Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 31.07.2020 по 13.08.2020»

 

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

Федеральные законы

 

1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

 

Подписан Закон о реформе системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах («регуляторной гильотине»)

 

Законом определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется
в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий
и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учётом определённых настоящим Федеральным законом принципов установления
и оценки применения обязательных требований.

Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо
с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Законом сформулирован ряд принципов установления и оценки применения обязательных требований, в частности:

- обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей;

- применение обязательных требований по аналогии не допускается;

- обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы;

- оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации
об уровне причинённого охраняемым законом ценностям вреда (ущерба)  и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;

- при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определённости, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями
и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом;

- обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;

- обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;

- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путём опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;

- обязательные требования должны быть исполнимыми.
При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;

- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается;

- при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации и указанным принципам проводится правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, включая оценку его регулирующего воздействия.

Законом также предусматривается возможность установления экспериментального правового режима, который состоит в применении
в течение определённого периода времени специального регулирования, в том числе в полном или частичном отказе от применения определённой группой лиц или на определённой территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.

Установлено, что в рамках «регуляторной гильотины» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определённым им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли указанные нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Также определено, что с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации
не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

Указанные положения не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнёрства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнёрстве, публичным партнёром по которым выступает Российская Федерация.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

(Прим. Потребуется приведение муниципальных правовых актов в соответствие с настоящим законом).

 

2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 

Подписан Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.

 

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В частности, предусматриваются виды мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.

Введён прямой запрет на установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведённых профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлечённых к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерацииоб административных правонарушениях, законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.

Контрольно-надзорный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из категорий (выделено 6 категорий риска - от чрезвычайно высокого до низкого).

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

(Прим. Потребуется принятие муниципальных правовых актов, регулирующих:

- порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля — устанавливается для вида муниципального контроля положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования (часть 2 статьи 3).

-определение органов местного самоуправления, наделённых полномочиями по осуществлению муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов местного самоуправления и их полномочий (осуществляются в соответствии с уставами муниципальных образований
и иными муниципальными правовыми актами (часть 5 статьи 26).

 

3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

 

Подписан Закон о реализации экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.

 

Экспериментальный правовой режим подразумевает применение в отношении его участников в течение определённого периода времени специального регулирования в сфере цифровых инноваций.

Специальное регулирование характеризуется отличием от общего регулирования и устанавливается в отношении определённого круга участников экспериментального правового режима на срок его действия и, если не предусмотрено иное, на определённой территории.

В перечне целей экспериментального правового режима: формирование новых видов экономической деятельности, развитие конкуренции, расширение состава, качества или доступности товаров, работ и услуг.

Экспериментальные правовые режимы могут устанавливаться по следующим направлениям разработки и апробации цифровых инноваций:

- медицинская деятельность, в том числе телемедицинские технологии и технологии сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;

- проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;

- электронное обучение и дистанционные образовательные технологии;

- финансовый рынок;

- продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;

- архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;

- предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

- промышленность.

Законом регулируется, в числе прочего, порядок создания, реализации и прекращения экспериментальных правовых режимов, определяются условия для его установления, регламентируются требования, предъявляемые к его субъектам и основания для утраты такого статуса.

Особый порядок предусмотрен в отношении реализации экспериментальных правовых режимов в финансовой сфере, где уполномоченным органом и органом, принимающим решение об установлении режима является Банк России.

Срок действия экспериментального правового режима не может превышать трёх лет, если Правительством Российской Федерации не принято решение о продлении указанного срока на один год. Программой экспериментального правового режима могут быть установлены различные сроки действия такого режима для различных субъектов.

Срок действия экспериментального правового режима исчисляется с двадцать четвертого рабочего дня после дня издания акта Правительства Российской Федерации либо акта Банка России о его установлении и утверждении программы такого режима, если отдельно не установлен иной срок.

Лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима в рамках его реализации, должно быть проинформировано об отличиях предусмотренного программой экспериментального правового режима специального регулирования, подлежащего применению к указанным правоотношениям, от общего регулирования.

(Прим. Потребуется приведение муниципальных правовых актов в соответствие с настоящим законом).

 

4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 263-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Скорректирован порядок зачисления в бюджеты отдельных поступлений, в том числе платежей за причинение вреда водным объектам.

 

Так, например, согласно действующей редакции статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации все платежи по искам о возмещении вреда,
а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда окружающей среде зачисляются в местные бюджеты, за исключением особо охраняемых территорий.

Данная статья дополнена новыми положениями, согласно которым платежи по искам о возмещении вреда, а также при добровольном возмещении вреда, причинённого водным объектам:

находящимся в собственности Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов (если
не установлено иное);

находящимся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подлежат зачислению в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования по нормативу 100 процентов.

Кроме того, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению доходы от уплаты акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло - по нормативу 100 процентов.

Суммы штрафов, установленных за административные правонарушения, выявленные должностными лицами государственных внебюджетных фондов, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов.

Уточнён порядок распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам.

(Прим. Потребуется приведение муниципальных правовых актов в соответствие с настоящим законом).

 

5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Подписан закон, направленный на обеспечение взаимоувязки и согласованности документов территориального планирования всех уровней с документами стратегического планирования.

 

Уточнено, что подготовка документов территориального планирования Российской Федерации осуществляется на основании отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе генеральных схем в топливно-энергетических и транспортных отраслях, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения безопасности с учётом положений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, нацпроектов, межгосударственных программ, госпрограмм Российской Федерации, инвестпрограмм субъектов естественных монополий, решений органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, а также сведений, содержащихся
в ФГИС ТП.

Сокращены сроки согласования изменений в утверждённые документы территориального планирования всех уровней.

Предусмотрена возможность установить в законодательстве субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности, что утверждение правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, внесение изменений в указанные документы осуществляются местными администрациями.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Прим. Потребует внесение изменений в муниципальные правовые акты). 

6. Федеральный закон от 31.07.2020 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Предусмотрена возможность проведения голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд.

 

Установлено, что по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трёх дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру. Законом может быть предусмотрено, что указанное решение при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.

Подсчёт голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования в последний день голосования. Иные особенности голосования, установления итогов голосования в дни голосования, устанавливаются ЦИК России.

Соответствующие поправки внесены, в том числе в федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

7. Федеральный закон от 31.07.2020 № 278-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.53 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях».

 

Ужесточена ответственность за продажу насвая и табака сосательного (снюса), а также за продажу несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий.

 

Согласно внесённым изменениям, в случае продажи насвая, табака сосательного (снюса) виновные граждане будут оштрафованы на сумму
от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; должностные лица - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; юридические лица - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий теперь повлечёт наложение административного штрафа: на граждан
- в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

 

8. Федеральный закон от 31.07.2020 № 284-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России».

 

Установлен новый день воинской славы России – «9 октября - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве
за Кавказ (1943 год)».

 

Победа советских войск в битве за Кавказ сыграла значительную роль в истории Великой Отечественной войны и СССР, не позволила немецко-фашистским войскам выйти к нефтепромыслам и иным источникам стратегического сырья, расположенным в Закавказье.

 

9. Федеральный законот 31.07.2020 № 285-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

 

С 1 января 2021 года органам местного самоуправления муниципальных округов, на территории которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, предоставляется право на осуществление первичного воинского учёта.

 

Также уточнён порядок финансового обеспечения мероприятий, связанных с организацией первичного воинского учёта в органах местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов. 

На официальном сайте Минфина России размещен сборник модельных актов в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях.

 

10. Федеральный закон от 31.07.2020 № 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного
и муниципального имущества».
 

 

Правительство Российской Федерации наделено полномочием устанавливать единый порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества.

 

Также к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение форм отчётов об итогах исполнения этих планов (программ).

 

11. Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции».

 

Подписан закон об ограничении потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов.

 

Закон запрещает их использование в местах, в которых уже действует запрет на курение табака, а также в помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах.

Закреплены понятия, в том числе «никотинсодержащая продукция», «никотинсодержащая жидкость», «пищевая никотинсодержащая продукция», «кальян» и др.

Взаимосвязанные поправки внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, в том числе в следующие федеральные законы:

от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;

от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и др.

 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 № 1120 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

 

Вносятся изменения в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Так, предусмотрен новый порядок работы межведомственных комиссий, осуществляющих оценку и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Предусмотрено, что комиссия проводит оценку, в том числе на основании сформированного и утверждённого субъектом Российской Федерации
на основании сведений из ЕГРН, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых
к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны ЧС. 

При этом, в случае, если комиссия проводит оценку на основании сводного перечня, представление заявителем документов для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным не потребуется.

Если жилое помещение не включено в сводный перечень, собственник сможет подать заявление в комиссию о проведении обследования жилья.

Установлены сокращённые сроки обследования домов, подготовки заключения комиссии, принятия решения о сроках расселения граждан, чьи дома признаны непригодными.

(Прим.Потребуется внесение в муниципальные правовые акты изменения и принятие Порядка участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации). 

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1129 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438».

 

Расширен перечень проверок, проводимых в 2020 году в отношении субъектов МСП, а также НКО. 

 

К таким проверкам отнесены плановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. 

Также определено, что при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении не указанных лиц, проводятся плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. 

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1139 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей».

 

Вносятся изменения в постановление «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» в части состава межведомственной комиссии по обследованию места массового пребывания людей, а также установлено, что система видеонаблюдения должна обеспечивать информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения
и видеоидентификации).

(прим. потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты).

 

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 № 1143 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам рубки деревьев
и кустарников».

 

Поправки внесены в:

Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (уточнено содержание заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и решения о выдаче разрешения);

постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (уточнены условия соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков).

 

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2020 № 1148 «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности».

 

Установлен перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности.

 

К таким случаям относятся:

производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации государственными унитарными предприятиями, включёнными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в порядке, предусмотренном Федеральным законом
«О приватизации государственного и муниципального имущества»;

обеспечение транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и Федеральным законом
«О ведомственной охране»;

перевозка пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.

 

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2020 № 1181«О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания».

 

В рамках «регуляторной гильотины» с 1 января 2021 года утрачивают силу и отменяются некоторые акты и отдельные положения некоторых актов Правительства Российской Федерации.

 

В перечне актов, признанных утратившими силу:

постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.02.1993 № 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников»;

постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.1995  № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда»;

постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 №162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

Отмене с указанной даты подлежат, в числе прочего, постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации
от 24.03.1992 № 3 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации»; приказ Комитета Российской Федерации по печати от 21.03.1995 № 33 «Об утверждении Правил по охране труда для предприятий книжной торговли»; постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21.03.1997 № 14 «Об утверждении Правил по охране труда в литейном производстве», всего 63 позиции.

 

Иные акты, информационные письма

 

1. Письмо Генпрокуратуры России от 15.07.2020 № 40-11-2020 «О плановых контрольных мероприятиях».

 

Органами прокуратуры приняты меры к отмене плановых контрольных мероприятий, запрещённых к проведению в 2020 году,
в связи с распространением коронавирусной инфекции.

 

Сообщается об установлении дополнительных ограничений на проведение в 2020 году плановых мероприятий по контролю в отношении субъектов предпринимательства. Так, с 01.04.2020 прекращён мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства, установленный частью 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вместо этого на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых не превышает 200 человек (за исключением политических партий и некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

В отношении хозяйствующих субъектов иных категорий проведение плановых проверок в текущем году допускается лишь в случае, если
их деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Данные ограничения не применяются к таможенным проверкам, проводимым таможенными органами, а также к проверкам, проводимым
в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Все остальные плановые мероприятия подлежат исключению из Сводного плана, возможность переноса их срока действующим законодательством не предусмотрена.

 

2. Письмо Минтранса России от 01.06.2020 № Д2/12482-ИС
«О внесении изменений в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений».

 

Рассмотрен вопрос о внесении изменений в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству и ремонту автодорог.

 

Отмечается, что в связи с проводимой работой по приведению в соответствие с действующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приказа Минтранса России от 05.02.2019 № 37, при подготовке документации об осуществлении закупки следует руководствоваться Типовыми условиями контрактов с учётом изменений законодательства Российской Федерации и включать в проект контракта условие об ответственности заказчика и подрядчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 в действующей редакции.

 

3. Письмо Минфина России от 31.07.2020 № 06-04-01/01/67438 «О Сборнике модельных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях».

 

На официальном сайте Минфина России размещён сборник модельных актов в сфере межбюджетных отношений на региональном
и муниципальном уровнях.

 

Сборник подготовлен в целях оказания органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разных видов муниципальных образований методической помощи по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, необходимых для формирования межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, обеспечения реализации отдельных положений бюджетного законодательства.

В Сборнике учтён практический опыт 15 пилотных регионов, набравших в 2019 году наивысший балл среди субъектов Российской Федерации
по качеству организации межбюджетных отношений на региональном уровне и взаимодействию с органами местного самоуправления.

 

4. «МР 2.3.0167-20. 2.3. Гигиена. Гигиена питания. Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20.03.2020).

 

Рекомендован порядок подготовки и проведения мониторинга состояния питания обучающихся в школах.

 

Представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.

Задачами мониторинга являются, в том числе:

оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват обучающихся питанием по приёмам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);

анализ меню школьной столовой по показателям пищевой
и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;

оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями.

Рассмотрены, в том числе порядок подготовки к мониторингу, формирование выборки детей, сроки проведения мониторинга.

 

II. Обзор изменений законодательства Ульяновской области

 

Законы Ульяновской области

 

1. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 75-ЗО«О внесении изменений в статью 2 Закона Ульяновской области «О праздниках
и памятных датах Ульяновской области».
 

 

В Ульяновской области устанавливаются следующие праздники Ульяновской области:

День работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг - 27 июля;

День сельского старосты - 6 октября;

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с проведением в День работника многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг торжественных мероприятий, организованных органами государственной власти Ульяновской области, осуществляется в установленном Правительством Ульяновской области порядке за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области.

 

2. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 79-ЗО«О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Ульяновской области «О межбюджетных отношениях в Ульяновской области». 

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года. Скорректированы единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов Ульяновской области от налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, налога на профессиональный доход и платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих зачислению в областной бюджет. Уточнены единые нормативы отчислений в бюджеты городских округов Ульяновской области от налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, налога
на профессиональный доход и платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих зачислению в областной бюджет.

 

3. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 81-ЗО«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области».

 

Внесены изменения в Законы Ульяновской области «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в Ульяновской области»
и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» с 1 января 2021 года к полномочиям органа опеки и попечительства, а также к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области, наделённых государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществление контроля за распоряжением ими.

(Прим. потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты). 

 

 

4. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 82-ЗО«О внесении изменений в статью 5 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и отдельных городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области». 

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года. В статье, регулирующей финансовое и материальное обеспечение полномочий, скорректирована формула для определения объёма субвенций, выделяемых администрациям для осуществления полномочий, ежегодно предусматриваемым в законе Ульяновской области об областном бюджете.

 

5. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 83-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области». 

Внесены изменения в Закон Ульяновской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области», скорректирована норма, регламентирующая освобождение от работы депутата, осуществляющего депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, за счёт средств, предусмотренных в бюджетной смете Законодательного Собрания, выплачивается денежная компенсация за период осуществления им своих полномочий с освобождением от работы в размере, равном до удержания из этой компенсации в соответствии с законодательством о налогах и сборах сумм налога на доходы физических лиц 100 рублям за один час такого осуществления полномочий, но не более 4800 рублей в совокупности.

Внесены изменения в Закон Ульяновской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ульяновской области». Скорректирована норма, регулирующая освобождение от работы депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе.

(Прим. Потребуется внесение изменений в Уставы муниципальных образований Ульяновской области).

 

6. Закон Ульяновской области от 07.08.2020 № 94-ЗО«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области». 

 

Внесены изменения в Закон Ульяновской области от 05.11.2008 № 178-ЗО «Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу
в Ульяновской области» и Закон Ульяновской области от 05.07.2013 № 109-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов
и отдельных городских округов Ульяновской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». С 1 января 2021 года органы опеки и попечительства осуществляют ведение учёта опекунов, попечителей в Единой государственной информационной системе социального обеспечения.

 

Указы Губернатора Ульяновской области

 

1. Указ Губернатора от 10.08.2020 № 130 «Об утверждении формы заявления муниципального служащего в Ульяновской области
о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) и формы журнала регистрации указанных заявлений».

 

В соответствии со статьёй 82-2 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» утверждены:

Форма заявления муниципального служащего в Ульяновской области о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости);

Форма журнала регистрации заявлений муниципального служащего в Ульяновской области о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости).

Вышеуказанные формы прилагаются к Указу.

 

2. Указ Губернатора Ульяновской области от 10.08.2020 № 131 «Об утверждении формы уведомления Губернатора Ульяновской области о намерении лица, замещающего муниципальную должность в муниципальном образовании Ульяновской области и осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органеместного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) и формы журнала регистрации указанных уведомлений». 

Формы документов утверждены в соответствии с Законом Ульяновской области от 22.06.2020 № 65-ЗО «О порядке предварительного уведомления Губернатора Ульяновской области об участии лица, замещающего муниципальную должность в муниципальном образовании Ульяновской области и осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзнойорганизации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости)».

 

Постановления Правительства Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2020 № 432-П«О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 15.04.2020 № 174-П». 

 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора
и администратора доходов областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области». В новой редакции изложен Перечень источников доходов областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области.

 

2. Постановление Правительства Ульяновской области от 04.08.2020 № 438-П «Об утверждении Правил предоставления иных дотаций из областного бюджета Ульяновской области бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области, являющихся победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика».

 

Распределение дотаций между бюджетами муниципальных образований утверждается постановлением Правительства Ульяновской области, которое должно быть издано не позднее 60 календарных дней со дня принятия конкурсной комиссией по организации и проведению регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» решения об определении победителей Конкурса. Проект указанного постановления подготавливает Министерство финансов Ульяновской области
(далее — Министерством).

Перечисление дотаций осуществляется Министерствомна лицевые счета администраторов доходов бюджетов муниципальных образований, открытые
в территориальных органах Федерального казначейства, предназначенные для отражения операций, связанных с администрированием доходов бюджетов муниципальных образований.

 

Иные акты Ульяновской области

 

Приказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 15.06.2020 № 38-п«Об утверждении Административного регламента предоставления органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан муниципальных образований Ульяновской области государственной услуги «Выдача заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем, патронатным воспитателем». 

 

Муниципальную услугу предоставляют органы опеки и попечительства, их структурные подразделения. Определён круг заявителей. Результат предоставления государственной услуги: заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем, патронатным воспитателем или заключение органа опеки и попечительства о невозможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем, патронатным воспитателем. Общий срок предоставления государственной услуги составляет 21 рабочий день со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов. Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы за ее предоставление.