Выступление начальника департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области Истоминой И.А., главного советника департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской областиПоручиковой Т.В. «Организационно-правовые аспекты противодействия коррупции на муниципальном уровне: новеллы законодательства и правоприменительная практика».

Коррупция охватывает все уровни власти, местный уровень не является исключением.

Под коррупцией на муниципальной службе понимается незаконное использование муниципальным служащим своего должностного положения в ущерб законным интересам общества и государства с целью получения выгоды в виде ценностей, денег, имущества для себя или третьих лиц.

Коррупционное правонарушение рассматривается действующим законодательством как отдельное проявление коррупции, влекущую за собой дисциплинарную, уголовную или иную ответственность.

Именно на муниципальном уровне складываются коррупционные системы, которые вырастают из родственных или соседских отношений.

Законодательство о противодействии коррупции и профессиональныйдолг обязывают муниципального служащего уведомить обо всех случаях обращения к нему в каких-либо целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Что касается профилактических мер, они гораздо сложнее, чем меры наказания, но при правильном использовании более эффективны. Многиемеры закреплены в федеральных законах, указах и постановлениях Президента РФ, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых документах.

Если рассматривать документы, можно сделать вывод о том, чтонаправления, формы и методы противодействия коррупции в принципеодинаковы. К муниципальному служащему замеченного в коррупции применимы такие же меры уголовной и административной ответственности,что и к государственному служащему. Тем не менее, существуют иособенности муниципальной службы, в том числе касающиеся ограниченийэтой службы и требующие их чёткого законодательного урегулирования.

Такв соответствии с Федеральным законом о муниципальной службе, гражданинне может быть принят на муниципальную службу в случае близкого родства, которому он непосредственно подчинён.

Наиболее распространены следующие способы совершения коррупционных преступлений:

- временное заимствование или использование муниципальных илиобщественных средств для личных нужд;

- расходование муниципальных или общественных денежных средствне по назначению;

- необоснованное списание материальных ценностей, занижение ихстоимости при отчуждении;

- необоснованное использование преимуществ для себя и своихблизких;

- предоставление необоснованных льгот и преимуществ материального характера (премий, надбавок, повышенных ставок оплаты труда и пр.) отдельным сотрудникам;

- эксплуатация труда подчинённых в личных интересах;

- присвоение результатов труда подчинённых;

- принятие необоснованных решений, издание незаконных актов,принятие необоснованных мер дисциплинарного, административного,материального характера к физическим или юридическим лицам;

- непринятие мер к нарушителям и др.

В целях предотвращения коррупционного поведения должностных лицорганов местного самоуправления осуществляется депутатский и общественный контроль индивидуальных правовых актов, принятых вобластях наибольшего коррупционного риска.

Областями наибольшего коррупционного риска являются отношения:

- по размещению муниципального заказа;

- сдаче муниципального имущества в аренду;

- приватизации муниципального имущества;

- предоставлению муниципальной гарантии юридическим лицам ииндивидуальным предпринимателям.

У муниципального служащего должны быть сформированы навыки антикоррупционного поведения путём сознательного восприятия им нравственных принципов-ценностей муниципальной службы.

Нравственные принципы-ценности муниципальной службы непозволяют:

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

- участвовать на платной основе в деятельности органа управления оммерческой организацией;

 -приобретать, в случаях, установленных законом, ценные бумаги, покоторым может быть получен доход;

- выстраивать отношения личной заинтересованности и вмешиваться вспоры субъектов предпринимательской деятельности;

- проявлять заинтересованность в спорах субъектов предпринимательской деятельности;

- поддерживать субъекты предпринимательской деятельности в личных, имущественных и иных корыстных целях;

- совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и других интересов, препятствующих добросовестном уисполнению обязанностей;

- предоставлять услуги, предусматривающие денежную или имущественную компенсацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в муниципальныхорганах, также как и в органах государственной власти, проявлениекоррупции не редки.

К обязательным нормативным правовым актам по противодействию коррупции на муниципальном уровне относятся такие как:

- об утверждении Порядка принятия лицами, замещающими муниципальные должности и осуществляющими свои полномочия на постоянной основе, почётных и специальных званий, наград и иных знаков отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

- об утверждении положения о порядке сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- о порядке сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных (служебных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации;

- о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

- о порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов их семей на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»;

- о порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- об утверждении правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений, и лицами, замещающими эти должности;

- о мерах по реализации статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции;

- об утверждении положения о проверке соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы Ульяновской области, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином;

- об утверждении перечня должностей муниципальной службы, которые имеют право в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- об утверждении порядка предварительного уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

- об утверждении перечня должностей, при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- о порядке подачи обращений, заявлений и уведомлений в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Хочу обратить внимание на то, что Порядок представления сведений о доходах и расходах муниципальных служащих на муниципальном уровне не утверждается, поскольку согласно статьи 15 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе» сказано, что порядки, сроки и форма устанавливаются для муниципальных служащих те же, что установлены для государственных гражданских служащих субъекта (Постановление Губернатора Ульяновской области от 01.04.2015 № 55).

Важным элементом работы по профилактике коррупции является создание процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов не только среди муниципальных служащих, но и среди работников подведомственных учреждений, и поскольку для них в законодательстве нет чёткого закрепления тех или иных мер направленных на противодействие коррупции, то основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является ст. 57 Трудового Кодекса Российской Федерации.

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

В связи с чем в Правительстве Ульяновской области были разработаны и утверждены Правила подачи руководителем областного государственного учреждения представителю нанимателя (работодателю) уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Аналогичные меры рекомендуется принять на муниципальном уровне.