Выступление заместителя Министра энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу Хаджибаева Александра Сергеевича «О реализации органами местного самоуправления полномочий в жилищно-коммунальной сфере и в сфере благоустройства. Обращение с коммунальными отходами, новые правила и региональная практика в 2021 году»
С 01 августа 2020 года в Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области переданы полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/367-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области»), в том числе реализация Федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
Региональные операторы зон деятельности № 1, 2, 3, 4 приступили к деятельности по обращению с ТКО с января 2019 года.
Региональный оператор зоны деятельности № 5 – общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональная экологическая компания» (далее также – Общество) приступило к деятельности обращению с ТКО с января 2020 года.
В соответствии с Территориальной схемой область разделена на 5 зон деятельности региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО):
Первая зона: Базарносызганский, Барышский, Вешкаймский, Инзенский, Карсунский, Майнский, Сурский, Ульяновский, Цильнинский районы и город Ульяновск. Региональный оператор – ООО «Горкомхоз».
Объекты, используемые региональным оператором:
- предприятие по обработке ООО «Горкомхоз» г. Ульяновск, Московское шоссе, 6;
-объект обработки и утилизации отходов ООО «Центр Экологических Технологий» Ульяновская область, г. Ульяновск, Ленинский район, совхоз «Карлинский».
Доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз ТКО на 01.08.2021 год с физическими лицами – 98%,
с юридическими лицами – 2386 договоров.
Уровень собираемости платы за вывоз ТКО:
- физические лица:
многоквартирные дома – 94 %
индивидуальное жилищное строительство – 80 %
- юридические лица – 104 %.
Финансовое состояние регионального оператора:
- просроченная кредиторская задолженность – 523,807 млн.руб.
- просроченная дебиторская задолженность – 175,968 млн.руб.
Вторая зона: Сенгилеевский, Тереньгульский, Ульяновский районы, города Новоульяновск и Ульяновск. Региональный оператор - ООО «Контракт плюс».
Объекты, используемые региональным оператором:
- мусоросортировочный комплекс ООО "Контракт плюс", с. Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области;
- полигон ТКОУльяновская область, Ульяновский район, ОГУСП совхоз «Ульяновский плодовопитомнический».
Доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз ТКО на 01.08.2021 год с физическими лицами – 100%,
с юридическими лицами – 1603 договоров.
Уровень собираемости платы за вывоз ТКО:
- физические лица:
многоквартирные дома – 83%
индивидуальное жилищное строительство– 76 %
- юридические лица – 74 %.
Финансовое состояние регионального оператора:
- просроченная кредиторская задолженность – 73,6 млн.руб.
- просроченная дебиторская задолженность – 105,2млн.руб.
Третья зона: Старомайнский, Чердаклинский районы и город Ульяновск. Региональный оператор – ООО «УК Экостандарт».
Объекты, используемые региональным оператором:
- сортировка ТКОООО "УК Экостандарт", Ульяновская область, Чердаклинский район, в границах СПК "Красноярский", 3.8 км. юго-западнее п. Колхозный;
- полигон ТКОг.Ульяновск, Заволжский район, п.Колхозный.
Доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз ТКОна 01.08.2021год с физическими лицами – 100%,
с юридическими лицами – 2546 договоров.
Уровень собираемости платы за вывоз ТКО:
- физические лица:
многоквартирные дома – 73,06 %
индивидуальное жилищное строительство– 60,21%
- юридические лица – 89,75%.
Финансовое состояние регионального оператора:
- просроченная кредиторская задолженность – 0 млн.руб.
- просроченная дебиторская задолженность – 89,2млн.руб.
Четвертая зона: Мелекесский, Новомалыклинский районы и город Димитровград. Региональный оператор – ООО«ЭКОСИСТЕМА».
Объекты, используемые региональным оператором:
- сортировка ТКО ООО "ПРОФЭКО", Мелекесский район, Тиинское шоссе, 5;
- полигон ТКО ООО «Благо» Мелекесский район, Тиинское шоссе,5.
Доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз ТКО на 01.08.2021 год с физическими лицами – 99%,
с юридическими лицами – 937 договоров.
Уровень собираемости платы за вывоз ТКО:
- физические лица:
многоквартирные дома – 93 %
индивидуальное жилищное строительство – 82 %
- юридические лица – 125 %.
Финансовое состояние регионального оператора:
- просроченная кредиторская задолженность – 58,314млн.руб.
- просроченная дебиторская задолженность – 67,531млн.руб.
Пятая зона: Кузоватовский, Николаевский, Новоспасский, Павловский, Радищевский и Старокулаткинский районы. Региональный оператор ООО «Межрегиональная экологическая компания». Региональный оператор не имеет своего объекта по сортировке и размещению ТКО.Во временном пользовании Регионального оператора находится полигон ООО «Уют», который находится в Кузоватовском районе, р.п.Кузоватово.
В настоящее время подобран участок с кадастровым номером 73:11:02401:770. Участок расположен в Новоспасском районе в 2 км. на северо-востоке от р.п. Новоспасское. По техническим характеристикам земля соответствует нормативно-правовым актам для осуществления деятельностипо обращению с отходами. На основании запрошенных региональным оператором коммерческих предложений предварительно согласовано оборудование ПАО «Элекромеханика». По техническим характеристикам комплекс сможет обрабатывать 50 тыс. тонн в год, что дает возможность обрабатывать все отходы, образованные в ЗДРО № 5 за год. Разработана и утверждена дорожная карта по передаче земельного участка.
Проведенные работы, согласно Дорожной карте:
- Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- ООО «Межрегиональная экологическая компания» подготовлен межевой план по разделу земельного участка и направлен в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области;
- Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области постановлен образуемый земельный участок на кадастровый учет и регистрации права собственности Ульяновской области;
- ООО «Межрегиональная экологическая компания» подготовлены изменения в генеральный план и в правила землепользования и застройки инаправлены в Администрацию муниципального образования «Новоспасский район»;
- администрацией муниципального образования «Новоспасский район» проведены публичные слушания изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки. Материалы публичных слушаний направлены в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Региональным оператором ООО «Межрегиональная экологическая компания» готовится инвестиционный проект для дальнейшего направления в Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области.
В ЗДРО № 5, доля отходообразователей, заключивших договоры на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на 01.08.2021 год с физическими лицами – 97,83%, с юридическими лицами – 532 договоров.
Уровень собираемости платы за вывоз ТКО:
- физические лица:
многоквартирные дома – 85,57 %
индивидуальное жилищное строительство – 51,2 %
- юридические лица – 78,59 %.
Финансовое состояние регионального оператора:
- просроченная кредиторская задолженность – 72,19 млн.руб.
- просроченная дебиторская задолженность – 36,04 млн.руб.
Натерритории Ульяновской области реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО». Показатели проекта:
За 7 месяцев текущего года, по информации региональных операторов, фактическая масса образованных твердых коммунальных отходов составила 0,2564 млн. тонн.
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов по состоянию на 01.08.2021 – 67,25%.
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию за 7 месяцев текущего года составляет 32,74 % от общего объема образованных ТКО.
Показатели достигнуты в том числе, за счёт внедрения 100% переработки ТКО оператором первой зоны, ООО «Горкомхоз». Инновационный проект - биокомпостирование ТКО, реализованный «Горкомхозом», в том числе, позволил закрыть один из самых крупных полигонов на территории Ульяновска – Баратаевскую свалку.
Основными проблемами при реализации проекта комплексная система обращения с ТКО на территории Ульяновской области остаются недостаточное количество контейнеров и обустройство контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.1.3684-21) в муниципальных образованиях Ульяновской области.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 14.11.2019 № 55, на территории Ульяновской области предусмотрено 11778 мест накопления твердых коммунальных отходов (включая мусорокамеры многоквартирных домов).
По состоянию на 01.07.2021 по итогам мониторинга, проведенного Министерством энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области, на основании информации муниципальных образований, на территории Ульяновской области фактически определено 9773 места размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), из них обустроено 3613 контейнерных площадок, требуется обустроить 6160 мест накопления ТКО (на сумму около 184,8 млн.рублей).
Из областного бюджета на обустройство контейнерных площадок на 2021 год выделено 6 млн. рублей.
В Настоящее время заключено 17 соглашений с муниципальными образованиями о предоставлении бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на реализацию мероприятий, связанных с выполнением работ по обустройству мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов. С муниципальными образованиями: Цильнинский район, Сурский район, Майнский район, Ульяновский район, Тереньгульский район ведется согласование и подготовка документов для подписания соглашения. Муниципальные образования
г. Новоульяновск и г. Ульяновск до настоящего времени не представили пакет документов для заключения соглашения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами» установка мусорных контейнеров относится к компетенции регионального оператора в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора (расходы на приобретение контейнеров определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования).
На 2021 год в тарифе региональных операторов предусмотрено 18,029 млн.рублей. (около 1,200 шт.). На основании информации муниципальных образований Ульяновской области, на сегодняшний день, используется 11990 контейнеров, в том числе 410 контейнеров для раздельного сбора ТКО (сетки для сбора пластика) из них:
- 260 контейнеров в зоне деятельного регионального оператора № 1;
- 100 контейнеров в зоне деятельности регионального оператора № 3;
- 50 контейнеров в зоне деятельности регионального оператора № 4.
Дополнительная потребность в контейнерах составляет 12004 шт., на сумму около 180 млн.рублей. (как указано выше), из них:
- для смешанных отходов потребность составляет 5869 шт., на сумму около 88 млн.рублей.;
- для раздельного сбора отходов – 6135 шт., на сумму около92 млн.рублей.
30.07.2021 Правительством РФ принято постановление № 1289 «Овнесении изменений в государственную программу РФ «Охрана окружающей среды», предусматривающий предоставление субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО. В настоящее время Министерством готовится заявка на участие в отборе для предоставления субсидии на контейнеры для раздельного накопления ТКО в 2021-2022 гг, которая составляет 1737 шт. на сумму 26 млн. рублей.
Также Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об утверждении порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» на территории Ульяновской области утвержден порядок раздельного накопления ТКО по группам однородных ТКО и их сбор в контейнеры на контейнерных площадках, предназначенных для раздельного накопления ТКО.
С целью анализа состояния контейнерных площадок Министерством проводятся регулярные выезды на контейнерные площадки. По итогам выездов при выявлении неудовлетворительного состояния контейнерных площадок, направляются письма в муниципальные образования, Роспотребнадзор, региональным операторам об устранении выявленных замечаний.
Министерством направляются письма в муниципальные образования Ульяновской области о недопущении содержания контейнерных площадок в ненадлежащем состоянии. Региональным операторам по обращению с ТКО направляются письма о недопущении срывов графиков.
Также Министерством утвержден состав постояннойвыездной комиссии по обследованию состояния контейнерных площадок и контейнеров на территории Ульяновской области. В работе комиссии примут участие представители Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Агентства государственного строительного жилищного надзора, Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, Общественной палаты.
Несогласие с тарифкацей
На территории Ульяновской области действуют предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на 2021-2023 годы, утверждённые Приказами Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по каждому региональному оператору по обращению с ТКО.
Нормативы накопления ТКО на территории Ульяновской области утверждены Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29.06.2017 г. № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».
Также в настоящее время Министерством осуществляется работа по организации проведения натурных исследований нормативов накопления по группам населённых пунктов и категориям источников.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления ТКО и цены на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Так, для жителей многоквартирных домов (далее – МКД) в среднем стоимость коммунальной услуги по обращению с ТКО в среднем по Ульяновской области – 90,9 руб. с человека или по количеству собственников и индивидуального жилого строения (далее – ИЖС) – в среднем 91,9 руб. ООО «Горкомхоз» стоимость услуги по обращению с ТКО составляет 99,8 руб. (с 01.07.2021 года стоимость составит 103.09) МКД и ИЖС, ООО «Контракт плюс»82,19 руб. (МКД) и 83,26 руб. (ИЖС), ООО «Экостандарт» - 90,00 руб. (МКД) и 91,17 руб. (ИЖС), ООО «Экосистема» - 85,10 (МКД), 86,21 (ИЖС), ООО «Межрегиональная экологическая компания» - 97,43 руб. (МКД), 98,7 руб. (ИЖС).
В предельные единые тарифы региональных операторов по обращению с ТКО НДС (20%) не облагается.
Например в соседней Самарской области для жителей ежемесячная сумма платежей формируется исходя из площади жилого помещения независимо от факта постоянного или временного проживания граждан. Например, один человек проживающий в г.Самаре или г.Кинель в 2 комнатной квартире площадью 52 м2при нормативе4,54 руб. за м2 заплатит за сбор и вывоз ТКО порядка 236 руб. в месяц.Для жителей МКД и частных домов сельских поселений Самарской области начисление производится по количеству граждан, проживающих в квартире (доме) в среднем 97,2 руб с чел. Следует отметить, данный тариф облагается 20% налогом на добавленную стоимость (НДС). Затраты на выставление контейнерного парка в Самарской области в тариф не включены.
Для жителей МКД г.Пенза (северная зона) Пензенской области рассчитывается исходя из площади жилого помещения за м2 площадью 52 м2при нормативе 3,14 оплата составляет 163,28, а для ИЖС в МО с населением от 30 до 60 тыс.чел. по количеству прописанных 93,81руб. с чел., в ИЖС в МОдо 30 тыс.чел. – 90,56 руб. с чел. г.Кузнецк (восточная зона) - 189 руб. за квартиру в 52м2, и в ИЖС – 97,99 руб. с чел. Каменский район (южная зона) – 171 ,6 руб с квартиры в 52м2, для ИЖС – 100,4руб. с человека.
Свалки
В 2021 году Министерством энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области проведён мониторинг по несанкционированным местам размещения ТКО. По информации муниципальных образований, на территории Ульяновской области расположено 354 места несанкционированного размещения отходов.
Региональными операторами были ликвидированы в 2019 году – более22 несанкционированных свалок, в 2020 году - более 33 свалок, в 2021 году - 15 свалок.
Следует отметить, что в полномочия регионального оператора входит ликвидация несанкционированных мест размещения именно ТКО. В случае наличия в несанкционированной свалки промышленных, строительных и иных отходов I-IV классов опасности, региональный оператор не вправе осуществлять ликвидацию таких отходов. Осуществлять деятельность с отходами I-IV класса опасности могут только организации имеющие лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизациии обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.
С начала 2021 года в Министерство поступило 18 обращений по вопросам ликвидации несанкционированных свалок. Все поступившие обращения Министерством отработаны: 5 свалок ликвидированы силами администраций муниципальных образований, также определены сроки ликвидации 3 свалок. По вопросу ликвидации 10 свалок направлены письмав администрации муниципальных образований Ульяновской области, региональным операторам, а также в контрольно-надзорные органы для принятия мер в соответствии с полномочиями (данные обращения находятся на контроле Министерства).
Также вопрос несанкционированного размещения отходов находится на контроле ВРИО Губернатора Ульяновской области и был рассмотрен 12.07.2021 года на штабе по комплексному развитию региона.
По итогам штаба дано поручение, предусмотреть в бюджете Ульяновской области на 2022-2024 годы средства на ликвидацию несанкционированных свалок.