Выступление начальника отдела правового обеспечения и осуществления контроля Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Стекловой П.В. «Порядок передачи муниципального имущества (объектов теплоснабжения и водоснабжения) по концессионному соглашению»

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности закреплены в статье 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190) и статье 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416) соответственно.

Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона № 190, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Аналогичная норма, закрепляющая передачу прав владения и (или) пользования объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности по концессионному соглашению, содержится в части 3 статьи 41.1 Федерального закона № 416.

Отсюда делаем вывод, что передача в пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, срок эксплуатации которых составляет более 5 лет, может быть осуществлена собственником только
на основании концессионного соглашения.

При этом частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ указанный в части 1 указанной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Таким образом, положения пункта 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ неприменимы при заключении договоров в отношении объектов теплоснабжения, систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в следующих случаях:

1. Если концессионное соглашение заключается с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.

2. В порядке инициативной концессии, в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, то концессионное соглашение заключается с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения, но с учетом следующих особенностей:

1) решение о заключении концессионного соглашения, предусмотренное статьей 22 Федерального закона № 115-ФЗ, принимается в течение тридцати календарных дней после истечения срока, установленного настоящей частью;

2) уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения в течение пяти рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц;

3) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, до принятия решения о заключении этого соглашения обязано указать источники финансирования деятельности по исполнению концессионного соглашения и представить в уполномоченный орган подтверждение возможности их получения.

3. Если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона № 115-ФЗ с единственным участником конкурса заключается концессионное соглашение (конкурс по решению концедента объявляется не состоявшимся в случае, если в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ муниципальное имущество может быть передано лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом № 190.

Кроме того, в настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление объектов тепло-, водоснабжения, водоотведения на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.

Федеральная антимонопольная служба  России в результате практики антимонопольного применения в сфере передачи муниципального имущества в рамках закона о концессионных соглашениях выделила следующие типичные нарушения:

- приватизация муниципального имущества теплоснабжения путем создания акционерного общества с одновременной передачей созданным обществом внесенного в уставной капитал муниципального имущества коммунального назначения в пользование лицу, ранее эксплуатировавшему данное имущество по незаконно заключенному краткосрочному договору аренды;

- заключение концессионного соглашения с лицом, которое не соответствует требованиям закона, предъявляемым к субъекту выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В 2020 году Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области при анализе материалов тарифного дела был обнаружен договор аренды в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности заключенный между администрацией муниципального образования и обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) с нарушением действующего законодательства, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.

Информация о выявленном административном правонарушении была направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы Ульяновской области.

Ульяновское УФАС России выдано предупреждение администрации муниципального образования о необходимости прекращения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ, выразившегося в необоснованном предоставлении преимуществ ООО путём изъятия из владения и пользования ООО муниципального имущества, переданного по договору аренды и передаче указанного имущества с учётом требований антимонопольного законодательства и части 3 статьи 41.1 Федерального закона № 416.