Доклад начальника юридического отдела Министерства Финансов Ульяновской области , Тумановой Татьяны Леонидовны «О некоторых изменениях бюджетного законодательства»

Советом Федерации Российской Федерации 23.06.2021 года следующие проекты федеральных законов:

проект № 1133539-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»;

проект № 1056263-7 «О внесении изменения в статью 1794 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

проект № 1100181-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 24217 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

проект № 1112338-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»;

проект № 1171664-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

проект № 1143296-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данные законопроекты требуют детального изучения юридическими службами и финансовыми органами органов местного самоуправления, т.к. затрагивают бюджетный процесс и потребуют внесения изменений как в нормативные правовые акты так и в решения о бюджетах на очередной год.

Остановлюсь на трёх законопроектах

1. Проект федерального закона 1133539-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее - законопроект).

Законопроект направлен на повышение предсказуемости предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам и на сокращение сроков доведения указанных межбюджетных трансфертов до местных бюджетов.

В настоящее время требования и условия распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации более детализированы и регламентированы по сравнению с аналогичными требованиями, предъявляемыми при распределении и предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам. Наиболее полно указанные нормы в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) урегулированы в отношении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субвенций. Вместе с тем отсутствовали требования к срокам заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, отсутствовала конкретизация перечня иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам, что приводило к сложностям при формировании местных бюджетов.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 139, 139.1 и 140 Кодекса.

Изменения в статью 139 Кодекса вносятся в целях сокращения сроков доведения субсидий до местных бюджетов и урегулирования правовой неопределенности.

Абзацем третьим пункта 3 статьи 95 Кодекса предусмотрена возможность увеличения в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года целевых межбюджетных трансфертов на оплату государственных (муниципальных) контрактов. При этом предоставление целевых межбюджетных трансфертов, по которым в текущем финансовом году увеличены бюджетные ассигнования, может быть ограничено прошлым финансовым годом и в текущем финансовом году не предусмотрено. Такие межбюджетные трансферты, в том числе в форме субсидий, не распределены законом о бюджете и не включены в соответствующий перечень субсидий.

В связи с этим статья 139 Кодекса дополняется положениями, предусматривающими возможность предоставления субсидий, не соответствующих перечню, а также положениями о не распределении законом о бюджете субъекта Российской Федерации субсидий, предоставление которых в текущем финансовом году осуществляется в объеме неиспользованных остатков средств. Повторное распределение между муниципальными образованиями таких субсидий не будет осуществляться.

В целях повышения эффективности использования средств местных бюджетов, источником которых являются субсидии, предоставленные из бюджета субъекта Российской Федерации, прозрачности и качества планирования бюджетов муниципальных образований, а также ускорения доведения субсидий до муниципальных образований, предлагается в пункте 4.1 статьи 139 Кодекса установить срок заключения соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Соглашение заключается на срок не менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.

В случае нарушения сроков заключения вышеуказанных соглашений бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные на текущий финансовый год на предоставление субсидии, в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации, могут быть направлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи местным бюджетам.

В статье 139.1 Кодекса ограничиваются случаи предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, по аналогии с решениями, принятыми в отношении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, что конкретизирует случаи и повышает предсказуемость предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, источником которых являются иные межбюджетные трансферты, прозрачности и качества планирования бюджетов муниципальных образований, а также ускорения доведения указанных средств до муниципальных образований, необходима формализация особенностей распределения иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями.

Законопроектом предлагается установить срок принятия вышеуказанных законодательных актов субъектов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 февраля очередного финансового года, за исключением отдельных видов иных межбюджетных трансфертов, устанавливаемых законопроектом.

Также в целях урегулирования правовой неопределенности статья 139.1 Кодекса дополнилась положениями о том, что повторное распределение между муниципальными образованиями иных межбюджетных трансфертов, предоставление которых в текущем финансовом году осуществляется в объеме остатков, не будет осуществляться.

Для повышения предсказуемости формирования собственных доходов местных бюджетов предлагается допустить утверждение субъектом Российской Федерации не распределенного между муниципальными образованиями объема иных межбюджетных трансфертов в размере не более 5% от общего объема соответствующего иного межбюджетного трансферта, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% от общего объема указанного иного межбюджетного трансферта, утвержденного на второй год планового периода (т.е. по аналогии с установленным Кодексом ограничением предельного нераспределенного объема субсидий, предоставляемых из регионального бюджета местным бюджетам).

В настоящее время в Кодексе отсутствует положение о необходимости заключения соглашений между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием о предоставлении иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты (далее - соглашение).

В этой связи в Кодексе устанавливается требование о том, что заключение соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, если нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, - устанавливающими порядок (правила) их предоставления, предусмотрено заключение такого соглашения, осуществляется до 15 февраля очередного финансового года, за исключением иных межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, соглашения о предоставлении которых заключаются не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Соглашения и дополнительные соглашения к ним, предусматривающие внесение в них изменений или их расторжение, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации.

При этом уточняется, что соглашение заключается на срок не менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями.

В случае нарушения сроков заключения вышеуказанных соглашений бюджетные ассигнования бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренные на текущий финансовый год на предоставление иного межбюджетного трансферта, в отношении которого не заключено соглашение о его предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации, могут направляться на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере иного межбюджетного трансферта.

В соответствии со статьей 140 Кодекса распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствующих объемах.

В целях ускорения освоения средств, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено изменение в пункт 5 статьи 140 Кодекса и законодательно установлена возможность предоставления субвенций местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, с последующим распределением между муниципальными образованиями актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях урегулирования правовой неопределенности статья 140 Кодекса дополнена положением о том, что повторное распределение между муниципальными образованиями субвенций, предоставление которых осуществлялось в отчетном финансовом году и в текущем финансовом году обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на сумму неиспользованных остатков средств, не осуществляется.

Положения Кодекса (в редакции законопроекта) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов).

 

2. Проект федерального закона № 1112338-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее законопроект).

Законопроект разработан в целях совершенствования правового механизма регулирования процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, гарантирующего полноту и своевременность пополнения бюджетов разных уровней и обеспечивающего стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Положения законопроекта установлено, что перечни главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета утверждаются в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, где в том числе будет определен порядок закрепления полномочий, структура и сроки утверждения перечней, а также порядок внесения в них изменений.

 

 

3. Проект федерального закона № 1100181-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 24217 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект).

Законопроект разработан с целью закрепления в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) новых положений об осуществлении казначейского сопровождения, применении казначейского обеспечения обязательств и осуществлении бюджетного мониторинга.

Законопроектом устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения, который функционирует начиная с 2016 года.

Указанный механизм предусматривает осуществление и отражение операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе, со средствами, полученными из соответствующего бюджета в виде субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, а также средствами, направленными на исполнение государственных (муниципальных) контрактов, договоров, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета.

В связи с этим законопроектом предлагается введение термина «участник казначейского сопровождения» и новой главы «Казначейское сопровождение».

Казначейское сопровождение осуществляется Федеральным казначейством и финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

При казначейском сопровождении участники казначейского сопровождения обязательно должны осуществлять ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Законопроектом также устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, в том числе расширенное казначейское сопровождение.

Расширенное казначейское сопровождение предполагает осуществление дополнительно:

проверки ведения участниками казначейского сопровождения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;

проверки расходной декларации о структуре цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора);

проверки факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);

перечисления целевых средств с казначейских счетов участников казначейского сопровождения на счета в кредитных организациях после направления государственным заказчиком в Федеральное казначейство, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) уведомления о полном исполнении государственного контракта.

Кроме того, законопроектом определены средства, не подлежащие казначейскому сопровождению.

Также законопроектом предусматривается дополнить Кодекс новой статьей «Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения».

Положения данной статьи направлены на урегулирование вопросов исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства участников казначейского сопровождения.

Кроме того, законопроектом предлагается введение понятия «получатель средств из бюджета», которое не предполагает принципиальных изменений концепции бюджетных отношений и обусловлено требованиями отдельных федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, положениями которых предусмотрено открытие юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса (например, государственным унитарным предприятиям), счетов в Федеральном казначействе или финансовых органах субъектов Российской Федерации.

Главу «Система казначейских платежей» предлагается дополнить статьей «Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей», положения которой направлены на недопущение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения.

В рамках осуществления бюджетного мониторинга будут формироваться требования по идентификации участников казначейского сопровождения при открытии им казначейских счетов, выявлению рисков при совершении ими операций с указанных счетов, а также будет предусмотрено применение соответствующих мер реагирования в отношении участников казначейского сопровождения.

Законопроектом вводится такое понятие, как казначейское обеспечение обязательств, предполагающее перечисление средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на оплату обязательств, возникающих у получателей бюджетных средств, бюджетных и автономных учреждений, получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения при исполнении государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), соглашений, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета, на основании федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов, в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, после проведения санкционирования оплаты обязательств.

Казначейское обеспечение обязательств является эволюцией механизма предоставления средств из бюджетов бюджетной системы под «фактическую потребность».

_________________