Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 06.06.2018 по 20.06.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения»

 

 

 1.                Федеральный закон Российской Федерации

 

1.Федеральный закон от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления».

Федеральным законом № 83-ФЗ уточняются порядок официального опубликования и обнародования муниципальных правовых актов и соглашений, заключённых между органами местного самоуправления.

Согласно дополнениям, внесенным в статью 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления (далее - соглашение), считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

При этом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления теперь вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона 131-ФЗ).

Право органов местного самоуправления выступать учредителем сетевого издания закреплено B части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ). Обращается внимание, что согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее сеть «Интернет»), зарегистрированный в качестве средства массовой информации.

Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации). 

В свою очередь порядок использования официальных сетевых изданий определяется уставом муниципального образования в зависимости от формы доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения (опубликование или обнародование).

При опубликовании муниципальных правовых актов и соглашений в печатном издании.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта B официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему B печатном издании могут не приводиться.

Под объемными графическими и табличными приложениями к муниципальному правовому акту имеются в вицу приложения к муниципальным программам, картографический материал в составе документов территориального планирования, табличные приложения к решению о местном бюджете и другие подобные документы.

Таким образом, для муниципальных образований, в уставах которых предусмотрено опубликование муниципальных правовых актов, теперь отсутствует необходимость публиковать в печатном периодическом издании объемные графические и табличные приложения к муниципальному правовому акту в случае Одновременного или более раннего опубликования (размещения) полного текста этих муниципальных правовых актов в официальном сетевом издании.

При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.

Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.

 С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.

В противном случае это будет противоречить федеральному законодательству.

При обнародовании муниципальных правовых актов и соглашений.

В случае, когда по объективным причинам опубликование муниципальных правовых актов в печатных средствах массовой информации не осуществляется (исключая случаи, когда федеральным законом установлено требование именно об официальном опубликовании принятых правовых актов), для обнародования муниципальных правовых актов, включая уставы муниципальных образований, может использоваться сетевое издание.

При этом обнародование муниципальных правовых актов в сетевом издании может использоваться как наряду с традиционными способами обнародования (в том числе путем вывешивания их текстов в общедоступных местах), так и самостоятельно.

Выбор в пользу сетевого издания в качестве единственного способа обнародования муниципальных правовых актов возможен при условии высокого уровня проникновения сети «Интернет» в местное сообщество и (или) обеспечения доступности его использования для большинства жителей муниципального образования, в том числе посредством создания достаточного количества пунктов подключения к сети «Интернет» в местах, доступных неограниченному кругу лиц (в помещениях органов местного самоуправления, муниципальных библиотек и прочих доступных для посещения местах) (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14, статья 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

В части наименования средства массовой информации в уставе муниципального образования.

В целях обеспечения гарантий информированности граждан о способе доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения в случае, если учредителем средства массовой информации выступают органы

местного самоуправления или подведомственные им организации, наименование

официального печатного периодического издания и (или) наименование официального сетевого издания, в которых осуществляется (планируется осуществлять) официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов и соглашений, подлежит указанию в уставе муниципального образования.

В случае, если определение печатного периодического издания, используемого (которое планируется использовать) для официального опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, осуществляется в гражданско-правовом порядке (по результатам заключения муниципального контракта или иного гражданско-правового договора), наименования таких средств массовой информации в уставе муниципального образования указывать необязательно, во всеобщее сведение они могут быть объявлены правовым актом, подписанным главой муниципального образования, с указанием срока действия соответствующего контракта или договора.

В части сетевого издания, помимо его наименования, во всех случаях в уставе муниципального образования следует также указывать доменное имя  соответствующего сайта в сети «Интернет», регистрационный номер и дату регистрации средства массовой информации, указанные в свидетельстве о регистрации средства массовой информации (до 01.01.2018) или в выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации (с 01.01.2018).

Таким образом, закрепленное в уставе муниципального образования сетевое издание должно быть указано в перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации на официальном сайте Роскомнадзора (https://rkn.gov.ru) наверху стартовой страницы официального сайта Роскомнадзора раздел «Массовые коммуникации», далее рубрика «Реестры», перейти в «Перечень наименований зарегистрированных СМИ». Отсутствие в указанном Реестре сетевого издания, определенного в уставе муниципального образования как источник официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, является основанием для отказа в государственной регистрации этого устава. Наличие в уставе муниципального образования указания на информационные ресурсы, не являющиеся сетевыми изданиями, посредством которых обеспечивается доступ к муниципальным правовым актам, например, сайт муниципального образования, сайт органа местного самоуправления, не будет являться основанием для отказа в государственной регистрации.

Использование в абзаце третьем части 2 статьи 47 Федерального закона 131-ФЗ (в редакции Федерального закона № 83-ФЗ) слов «использовать сетевое издание» и «официальное сетевое издание» предполагает, что органы местного самоуправления вправе как учредить собственное сетевое издание, так и воспользоваться сетевыми изданиями, учрежденными иными органами публичной власти, а также подведомственными им организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед указанными органами.

Если для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставом муниципального образования планируется использовать официальное сетевое издание, учредителем которого выступает орган публичной власти иного публично-правового образования или подведомственная ему организация, данные положения устава (с указанием наименования сетевого издания и доменного имени соответствующего сайта  в сети «Интернет») должны быть основаны на соответствующем волеизъявлении (решении, согласии или предложении) указанного органа публичной власти.

Официальное опубликование (обнародование) на портале Минюста России.

Официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://npaBo-MHH10oT.pq), регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен в качестве официального источника текстов муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов (далее - портал Минюста России).

 

Таким образом, Федеральным законом № 83-ФЗ и вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации № 327 сформированы необходимые правовые условия, позволяющие осуществлять официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования на портале Минюста России с учетом ограничений на использование сетевых изданий, изложенных выше.

Официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов на портале Минюста России возможно на безвозмездной основе при соблюдении следующих условий:

территориальный орган Минюста России доводит до сведения органов местного самоуправления информацию о готовности осуществлять официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов на портале Минюста России посредством размещения соответствующего предложения на своей странице в сети «Интернет» (что будет возможно после соответствующей доработки портала Минюста России);

в устав муниципального образования включаются положения об использовании портала Минюста России для официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов, а также его доменные имена (http://pravo-minjust.ru, http://npaвo-минюст.рф), регистрационный номер и дата его регистрации в качестве сетевого издания (Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018);

в решении представительного органа (схода граждан) муниципального образования или в отдельном нормативном правовом акте, принятом представительным органом (сходом граждан) муниципального образования, которыми оформляются изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, содержится положение о его направлении в территориальный орган Минюста России для государственной регистрации и

официального опубликования (обнародования) на портале Минюста России.

При выполнении вышеуказанных условий зарегистрированный устав муниципального образования или муниципальный правовой акт о внесении в него изменений, на котором проставлен специальный штамп о его государственной регистрации, подлежит переводу в pdf-формат и прикреплению к карточке НПА государственного реестра уставов муниципальных образований в электронном виде (устав муниципального образования или муниципальный правовой акт о внесении в  него изменений в pdf-формате будет появляться на портале Минюста России, как правило, не позднее 2-х рабочих дней после включения в государственный реестр уставов муниципальных образований в электронном виде).

В государственный реестр уставов муниципальных образований в этом случае включаются сведения об официальном опубликовании (обнародовании) устава муниципального образования, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на портале Минюста России.

 

2.     Указы Президента Российской Федерации

 

1.                Указ Президента РФ от 14.06.2018 № 334 «О мерах по оптимизации структуры Администрации Президента Российской Федерации».

Президент РФ оптимизировал структуру своей Администрации.

В частности:

- на Управление по внутренней политике возложена подготовка, обобщение и представление предложений по вопросам определения приоритетных направлений политики в области развития местного самоуправления;

- на Экспертное управление возложено обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам применения цифровых технологий и технологического развития;

- на Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ возложена организация и обеспечение взаимодействия Президента РФ с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов;

- на Управление по общественным проектам возложено информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом РФ полномочий по определению основных направлений молодежной политики и политики в области патриотического воспитания.

Кроме того, Управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии преобразовано в Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи. На него возложено обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам государственной политики в области развития цифровой инфраструктуры, а также по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий.

 

2.                Указ Президента РФ от 14.06.2018 № 335 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Расширены полномочия Администрации Президента РФ.

Установлено, в частности, что Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет, в том числе:

- организацию подготовки поправок к законопроектам принятым Госдумой;

- содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;

- подготовку предложений Президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;

- содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Кроме того, предусмотрена новая должность помощника Президента РФ - начальника Референтуры Президента РФ.

 

3.     Постановления Правительства Российской Федерации

 

1.                Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 № 632 «О внесении изменений в Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

Уточнен состав информации о контрактах, заключенных заказчиками, включаемой в реестр контрактов.

Постановлением, в частности:

уточняется, что в реестр контрактов, заключенных заказчиками, включается копия заключенного контракта, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика и копия документа о согласовании контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

с 3 до 5 рабочих дней увеличивается срок для направления заказчиком информации для включения в реестр контрактов;

устанавливается, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация и документы, включаемые в реестр контрактов, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок не размещаются.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

 

2.                Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 № 638 «Об утверждении Правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Утверждены правила сбора информации о качестве условий оказания услуг организациями социальной сферы в целях проведения их независимой оценки.

Сбор и обобщение такой информации осуществляются организациями-операторами, с которыми в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок заключены соответствующие госконтракты, по каждой организации социальной сферы, в отношении которой проводится независимая оценка качества в текущем году.

Источниками информации о качестве являются:

- сайты организаций социальной сферы, информационные стенды в помещениях указанных организаций;

- сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях;

- результаты изучения условий оказания услуг организациями социальной сферы, включающие наличие дистанционных способов обратной связи с получателями услуг; обеспечение комфортных условий предоставления услуг; обеспечение их доступности для инвалидов;

- мнение получателей услуг (анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, интернет-опрос, в том числе на сайте организации социальной сферы и т.п.).

Методика выявления и обобщения мнения граждан, включая требования к формированию выборочной совокупности респондентов, утверждается Минтрудом России.

Оператором представляется отчет о выполненных работах по сбору и обобщению информации о качестве в органы государственной власти, с которыми заключен госконтракт, который должен содержать, в том числе:

- перечень организаций в отношении которых проводились сбор и обобщение информации;

- результаты обобщения информации, размещенной на сайтах организаций и информационных стендах в помещениях указанных организаций;

- результаты удовлетворенности граждан качеством условий оказания услуг, в том числе объем и параметры выборочной совокупности респондентов;

- значения по каждому показателю, характеризующему общие критерии оценки качества (в баллах), рассчитанные в соответствии с порядком, утвержденным Минтрудом России;

- основные выявленные недостатки в работе организаций;

- выводы и предложения по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы.

 

3.                Постановление Правительства РФ от 13.06.2018 № 676 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов».

Обновлен порядок разработки и утверждения административных регламентов.

Установлено, что регламент разрабатывается, как правило, после включения соответствующей функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в перечень государственных услуг и функций по осуществлению государственного контроля (надзора). Проект регламента и пояснительная записка к нему размещаются на сайте regulation.gov.ru.

Определено, что указанный перечень является классификатором для государственных услуг и государственных функций, включенных в "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)". Ведение перечня осуществляется Минэкономразвития России. Порядок его ведения должен быть утвержден Минэкономразвития России в девятимесячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления

В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа государственного контроля (надзора), предусмотрено утверждение таким органом отдельного нормативного правового акта, предусматривающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой указанного порядка подлежит утверждению регламент по осуществлению соответствующего полномочия.

Уточнены также требования к содержанию отдельных разделов административных регламентов.

Кроме того, обновлены правила проведения экспертизы проектов административных регламентов.

 

4.                Распоряжение Правительства Российской Федерации

 

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2018 №1158-р «О передаче федеральным государственным учреждениям образования и науки прав по размещению на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документов, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Утвержден перечень федеральных государственных учреждений образования и науки, которым переданы права по размещению документов на сайте информации о государственных и муниципальных учреждениях.

В перечень включены МГУ и СПбГУ, РАНХиГС, НИУ-ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, а также Курчатовский институт, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ.

Согласно закону о некоммерческих организациях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях подлежат размещению следующие документы государственного (муниципального) учреждения:

- учредительные документы, в том числе внесенные в них изменения;

- свидетельство о государственной регистрации;

- решение учредителя о создании, о назначении руководителя;

- положения о филиалах, представительствах;

- план финансово-хозяйственной деятельности;

- годовая бухгалтерская отчетность;

- сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах;

- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

- отчет о результатах деятельности.

Кроме того, размещается бюджетная смета казенного учреждения и решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов его наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

 

5.                Иные акты

 

1.                Письмо Минобрнауки России от 25.04.2018 № ТС-1143/08 «О подготовке к новому учебному году».

Минобрнауки России утверждены методические рекомендации по оценке готовности образовательных организаций к началу учебного года.

Определено, что в ходе подготовки организации к учебному году руководители региональных органов власти и органов местного самоуправления в сфере образования организуют и проводят объективную оценку готовности организаций к началу учебного года с обоснованием дальнейшего принятия решения о функционировании или приостановлении их деятельности, а также докладывают о результатах оценки готовности организаций по подчиненности.

Подготовка организаций к началу учебного года проводится в соответствии с планом субъекта РФ. Для организации и проведения оценки по решению руководителей региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере образования создаются специальные комиссии. Работа комиссий включает в себя в том числе:

- анализ результатов оценки готовности организаций и устранения нарушений, выявленных в ходе ее проведения к предыдущему учебному году;

- проверку состояния антитеррористической и противокриминальной защищенности образовательных организаций, в том числе наличие и вид охраны, оснащенность инженерно-техническими средствами охраны;

- проверку обеспечения доступности зданий и сооружений образовательных организаций для инвалидов и других маломобильных групп населения;

- проверку вопросов организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния;

- укомплектование рабочих мест обязательной документацией; укомплектование рабочих мест средствами индивидуальной защиты, пожаротушения и инструментом;

- проверку вопросов организации мероприятий в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- работоспособность и обеспечение обслуживания систем автоматической противопожарной защиты;

- наличие и исправность первичных средств пожаротушения, состояние путей эвакуации и эвакуационных выходов;

- размещение наглядной агитации по вопросам соблюдения мер безопасности и умения действовать на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

В приложении к рекомендациям приведены формы документов, используемых в процессе осуществления оценки.

 

2.                Письмо ФНС России от 31.05.2018 № АС-4-5/10492 «О направлении разъяснения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Минфином России даны рекомендации, касающиеся размера обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная (максимальная) цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей.

Указывается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439, вступающим в силу с 1 июля 2018 года, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при превышении значения начальной (максимальной) цены контракта 1 млн. рублей. При этом размер такого обеспечения положениями Закона о контрактной системе не определен.

При этом отмечено, что обеспечение заявки является механизмом финансовой ответственности участника закупки с целью ограничения участия в закупке недобросовестных участников, а также защиты законных интересов заказчиков по недопущению признания закупки несостоявшейся в связи с отказом победителя от заключения контракта.

С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Закона о контрактной системе, в соответствии с которой устанавливается размер начальной (максимальной) цены контракта - 5 млн. рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявки. При этом размер обеспечения заявки является дифференцированным и определяется исходя из размера начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, по мнению Минфина России, с 1 июля 2018 года следует устанавливать размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, начальная максимальная цена контракта в которых составляет от 1 до 5 млн. рублей, по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 5 до 20 млн. рублей.

 

3.                Письмо ФАС России от 04.06.2018 №АК/40664/18 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе».

 

Привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается, только если платежные документы начали распространяться после 3 июня 2018 года.

Указывается, что с 3 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе», согласно которому не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Указанный запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

При этом, согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах, дата начала распространения таких документов).

Таким образом, привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается, только если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Федеральный закон «О рекламе», то есть с 3 июня 2018 года.

 

4.                «Перечень востребованных социально-значимых региональных и муниципальных услуг».

(приложение N 11 к протоколу заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 06.02.2018 N 56пр).

Органам власти рекомендовано утвердить порядок работы сотрудников с информационными системами, с использованием которых происходит обработка запросов на получение госуслуг.

Указанный порядок работы должен соответствовать, в частности, следующим требованиям:

- сотрудники должны использовать программно-технические средства, обеспечивающие автоматизацию выполнения ими необходимых действий (ведомственную информационную систему);

- каждой услуге должен соответствовать свой технологический процесс в ведомственной информационной системе, состоящий из этапов, соответствующих процедурам при предоставлении услуги;

- в отношении каждой процедуры предоставления услуги определяются ответственные сотрудники, несущие ответственность за актуальность и достоверность сведений, внесенных ими в систему;

- в системе должны фиксироваться все совершенные в отношении принятого заявления действия и все принятые при предоставлении услуги решения, а также храниться соответствующие сведения и электронные копии документов (срок - не менее 10 лет);

- для каждого этапа предоставления услуги устанавливаются соответствующие сроки, мониторинг исполнения которых должен быть предусмотрен в ведомственной информационной системе.

Кроме того, утвержден перечень из 28 востребованных социально-значимых региональных и муниципальных услуг, в числе которых:

- выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию;

- предоставление социальных пособий малоимущим гражданам;

- прием заявок на прием к врачу;

- государственная регистрация актов гражданского состояния;

- предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости;

- зачисление детей в детские сады и др.

 

5.                Разъяснение ФАС России от 30.05.2018 № 14 «О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах».

(утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.05.2018 N 7)

ФАС России разъяснил, в каких случаях соглашения участников торгов нарушают требования антимонопольного законодательства.

Разъясняется, в частности, что квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах. При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями.

При рассмотрении вопроса о наступлении или возможности наступления негативных последствий в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах и причинно-следственной связи между соглашением и такими последствиями необходимо также учитывать особенности заключения договоров (приобретения прав и обязанностей) при проведении торгов. Выделяются две системы правового регулирования организации торгов, предусмотренные действующим российским законодательством, в зависимости от возникновения или отсутствия возникновения обязательности заключения договора (контракта) по результатам несостоявшихся торгов:

- первая, когда признание торгов несостоявшимися является, вместе с тем, основанием для заключения договора (контракта) с единственным участником, подавшим заявку на участие в торгах и соответствующим всем требованиям торгов;

- вторая, когда признание торгов несостоявшимися не влечет для такого участника возникновения права на заключение договора по результатам несостоявшихся торгов.

В случаях, когда регламентированная законодательством процедура проведения торгов предусматривает признание их несостоявшимися при наличии лишь одного участника и не создает оснований для заключения договора с единственным участником, соглашения двух хозяйствующих субъектов о совместном (согласованном) участии в таких торгах не могут быть квалифицированы в качестве нарушения Закона о защите конкуренции только лишь на том основании, что один из участников осуществляет пассивное поведение при проведении торгов или такое пассивное поведение является предметом их договоренности.

Прямым следствием такого соглашения в отсутствие иных доказательств его заключения для целей повышения, снижения или поддержания цен (например, последующий раздел предмета торгов между участниками) является признание торгов состоявшимися и заключение договора, что отвечает правомерным целям и интересам заказчиков (организаторов) торгов и заинтересованного участника и не может противоречить требованиям Закона о защите конкуренции.

При этом при наличии иных обстоятельств не исключается рассмотрение подобных действий по признакам иных антиконкурентных соглашений между участниками торгов, либо между участниками и заказчиком (организатором) торгов.

В тех же случаях, когда по результатам несостоявшихся торгов единственный участник в связи с наличием соответствующих положений законодательства приобретает право заключения договора (контракта) или когда в торгах принимают участие иные невзаимосвязанные участники, такое обоснование соглашения как исключительно обеспечение признания торгов состоявшимися для заключения договора не может соответствовать действительности и не должно приниматься.

 

Обзор законодательства Ульяновской области

 

1.                Постановление Правительства Ульяновской области от 08.06.2018 № 249-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 05.10.2016 № 464-П».

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 05.10.2016 № 464-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на реализацию мероприятий по содействию созданию в Ульяновской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы «Развитие общего образования детей в Ульяновской области» государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2020 годы».

2.                Постановление Правительства Ульяновской области от 08.06.2018 № 254-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 17.11.2010 № 396-П».

1. Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 17.11.2010 № 396-П «Об утверждении Порядка расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних животных» следующие изменения:

1) в заголовке слова «в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних» заменить словами «по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных»;

2) в преамбуле слова «в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних» заменить словами «по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных»;

3) в пункте 1 слова «в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних» заменить словами «по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных»;

4) в Порядке расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях финансового обеспечения осуществления государственных полномочий Ульяновской области в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних животных:

а) в наименовании слова «в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних» заменить словами «по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных»;

б) в пункте 1 слова «в сфере организации отлова и содержания безнадзорных домашних» заменить словами «по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных»;

в) в пункте 2:

в первом предложении слова «, предусмотренных на указанные цели Агентству» заменить словами «на предоставление субвенций, доведённых
до Агентства как получателя средств областного бюджета Ульяновской области»;

во втором предложении слово «домашних» исключить;

г) в пункте 3 слова «по администрированию доходов в местный бюджет» заменить словами «связанных с администрированием доходов местных бюджетов»;

д) подпункт 5.4 пункта 5 изложить в следующей редакции:

«54. Не использованные в текущем финансовом году остатки субвенций подлежат возврату в доход областного бюджета Ульяновской области в установленном законодательством порядке»;

е) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Агентство обеспечивает соблюдение получателями субвенций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении».

 

3. Постановление Правительства Ульяновской области от 14.06.2018 № 269-П «Об утверждении Положения о порядке информирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Постановление Правительства Ульяновской области от 14.06.2018 № 270-П «Об утверждении Положения о порядке информирования собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, об исполнении органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на дату приватизации первого жилого помещения в указанных многоквартирных домах выступать соответственно от имени Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования Ульяновской области в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, являвшимися наймодателем, обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах и о положениях части 4 статьи 1901 Жилищного кодекса Российской Федерации».

 

4.                Постановление Правительства Ульяновской области от 15.06.2018 № 272-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 27.04.2018 № 182-П».

Внести в распределение субсидий, предоставляемых в 2018 году из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с организацией комплексного благоустройства территорий общего пользования, утверждённое постановлением Правительства Ульяновской области от 27.04.2018 № 182-П «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2018 году из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с организацией комплексного благоустройства территорий общего пользования», изменение, изложив его в следующей редакции:

 

№ п/п

Наименование поселения
(городского округа) Ульяновской области

Объём субсидий,

тыс. рублей

 

1.

Базарносызганское городское поселение муниципального образования «Базарносызганский район»

1500

 

2.

Вешкаймское городское поселение муниципального образования «Вешкаймский район»

2500

 

3.

Карсунское городское поселение муниципального образования «Карсунский район»

3000

 

4.

Кузоватовское городское поселение муниципального образования «Кузоватовский район»

2500

 

5.

Майнское городское поселение муниципального образования «Майнский район»

1500

 

6.

Новомайнское городское поселение муниципального образования «Мелекесский район»

2500

 

7.

Мулловское городское поселение муниципального образования «Мелекесский район»

2400

 

8.

Николаевское городское поселение муниципального образования «Николаевский район»

2000

 

9.

Новомалыклинское сельское поселение муниципального образования «Новомалыклинский район»

2500

 

10.

Новоспасское городское поселение муниципального образования «Новоспасский район»

2000

 

11.

Павловское городское поселение муниципального образования «Павловский район»

2500

 

12.

Радищевское городское поселение муниципального образования «Радищевский район»

1500

 

13.

Старокулаткинское городское поселение муниципального образования «Старокулаткинский район»

3000

 

14.

Старомайнское городское поселение муниципального образования «Старомайнский район»

3000

 

15.

Сурское городское поселение муниципального образования «Сурский район»

2000

 

16.

Тереньгульское городское поселение муниципального образования «Тереньгульский район»

4400

 

17.

Подкуровское сельское поселение муниципального образования «Тереньгульский район»

4200

 

18.

Ишеевское городское поселение муниципального образования «Ульяновский район»

3000

 

19.

Большенагаткинское сельское поселение муниципального образования «Цильнинский район»

1500

 

20.

Октябрьское сельское поселение муниципального образования «Чердаклинский район»

2500

 

21.

Муниципальное образование «город Ульяновск»

25000

 

ИТОГО

75000

».

 

Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 06.06.2018 по 20.06.2018 в части, касающейся реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения» (в формате .doc, 290 Кб)