Обзор актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области за период с 08.04.2020 по 21.04.2020

 

Количество актов прокурорского реагирования, поступивших в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в период с 08 апреля 2020 года по 21 апреля 2020 года, составляет 20.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы.

 

На распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования».

В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ) глава местной администрации по вопросам организации работы местной администрации издаёт распоряжения, а по вопросам местного значения постановления. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. 

Следовательно, муниципальный правовой акт должен быть издан в форме постановления местной администрации.

 

На постановление администрации муниципального образования «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Администрации муниципального образования».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) обращение гражданина (далее - обращение) может быть направлено в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа. 

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. 

Пункт 2.7 оспариваемого постановления предусматривает, что обращения в форме электронного документа, поступившие на официальный сайт в подраздел «Обращения граждан», раздела «Виртуальная приёмная», предусматривающий заполнение реквизитов, необходимых для работы с обращениями граждан и организаций и получение письменного ответа, принимаются сотрудниками отдела. 

В силу абзаца 2 пункта 2.7 постановления обращения в форме электронного документа, направленные в Администрацию города в нарушение положения раздела 2 постановления не принимаются. 

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. 

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ, если в обращении не указывается фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся. 

Таким образом, в нарушение требований Федерального закона № 59-ФЗ оспариваемым правовым актом ограничивается право граждан на рассмотрение обращения.

 

На решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования».

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 

Согласно статье 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учётом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. 

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления. 

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 3-4 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 (далее - Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения) схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утверждённые планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади. 

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения. 

Однако в нарушение требований федерального законодательства Схема водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования на период до 2023 года не содержит разделов, установленных пунктом 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также необходимых сведений во всех разделах, установленных пунктами 6-14 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

 

На постановление администрации муниципального образования «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» муниципального образования».

Согласно постановлению администрации муниципального образования МБУ «Юг-Сервис» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель, отнесённых к категории земель промышленности и иного специального назначения, с разрешённым использованием: для организации свалки бытовых и промышленных отходов, а равно для обустройства объекта размещения отходов. 

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.00.1776 № 67-425 «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. 

Кроме того, статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1958 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 3.1-3.3, 3.6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил», Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твёрдых бытовых отходов, утверждённой Минстроем России 02.11.1996, пунктами 4.5, 5.1-5.2 Постановления Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03», утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, установлены обязательные к исполнению мероприятия по охране окружающей среды, а также требования к земельным участкам и расположенным на них объектам бытовых и производственных отходов. 

Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства, при передаче земельного участка для организации места размещения бытовых и производственных отходов администрацией района не была разработана предпроектная и проектная документация объекта размещения отходов, а также задание на его дальнейшее использование после закрытия выдано не было. 

Кроме того, на выбранном участке не были произведены топографическая съёмка, санитарно-эпидемиологические исследования, геологические и гидрогеологические изыскания, а также государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта размещения отходов. 

Таким образом, в связи с нарушением перечисленных выше норм, соблюдение которых было обязательным при издании правового акта, постановление является незаконным и подлежит отмене.

 

На распоряжение администрации муниципального образования «О назначении материально-ответственных лиц по администрации муниципального образования».

Согласно пункту 2 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ материальная ответственность в полном размере причинённого ущерба возлагается на работника в случае недоставки ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу. 

Кроме того, в соответствии со статьёй 12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. 

В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). 

Вместе с тем, в пункте 1 распоряжения указан неверный пункт положения статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающий материальную ответственность в полном размере. 

Кроме того, пункт 3 распоряжения устанавливает противоречащий вышеперечисленным положениям федерального законодательства срок вступления в силу данного распоряжения.

 

На постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям граждан, состоящим на учёте в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно» (далее-Административный регламент)».

Так, подпунктом 4.4.1 Административного регламента порядок и формы контроля за предоставлением муниципальной услуги должны отвечать требованиям непрерывности и действенности (эффективности). Должностным лицом, ответственным за проведение административной реформы в администрации муниципального образования осуществляется анализ результатов проведённых проверок предоставления муниципальной услуги, на основании которого должны приниматься необходимые меры по устранению недостатков в организации предоставления муниципальной услуги. 

Данная норма предоставляет произвольное усмотрение должностному лицу уполномоченного органа проводить анализ результатов проведённых проверок предоставления муниципальной услуги без регламентации по срокам или периодам его проведения, что создаёт условия для злоупотребления правом и (или) проявления для коррупции, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - широта дискреционных полномочий.

 

На постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования на 2020-2025 годы».

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. 

В соответствии с пунктом 18 части 1 ст. 14, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. 

Однако в отсутствии соглашения о передачи полномочий между органом местного самоуправления муниципального района и органом местного самоуправления сельского поселения принятой программой предусматриваются мероприятия, запланированные на 2020 год, по устройству площадок накопления ТКО в населённых пунктах муниципального образования, объём финансирования которых составляет 75 тысяч рублей. 

Таким образом, предусмотренные муниципальной программой мероприятия по устройству площадок мест накопления ТКО влекут за собой несанкционированное расходование бюджетных средств, а также противоречат требованиям статей 15, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и интересам муниципального образования.

 

На распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении Положения об Антикоррупционной политике администрации муниципального образования».

Распоряжением утверждена антикоррупционная политика администрации поселения. Однако должностным лицом её утвердившим является Глава муниципального образования, который в силу статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такими полномочиями не обладает. 

Несмотря на то, что статьёй 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что органами местного самоуправления издаются нормативные правовое акты в пределах компетенции, антикоррупционной политикой предусмотрено не только издание локальных нормативных актов, но и их антикоррупционная экспертиза, что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

На постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования».

Установлено, что регламент вступил в противоречие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон). 

Так, положениями указанного Регламента не предусмотрены установленные частью 1 статьи 7 Федерального закона запреты органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя: 

- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включённых в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона; 

- представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги. 

Исключения из данного правила перечислены в подпункте 4 статьи 7 Федерального закона от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка. 

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 

На решение Совета депутатов муниципального образования «О проведении публичных слушаний по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства».

Решением объявлено о проведении публичных слушаний. 

Однако срок проведения публичных слушаний, установленный пунктом 1 решения, составляет менее 1 месяца, что противоречит части 25 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

Кроме того, в нарушение части 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решением предусмотрено лишь опубликование заключения о результатах публичных слушаний, в то время как в силу вышеуказанной нормы закона заключение также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления.

 

На распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении Программы оздоровления муниципальных финансов муниципального образования на 2020-2024 годы».

Распоряжением утверждена Программа оздоровления муниципальных финансов муниципального образования, однако требования статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации при её утверждении не соблюдены. 

Более того, в нарушение статьи 45 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения издано распоряжение администрации.

 

На распоряжение администрации муниципального образования «О создании рабочей группы по противодействию коррупции».

Распоряжением создана рабочая группа по противодействию коррупции и утверждён план мероприятий по противодействию коррупции на 2020 год. 

Исполнителем утверждённого плана назначен глава поселения муниципального образования.

Однако в силу статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 34 Устава муниципального образования глава поселения муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляет представительный орган. Глава поселения подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. 

Таким образом, глава поселения не подотчётен главе администрации поселения, в связи с чем, не может быть назначен ответственным за исполнение мероприятий, утверждённых муниципальным актом администрации поселения. 

Кроме того, в нарушение требований статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» планом работы по противодействию коррупции предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы лишь проектов нормативных правовых актов, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не предусмотрено.

 

На постановление администрации муниципального образования «Об утверждении отчёта «Об исполнении бюджета муниципального образования».

Постановлением утверждён отчёт об исполнении бюджета за 2019 год. 

Однако вышеуказанное постановление издано с превышением предоставленных полномочий. 

Так, в силу части 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовые отчёты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. 

Таким образом, администрация муниципального образования такими полномочиями не наделена.

 

На постановление администрации муниципального образования «О предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов».

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на передачу в аренду земельного участка без торгов принадлежит только собственникам зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Однако из принятого администрацией муниципального образования постановления не следует, что на земельном участке с кадастровым номером расположены объекты недвижимости, являющиеся собственностью ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

Помимо этого, в постановлении не указаны площади объектов недвижимости, от которых напрямую зависит определение точной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации указанных объектов.

При таких обстоятельствах ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» не может быть признано субъектом исключительного права на передачу земельного участка без торгов.

 

На решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования».

Отдельные нормы Положения действуют без учета изменений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон № 178-ФЗ), нарушая права потенциальных покупателей муниципального имущества, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Так, Федеральным законом от 01.04.2019 № 45-ФЗ (вступил в силу 01.06.2019) внесены изменения в части содержания информационного сообщения о продаже муниципального имущества.

Во-первых, раздел 2 Положения, определяющий полномочий органов местного самоуправления в сфере приватизации муниципального имущества не дополнен полномочиями по принятию решений о поручении юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ (в ред. ФЗ от 01.04.2019 № 45-ФЗ), организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 178-ФЗ информационное сообщение должно содержать размер и порядок выплаты вознаграждения юридическому лицу, которое в соответствии с подпунктом 8.1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона осуществляет функции продавца муниципального имущества и (или) которому решениями органа местного самоуправления поручено организовать от имени собственника продажу приватизируемого муниципального имущества.

Вместе с тем, пункт 5.3 раздела 5 Положения продолжает действовать в неизменном виде.

Кроме того, внесены изменения в п. 5 ст. 18 Федерального закона № 178-ФЗ, в соответствии с которыми при проведении аукциона в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»).

Однако соответствующей нормой Положение не дополнено.

Не приведен в соответствие с изменениями Федерального закона № 178-ФЗ пункт 5.6 раздела 5 Положения, содержащий перечень информации о результатах сделок приватизации муниципального имущества, подлежащей размещению на официальном сайте в сети «Интернет».

Утратил силу абзац 3 пункта 5 статьи 23 Федерального закона № 178-ФЗ о заявлении предложений о приобретении муниципального имущества участниками продажи посредством публичного предложения поднятием их карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем «шаге понижения».

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 178-ФЗ предложения о приобретении государственного или муниципального имущества без объявления цены заявляются претендентами открыто в ходе проведения продажи.

Вопреки изменившемуся порядку, пункта 11.2 раздела 11 Положения до настоящего времени предусматривает подачу предложений в закрытых конвертах.