Доклад Рейц Марины Николаевны – директора департамента по регулированию контрактной системы Агентства государственных закупок Ульяновской области, представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на тему: «Вопросы актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок»

Добрый день, уважаемые участники совещания!

 

Контрактная система создана и действует уже более семи лет.

Если говорить о законодательстве о контрактной системе, то оно очень мобильно и находится в постоянном развитии, в него вносятся корректировки и изменения, направленные на его совершенствование.

Объём таких изменений и их практическое значение весьма велики, поэтому наша главная задача и задача всех участников закупочного процесса оперативно реагировать на такие изменения: знать их и своевременно реформировать свою закупочную деятельность с учетом нововведений.

02.07.2021 был принят большой оптимизационный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2022 года (за исключением отдельных положений).

Закон предусматривает:

- комплексное совершенствование контрактной системы в целях исключения дублирования и избыточного регулирования;

- дальнейшую цифровизацию процедур за счет автоматизации отдельных процессов и организации электронного документооборота в рамках информационного обеспечения контрактной системы.

Коротко об основных изменениях и нововведениях.

1) Сокращение количества конкурентных способов до трех (исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений).

2) Исключение документации о закупке, предусматривая включение всей информации непосредственно в извещение.

3) Общая оптимизация сроков проведения процедур.

4) Введение «универсальной стоимостной предквалификации» (то есть возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн. руб. только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта).

5) Распространение цифровизации на весь закупочный процесс и внедрение электронного документооборота на этап исполнения контракта (приемку, претензионную работу, расторжение контракта), процедуры обжалования и включения в РНП, работу членов комиссии.

При этом считаю необходимым отдельно сакцентировать ваше внимание на двух моментах:

1) Электронное подписании членами комиссий протоколов подведения итогов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС.

Сейчас обязательность подписания протоколов электронными подписями установлена только при проведении запроса котировок в электронной форме. При проведении аукционов и конкурсов в электронной форме такая обязанность появится с 1 января 2022 года. Такой вариант подписания протоколов позволит минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа. И электронные площадки такую возможность уже заказчикам предоставляют.

В связи с этим каждый заказчик заблаговременно должен:

- определить из числа работников лиц, которые войдут в состав комиссий по осуществлению закупок на 2022 год;

- обеспечить членов комиссий электронными подписями;

- научиться правильно пользоваться данным электронным сервисом в ЕИС.

На нашей базе была создана пилотная группа, в состав которой вошли 20 госзаказчиков, которые в порядке эксперимента начали практиковать подписание протоколов электронными подписями. Данный пилотный проект позволил протестировать новый порядок заранее и при введении обязательного подписания не испытывать сложностей.

У участников данной группы уже имеется положительный опыт электронного подписания протоколов, отмечается простота и удобство сервиса. На муниципальном уровне, надеемся, что такая работа тоже с муниципальными заказчиками была проведена.


2) Обязательное электронное актирование (электронная приемка).

Внедрение электронного актирования стало закономерным продолжением процесса цифровизации закупок.

Основная задача новшества – обеспечение прозрачности этапа исполнения контракта в закупочной деятельности. При этом сейчас данный сервис также доступен для заказчиков. Теперь информация о приёмке и документ о приёмке будет направляться ЕИС в реестр контрактов автоматически.

С января по июль 2021 года Агентство совместно с заказчиками также реализовало «пилотный» проект по использованию электронной приемки. Была сформирована «пилотная» группа из 44 госзаказчиков.

Учитывая, актуальность данного направления работы в закупочной деятельности, все заказчики должны были активно включиться в данный процесс и вовлекать в него поставщиков.

Каждому заказчику для внедрения электронной приемки необходимо:

  1. Определить внутренние регламенты работы лиц, участвующих в приемке;
  2. Получить электронные подписи;
  3. Настроить в личном кабинете права и полномочия подписантов заказчика;
  4. Настроить в личном кабинете права и полномочия членов приемочной комиссии.
  5. Открыть доступ по контрактам в реестре контрактов.

 

Все эти изменения коснуться каждого заказчика, уполномоченного органа без исключения и в целях успешного осуществления закупочной деятельности с 01.01.2022 года требуют совершения определенных подготовительных действий.


В связи с этим перед нами стоят две важные задачи:

I. Всем заказчикам протестировать новые электронные сервисы ЕИС, которые я озвучила.

Данная задача успешно выполняется заказчиками как регионального, так и муниципального уровня. Этому поспособствовали и пилотные группы, и профильные вебинары, которые мы провели для заказчиков во втором полугодии текущего года (более 10).


II. Обеспечить актуализацию нормативных правовых актов в сфере закупок.

Мы, на региональном уровне, этот процесс завершили – все региональные нормативные правовые акты приведены в соответствие с новыми изменениями.

Агентство проводит анализ проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований Ульяновской области согласно распоряжению Губернатора Ульяновской области от 20.09.2018 № 1162-р «О совершенствовании правотворческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области».

В таблице (прилагается) представлена сводная информация по актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок, представленных для анализа в Агентство после 25.08.2021.

Из таблицы видно, что половина МО (такие как Кузоватовский, Новоспасский, Барышский, Цильнинский и другие) актуализировали все основные акты, что отрадно.

Однако в некоторых муниципалитетах этот процесс не завершен, а в некоторых даже не начат (Майнский, Ульяновский, Радищевский районы), несмотря на то, что нами неоднократно (как в ходе совещаний, вебинаров (30.08.2021, 24.09.2021), так и отдельных обращений) до муниципальных образований области доводилась информация о необходимости проведения актуализации актов. Данная ситуация вызывает определенные опасения, как указанные МО будут работать с января 2022 года.

Времени осталось совсем мало, но еще есть возможность внести все необходимые изменения. Необходимо мобилизовать все силы и завершить этот процесс в текущем году.


 

 

Сводная информация по актуализации муниципальных нормативных правовых актов в сфере закупок

 

№ п/п

Наименование МО

Наименование муниципальных нормативных правовых актов (НПА)

Порядок взаимодействия

Порядок работы комиссии

Размер НМЦК

ООС

Нормативные затраты

Требования к товарам

Методические рекомендации

Возможность изменения цены контракта (ПП РФ от 09.08.2021 № 1315)

Функции контрактной службы

Комиссия по повышению эффективности

Соглашение о передаче полномочий на 2022 год

1

г. Ульяновск

+

 

+

 

 

+

 

 

 

 

2

г. Димитровград

+

+

+

 

 

 

+

 

 

 

3

г.Новоульяновск

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

4

Базарносызганский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

5

Барышский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

6

Вешкаймский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

7

Инзенский район

+

 

+

+

+

+

 

+

 

 

8

Карсунский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

9

Кузоватовский район

+

+

+

+

+

 

+

 

 

 

10

Майнский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Мелекесский район

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

12

Николаевский район

+

+

+

 

 

+

 

 

+

 

13

Новомалыклинский район

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

14

Новоспаcский район

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

15

Павловский район

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

16

Радищевский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Сенгилеевский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

18

Старокулаткинский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

19

Старомайнский район

+

+

 

 

 

 

 

 

+

 

20

Сурский район

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

21

Тереньгульский район

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

22

Ульяновский район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Цильнинский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

24

Чердаклинский район

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

 

Иные НПА:

- Инзенский район – Постановление администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 30.06.2015 № 734 «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов»;

Старомайнский район - Постановление администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 30.09.2015 № 556 «Об определении случаев банковского сопровождения контрактов»