Тезисы выступления Шашиной О.А. по теме «Судебная практика по решению вопросов местного значения»

 

Работа ведется по 2 основным распоряжениям:

1) Во исполнение распоряжения Губернатора Ульяновской области  от 01.09.2010 № 344-р «Об утверждении Порядка оказания содействия государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области юридическим службам органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вопросам судебной практики» (далее - Распоряжение № 344-р) департаментом судебной практики проводится работа по оказанию содействия юридическим службам органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по вопросам судебной практики по таким категориям споров:

- дела, связанные с защитой права собственности муниципального образования;

- дела, связанные с возложением субсидиарной ответственности на муниципальное образование по долгам учреждений и предприятий;

-дела по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов муниципального образования;

- дела по искам (заявлениям) прокуратуры;

- дела по искам (заявлениям) органов, осуществляющих государственный контроль (надзор).

Следует обратить внимание, что муниципальные образования систематически представляют информацию о судебных делах и актах прокурорского реагирования в государственно-правовое управление. За 2017 год претензий по срокам представления нет. Муниципальному образованию город Димитровград, муниципальному образованию город Новоульяновск рекомендуем представить подробную информацию об имеющихся на данный момент судебных делах и актах прокурорского реагирования, ввиду отсутствия информации в 2018 году.

2) Во исполнение распоряжением Губернатора Ульяновской области от 22.04.2017 № 323-р «О некоторых мерах по повышению ответственности юридических служб в сфере судебной защиты прав и интересов организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области» муниципальными образованиями предоставляется систематически. На основании проведённого мониторинга достоверности представляемой информации Николаевского района, Вешкаймского района, Чердаклинского района Ульяновской области нарушений не выявлено. Все юридические службы еще раз убедительно просим держать вопрос на контроле и представлять достоверную информацию.

В срок до 07.02.2018 просим вас представить в государственно-правовое управление сводную информацию за 2017 год по имеющейся форме. Отобразить динамику в сравнении с 2016 годом. Представить проблемные вопросы по судебной практике по категориям дел, указанных в Распоряжении № 344-р.

Судебные решения:

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации  от 22.01.2018 № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой»

Конституционный Суд Российской Федерации признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу:

предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним;

само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, отметил следующее. Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378), в частности дети-инвалиды, нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество.       В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.

Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы Конституции Российской Федерации.