Доклад начальника отдела обеспечения деятельности Департамента методологии и организации социальной поддержки населения Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Филипповой А.И. «Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта»

В связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года № 1258 «О внесении изменений в приложение № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» меняется подход к оказанию государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта. В соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 Федерального закона Российской Федерации № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

На реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской областиот 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» в Ульяновской области утверждён процент софинансирования в 2021 году – 82%, в 2022 году – 80%.

Таким образом, в 2021 году объём финансирования составит 413,1 млн. рублей, в том числе субсидия из Федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта составит 338,8 млн. рублей, средства областного бюджета – 74,3 млн. рублей (в том числе, на мероприятия по поиску работы – 113,6 млн. рублей, на профессиональное обучение, дополнительное образование – 51,6 млн. рублей, на осуществление ИП – 41,3млн. рублей, на иные мероприятия – 206,6 млн. рублей), в 2022 году – 338,8 млн. рублей.

Поэтому перед Министерством семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, другими региональными ведомствами, муниципальными администрациями и общественностью стоит масштабная задача по значительному расширению практики применения социального контрактана территории Ульяновской области.

Это работа начата и будет проводится в тесном взаимодействии органов социальной защиты населения и развития сельского хозяйства, регионального центра поддержки и сопровождения предпринимательства, агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время ведётся работа по внесению изменений в нормативную правовую базу (в частности, в постановление Правительства Ульяновской области от 16.10.2013 № 475-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области») и в ближайшее время будет разработан документ по организации взаимодействия органов социальной защиты населения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации и эффективного расходования бюджетных средств.

В связи с этим Министерством семейной, демографического политики и социального благополучия будет признано утратившим силу распоряжениеМинистерства от 22.05.2020 № 592-р «Об утверждении методических рекомендацийпо оказанию государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в муниципальных образованиях Ульяновской области». 

Таким образом, вмуниципальных образованиях, в которых приняты нормативные правовые акты,на основании данных рекомендаций, необходимо также провести работу по их признанию утратившими силу.

Вмуниципальных образованиях, в которых ведётся разработка соответствующих нормативных правовых актов приостановить данную работу.

Первостепенная задача социального контракта – помочь гражданам, находящимся за чертой бедности, переступить её ещё раз, но уже в обратном порядке, улучшив своё экономическое положение не на срок реализации социального контракта, а на долгосрочный период после его завершения. Именно такой механизм реализации позволит эффективно расходовать бюджетные средства.

Рассчитываем, что эта деятельность сделает государственный социальный контракт наиболее эффективной и перспективной формой борьбы с бедностью. И это наша с Вами совместная задача.