Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 18.06.2021 по 01.07.2021»

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Федеральные законы

 

Федеральный закон от 28.06.2021 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Согласно принятым поправкам к Бюджетному кодексу РФ, в частности:

с 1 октября на 15 сентября перенесён предельный срок внесения в Госдуму проекта федерального закона о федеральном бюджете, при этом срок рассмотрения Госдумой изменений в федеральный закон о федеральном бюджете увеличен с 25 до 30 дней;

изменены сроки составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

до 1 января 2022 года приостановлено действие абзаца второго пункта 2 статьи 93.2 и абзаца второго пункта 1 статьи 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае предоставления бюджетных кредитов для погашения некоторых долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Кроме того, установлено, что в 2021 году Правительство РФ вправе провести реструктуризацию задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, а Минфин России вправе предоставлять бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для погашения ряда обязательств и на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Федеральный закон от 01.07.2021 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Согласно общему правилу заключение соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года.

Исключение составляют соглашения о предоставлении субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены законом о внесении изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, которые заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона.

В случае нарушения установленных сроков, бюджетные ассигнования бюджета субъекта РФ, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, могут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение.

 

Постановления и распоряжения

 

Постановление Правительства РФ от 17.06.2021 № 920 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. № 1876»

 

Внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 19.11.2020 № 1876 «Об определении адреса сайта государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанные с поэтапным переходом на новую версию сайта, обеспечение эксплуатации предыдущей версии сайта на переходный период, а также обеспечивающие корректный учет прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием и развитием предыдущей версии сайта.

 

Постановление Правительства РФ от 24.06.2021 № 987 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288»

 

В целях повышения эффективности реализации национальных проектов внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

В частности, в новой редакции изложены Положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ и функциональная структура проектной деятельности в Правительстве РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»

 

Правила устанавливают порядок разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами для реализации в очередном календарном году программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по соответствующему виду государственного контроля (надзора), виду муниципального контроля.

Программа профилактики состоит из следующих разделов:

анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;

цели и задачи реализации программы профилактики;

перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

показатели результативности и эффективности программы профилактики.

Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в течение 5 дней со дня утверждения.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

 

В постановлении рассмотрены следующие вопросы:

судебные постановления, подлежащие апелляционному обжалованию. Лица, имеющие право на апелляционное обжалование;

порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления. Действия суда первой инстанции после поступления апелляционных жалобы, представления;

действия суда апелляционной инстанции после поступления дела с апелляционными жалобой, представлением;

рассмотрение дела судом апелляционной инстанции: порядок, сроки, пределы;

рассмотрение судом апелляционной инстанции дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 ГПК РФ;

полномочия суда апелляционной инстанции по результатам рассмотрения жалобы, представления;

постановление суда апелляционной инстанции. Протокол судебного заседания суда апелляционной инстанции;

обжалование определений суда первой инстанции;

разрешение иных вопросов, возникающих в связи с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции.

Признается утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

 

Актуализированы разъяснения Пленума Верховного Суда РФ о применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции

В частности, сообщено следующее:

правом кассационного обжалования обладают как лица, участвующие в деле, и их правопреемники, так и иные лица в случаях, предусмотренных ГПК РФ. При этом такие лица необязательно должны быть указаны в мотивировочной и (или) резолютивной частях судебного постановления;

кассационные жалоба, представление могут быть поданы не только на судебное постановление в целом, но и на его часть, например относительно мотивов принятого решения, по вопросам распределения судебных расходов между сторонами, порядка и срока исполнения судебного постановления, обеспечения его исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при его вынесении;

отсутствие в приложенных к жалобе документах копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, а также документа о наличии у представителя высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности в случаях, предусмотренных статьей 49 ГПК РФ, не является основанием для оставления жалобы без движения при наличии копий таких документов в материалах дела;

кассационная жалоба, поданная правопреемником лица, участвующего в деле, должна содержать указание на основание правопреемства с приложением документов, подтверждающих факт перехода права, защищаемого в суде (например, в порядке наследования, уступки права требования или других случаев перемены лиц в обязательстве, а также перехода права собственности);

в случае подачи кассационных жалобы, представления в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в сети «Интернет», дата подачи жалобы, представления определяется датой и временем их поступления в соответствующую информационную систему;

нахождение представителя организации в командировке или отпуске, смена руководителя организации либо его нахождение в командировке или отпуске, отсутствие в штате организации юриста, ссылка на отсутствие денежных средств для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины, несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией и тому подобные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска юридическим лицом срока кассационного обжалования;

не могут являться основаниями для оставления без движения кассационных жалобы, представления недостатки и ошибки в оформлении жалобы, представления, не препятствующие их рассмотрению в кассационном суде общей юрисдикции (например, грамматические и технические ошибки и описки);

не являются основаниями для оставления кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу недостатки, которые могут быть устранены в момент рассмотрения кассационных жалобы, представления;

суд кассационной инстанции вправе изменить правовую квалификацию отношений сторон, данную судами первой и (или) апелляционной инстанций, основываясь на установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах.

Признается утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

 

Иные акты, информационные письма 

 

Приказ Минстроя России от 07.06.2021 № 358/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года» Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2021 № 64014.

 

Норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2021 года установлен в размере 55 720 рублей

Утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на III квартал 2021 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

 

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 5 «Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов» 

 

В обзоре обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Банке России, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Отмечается, что конфликт интересов является оценочной категорией, при которой необходимо уделять существенное внимание вопросам квалификации ситуации в качестве конфликта интересов самими служащими, работниками. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую данные лица не всегда правильно оценивают ту или иную возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Настоящий обзор рекомендуется довести до сведения служащих, работников в целях иллюстрации типовых ситуаций, наиболее часто ошибочно квалифицируемых как отсутствие возможности возникновения конфликта интересов при его фактическом наличии, а также при направлении уведомления о возможности возникновения конфликта интересов без соответствующих на то оснований.

 

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 6 «Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов»

 

В обзоре рассматриваются различные ситуации с комментариями к ним.

Одновременно отмечается, что в случае обращения к служащему (работнику) каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (например, к получению взятки) необходимо уведомить о данном факте представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, а в случае возникновения конфликта интересов - уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или
о возможности его возникновения.

Кроме того, в случаях, когда в ходе проверки соблюдения должностным лицом антикоррупционных стандартов выявляются обстоятельства, свидетельствующие о наличии в его деяниях признаков преступления или административного правонарушения, информацию об этом необходимо направить в компетентные государственные органы.

При этом, например, отказ в возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица не является основанием для его освобождения от ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, поскольку для каждого вида юридической ответственности предусмотрены самостоятельные основания.

 

II. Законодательство Ульяновской области 

 

Закон Ульяновской области от 18.06.2021 № 59-ЗО «О поправке к Уставу Ульяновской области»

 

Установлено, что Депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, достигший 21 года и обладающий в соответствии с Федеральным законом и Законом Ульяновской области пассивным избирательным правом.

 

Закон Ульяновской области от 18.06.2021 № 60-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» 

 

Внесены изменения в Законы Ульяновской области «Об Избирательной комиссии Ульяновской области», «О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области» - уточнен порядок формирования Избирательной комиссии. Скорректированы нормы, регламентирующие статус члена Избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Внесены изменения в законы Ульяновской области, регламентирующие выборы глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области, а также выборы Губернатора и депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области. В случае, если в избирательный бюллетень внесено свыше десяти зарегистрированных кандидатов, избирательная комиссия муниципального образования по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе принять решение о том, что сведения о каждом из таких зарегистрированных кандидатов в избирательном бюллетене не размещаются и указываются в специальном информационном материале, который изготавливается по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. Данный информационный материал размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и (или) на информационном стенде.

 

Закон Ульяновской области от 18.06.2021 № 61-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» 

 

Внесены изменения в Законы Ульяновской области «О выборах глав муниципальных образований Ульяновской области», «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», «О выборах Губернатора Ульяновской области», «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области». Законы дополнены нормами, согласно которым не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

 

Указ Губернатора Ульяновской области от 28.06.2021 № 59 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19» 

 

Внесены изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности». По 31 июля 2021 года приостановлено проведение на территории Ульяновской области зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятий, а также оказание соответствующих услуг, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, развлекательных заведений, а также введен запрет на курение кальянов в общественных местах. Также приостановлена деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе в караоке-залах и боулинг-клубах, оказывающих услуги общественного питания, в период с 00.00 до 07.00. Уточнены особенности дистанционного режима работы с учетом численности вакцинированных работников.

Министерству транспорта Ульяновской области совместно с местными администрациями муниципальных образований Ульяновской области предписано обеспечить снижение уровня загруженности транспорта общего пользования, осуществляющего перевозки пассажиров до садоводческих и огороднических некоммерческих организаций, актуализировав график движения указанных транспортных средств.