Обзор актов прокурорского реагирования внесенных на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области, за период с 12 декабря по 25 декабря 2018 года

- На постановление администрации «О комиссии по противодействию экстремизму и терроризму на территории муниципального образования». Постановлением главы администрации муниципального образования  создана комиссия по противодействию терроризма на территории муниципального образования  (далее - Комиссия).

Федеральным законом от 18.04.2018 № 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» (вступил в законную силу 18.07.2018) органы власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений наделены рядом полномочий в данной сфере.

В частности, на председателя Антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации возложены полномочия по формированию антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях.

В целях реализации названных положений антитеррористического законодательства председателем Антитеррористической комиссии Ульяновской области (Губернатором Ульяновской области) 23.08.2018 принято решение о формировании Комиссий в муниципальных образованиях Ульяновской области, которым утверждены положение о Комиссии в муниципальном образовании, регламент Комиссии и их состав по должностям.

Издание данных документов имеет прямое действие и не предполагает утверждения в муниципальных образованиях аналогичных документов. Ранее принятые муниципальные правовые акты о создании таких Комиссий (АТК), утверждении соответствующих положения, регламента и состава должны быть признаны утратившими силу.

Таким образом, на сегодняшний день указанное выше постановление фактически является недействующим, однако его действие правовым актом органа местного самоуправления не отменено.

При таких обстоятельствах полнота антитеррористических мер на территории муниципального образования не обеспечена. 

- на постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Охрана земель на территории муниципального образования  на 2018-2020 годы». B частности, согласно пункту 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом указано на недопустимость установления расходных обязательств без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Согласно приложению №1 к данной программе в «Объёмы и источники финансирования программы» всего заложено 20 тысяч рублей на её реализацию, однако на реализацию мероприятий 2018 года средства не предусмотрены вовсе, тогда как по условиям программы она утверждена и реализуется на территории муниципального образования с 2018 по 2020 годы.

Кроме того, в приложении к таблице №2 к этой программе в качестве объёмов финансирования на выполнение мероприятий № 4-6 из общего объёма заложенных ресурсов, средства на их реализацию не заложены вообще.

При этом, несмотря на необходимость реализации мероприятий № 1-3 уже в 2018 году, средства бюджета не заложены.

Таким образом, органом местного самоуправления приняты обязательства по выполнению реализации муниципальной программы без финансового обеспечения ее мероприятий, что противоречит требованиям закона. 

- на  постановление администрации «Об антитеррористической комиссии». Установлено, что постановлением администрации утверждены антитеррористическая комиссия и положение об антитеррористической комиссии.

Федеральным законом от 18.04.2018 № 82-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 5.1 Федерального закона «О противодействии терроризму» (вступил в законную силу 18.07.2018) органы власти субъекта Российской Федерации в целях обеспечения координации деятельности по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений наделены рядом полномочий в данной сфере.

В частности, на Председателя Антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации возложены полномочия по формированию антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях.

В целях реализации названных положений антитеррористического законодательства председателем Антитеррористической комиссии Ульяновской области (Губернатором Ульяновской области) 23.08.2018 принято решение о формировании Комиссий в муниципальных образованиях Ульяновской области, которым утверждены положение о Комиссии в муниципальном образовании, регламент Комиссии и их состав по должностям.

Издание данных документов имеет прямое действие и не предполагает утверждения в муниципальных образованиях аналогичных документов. Ранее принятые муниципальные правовые акты о создании таких Комиссий (АТК),  утверждении соответствующих положения, регламента и состава должны быть признаны утратившими силу.

Таким образом, на сегодняшний день вышеуказанное постановление фактически является недействующим, его действие другим актом не отменено.

При таких обстоятельствах полнота антитеррористических мер на территории муниципального образования не обеспечена, что в дальнейшем терпимым быть не может. 

- на постановление администрации «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение мер пожарной безопасности на 2019-2023 годы». Указанное постановление не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статьи 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 4 Постановления предусмотрено проведения «затратных мероприятий» без необходимого их финансирования. 

- на постановление администрации «Об утверждении муниципальной программы «Противодействие коррупции на 2019-2023 годы». Указанное постановление не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации пунктом 5.6. Постановления не установлены ответственные лица за проведение отдельных мероприятий Программы. 

- на постановление администрации «Об утверждении муниципальной программы «Проведение праздничных и культурно-массовых мероприятий на 2019-2023 годы». Указанное постановление не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением нарушен принцип сбалансированности Программных мероприятий, в частности, согласно паспорту Программы на реализацию мероприятий на 2021 год предусмотрено финансирование в размере 35 тысяч рублей.

Вместе с тем сумма всех расходных обязательств при реализации программных мероприятий на 2021 год составляет 30 тысяч рублей. 

- на постановление администрации «Об утверждении муниципальной программы «Развитие муниципальной службы на 2019-2023 годы». Указанное постановление не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, в нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что реализация Программы рассчитана до 2023 года, оценка её эффективности рассчитана только до 2022 года. 

- на постановление администрации «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и стабилизации обстановки с пожарами а осенне-зимний пожароопасный сезон 2018-2019 годов». Указанное постановление не соответствует действующемузаконодательству по следующим основаниям.

Так, в соответствии с частью1 статьи34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Анализ норм указанного Федерального закона свидетельствует о том, что должностные лица образовательных организаций и добровольной пожарной охраны не подотчетны администрации, поэтому администрация муниципального образованияне вправе назначать указанных лиц ответственными за выполнение каких-либо мероприятий без согласования с ними. 

- на постановление администрации «Об утверждении Порядка предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам субсидий в целях возмещения части недополученных доходов в связи с оказанием населению банных услуг». В силу части 5, 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ при предоставлении субсидий обязательным условием, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является согласие получателей субсидий на осуществление главным распорядителем бюджетных средств проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты.

Между тем Порядок указанных требований не содержит.