Выступление Стекловой Прасковьи Владимировны, начальника отдела правового обеспечения и осуществления контроля Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» «Осуществление муниципального контроля в рамках Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

С 1 июля 2021 года (за исключением отдельных положений)вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государст венном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях указанного Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Федеральный закон № 248-ФЗ закрепляет следующие принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля:

- законность и обоснованность;

- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований;

- соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;

- охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;

- недопустимость злоупотребления правом;

- соблюдение охраняемой законом тайны;

- открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Федеральный закон № 248-ФЗ устанавливает важнейший принцип приоритета профилактики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, устанавливая новую линейку из семи профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит).

В то же время частью 2 статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что для органов местного самоуправления обязательно использование только двух мероприятий - информирование и консультирование. Остальные могут применяться в случае, если такое решение принято муниципалитетом.

Предполагается снизить количество проверок как за счёт приоритетности профилактики нарушений, так и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий.

К таким мероприятиям Федеральный закон относит следующее:

- Мониторинговая закупка. Мероприятие отличается отконтрольной закупки тем, что мониторинговая закупка проводится с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг на экспертизу, в остальном мероприятия схожи.

- Выборочный контроль- отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству.

- Инспекционный визит. Мероприятие проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Контролируемое лицо должно обеспечить беспрепятственный доступ контролирующего инспектора на место осуществления деятельности, помещения, сооружения.

- Выездное обследование. В рамках этого мероприятия не происходит взаимодействия между контролирующим и контролируемым лицами. Проводится только визуальная оценка соблюдения обязательных требований на общедоступных территориях.

Федеральный закон устраняет произвольные действия (мероприятия) контролирующих лиц по отношению к юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям,поскольку содержит определенные правила проведения контрольно-надзорных действий и исчерпывающий перечень допустимых мероприятий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др.

Муниципальный контроль осуществляется только в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона№ 248-ФЗ.

Говоря о муниципальном контроле, теперь Федеральным законом предусматривается, чтовид муниципального контроля подлежит осуществлению при наличии в границах муниципального образования объектов соответствующего вида контроля.

При отсутствии необходимости осуществления какого-либо из видов муниципального контроля орган местного самоуправления освобождается от дополнительной нагрузки (формирование нормативной базы по виду контроля, сдачи нулевых отчётов).

Кроме того, органы местного самоуправления в положение о виде контроля могут самостоятельно установить перечень видов контрольных (надзорных) мероприятий, применяемых при осуществлении каждого вида муниципального контроля, учитывая целесообразность и эффективность проводимых мероприятий.

Так же положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля. Т.е. в этом случае глава 5 Федерального закона № 248-ФЗ, устанавливающая применение риск-ориентированного подхода, может не применяться к осуществлению муниципального контроля.

Таким образом, Федеральным законом №248-ФЗпредусматриваются некоторые исключения для муниципального контроля, направленные на оптимизацию процедур осуществления муниципального контроля с учётом имеющихся ограниченных финансовых, кадровых и организационных возможностей муниципальных образований, что должно благотворно отразиться в целом на осуществлении муниципального контроля.

Результатом принятия и реализации Федерального закона№ 248-ФЗ, показателем эффективности государственного и муниципального контроля должно являться снижение ущерба от нарушения охраняемых законом ценностей, а не количество проведённых контрольных мероприятий.