Минфин России о субсидиях на иные цели

Какие расходы могут обеспечиваться за счёт субсидий на иные цели

 

1. В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Из содержания пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в целях финансового обеспечения расходов.

Субсидия на иные цели может быть предоставлена учреждению на приобретение дорогостоящего оборудования, осуществление расходов учреждения, носящих непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг. Примерами субсидий на иные цели являются субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Субсидии на иные цели, как правило, предоставляются на проведение капитального ремонта, на выплату стипендий студентам, на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно работникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера. Субсидии на иные цели также стоит использовать в качестве источника выплаты вознаграждения по результатам выполнения государственного (муниципального) задания, расходов, осуществляемых в рамках ликвидационных мероприятий учреждений, а также в качестве источника компенсации в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, выполненного в отчётном финансовом году. В форме субсидии на иные цели целесообразно также доводить бюджетные ассигнования бюджетному (автономному) учреждению (на выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу, на уплату налогов, оплату коммунальных расходов и пр.), временно не оказывающему государственные (муниципальные) услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества (письмо Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

2. Источником финансового обеспечения дополнительных мероприятий по трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места в субъекте Российской Федерации могут являться субсидии на иные цели (письмо Минфина России от 21.08.2014 № 02-03-10/41846).

 

 

 

 

3. Субсидия на иные цели может являться источником финансового обеспечения расходов муниципального бюджетного учреждения, связанных с приобретением:

основных средств (за исключением объектов недвижимости), в том числе компьютеров, и неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

услуг по проведению аттестации рабочих мест, обучению работников в области охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, изготовлению служебных удостоверений, ремонту служебного автомобиля, по обучению на курсах повышения квалификации, если проведение данных мероприятий не носит постоянный ежегодный характер (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784).

4. В целях финансового обеспечения расходов бюджетного учреждения на подготовку проектной документации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели (письмо Минфина России от 17.02.2014 № 02-01-11/6361).

5. За счёт субсидий на иные цели могут осуществляться расходы, связанные с уплатой страховых взносов, которыми облагается компенсация за проезд к месту отпуска и обратно лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (письмо Минфина России от 14.04.2020 № 02-07-05/29679).

6. Финансовое обеспечение расходов муниципальной специализированной организации, созданной в организационно-правовой форме бюджетного или автономного учреждения, следует осуществлять путём предоставления субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания либо субсидии на иные цели (письмо Минфина России от 18.03.2020 № 02-05-11/22839).

7. Субсидии на иные цели могут предоставляться на цели, не связанные с выполнением бюджетными и автономными учреждениями государственного или муниципального задания. Перечень целей, на которые могут предоставляться субсидии, является открытым, субсидии на благоустройство территории учреждения могут соответствовать данным целям (консультация Минфина России).

8. Субсидия на иные цели может быть предоставлена бюджетному (автономному) учреждению в случае необходимости оплаты денежных обязательств учреждения по расходам учреждения, носящим непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг (работ) (например, текущий ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, приобретение оборудование) (письмо Минфина России от 26.03.2020 № 09-04-13/24508).

9. Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих посёлках (посёлках городского типа) на территории Курганской области» специалистам государственных бюджетных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, финансируемых за счёт средств областного бюджета. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих посёлках (посёлках городского типа) на территории Курганской области, в отношении работников бюджетных и автономных учреждений в размерах, установленных указанным Законом, целесообразно осуществлять путём предоставления указанным учреждениям субсидии на иные цели (письмо Минфина России от 15.01.2016 № 02-01-10/1754).

10. Предоставление федеральным государственным образовательным организациям средств на капитальный ремонт имущества, закреплённого за ними на праве оперативного управления, а также финансовое обеспечение питания, обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся очной формы обучения в федеральных государственных образовательных организациях, возможно осуществлять путём предоставления субсидии федеральному государственному бюджетному или автономному учреждению на иные цели (письмо Минфина России от 25.12.2015 № 02-01-09/76371).

11. Субсидии на иные цели могут быть предоставлены детской школе искусств для приобретения духовых инструментов (письмо Минфина России от 12.08.2015 № 02-01-11/46373).

12. Если расходы на осуществление внешней экспертизы результатов исполнения контракта на поставку и сборку мебели учтены при расчёте сметной стоимости объекта капитального строительства, финансовое обеспечение таких расходов может быть осуществлено за счёт субсидии на капитальные вложения при условии, что нормативным правовым актом (решением), в соответствии с которым предоставляется соответствующая субсидия, предусмотрена такая возможность. При этом если указанным нормативным правовым актом (решением) не предусмотрена возможность направления субсидии на осуществление капитальных вложений на финансовое обеспечение проведения такой внешней экспертизы, осуществление расходов на её проведение возможно за счёт субсидий на иные цели (письмо Минфина России от 14.07.2015 № 02-04-08/40340).

13. Учитывая, что источником финансового обеспечения расходов федерального бюджетного учреждения на выплату стипендий (за исключением социальных стипендий, подлежащих отнесению к публичным обязательствам) является субсидия на иные цели, предоставляемая учреждению из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при планировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление указанной субсидии необходимо учитывать расходы на выплату пособий обучающимся по очной форме обучения женщинам независимо от того, на какой основе обучаются женщины (на платной или бесплатной) (письмо Минфина России от 08.04.2014 № 02-04-11/15795).

15. В рамках бюджетного законодательства бюджетным и автономным учреждениям в целях возмещения убытков от государственного регулирования тарифов (цен) в связи с осуществлением ими деятельности по продаже потребителям коммунальных ресурсов по регулируемым ценам в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса могут быть предоставлены субсидии на иные цели (письмо Минфина России от 27.03.2014 № 02-04-10/13476).

16. Если расходы на обучение работников охране труда носят непостоянный (разовый) характер, включение их в состав нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) нецелесообразно. Поэтому обучение работников в этом случае будет правомерно провести за счёт средств субсидии на иные цели (консультация Минфина России).

 

Какие расходы не могут обеспечиваться за счёт субсидий на иные цели

 

1. Приобретение зданий, строений, которые по своей сути относятся к основным средствам, следует осуществлять за счёт бюджетных инвестиций (письмо Минфина России от 22.10.2013 № 12-08-06/44036).

2. Расходы на выплату заработной платы штатным работникам учреждения учитываются в составе нормативных затрат, определяемых при расчёте субсидии на выполнение муниципального задания (письмо Минфина России от 18.04.2014 № 02-01-10/23397).

3. В случае если приобретение основных средств (за исключением объектов недвижимости), в том числе компьютеров, и неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение, услуг по проведению аттестации рабочих мест, обучению работников в области охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, изготовление служебных удостоверений, ремонт служебного автомобиля, обучение на курсах повышения квалификации в силу специфики деятельности муниципального бюджетного учреждения осуществляются постоянно, соответствующие им расходы могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (работы) в соответствии с положениями муниципального правового акта местной администрации и включены в расчёт объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-03-11/3784).

4. О порядке отражения расходов уполномоченного учреждения по оплате обучения учащихся в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Субсидия на иные цели может быть предоставлена бюджетному (автономному) учреждению в случае необходимости проведения процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам учреждения, носящим непостоянный характер (например, текущий ремонт, приобретение оборудования, проведение других разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций). Включение таких расходов в состав нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг (работ). Учитывая, что субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не предоставляются на осуществление постоянной деятельности учреждений, а осуществление функций оператора не является работой или услугой, финансирование которой реализуется путём предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, Департамент полагает, что до завершения апробации учреждению, осуществляющему расчёты с исполнителями, может быть предоставлен грант в форме субсидии (письмо Минфина России от 13.11.2020 № 02-05-11/99889).

5. Расходы, связанные с отчислениями первичным профсоюзным организациям бюджетной сферы на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, могут осуществляться за счёт средств учреждения от иной приносящей доход деятельности, а не за счёт субсидий на иные цели (письмо Минфина России от 14.02.2020 № 09-07-08/10464).

6. Участие автономного учреждения в хозяйственном обществе возможно в порядке, установленном статьей 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», путём внесения с согласия учредителя предусмотренного федеральным законом недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также денежных средств, полученных учреждением от оказания платных услуг, в уставный капитал указанного общества. Вместе с тем осуществление автономным учреждением полномочий учредителя (участника) иного юридического лица (например, хозяйственного общества) в качестве основной деятельности, а также предоставление учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидии на иные цели для осуществление такой деятельности, по мнению Минфина России, не соответствуют целям создания такой организационно-правовой формы, как автономное учреждение, и целям предоставления учреждению субсидий, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации (письмо Минфина России от 30.04.2015 № 02-01-10/25454).

 

___________________