Доклад Брызгалиной Ольги Анатольевны, референта отдела планово-финансовой деятельности и осуществления закупок департамента экономического развития и финансового обеспечения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области на тему «Взыскание судебных расходов в период передачи полномочий»

Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области (ранее – Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области) было наделено полномочиями в области государственного регулирования цен и тарифов и осуществления государственного контроля (надзора) в указанной сфере.

Приказы Министерства об установление регулируемых цен и тарифов неоднократно оспаривались в судебном порядке регулируемыми организациями.

В случае признании судом приказа (отдельных его положений) не соответствующим нормам действующего законодательства заявители также обращались в суды с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных при оспаривании приказов Министерства об установлении подлежащих государственному регулированию цен и тарифов.

Суды первой инстанции, рассматривая заявление о взыскании судебных расходов, взыскивали судебные расходы с Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской, не принимая во внимания тот факт, что на момент вынесения решения о признании недействительным приказа об установлении тарифов, Министерство не являлось органом государственной власти, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов.

Так, определением Ульяновского областного суда от 25.02.2021 по делу № 3а-245/2020 частично удовлетворено заявление ООО «Альфаресурс» о взыскании судебных расходов, с Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области (далее - Министерство) данным определением судом взысканы судебные расходы в размере 34 500 руб.

Министерство с выводами, изложенными в определении Ульяновского областного суда не согласилось и обжаловало его четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.

В частной жалобе, помимо доводов о недоказанности факта и соразмерности понесённых расходов, Министерство указало на следующее.

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Ульяновской области от 13.03.2020 № 20 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 №6/138-П «Об Агентстве по регулированию цен тарифов Ульяновской области» утверждено положение «Об агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области». Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 30.04.2020.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020
 № 6/140-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновкой области от 14.04.2014 № 8/125-П и признании утратившими силу отдельных постановлений (положений постановлений) исключены полномочия Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Таким образом, с 30.04.2020 года Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

В данном случае, не может рассматриваться какая-либо гражданско-правовая преемственность между Министерством и Агентством, поскольку речь идет о наделении государственными полномочия в установленных сферах деятельности.

Рассматривая частную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции согласился с доводами Министерства, приведёнными в частной жалобе, указав, что судебные расходы должны быть взысканы с органа, осуществляющего полномочия, в результате которых был принят нормативно-правой акт.

Судом апелляционной инстанции было указано, что в данном случае Агентство не является ни правопреемником, ни вновь созданным органом, не отвечающим по обязательствам правопредшественника, а должно рассматриваться как государственный орган, осуществляющий в настоящее время государственные полномочия в сфере регулирования цен и тарифов.

В настоящее время, Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области не рассматривается судами как орган, с которого должны быть взысканы судебные расходы по делам о признании незаконными решений в области государственного регулирования цен и тарифов, так как Министерство этими полномочиями не наделено в установленном законом порядке.

Подводя итоги, рекомендую юристам муниципальных образований внимательно ознакомится, с данными судебными актами, поскольку вопросы взыскания судебных расходов в настоящее время складывается достаточно противоречивая практика рассмотрения.

Если нужна более подробная информация, можно обратиться по телефону 24-16-86 референт отдела планово-финансовой деятельности и юридического сопровождения департамента развития экономики и финансового обеспечения Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области.