образовании вступили в противоречие с требованиями федерального законодательства и подлежат приведению в соответствие с ними.

В частности, в силу пункта 1.5 Правил благоустройства на территории поселения запрещается сжигать отходы, в том числе на внутренних территориях предприятий и домовладений.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается без специальных установок, предусмотренныхправилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ.

Сжигание отходов в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежащей лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывает возможность осуществления данного вида деятельности с учетом ограничений, установленным федеральным законодателем, противоречит вышеназванным нормам и влечет нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность.

Такая формулировка является коррупциогенным фактором, установленным подпунктом д. пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативныхправовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушениекомпетенции органов местного самоуправления ибо определение процедуры/запрета без учета требований федерального законодательства, в том числе относительно видов лицензирования, нарушает компетенцию федерального законодателя.

Далее, пункт 2.25.2 Правил благоустройства устанавливает, что вывоз и утилизация отходов обеспечивается собственниками домовладений на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1| указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территорияхсельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Тем самым вопросы утилизации твердых коммунальных отходов к полномочиям органов местного самоуправления поселений законодательно не отнесены.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором.

Пунктом 3.9 Правил благоустройства установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов осуществляют специализированные организации, оказывающие данную услугу на основании заключенных договоров по сбору итранспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, Правилами благоустройства предусмотрен иной вид договора.

- на решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования»привести в соответствие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа.

Вместе с тем, в статье 4 Положения срок полномочий аппарата Контрольно-счетной палаты не установлен, что является недопустимым.

- на решение Совета депутатов муниципального образования «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования привести в соответствие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 указанного решения, к прочим объектам налогообложения отнесены части жилых домов, части квартир, что противоречит Положениям статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации и приводит к завышению налоговой ставки.

Вместе с тем, занижена налоговая ставка на прочие объектыналогообложения, пункт 2.4 Решения.

Кроме того, неверно указан объект налогообложения в части единых недвижимых комплексов.

Вышеуказанные недостатки в правовом регулировании могут повлечь нарушение социальных прав граждан, затрудняют исполнение бюджетов различных уровней, финансирование, своевременно и в полном объеме,социальных задач государства.

- на постановление администрации муниципального образования «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля».

Как показало изучение постановления, его отдельные положения не в полной мере соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации.

В частности пунктом 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органов муниципального жилищного контроля посещать территорию и расположенные на ней не только многоквартирные дома, но и наемные дома социального использования; проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений; соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного Кодекса Российской Федерации требований к представлению — документов, подтверждающих сведения необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.

Кроме того, Федеральным законом от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме» в пункт 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся круга субъектов, с согласия которых органы муниципального жилищного контроля вправе посещать помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования, а именно с согласия собственников помещений, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Однако указанные положения действующего законодательства в Постановлении № 161 до настоящего времени не закреплены.

Таким образом, содержание подпункта 2 пункта 5.1 раздела 5 Постановления не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не закрепление указанных норм ограничивает органы местного самоуправления на осуществление эффективного муниципального жилищного контроля.