Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Обзор изменений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 11.09.2020 по 24.09.2020 (в части решения органами местного самоуправления решения вопросов местного значения)

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации 

Постановления Правительства Российской Федерации

 

1.  Постановление Правительства РФ от 04.09.2020 N 1355 «О внесении изменений в Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов».

В частности, установлено, что объектом адресации являются:

здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено;

сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено;

земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства);

помещение, являющееся частью объекта капитального строительства;

машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).

Присвоение объекту адресации адреса осуществляется, в частности, в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе строительство которых не завершено, в случаях:

выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

выполнения в отношении объекта недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком объекте недвижимости, при его постановке на государственный кадастровый учёт (в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерациидля строительства или реконструкции объекта недвижимости получение разрешения на строительство не требуется).

Аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях:

прекращения существования объекта адресации и (или) снятия с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, являющегося объектом адресации;

исключения из Единого государственного реестра недвижимости указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведений об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации;

присвоения объекту адресации нового адреса.

Аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия объекта недвижимости, являющегося этим объектом адресации, с государственного кадастрового учета.

В случае аннулирования адреса здания (строения) или сооружения в связи с прекращением его существования как объекта недвижимости одновременно аннулируются адреса всех помещений и машино-мест в таком здании (строении) или сооружении».

2.      Постановление Правительства Российской Федерацииот 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Правила применяются с 1 января 2021 года и действуют до 31 декабря 2026 года.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счёт бюджетных ассигнований, вправе осуществлять за счёт средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг с учётом покрытия недостающей стоимости за счёт собственных средств, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости с учётом уровня инфляции, предусмотренного законом о бюджете.

Разъяснён порядок обеспечения горячим питанием обучающихся 1 - 4 классов в рамках сложившейся в регионах практики обучения в 1-ую и во2-ую смены.

 

Иные акты, информационные письма

 

1. Приказ Минфина России от 13.04.2020 № 68н «Об утверждении Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, и Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета»(зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 № 59738). 

Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов:

неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение,

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Возврат неиспользованных остатков целевых средств в бюджет, из которого были предоставлены средства, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления ГВБФ, за которыми закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств.

Срок принятия финансовым органом решения не должен превышать 30 рабочих дней со дня, следующего за днём после истечения установленного срока перечисления неиспользованных остатков целевых средств в доход соответствующего бюджета.

С 1 января 2021 действует обновлённый порядок обращения взыскания задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по бюджетному кредиту.

2. Приказ Минфина России от 22.06.2020 № 117н «Об утверждении Порядка обращения взыскания задолженности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета»(зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 № 59739).

Порядок разработан в соответствии с новой редакцией пункта 5 статьи 93.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, предусматривающей уточнённое название бюджетногокредита - бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счёте бюджета.

Порядок регламентирует обращение взыскания задолженности по бюджетному кредиту, включая плату за пользование им (проценты), а также штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита и уплаты процентов.

С указанной даты признан утратившим силу действующий в настоящее время аналогичный приказ Минфина России от 26 июля 2013 года № 73н.

 

3.  Приказ Минздрава России от 24.08.2020 № 889 «О признании недействующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР и утратившими силу отдельных актов РСФСР» в перечень отдельных актов СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации, включены 245 актов, в перечень признанных утратившими силу отдельных актов РСФСР - 41 акт.

Минпросвещения России информирует о новациях в порядке приёма детей на обучение по образовательным программам общего начального, основного и среднего образования

В частности:

- право преимущественного приёма на обучение по образовательным программам начального общего образования получили дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, в те образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры;

- приём заявлений на обучение в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории, а также имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный прием, начинается 1 апреля и завершается 30 июня текущего года;

- для детей, не проживающих на закрепленной территории, приём заявлений о приёме на обучение в первый класс начинается 6 июля до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года;

- обучение в начальной школе начинается с момента достижения ребёнком 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. Для обучения в более раннем или более позднем возрасте требуется письменное заявление родителей (законных представителей) и разрешение учредителя школы;

- дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;

- документы о приёме в школу можно подать лично или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, или по электронной почте образовательной организации, или через официальный сайт школы, или с помощью сервисов государственных или муниципальных услуг.

4. Приказ Минтруда России от 28.08.2020 № 542н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2020 года»(зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2020 № 59898).

В целом по Российской Федерации за указанный период величина прожиточного минимума на душу населения составит 11468 рублей, для трудоспособного населения - 12392 рубля, пенсионеров - 9422 рубля, детей - 11423 рубля (за I квартал 2020 года - на душу населения 10843 рубля, для трудоспособного населения - 11731 рубль, пенсионеров - 8944 рубля, детей - 10721 рубль).

Напоминаем, что в соответствии с законодательством, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

5. Письмо Минпросвещения России от 09.09.2020 № ГД-1425/09 «О направлении информации».

В частности, при организации обеспечения горячим питанием (не менее одного раза в день, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка) предлагается исходить из следующих подходов:

- стоимость горячего питания в рамках одной школы должна быть одинаковой для всех учеников начальной школы, обучающихся в 1-ую и во 2-ую смены, во избежание возникновения проблемы «разных столов», обусловленной большей стоимостью обеда по сравнению с завтраком, и, как следствие, необходимостью выделения большей суммы на обучающихся 2-ой смены;

- время начала занятий 2-ой смены может быть разным в школах в пределах одного муниципалитета одного субъекта Российской Федерации (и даже может быть разным в пределах одной общеобразовательной организации) и зависит от условий и особенностей организации образовательного процесса, поэтому возникают сложности по привязке времени начала занятий 2-ой смены с приёмом пищи, который по времени можно квалифицировать как «обед»; однако норма, устанавливающая обязанность учредителя по обеспечению обучающихся 1 - 4 классов бесплатным горячим питанием, не содержит указание на тот или иной вид приёма пищи (завтрак, обед, ужин), в рамках которого необходимо обеспечивать бесплатным горячим питанием.

В этой связи целесообразно рассмотреть возможность организации учебного процесса обучающихся 1 - 4 классов преимущественно в первую смену. Таким образом, требования о «недопущении замены обеда завтраком»в методических рекомендациях Роспотребнадзора МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций» (пункт 2.4) не является единообразно применимым к организации бесплатным горячим питанием обучающихся 1 - 4 классов, а применяется к организации питания обучающихся в целом;

- согласно законодательству, учредитель должен обеспечить (снабдитьв нужном количестве) обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и организовать (то есть наладить процесс с использованием различных источников финансового обеспечения) для обучающихся образовательных учреждений двухразовое горячее питание (завтрак и обед) (СанПиН 2.4.5.2409-08, часть VI «Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню», пункт 6.8).

6. Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 02-05-11/79909 «О кодах бюджетной классификации на 2021 год».

Формирование проектов следует осуществлять в соответствии с приказами Минфина России от 6 июня 2019 года№ 85н и от 8 июня 2020 года № 99н, а также с учётом сопоставительных таблиц, которые размещены на официальном сайте (www.minfm.ru) в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».

Обращено также внимание на возможность внесения в местную администрацию инициативного проекта по решению вопросов местного значения.

Каждому инициативному проекту, поддержанному органами местного самоуправления, присваиваются уникальные коды классификации расходов бюджетов.

В письме приведены коды классификации доходов бюджетов для учёта поступлений инициативных платежей.

В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка не использованных платежей, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.

Минфином также разъяснено применение отдельных кодов видов расходов.

7.Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1478«Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчётности о результатах контрольной деятельности».

Отчётность о результатах контрольной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля составляется в установленном порядке.

Утверждён Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности», устанавливающий правила составления отчётности, форму отчёта, а также порядок его представления и опубликования.

Согласно общему правилу отчет и пояснительная записка к нему представляются ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчётным, на бумажном носителе и (или) в электронной форме:

Федеральным казначейством в Минфин России;

органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

органом внутреннего муниципального финансового контроля главе местной администрации.

Отчёт подлежит размещению на официальном сайте органа контроля в сети «Интернет» в порядке, установленном органом контроля, не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.

Отчётным периодом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

В отчёт включаются сведения по контрольным мероприятиям, завершённым в отчётном периоде, независимо от даты их начала.

В приложении приведена форма отчёта.

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

1. Постановление Правительства Ульяновской области от 10.09.2020 № 520-П«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 30.08.2018 N 400-П».

Внесены изменения в Правила предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала, дотаций из областного бюджета Ульяновской области. Уточнён порядок осуществления комплексной оценки по направлениям деятельности органов местного самоуправления. Уточнён Перечень показателей для оценки муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, достигших наилучших результатов по увеличению налогового потенциала.

2.Постановление Правительства Ульяновской области от 18.09.2020№ 530-П«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 15.06.2020 N 300-П». 

Внесены изменения в распределение субсидий из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов бюджетам муниципальных районов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с улучшением жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях. В 2020 году муниципальному образованию «Карсунский район» распределено 3038,72808 руб., муниципальному образованию «Старокулаткинский район» - 698,544 руб., муниципальному образованию «Сурский район» - 1481,4954 рублей, муниципальному образованию «Тереньгульский район» - 0,0 рублей, муниципальному образованию «Ульяновский район» - 4349,61177 рублей.

3.Постановление Правительства Ульяновской области от 22.09.2020 № 535-П«О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 28.03.2016 N 122-П». 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области «О проведении ежегодного конкурса на звание лучшего совета по межнациональным отношениям в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области». Заявки на участие в конкурсе регистрируются в журнале регистрации и направляются в комиссию по проведению ежегодного конкурса на звание лучшего совета по межнациональным отношениям в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области для рассмотрения и определения победителя Конкурса в срок не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания Комиссии.

К критериям, по которым комиссия осуществляет оценку заявок, отнесено: наличие утверждённого плана деятельности Совета на текущий год; доля реализованных мероприятий в общем количестве мероприятий, указанных в плане деятельности Совета на предыдущий год; количество вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета в текущем году, соответствующих приоритетам государственной национальной политики Российской Федерации, определенным Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.