Выступление начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В. «Об изменениях федерального законодательства и законодательства Ульяновской области за период с 03.07.2020 по 16.07.2020»

 

I. Обзор законодательства Российской Федерации

 

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Согласно официальным данным, утвержденным ЦИК России, поправки в Конституцию РФ одобрили 77,92% проголосовавших, при явке в 67,97%.

Напомним, что теперь в Конституции РФ закреплены, в частности, следующие положения:

- Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются;

- государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации;

- в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся, в числе прочего, защита института брака как союза мужчины и женщины;

- Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство;

- Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается;

- дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения;

- государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;

- в Российской Федерации осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом;

- органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

- Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, заместителям Председателя Правительства РФ, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти, сенаторам, депутатам Государственной Думы, судьям, прокурорам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. 

 

Указ Президента РФ от 02.07.2020 № 444 «О присвоении почетного звания Российской Федерации "Город трудовой доблести»

Это Боровичи, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль.

 

Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками»

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Минтруд напомнил о необходимости поддержания в актуальном состоянии перечней должностей госслужбы субъектов РФ (муниципальной службы), при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах.

 

Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

Закон регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физлицам за счет субсидий в отраслях социальной сферы.

К таким отраслям закон относит образование, здравоохранение, социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт, туризм.

Законом установлены права и обязанности участников таких отношений, определены способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на конкурентной основе, предусмотрен порядок осуществления контроля за соблюдением установленных законом требований.

Закон направлен на создание равных условий для государственных и негосударственных организаций, участвующих в оказании госуслуг в социальной сфере, устраняя неравенство в сфере финансирования такой деятельности.

Услуги в области физкультуры и спорта, а также в социальной сфере могут оказываться на основании государственного (муниципального) социального заказа

 

Федеральный закон от 13.07.2020 № 190-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому исполнение государственного социального заказа на оказание госуслуг по спортивной подготовке, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, осуществляется путем установления госзадания на оказание таких услуг.

На основании новых положений Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в случае принятия органом госвласти субъекта РФ решения об оказании государственных (муниципальных) услуг в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", индивидуальная программа используется как социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

Также внесены изменения в ст.161 БК РФ, регулирующую особенности правового положения казенных учреждений.

 

Федеральный закон от 13.07.2020 № 192-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

В бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Предоставление субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на основании заключенных соглашений, по результатам отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. 

 

Проект Федерального закона № 983291-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям»

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Настоящим законопроектом органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования наделяются правом оказывать поддержку территориальным общественным самоуправлениям (далее - ТОС).

Уточнено, что моментом учреждения ТОС, действующего на основании типового устава, считается принятие уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования решения об учреждении такого ТОС.

Законопроектом также предусматривается, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе оказывать ТОС, осуществляющим свою деятельность без регистрации в качестве юридического лица, поддержку за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в формах, установленных законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 

Проект Федерального закона № 983322-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации»

Согласно законопроекту, территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) является добровольное объединение граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС является собственником своего имущества. Участники ТОС не сохраняют имущественные права на переданное в собственность территориального общественного самоуправления имущество.

Участники ТОС не отвечают по его обязательствам, а ТОС не отвечает по обязательствам своих участников.

Законопроектом определяется, что ТОС может осуществлять приносящую доход деятельность только в случае, если такая деятельность непосредственно связана с решением вопросов местного значения.

Предусматривается, что гражданин вправе войти в состав участников ТОС по месту своего жительства без согласия других его участников (при этом

внесение членских и иных имущественных взносов необязательно) и по своему усмотрению выйти из состава участников ТОС, уведомив об этом ТОС в порядке, определенном его уставом.

ТОС не вправе участвовать в учреждении юридических лиц или быть их участником, за исключением участия в ассоциациях (союзах) территориальных

общественных самоуправлений. Реорганизация ТОС в форме преобразования не допускается.

Также устанавливается, что в случае ликвидации ТОС его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в его уставе, за исключением государственного или муниципального имущества, переданного ему во временное владение и пользование или во временное пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы) либо в безвозмездное временное пользование.

Неиспользованные субсидии, полученные ТОС из бюджета субъекта РФ, местного бюджета, подлежат возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 975 «О внесении изменений в общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»

Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ был дополнен перечень оснований признания задолженности безнадежной.

В этой связи уточнен перечень документов, подтверждающих соответствующие случаи признания задолженности "безнадежной". К таким документам отнесены также, в частности:

судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;

документ, содержащий сведения из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;

акт об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет.

Правительству РФ дан ряд поручений по вопросам охраны окружающей среды и животного мира.

 

Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1032 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по внесению арендных платежей (освобождения от уплаты арендных платежей), а также продления сроков уплаты налогов и страховых взносов.

Так, в частности, Росимуществу предписано обеспечить предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, а также освобождение (с апреля по июнь включительно) от уплаты арендных платежей в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2020 года № 670-р, по договорам аренды федерального имущества, арендаторами по которым являются организации, включенные в реестр СОНКО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июня 2020 года № 906 и (или) в реестр НКО, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 847.

Кроме того, внесено уточнение, согласно которому меры поддержки, предусмотренные пунктом 1 постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 409 (продление сроков уплаты некоторых налогов и страховых взносов), также предоставляются организациям, включенным в указанные выше реестры.

Обновлен перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований о пожарной безопасности

 

Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1036 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей»

Признаны утратившими силу, в частности:

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 года № 358 "О мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции";

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов".

 

Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2019 № 2648-р «О формах бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2020 года»

Напомним, что в связи с коронавирусной инфекцией Всероссийская перепись населения 2020 г. будет проводиться с 1 по 30 апреля 2021 г., а на отдаленных и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми с 1 по 30 апреля 2021 г. будет затруднено, Всероссийскую перепись населения проведут с 1 октября 2020 г. по 30 июня 2021 г.

 

Приказ Росстандарта от 14.07.2020 № 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

В новый перечень включены 236 документов, устанавливающих требования в том числе к технике пожарной, первичным средствам пожаротушения, мобильным средствам пожаротушения, средствам пожарной автоматики, средствам индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре и др.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июня 2019 года № 1317.

При осуществлении дополнительного денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей не допускается ухудшения ранее установленных условий оплаты труда

 

Приказ Минтруда России от 25.06.2020 № 372н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года». Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2020 № 58939

В целом по РФ на душу населения величина прожиточного минимума составляет 10843 рубля, для трудоспособного населения - 11731 рубль, пенсионеров - 8944 рубля, детей - 10721 рубль.

(за IV квартал 2019 года - на душу населения 10609 рублей, для трудоспособного населения - 11510 рублей, пенсионеров - 8788 рублей, детей - 10383 рубля).

С 1 января 2021 года отменены и признаны утратившими силу отдельные акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей

 

Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н «О внесении изменений в приложения № 1 - 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Для применения в организациях госсектора вводятся новые формы документов: Решение о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512); Изменение решения о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504513); Решение о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504515); Изменение Решения о командировании на территорию иностранного государства (ф. 0504516); решение о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (ф. 0504517); Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема (ф. 0504518); Отчет о расходах подотчетного лица (ф. 0504520).

В перечень регистров бухгалтерского учета включены: Журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет; Журнал операций межотчетного периода; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; Ведомость дополнительных доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами.

Внесены изменения в Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета.

Помимо уточнения порядка применения учетных форм документов и регистров учета, скорректированы требования к заполнению оформляющей части документов, формированию документов в электронном виде, применению электронных форм документов при осуществлении централизуемых полномочий, а также установлены особенности автоматизированной технологии обработки учетной информации.

Документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

 

Приказ Минфина России от 02.07.2020 № 131н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Вносятся изменения в Инструкцию, утвержденную приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, предусматривающие особенности составления бюджетной отчетности на 1 июля 2020 года (в части перечня отчетных форм, состава включаемых в отчетность сведений, а также сроков представления).

Кроме того, вносимыми изменениями сокращен перечень отчетных форм в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) исключена форма Сведений о результатах деятельности (ф. 0503162); в составе Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360), исключены: форма документа "Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503364), форма документа "Сведения о доходах консолидированного бюджета от перечисления части прибыли (дивидендов) государственных (муниципальных) унитарных предприятий, иных организаций с государственным участием в капитале" (ф. 0503374).

 

Приказ Минтруда России от 27.05.2020 № 279н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2020 № 58882

Нормативные акты приведены в соответствие с Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

 

«Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественных организаций, осуществляющих деятельность в области экологии и защиты животных» (утв. Президентом РФ 03.07.2020 № Пр-1069)

В частности, Президент РФ поручил:

- обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, направленных на усиление административной ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными;

Правительству РФ поручено проработать возможность использования единого портала государственных и муниципальных услуг для организации обмена между работниками и работодателями электронными документами, связанными с регулированием трудовых отношений и сведениями о трудовой деятельности.

 

«Перечень поручений по итогам совещания по вопросу развития информационно-коммуникационных технологий и связи» (утв. Президентом РФ 03.07.2020 № Пр-1068)

Утверждены формы бланков переписных листов Всероссийской переписи населения 2020 года.

 

<Письмо> Минпросвещения России от 28.05.2020 № ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений»

Данная выплата осуществляется дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Денежное вознаграждение в размере 5 000 рублей выплачивается ежемесячно за классное руководство, но не более 2-х выплат ежемесячного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.

Классное руководство и в одном, и во втором классе осуществляется только с письменного согласия работника с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

Увеличен прожиточный минимум за I квартал 2020 года

 

<Письмо> Минфина России № 24-04-02/57563, Минпромторга России № ОВ-45980/12 от 03.07.2020 «О позиции Минфина России и Минпромторга России по вопросу применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Сообщается о применении Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Указано, в частности, что правовая конструкция организации и осуществления закупочной деятельности предусматривает высокую степень самостоятельности заказчика.

Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении определения заказчиком перечня лиц, являющихся потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предполагаемого к использованию оборудования, его производителя, то есть на "предконтрактной стадии", так как предварительное определение такого оборудования, перечня потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) без заключения с ними договора не образует содержания понятия закупки.

Положения Закона № 223-ФЗ не ограничивают заказчика в возможности сделать свое предложение иностранному заказчику, предварительно сформировав предполагаемый "пул" участников сооружения и выбрав оборудование, его производителя.

Из сферы применения Закона № 223-ФЗ исключены любые отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ.

Таким образом, дальнейшие правоотношения между заказчиком, и потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) не регулируются Законом № 223-ФЗ после заключения указанного в пункте 12 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ договора с иностранным юридическим лицом.

 

<Письмо> Минтруда России от 17.06.2020 № 14-1/В-735 «О порядке оплаты труда работников 24 июня и 1 июля 2020 г.»

24 июня 2020 в связи с проведением военных парадов объявлен нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы.

За этот день работник должен получить столько, сколько получил бы, если бы отработал этот день полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате).

Иными словами, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням.

1 июля 2020 объявлен нерабочим днем с оплатой применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни.

Тем, кто работал в этот день, оплата производится в двойном размере, а для тех, кто в этот день не работал, оплата труда за июль не снижается.

Работающим сдельно выплачивается дополнительное вознаграждение, как за работу в другие праздничные дни.

Если по желанию работника ему предоставлен другой день отдыха, то в этом случае работа 1 июля оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Скорректирован перечень документов, подтверждающих случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджетную систему РФ

 

<Письмо> Минтруда России от 21.05.2020 № 18-2/10/В-3888 «О предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Кроме того, по результатам проведенных проверок выявлены факты наделения контрольно-надзорными, властно-распорядительными и иными полномочиями, связанными с коррупционными рисками, должностей, не относящихся к должностям госслужбы субъекта РФ, что фактически снимает с лица, замещающего такую должность, обязанность представлять сведения о доходах, а также позволяет не соблюдать ограничения и запреты, не исполнять иные обязанности, установленные в целях противодействия коррупции.

С учетом данных обстоятельств Минтрудом даны рекомендации органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Даны разъяснения по вопросам ограничений на установление муниципальными образованиями дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

 

<Письмо> Минфина России от 27.03.2020 № 06-04-11/01/24578 «О распространении ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 107.1 Бюджетного кодекса РФ, на установление муниципальными образованиями дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи в соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ»

Муниципальные образования, соответствующие условиям, указанным в пункте 3 статьи 136 БК РФ, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Указано также, что вопросы, касающиеся предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов транспортным организациям, юрлицам и ИП, обеспечивающим льготный проезд, а также компенсаций родительской платы за присмотр и уход за детьми в организации, дошкольного образования, относятся к полномочиям органов госвласти субъектов РФ и могут осуществляться органами местного самоуправления с уровнем дотационности не более 20 процентов.

Кроме того, в частности, разъяснены вопросы, касающиеся отражения расходов, направленных на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, в "Своде реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", а также в "Реестре расходных обязательств субъекта Российской Федерации".

Минстрой России дополнительно информирует о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2020 года

 

Письмо Минстроя России от 29.06.2020 № 24703-ИФ/09 «Об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2020 года»

В дополнение к письмам от 6 мая 2020 г. № 17207-ИФ/09, от 7 мая 2020 г. № 17329-ИФ/09 и № 17354-ИФ/09, от 21 мая 2020 г. № 19271-ИФ/09, от 28 мая 2020 г. № 20259-ИФ/09 сообщается о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства, в том числе, строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

Указанные индексы разработаны, в том числе, с учетом прогнозного показателя инфляции, установленного Минэкономразвития России.

Отмечается, что индексы для отдельных субъектов РФ будут сообщены дополнительно.

 

Письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)»

По мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:

товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;

товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).

 

«Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год)» (утв. Рособрнадзором) 

Приведены, в том числе:

рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

положения об ответственности за нарушения обязательных требований порядка приема в образовательную организацию;

рекомендации по соблюдению обязательных требований при формировании открытых и общедоступных информационных ресурсов.

Даны ответы на часто задаваемые вопросы, в т.ч. на следующие:

можно ли сдать инвалидам вступительные испытания в образовательной организации вместо ЕГЭ?

какие условия должны создаваться для проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов?

если на направление подготовки в рамках особой квоты выделено только одно место, а подано 3 заявления, каким образом будет проходить отбор?

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» 

Производство в суде кассационной инстанции, порядок осуществления которого регламентируется нормами главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), предназначено для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов, в отношении которых исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судебные акты по административному делу могут быть обжалованы в кассационном порядке не только лицом, по жалобе (представлению) которого дело рассматривалось судом апелляционной инстанции, но и другими лицами, участвующими в деле, не подававшими апелляционную жалобу (представление), а также лицами, не привлеченными к участию в деле в судах первой и апелляционной инстанций, права, свободы и законные интересы которых нарушены вступившим в законную силу судебным актом, включая лиц, о правах и об обязанностях которых судом разрешен вопрос.

Если суд кассационной инстанции придет к выводу, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав (например, судебный акт в нарушение требований статьи 61 КАС РФ основан на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» 

В Постановлении рассмотрены, в частности, вопросы:

правомочности обжалования судебных актов в порядке кассационного производства;

порядка и сроков подачи кассационной жалобы, а также ее принятия; приостановления исполнения судебных актов;

рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, включая сроки, порядок, пределы рассмотрения, полномочия суда;

а также отдельные вопросы рассмотрения дел судом кассационной инстанции.

В связи с принятием настоящего Постановления признается не подлежащим применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 1999 года № 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» 

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам положения, касающиеся:

категорий лиц, имеющих право на обжалование в порядке апелляционного производства;

судебных актов, подлежащих апелляционному обжалованию;

порядка и сроков подачи апелляционной жалобы, ее принятия;

срока, порядка, пределов рассмотрения и полномочий суда.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 года № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".

 

Решение Верховного Суда РФ от 01.06.2020 № АКПИ20-129 «О признании частично недействующими абзацев первого и третьего пункта 14, пункта 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32»

 

Верховный Суд РФ, указал, в частности, следующее.

13 декабря 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса РФ дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнена частью 3.1 следующего содержания: "Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры".

Оспариваемые взаимосвязанные нормативные положения Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, регламентирующие срок приема заявлений в первый класс отдельно для граждан, проживающих на закрепленной территории, и для детей, не проживающих на закрепленной территории (абзацы первый и третий пункта 14), а также закрепляющие преимущественное право детей граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательном учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории (пункт 16), не предусматривают указанного права преимущественного приема на обучение проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей по основным общеобразовательным программам начального общего образования.

Требуемые дополнения в указанный Порядок до настоящего времени не внесены.

В этой связи, Верховный Суд РФ признал не действующими с 13 декабря 2019 г. абзацы первый и третий пункта 14, пункт 16 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования не предусматривают право преимущественного приема проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Верховным Судом РФ актуализированы разъяснения по применению норм АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции.

 

II. Законодательство Ульяновской области

 

Указ Губернатора Ульяновской области от 06.07.2020 № 112 «О внесении изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19» 

Внесены изменения в Указ Губернатора Ульяновской области "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности". Из Перечня муниципальных образований Ульяновской области, на которые не распространяются отдельные ограничительные мероприятия, исключен Инзенский район.

 

Указ Губернатора Ульяновской области от 15.07.2020 № 116 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19» 

Внесены изменения в указ Губернатора Ульяновской области "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности". Действия ряда ограничительных мероприятий продлено до 1 августа, в частности приостановлена деятельность организаций (индивидуальных предпринимателей), предоставляющих услуги общественного питания. Продолжена реализация программ дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий, продолжена работа дошкольных образовательных организаций в формате дежурных групп численностью не более 12 человек. До 1 августа организовать проведение комплексного обследования детей на психолого-медико-педагогических комиссиях с учетом соблюдения санитарного режима, мер профилактики в условиях риска распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Министерство образования и науки Ульяновской области определяет перечень организаций отдыха детей и их оздоровления, в которых в период действия режима повышенной готовности допускается бронирование мест, прием и размещение граждан с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций Роспотребнадзора. 

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 30.06.2020 № 339-П «О предоставлении в 2020 году бюджетам муниципальных районов Ульяновской области иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с осуществлением ремонта подъездных путей к расположенным в границах муниципальных районов Ульяновской области больницам в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции» 

Иные межбюджетные трансферты предоставляются на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого Министерством с местной администрацией муниципального образования. Для получения иных межбюджетных трансфертов получатель представляет в Министерство заявку на получение иных межбюджетных трансфертов, составленную по утвержденной Министерством форме, и копию муниципального нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего расходные обязательства, в целях финансового обеспечения которых предоставляются иные межбюджетные трансферты.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 14.07.2020 № 364-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 27.02.2012 № 9/80-П» 

Скорректирован Перечень должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ульяновской области.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2020 № 361-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.08.2007 № 255» 

Внесены изменения в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области. Комиссия образуется Правительством в составе председателя комиссии - члена Правительства Ульяновской области, в ведении которого находятся вопросы образования и социального развития, заместителя (заместителей) председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии. Численный и персональный состав комиссии утверждается распоряжением Правительства Ульяновской области. Членами комиссии являются руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, а также могут являться представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, другие заинтересованные лица. Председателем комиссии, заместителем председателя комиссии, ответственным секретарем комиссии и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2020 № 360-П «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области» 

Внесены изменения в Положение о региональной системе межведомственного электронного взаимодействия Ульяновской области. Установлено, что система межведомственного электронного взаимодействия Ульяновской области предназначена для обеспечения предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области, а также документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в том числе с использованием Единого портала. Внести в Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг. Уточнены требования, предъявляемые к административным регламентам.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2020 № 362-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П» 

Внесены изменения в Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов. Решение об использовании земель или земельных участков либо об отказе в использовании земель или земельных участков принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления. Плата за использование земель или земельных участков или со дня получения им уведомления уполномоченного органа о необходимости внесения платы за использование земель или земельных участков, решение об использовании которых выдано до 1 мая 2020 года в полном объеме вносится заинтересованным лицом в течение 10 календарных дней со дня выдачи ему решения об использовании земель или земельных участков на счет соответствующего бюджета.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2020 № 359-П «Об утверждении распределения субсидий из областного бюджета Ульяновской области, предоставляемых бюджетам муниципальных районов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации для восстановления водных объектов, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» 

Базарносызганскому району и Карсунскому району в 2021 году распределено 2000,0 руб., Старомайнскому району в 2020 году - 1500,0 руб., Тереньгульскому району в 2022 году - 4000,0 руб., Чердаклинскому району в 2020 году - 2500,0 руб.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 29.06.2020 № 333-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П» 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск", режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон". Скорректированы и дополнены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования "город Ульяновск" с описанием указанных границ.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2020 № 363-П «О приостановлении действия постановления Правительства Ульяновской области от 31.10.2018 № 532-П»

Приостановить до 1 января 2021 года действие постановления Правительства Ульяновской области от 31.10.2018 № 532-П «Об утверждении Правил предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, обеспечивших увеличение объёма налоговых доходов областного бюджета Ульяновской области от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, дотаций из областного бюджета Ульяновской области».

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 10.07.2020 № 356-П «О внесении изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 17.04.2020 № 179-П» 

Внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области "Об удостоверении соблюдения правил деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность в период действия режима повышенной готовности на территории Ульяновской области". Скорректирована форма декларации о соблюдении правил деятельности организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность в период действия режима повышенной готовности на территории Ульяновской области.

 

Постановление Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 № 348-П «О некоторых мерах по обеспечению устойчивого развития экономики Ульяновской области и сохранению платежеспособности хозяйствующих субъектов» 

Организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Ульяновской области, и включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продлен срок уплаты авансового платежа по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за третий квартал 2020 года до 10 декабря 2020 года включительно.

 

Приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 13.05.2020 № 64-пр «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 06.02.2019 № 4-пр» 

Внесены изменения в Положение о порядке утверждения документов территориального планирования, внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ульяновской области. Скорректирован Порядок рассмотрения представленных органами местного самоуправления проектов документов территориального планирования, проектов внесения изменений в документы территориального планирования, согласований и заключений по этой документации. В новой редакции изложен раздел, регламентирующий утверждение предоставленной органами местного самоуправления документации.