Выступление заместителя директора департамента финансового, правового и административного обеспечения Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области Старостина Евгения Юрьевича «Видеоконференц-связь в судебном заседании»

Право стороны на личное участие в судебном заседании является одной из базовых процессуальных гарантий, на необходимость соблюдения которой (в зависимости от характера сложившихся правоотношений и иных значимых обстоятельств) неоднократно указывали Европейский суд по правам человека и Верховный Суд Российской Федерации. Между тем реализация этого права на практике зачастую оказывается затруднительной в силу различных объективных обстоятельств (удалённость места жительства лица, участвующего в деле; убытие его в длительную командировку; содержание под стражей и пр.). С аналогичными трудностями нередко сопряжено и получение иных средств доказывания (например, объяснений третьих лиц и показаний свидетелей), что в сочетании с развитием технологий и совершенствованием материально-технического оснащения судов предопределило внедрение в правовое регулированиеи практику судебного процесса систем видеоконференц-связи.

В соответствии с пунктом 1.5 Регламента организации применения видеоконференц-связи в федеральных судах общей юрисдикции, утверждённого Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28.12.2015 № 401 (далее - Регламент), видеоконференц-связь - это способ осуществления процессуальных действий, предусмотренных законом, с использованием программно-технических средств передачи аудио-и видеоинформации по каналам связи с одним или несколькими абонентами.

В пункте 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утверждённой Постановлением Пленума ВАС Российской Федерации от 25.12.2013 № 100, под системой видеоконференц-связи понимается комплекс программно-аппаратных средств арбитражных судов, позволяющих производить обмен информацией между арбитражными судами посредством передачи аудио-и видеосигналов в режиме реального времени.

В пункте 1.6 Регламента указано, что судебные заседания в режиме видеоконференц-связи могут проводиться только при наличии технической и организационной возможности в судах, оснащённых программно-техническими комплексами ВКС и подключённых к ведомственной сети передачи данныхГАС «Правосудие».

Согласно пункта 3.4 Регламента в целях информационного обеспечения взаимодействия при организации проведения судебных заседаний в режиме видеоконференц-связи на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции интернет-портала ГАС «Правосудие» в разделе «Справочная информация» / «Видеоконференц-связь» размещается следующая справочная информация:

- адрес суда;

- разница во времени между городами России и Москвой;

- номера залов судебных заседаний, оборудованных системами видеоконференц-связи;

- номера телефонов (факсов) ведомственной сети ВКС;

- наличие технической возможности ВКС;

- расписание ВКС (при наличии);

- периоды доступности (недоступности) залов судебных заседаний в случае, если по каким-либо дням сеансы проводятся не в конкретном зале;

- контактные данные лиц, ответственных за организацию ВКС, и лиц, ответственных за техническое обеспечение ВКС (фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона).

 

Особенности ВСК в гражданском процессе

 

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает единственный прямой запрет (части 6 статьи 10 ГПК Российской Федерации) на использование систем видеоконференц-связи - их применение не допускается в закрытом судебном заседании.

Основания и порядок использования систем видеоконференц-связи в гражданском процессе определяются статьёй 155.1 ГПК Российской Федерации, содержание которой позволяет выделить следующие базовые аспекты:

1) использование систем видеоконференц-связи в гражданском процессе поставлено в прямую зависимость от наличия в конкретном суде, где проводится соответствующее судебное заседание, технической возможности ее осуществления;

2) инициатива использования систем видеоконференц-связи (в форме адресованного суду ходатайства) может исходить от лиц, участвующих в деле, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков. Кроме того, такое процессуальное решение может быть принято судом по собственной инициативе. При этом об участии тех или иных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение;

3) судом для проведения судебного заседания могут быть использованы системы видеоконференц-связи других судов (по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения лиц, чье участие в процессе обеспечивается таким образом), а для участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, - также системы видеоконференц-связи данных учреждений;

4) обеспечивающий суд (либо администрация учреждений в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы) проверяет явку соответствующих лиц и устанавливает их личность, берет подписку у свидетелей, экспертов, переводчиков о разъяснении им судом, рассматривающим дело, прав и обязанностей и предупреждении об ответственности за их нарушение. Указанная подписка не позднее следующего дня после дня ее получения направляется в суд, рассматривающий дело, для приобщения к протоколу судебного заседания.

Сведения об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств должны содержаться в протоколе судебного заседания (пункта 14.1 части 2 статьи 229 ГПК Российской Федерации).

Возникновение технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, в соответствии с части 1 статьи 169 ГПК Российской Федерации может служить основанием для отложения судебного заседания.

 

Особенности ВКС в уголовном процессе

 

Уголовно-процессуальное законодательство определяет несколько иной порядок использования систем видеоконференц-связи.

По общему правилу, установленному часть 1 статьи 240, часть 6.1 статьи 241 УПК Российской Федерации, подсудимый участвует в судебном заседании непосредственно. В исключительных случаях в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства суд вправе при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, часть 4 статьи 211, часть 1 статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 УК Российской Федерации, по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видеоконференц-связи.

Напротив, свидетель и потерпевший могут быть допрошены судом первой инстанции путем использования систем видеоконференц-связи без каких-либо ограничений относительно категории дела (часть 4 статьи. 240 УПК Российской Федерации). При этом в соответствии с частью 4 статьи 278.1 УПК Российской Федерации до начала допроса судья суда по месту нахождения свидетеля по поручению председательствующего в судебном заседании суда, рассматривающего уголовное дело, удостоверяет личность свидетеля. Подписку свидетеля о разъяснении ему прав, обязанностей и ответственности и представленные свидетелем документы судья суда по месту нахождения свидетеля направляет председательствующему в судебном заседании суда, рассматривающего уголовное дело.

При рассмотрении уголовного дела в апелляционном или кассационном порядке, а также при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, осуждённому, содержащемуся под стражей и заявившему о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы, представления либо при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, по решению суда обеспечивается право участвовать в судебном заседании непосредственно либо путем использования систем видеоконференц-связи (часть 1, 2 статьи 389.12, статьи 399, части 2 статьи 401.13 УПК Российской Федерации). Форма такого участия определяется судом.

Вопрос об участии в судебном заседании суда апелляционной или кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи потерпевшего, его законного представителя, представителя решается судом при наличии соответствующего ходатайства, заявленного в течение 10 суток со дня получения извещения о проведении судебного заседания (часть 2.1 статьи 399 УПК Российской Федерации).

Согласно пункту 3.6 Регламента порядок взаимодействия между судами и учреждениями ФСИН России при организации судебных заседаний в режиме видеоконференц-связи в рамках уголовного судопроизводства определён Соглашением о взаимодействии в области использования видеоконференц-связи между Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Федеральной службой исполнения наказаний, а также может определяться на территории субъекта Российской Федерации соответствующими соглашениями и совместными приказами председателей областных и равных им судов, начальников управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальников территориальных органов ФСИН России.

В случае необходимости проведения судебного заседания в режиме видеоконференц-связи одновременно с несколькими учреждениями ФСИН или судами проводится многоточечная видеоконференция (пункт 3.8 Регламента).

 

Особенности ВКС в арбитражном процессе

 

При этом по смыслу часть 1 статьи 136, часть 4 статьи 159, часть 1 статьи 266, часть 4 статьи 291.12, часть 6 статьи 308.9 АПК Российской Федерациивидеоконференц-связь может быть использована при проведении судебных заседаний на любой стадии арбитражного процесса: в предварительном судебном заседании; при разрешении спора по существу судом первой инстанции; при рассмотрении дела в судебном заседании судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Прямого указания на реализацию такой возможности при проведении судебных заседаний, назначаемых для разрешения отдельных процессуальных вопросов (например, для разрешения заявления лица, участвующего в деле, о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам), АПК РФ не содержит. Вместе с тем арбитражное процессуальное законодательство предусматривает единственный прямой запрет (часть 6 статьи 11 АПК Российской Федерации) на использование систем видеоконференц-связи - их применение не допускается в закрытом судебном заседании.

В пункте 22.1 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 08.10.2012 № 61 "Об обеспечении гласности в арбитражном процессе" указано, что исходя из части 6 статьи 11, пункта 2 части 5 статьи 153.1 АПК Российской Федерации использование систем видеоконференц-связи в закрытом судебном заседании не допускается в связи с необходимостью обеспечения сохранности сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Не допускается использование систем видеоконференц-связи в судебном заседании, в котором исследуются доказательства, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

В случаях, когда при рассмотрении дела используются системы видеоконференц-связи и арбитражный суд переходит к рассмотрению дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, суд вправе продолжить использование систем видеоконференц-связи, если при этом обеспечивается сохранность соответствующих сведений и отсутствуют возражения относительно использования систем видеоконференц-связи со стороны участвующих в деле лиц - обладателей таких сведений.

Следовательно, иные судебные заседания, в том числе назначаемые для разрешения отдельных процессуальных вопросов, могут проводиться с использованием систем видеоконференц-связи.

Основания и порядок использования систем видеоконференц-связи в арбитражном процессе определяются статьёй 153.1 АПК Российской Федерации, содержание которой позволяет выделить следующие базовые аспекты:

1) использование систем видеоконференц-связи в арбитражном процессе поставлено в прямую зависимость от наличия в конкретном суде, где проводится соответствующее судебное заседание, технической возможности ее осуществления. При этом, как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС Российской Федерации№ 12), под наличием технической возможности понимается наличие в арбитражном суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела. Обязанность выяснять, имеется ли в арбитражном суде, при содействии которого заявитель может участвовать в судебном заседании, техническая возможность осуществления видеоконференц-связи, возлагается на суд.

В случае удовлетворения ходатайства об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи арбитражный суд, рассматривающий дело, поручает соответствующему арбитражному суду, при содействии которого заявитель сможет участвовать в таком судебном заседании, организацию видеоконференц-связи, о чем выносится определение о судебном поручении в соответствии со статьёй 73 АПК Российской Федерации. В противном случае суд выносит определение об отказе в удовлетворении ходатайства. Определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи не обжалуется (часть 1 статьи 188 АПК Российской Федерации);

2) инициатива использования систем видеоконференц-связи (в форме адресованного суду ходатайства) принадлежит лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса. При этом на основании части 4 статьи 159 АПК Российской Федерации такое ходатайство подаётся в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, в том числе одновременно с подачей искового заявления или направлением отзыва на исковое заявление, и должно быть разрешено судом, рассматривающим дело, в 5-дневный срок после дня его поступления без извещения сторон. На лицо, заявляющее такое ходатайство, не возлагается обязанность выяснять, имеется ли в арбитражном суде, при содействии которого заявитель может участвовать в судебном заседании, техническая возможность осуществления видеоконференц-связи (пункт 24 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации№ 12);

3) арбитражным судом для проведения судебного заседания могут быть использованы системы видеоконференц-связи других арбитражных судов (в том числе арбитражных судов другого уровня) и судов общей юрисдикции;

4) обеспечивающий суд в силу часть 3 статьи 153.1 АПК Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации№ 12, проверяет явку и устанавливает личности явившихся лиц, проверяет их полномочия и выясняет вопрос о возможности их участия в судебном заседании в соответствии с требованиями закона. После совершения указанных действий остальные действия, предусмотренные частью 2 статьи 153 АПК Российской Федерации, совершаются судом, рассматривающим дело.

При использовании систем видеоконференц-связи в арбитражном суде, рассматривающем дело, а также в арбитражном суде, осуществляющем организацию видеоконференц-связи, составляется протокол и ведется видеозапись судебного заседания. Материальный носитель видеозаписи судебного заседания направляется в 5-дневный срок в суд, рассматривающий дело, и приобщается к протоколу судебного заседания (часть 4 статьи 153.1 АПК Российской Федерации).

Возникновение технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, в соответствии с частью 5 статьи 158 АПК Российской Федерации может служить основанием для отложения судебного заседания.

 

Особенности ВКС в административном процессе

 

Возможность участия в административном судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи экспертов и специалистов КАС Российской Федерации не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с части 1 статьи 70 КАС Российской Федерации по каналу видеоконференц-связи (при наличии такой технической возможности) допускается получение письменных доказательств.

В силу прямого указания п. 9 ч. 3 ст. 135, ч. 2 ст. 138 КАС Российской Федерациивидеоконференц-связь может быть использована при проведении предварительных судебных заседаний и при разрешении спора по существу судом первой инстанции. Согласно ч. 1 ст. 307 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных КАС Российской Федерации. Следовательно, видеоконференц-связь может применяться и при разрешении административного дела в апелляционном порядке. Согласно ч. 6 ст. 142 КАС Российской Федерации правила, установленные для участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, могут быть применены в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Единственный прямой запрет на использование систем видеоконференц-связи - в закрытом судебном заседании предусматривает ч. 8 ст. 11 КАС Российской Федерации.

Основания и порядок использования систем видеоконференц-связи в административном процессе определяются ст. 142 КАС Российской Федерации, содержание которой позволяет выделить следующие базовые аспекты:

1) использование систем видеоконференц-связи в административном процессе поставлено в прямую зависимость от наличия в конкретном суде, где проводится соответствующее судебное заседание, технической возможности ее осуществления;

2) инициатива использования систем видеоконференц-связи (в форме адресованного суду ходатайства) может исходить от лиц, участвующих в деле. Кроме того, такое процессуальное решение может быть принято судом по собственной инициативе. При этом об участии тех или иных лиц в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи суд выносит определение;

3) судом для проведения судебного заседания могут быть использованы системы видеоконференц-связи других судов (по месту жительства, месту пребывания или месту нахождения лиц, чьё участие в процессе обеспечивается таким образом), а для участия в деле лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, - также системы видеоконференц-связи данных учреждений;

4) обеспечивающий суд (либо администрация учреждений в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы) проверяет явку соответствующих лиц и устанавливает их личность, берет подписку у свидетеля о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принимает от участников судебного разбирательства письменные материалы. Все документы, полученные в суде, в котором была организована видеоконференц-связь, не позднее следующего дня после дня проведения судебного заседания направляются в суд, рассматривающий данное административное дело, для приобщения к протоколу судебного заседания.

Сведения об использовании средств аудио-, видеозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств должны содержаться
в протоколе судебного заседания (ч. 1 ст. 206 КАС Российской Федерации).

Возникновение технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, в соответствии с ч. 2 ст. 152 КАС Российской Федерации может служить основанием для отложения судебного заседания.

Изложенное выше позволяет заключить, что использование систем видеоконференц-связи в настоящее время предусмотрено гражданским, уголовным, арбитражным и административным процессуальным законодательством, каждое из которых имеет свои особенности, обусловленные в том числе составом лиц, участвующих в деле, и характером разрешаемых в ходе производства по делу правовых вопросов. С учётом того, что применение указанных систем способствует, с одной стороны, более полной реализации сторонами своих процессуальных прав,  а с другой стороны, решению судом задачи своевременного и правильного рассмотрения дела, расширение соответствующей практики полезно. При этом основным препятствием на пути более интенсивного использования систем видеоконференц-связи является отсутствие во многих судах соответствующей технической возможности, следовательно, именно в устранении этой проблемы и видится приоритетное направление развития рассматриваемой формы процессуальной коммуникации.

В завершение хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации ко второму чтению готовится проект федерального закона № 1144921-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования дистанционного участия в судебном процессе), который разработан во исполнение федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве, а также закрепление возможности удалённого участия в судебных заседаниях с использованием личных средств коммуникации пользователей.

Законопроект создаёт правовую основу для использования уже имеющихся в судах возможностей подачи документов в электронном виде и удалённого участия в судебных заседаниях, а также учитывает планируемые в этой сфере изменения в рамках реализация мероприятий сервиса «Правосудие онлайн». При этом участники процесса не будут лишены права подавать документы на бумажном носителе и лично присутствовать в судебных заседаниях. Вводимые законопроектом положения будут применяться ими по собственному усмотрению.

Доклад окончен, благодарю за внимание.