Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об актах прокурорского реагирования, вынесенных на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 18.04.2018 по 01.05.2018».

10.05.2018

 

За период с 18 апреля по 01 мая 2018 года вынесено 16 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 

- «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципального образования в весенний период 2018 года» - в соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1.6 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального‚ межмуниципального и местного значения Ульяновской области, утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 22.03.2012 № 129-П (далее - Порядок), актом о введении ограничения устанавливаются‚ помимо прочего, автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых введены меры по осуществлению временных ограничений.

Вместо того, чтобы утвердить перечень автомобильных дорог, на которых вводятся временные ограничения движения, в постановлении сделана ссылка на дороги «местного значения».

Более того, постановлением установлен перечень видов перевозок, а также транспортных средств, на которые не распространяется введённое ограничение. Между тем указанный перечень противоречит положениям 4.5 Порядка.

 

- «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования» - Муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, противоречит Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации – от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а также Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов, изложенным в письме Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.11.2003 №вн2-18/490.

Программа разработана и применяется без учёта требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 (далее - Требования) во исполнение требований ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».

В частности, Программой не предусмотрены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), которые предусмотрены Приложением № 2 Требований (мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; мероприятия по организации порядка управления (эксплуатации) бесхозяйными объектами недвижимого Имущества‚ используемыми для передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления таких объектов и др.).

 Одновременно, анализируемая Программа также требует приведения в соответствие с положениями ст. 190.1 Жилищного кодека РФ.

- «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальным имуществом муниципального и муниципального образования  на период 2018-2023 годы» - вопреки требованиям ст.32 БК РФ п.п.1.7‚ 1.9 Приложения №2, утверждённого постановлением администрации муниципального образования, предусмотрено проведение «затратных мероприятий» при отсутствии финансирования, в частности Постановлением на 2018-2023 годы предусмотрено приобретение электронно-цифровой подписи для муниципального образования, а также оплата кредиторской a задолженности из бюджетов муниципального образования и МО.

- «Об утверждении Устава Муниципального общеобразовательного образовательного учреждения» - вопреки требованиям ст.ст.54‚ 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7.2 Устава, являющимся неотъемлемой частью постановления администрации муниципального образования, предусмотрено право использования образовательной организацией доходов от платных услуг не только на достижение уставных целей. В нарушение требований ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» п.4.8.5 Устава, являющегося неотъемлемой частью постановления администрации муниципального образования, к исключительной компетенции Совета школы, состоящего из обучающихся, их родителей и педагогических работников, отнесено принятие решения о передаче в аренду имущества образовательной организации и земельных участков. В нарушение требований ст.27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» п.7.17 Устава не регламентировано одобрение учредителем сделки в случае возникновения конфликта интересов.

Кроме того, в нарушение требований ст.27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-Ф3 «О некоммерческих организациях» п.7.17 Устава не регламентировано одобрение учредителем сделки в случае возникновения конфликта интересов.

- «О порядке подачи уведомления муниципальными служащими администрации муниципального образования о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» - в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения подлежит направлению лицом, на котором такая обязанность возложена, как только ему станет об этом известно. Между тем Порядком подачи уведомления, утверждённого постановлением администрации муниципального образования, срок подачи соответствующего уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения не предусмотрен, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора связанного с неполнотой административных процедур ( п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы).

- «Об утверждении Положения о порядке разрешения главой администрации муниципального образования муниципальному служащему на участие в управлении некоммерческими организациями на безвозмездной основе в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиальных органов управления» - согласно пункту 8 Положения глава администрации в течение трёх рабочих дней рассматривает соответствующее заявление муниципального служащего и принимает решение о согласовании или об отказе в его согласовании путём проставления резолюции.При этом критерии принятия главой администрации указанного решения не установлены, что в соответствии с п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, является одним из коррупциогенных факторов (широте дискреционных полномочий).

B соответствии с пунктом 10 Положения, утверждённого постановлением администрации муниципального образования, копия заявления с резолюцией представителя нанимателя в течение трёх рабочих дней следующих за днём его поступления в администрацию выдаётся муниципальному служащему.

Данная норма не согласуется с пунктами 6, 7, 8, 9 Положения, в соответствии с которыми копию указанного заявления муниципальный служащий может получить только через 4 рабочих дня после его поступления в администрацию.

Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок получения вышеназванного разрешения устанавливается для случаев участия в управлении отдельными некоммерческими организациями в то время как Положение предполагает получение разрешения на участие в управлении любыми некоммерческими организациями.

- «О создании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных жилых домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории муниципального образования» - приложением № 1 к постановлению администрации муниципального образования утверждено положение о региональной межведомственной и муниципальной комиссиях по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды (далее Положение).

Однако согласно ст. 13, 15 Жилищного кодекса РФ‚ п. 6 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее - Правила), органы местного самоуправления наделены полномочиями только по созданию муниципальных комиссий.

П. 3.1. Положения в нарушение п. 6 Правил регламентируется деятельность региональной комиссии. В нарушение п.п. «в» п. 9 Правил в состав комиссии не включены представители общественных объединений инвалидов, более того без согласования, включен представитель реорганизованного органа.

Таким образом, постановление вынесено с нарушениями закона, а потому подлежит изменению.

- «Об утверждении Устава муниципального образования» - до настоящего времени Устав не предоставляет органам местного самоуправления права, предусмотренные п. 16 ч. 1 ст. 14.1 Закона, а также полномочия, предусмотренные п. 4.4. ч. 1 ст. 17 Закона. П. 6 ч. 1 ст. 9 Устава противоречит п. 6 ст. 1.7 Закона.

Согласно ч. 2 ст. 9 Устава администрация поселения вправе на основании решения Совета депутатов поселения привлекать граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ, предусмотренных п. 7.1-9 ст. 6 Устава. В то время. как п.п. 7.1, 7.2, 8 ст. 8 Устава утратили силу.

Часть 3 ст. 11 Устава не предусматривает требования о подписании в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайства всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа. Часть 3 ст. 11 Устава не предусматривает требования о подписании в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайства всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума, чем нарушены требования ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В нарушение ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ч. 4 ст. 11. Устава не приведены основания для отказа в регистрации инициативной группы.

B нарушение ст. 26 Закона администрация поселения освобождена от обязанности по обязательному рассмотрению проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан в течение трёх месяцев со дня его внесения.

В нарушение п. 2.1 ст. 28 Закона ст. 16 Устава не предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту стратегии социально-экономического развития муниципального образования. При этом до настоящего времени требуется проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.

В ст. 16 Устава имеется ссылка на «настоящий Федеральный закон».

Часть 4 ст. 16 Устава в нарушение ч. 4 ст. 28 Закона распространяет своё действие на все виды публичных слушаний, проводимых в муниципальном образовании.

Согласно ст. 23 Устава в структуру органов местного самоуправления входит контрольно-счётный орган - контрольно-счётная комиссия.

Однако согласно ст.ст. 24, 49.1 Устава Совет депутатов формирует Контрольно-ревизионную комиссию - орган, контролирующий вопросы формирования бюджета.

B нарушение ст. 35 Закона Совету депутатов не предоставлено право на установление местных сборов, а также на утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Аналогичное нарушение допущено в абз. 2 ст. 34 Устава.

Несмотря на отмену с 01.01.2018 года полномочий по утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам и тарифам для потребителей, соответствующие изменения в ст. 25 Устава не внесены.

В п. 10, 11, 12, 13 ч. 2 ст. 25 Устава необоснованно расширены полномочия представительного органа по установлению платы на ремонт жилого помещения, а также платы за пользования жилыми помещениями независимо от форм собственности, установлению нормативов потребления коммунальных услуг, что противоречит требованиям ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

Основания досрочного прекращения полномочий представительного органа, установленные ч. 1 ст. 27 Устава, противоречат ст. 35 Закона. В нарушение ст. 43 Закона Совету депутатов ст. 34 Устава предоставлено право на издание постановлений и распоряжений.

В нарушение требований ст. 14 Закона статьей 34 Устава администрации предоставлено полномочие по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, а также осуществлению лесного контроля, определение метода регулирования тарифов.

В соответствии со ст. 38 Закона в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Ст. 34.1 Устава Совет депутатов наделён правами по созданию контрольно- счётного органа, однако решение о его создании, которое может быть принято лишь в уставе, не принято.

Статьей 36 Устава в систему правовых актов включены акты представительного органа, однако какие именно акты правомочен издавать Совет депутатов не определено.

Установленные ст. 40 Устава определения конфликта интересов и личной заинтересованности противоречат ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Установленные п. 3, 5 ч. 3 ст. 40 Устава запреты в связи с прохождением муниципальной службы противоречат запретам, указанным ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Кроме того, основные права муниципального служащего, установленные ч. 4 ст. 40 Устава противоречат ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

В нарушение ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ ст. 40 Устава не установлен запрет на прохождение муниципальной службы в случаях: представления сведений, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ; признания муниципального служащего не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Частью 6 статьи 41 Устава муниципального образования в нарушение ст. 21 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальным служащим предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 календарных дней, вместо 10.

Положения о составлении бюджета поселения, перспективного плана поселения, содержания бюджета и необходимых документах к нему, исполнение бюджета по доходам и расходам, установленные ст. 49 Устава противоречат главе 20 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 52.1 Устава не предусмотрено установленное п. 5 ч. 4 ст. 74.1 Закона основание для удаления главы поселения в отставку.

В нарушение ст. 36 Закона ст. 35 Устава избирательной комиссии предоставлено право на проведение выборов главы муниципального образования.