Выступление заместителя исполнительного директора Ассоциации муниципальных образований Ульяновской области, Бирюковой Светланы Львовны «О некоторых вопросах реализации органами местного самоуправления законодательства в сфере организации работы с животными без владельцев»

 

 

«Бездомные животные являются неотъемлемой частью экосистемы городов»

Президент России В.В.Путин

 

            01.01.2020 вступил в силу в полном объёме Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Тем не менее, до настоящего времени реализация его положений вызывает существенные трудности у органов местного самоуправления. Связано это во многом с тем, что полномочия в области обращения с бездомными животными являются не вопросом местного значения, а переданными государственными полномочиями, что подразумевает объективную потребность в методической помощи и разъяснений сути и порядка
их исполнения.

            Реализуя государственные полномочия Ульяновской области по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев органам местного самоуправления, необходимо прежде всего исходить из  фундаментального принципа Закона № 498-ФЗ - защиты животных от жестокого обращения (ст. 4, 11 ФЗ 498).

            В помощь муниципальным образованиям Ассоциация «Совет муниципальных образований Ульяновской области» в сотрудничестве с Ассоциацией «Благополучие животных» разработала модельное техническое задание на закупку услуг по отлову и содержанию животных без владельцев, которое направлено в муниципальные образования Ульяновской области и рекомендовано к практическому использованию органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

            Ассоциация «Благополучие животных» является соавтором ГОСТ Р 58784-2019 «Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования».

            Напомним, что закупочная документация, размещаемая заказчиками при объявлении закупок на отлов и содержание животных без владельца, должна предусматривать проведение в отношении всех подлежащих отлову животных полного комплекса мероприятий (услуг), а именно следующих:

- отлов животных без владельца,

- транспортировка животных без владельца в приют,

- первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животных без владельца, поступивших в приют,

- оказание неотложной ветеринарной помощи (в случае необходимости),

- регистрация и учет всех отловленных животных,

- содержание животных без владельца на карантине, под наблюдением специалиста в области ветеринарии, не менее 10 дней,

- лечение животных без владельца (умерщвление в целях регулирования численности животных не допускается, умерщвление осуществляется только в случае необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособного животного при наличии достоверно установленного специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного),

- обработка животных без владельца против экто- и эндопаразитов,

- ежедневное содержание животных, включающее кормление, предоставление постоянного доступа к питьевой воде, выгул, чистку и дезинфекцию вольеров и клеток, посуды для животных, подсобных помещений и инвентаря,

- вакцинация от бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных,

- стерилизация (кастрация),

- маркирование (мечение),

- послеоперационный уход,

- транспортировка и возврат на прежние места обитания не проявляющих агрессию,

вакцинированных и стерилизованных животных,

- содержание животных, возврат которых в среду обитания невозможен, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных,

- утилизация биологических отходов.

            Объектом закупки может выступать как полный комплекс мероприятий (услуг), предусмотренный в отношении животных без владельца, так и каждое отдельное мероприятие (услуга).

            В закупочной документации должны быть перечислены все федеральные и региональные нормативные правовые акты (соответствующего субъекта), а также ГОСТы, касающиеся обращения с животными без владельца.

            Описание объекта закупки должно быть сформулировано в строгом соответствии с действующим законодательством.

            Необходимо включить в текст Технического задания указание на отлов животных живыми и неповреждёнными, с незамедлительной транспортировкой всех животных в приюты для проведения комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством, в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ. Кроме того, необходимо включить в Техническое задание запрет на применение веществ, лекарственных средств, способов, технических приспособлений, приводящих к увечьям, травмам или гибели животных, в том числе на использование миорелаксантов периферического действия (курареподобных средств), в частности, Дитилина, Адилина, Адилина-супер, Листенона и других аналогов данных препаратов в ходе отлова животных без владельцев.

            В проектах контрактов (договоров) должна быть зафиксирована обязанность подрядчика (победителя закупочной процедуры) до начала оказания услуг предоставить заказчику документы, подтверждающие наличие у подрядчика материально-технической базы, необходимой и достаточной для оказания услуг в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к объектам ветеринарной деятельности.

            В частности, целесообразно затребовать:

- заключение о соответствии приюта требованиям законодательства, которые предъявляются к объектам ветеринарной деятельности;

- выписку из ЕГРН о регистрации права собственности на земельный участок, на котором располагается приют или договор аренды на такой земельный участок или иной договор, подтверждающий правомочность размещения приюта на данном земельном участке;

- договор с ветеринарной клиникой (клиниками), в случае, если подрядчик планирует оказание ветеринарных услуг на базе клиники (клиник),

- трудовой или иной договор со специалистом (специалистами) в области ветеринарии, в случае, если подрядчик планирует оказывать ветеринарные услуги
на базе приюта силами специалиста (специалистов) в области ветеринарии.

            Запрещается объявление следующих закупок:

            - в объекте закупки и/или закупочной документации которых содержится указание на отлов животных без владельца, при этом отсутствует указание
на незамедлительную транспортировку животных без владельца в приют для осуществления в их отношении полного комплекса мероприятий (то есть, закупки на отлов «в никуда»), предусмотренного Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

            - в объекте закупки и/или закупочной документации которых содержится указание на отлов животных без владельца с целью их умерщвления (отстрела/ усыпления/ иммобилизации/эвтаназии/ утилизации/ удаления с территории муниципального образования и иные аналогичные по смыслу формулировки),

            - в объекте закупки и/или закупочной документации которых содержатся иные аналогичные по смыслу формулировки, сводящиеся к отлову животных без владельца с последующим умерщвлением,

            - в закупочной документации которых указано число животных (или процент от общего числа), которые должны быть умерщвлены (эвтанизированы, усыплены, утилизированы) по итогам проведения осмотра специалистом в области ветеринарии,

            - в закупочной документации которых предусмотрено проведение полного комплекса мероприятий только для части из общего числа отловленных животных,

            - в закупочной документации которых предусмотрено проведение в отношении всех отловленных животных только части из полного комплекса услуг, при этом не заключен контракт на все остальные мероприятия (услуги), входящие в полный комплекс услуг,

            - в закупочной документации которых отсутствует адрес фактического нахождения приюта, в который подрядчику необходимо будет транспортировать отловленных животных (в случае объявления закупки, объектом которой является на отлов и транспортировка животных без владельца),

            - в закупочной документации которых содержатся нечеткие формулировки, дающие возможности их двоякой трактовки,

            - в закупочной документации которых имеются указания, противоречащие друг другу (взаимоисключающие требования),

            - в закупочной документации которых не указан метод регулирования численности популяции животных или метод регулирования численности указан неоднозначно или указан метод регулирования, не соответствующий статьям 3, 16, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

            - в закупочной документации которых указаны основания для умерщвления (эвтаназии), не предусмотренные действующим агрессивность, повышенная невостребованность, истечение срока содержания, потенциальная угроза для государства и общества и другие.

            Заказчик несет ответственность за приемку оказанных подрядчиком услуг по качеству и объему. В случае ненадлежащего обращения с животными установленных законодательством требований к обращению с животными без владельца, не соблюдении метода регулирования численности популяции животных без владельца, закрепленного статьями 3, 16, 17, 18 Федерального закона
от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ, оказанные подрядчиком услуги должны быть признаны
не соответствующими требованиям качества и не подлежать оплате.

            В ходе реализации контракта (договора) и при приемке оказанных услуг Заказчику необходимо:

- Осуществлять регулярные выезды с целью контроля оказываемых подрядчиком услуг, в частности, на отловы животных без владельца, а также в приют, с составлением фото- и видео отчётов, а также Актов осмотра;

- Ежемесячно затребовать от подрядчика Акт оказанных услуг с указанием в нем каждой фактически оказанной в отношении животных без владельца услуги, а также числа животных, в отношении которых оказана каждая услуга;

- Осуществлять сплошную проверку всех отчетных документов, предоставленных подрядчиком, на предмет их полноты, непротиворечивости, наличия фотографий всех манипуляций с животными, состава оказанных услуг, а также соответствия применяемого подрядчиком метода регулирования численности популяции животных без владельца условиям контракта и статьям 3, 16, 17, 18 Федерального закона № 498-ФЗ.

            В ходе проведения приемки оказанных услуг Заказчик должен затребовать у подрядчика отчётные документы, подтверждающие фактическое оказание и надлежащее качество услуг, такие, как:

а) договор, заключённый с учреждением, входящим в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, либо с иным специалистом в области ветеринарии, ветеринарной клиникой, имеющей право на осуществление ветеринарной деятельности, на оказание услуг, предусмотренных заключённым контрактом;

б) акты оказанных услуг, счета, платёжные поручения, подтверждающие перечисление подрядчиком денежных средств за ветеринарные услуги по договору, заключённому с учреждением, входящим в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, либо с иным специалистом в области ветеринарии, ветеринарной клиникой, имеющей право на осуществление ветеринарной деятельности, на оказание услуг, предусмотренных заключённым контрактом;

в) перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств;

г) договоры, кассовые чеки, товарные накладные, подтверждающие приобретение подрядчиком медикаментов, расходных материалов, дезинфицирующих средств, кормов и других средств и материалов, необходимых для оказания услуг в объёме, предусмотренном заключённым контрактом.

            В случае отказа подрядчика предоставить Заказчику вышеперечисленные документы, подтверждающие фактическое оказание и надлежащее качество услуг, Заказчик вправе принять решение не принимать и не оплачивать данные услуги.

            Производить оплату оказанных подрядчиком услуг по цене единицы услуги необходимо исходя из объема фактически оказанных услуг, то есть
по цене каждого мероприятия, которые были фактически осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем цены контракта.

Заказчикам запрещается:

- принимать услуги по эвтаназии животных без владельца, если при их оказании подрядчиком применялись миорелаксанты периферического действия (курареподобные средства), такие как Адилин, Адилин-супер, Дитилин, Листенон и другие аналоги, без предварительного введения животного в глубокое бессознательное состояние с помощью снотворного или мощных анальгетиков и анестетиков,

- принимать услуги по массовому (поголовному) умерщвлению отловленных животных без владельца как надлежащим образом оказанные, а также оплачивать данные незаконные действия подрядчиков, поскольку массовое умерщвление животных не является методом регулирования их численности, противоречит статьям 3, 16, 17, 18 Федерального закона от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеет признаки жестокого обращения с животными, ответственность за которое предусмотрена статьёй 245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

23.07.2020 состоялось расширенное заседание рабочей группы Совета региональных, местных властей и сообществ в Ульяновской области по направлению «Сельское хозяйство». Гостями и основными спикерами мероприятия стали представители Ассоциации организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных» (г. Москва) с лекцией на указанную тему.

  В резолюцию заседания вошли следующие предложения:

            1. Руководствоваться при осуществлении переданных органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев методическими материалами Ассоциации организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных».

            2. Рекомендовать в качестве основы для разработки закупочной документации модельное техническое задание на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, подготовленное Ассоциацией «Совет муниципальных образований Ульяновской области» в сотрудничестве
с Ассоциацией организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных».

            3. Обратиться к Губернатору Ульяновской области С.И.Морозову
с инициативой поручить Агентству ветеринарии Ульяновской области провести ревизию нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих отношения в области обращения с животными без владельцев, с целью устранения нарушений норм федерального законодательства, в том числе в отношении:

            - сокращения предельного времени транспортировки отловленных животных без владельцев в приют для животных, а также предельного расстояния такой транспортировки, учитывая, что ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ предусматривает немедленную передачу отловленных животных в приюты для животных;

            - исключения из  Постановления Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 № 740-П «Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области» (далее - Положение) ссылки на Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 и Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей»;

            - снятия ограничения определения исполнителя мероприятия по отлову животных без владельцев исключительно в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 4 Положения);

            - приведения норм Положения, устанавливающих полномочия бригад по отлову, в соответствие с Федеральным законом № 498-ФЗ и т.д.

            4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области включать в состав размещаемой социальной рекламы социальную рекламу приютов для животных и находящихся в них животных для пристроя, волонтерской работы с животными без владельцев, деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, гуманного отношения к животным и т.п.

            5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области предоставлять меры социальной поддержки лицам, имеющим животных, в связи с выполнением ими мероприятий, направленных на регулирование численности животных путём стерилизации (кастрации), а также регулярной вакцинации против болезней, опасных для человека  животных.

 

В ходе реализации полномочий по обращению с животными без владельцев предлагаем изучить разработанный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии», направленный на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, определением зоосанитарного статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров, осуществлением переданных полномочий в области ветеринарии и государственного ветеринарного надзора.

Законопроектом вводятся понятия маркирования и учета животных. Предлагается исключить из Закона термин «идентификация»,

Согласно законопроекту маркирование представляет собой нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств идентификации и является обязанностью владельцев животных.

Информация о маркированных животных будет содержаться в единой базе Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС).

Учет животных будут осуществлять:

- уполномоченные лица органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

- аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Учет животных будет осуществляться безвозмездно.

Ветеринарные правила маркирования и учета животных будут, в частности, устанавливать порядок и сроки осуществления маркирования и учета животных, случаи, в которых осуществляется групповое маркирование животных, типы и свойства используемых средств маркирования, перечень сведений, необходимых для учета животных.

Также законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления на законодательном уровне фактически осуществляемых субъектами Российской Федерации полномочий по учету животных.

После принятия законопроекта учет животных будет осуществляться путем представления во ФГИС информации о маркированных животных.

Законопроектом устанавливается поэтапное проведение учета животных различных видов, а также срок, в течение которого животные, рожденные или ввезенные в Российскую Федерацию до вступления в силу законопроекта, подлежат учету.

            Законопроект проходит стадию общественных обсуждений.