Обзор актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области за период с 22.04.2020 по 05.05.2020

Количество актов прокурорского реагирования, поступивших в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в период с 22 апреля 2020 года по 05 мая 2020 года, составляет 10, из них:

 

1 протест – на акт городского округа;

 

3 протеста – на акты муниципальных районов;

 

1 протест – на акт городского поселения;

 

5 протестов – на акты сельских поселений.

 

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы.

1. Постановлением администрации муниципального образования утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования на 2020-2022 годы», которой утверждены мероприятия по устройству площадок мест накопления ТКО.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Между тем, в отсутствии соглашения о передачи полномочий между органом местного самоуправления муниципального района и органом местного самоуправления сельского поселения принятой программой предусматриваются мероприятия, запланированные на 2020 год по устройству площадок накопления ТКО в населённых пунктах муниципального образования «…сельское поселение», объём финансирования, которых составляет 37,5 тысяч рублей.

Кроме того, решением районного суда от 11.09.2019 удовлетворены требования прокурора района об обязании администрации муниципального образования «… район» оборудовать контейнерные площадки, расположенные на территории муниципального образования в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Предусмотренные муниципальной программой мероприятия по устройству площадок мест накопления ТКО влекут за собой несанкционированное расходование бюджетных средств, а также противоречит требованиям статей 15, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и интересам муниципального образования Ульяновской области.

Аналогичное замечание выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

2. Постановлением администрации муниципального образования утверждён административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования.

Установлено, что регламент вступил в противоречие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон).

Так положениями регламента в разделе 2.6.2. не предусмотрены установленные частью 1 статьи 7 Федерального закона запреты органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя:

- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации,
за исключением получения услуг и получения документов и информации предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включённых в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона;

- представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых‚ для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуг.

Исключения из данного правила перечислены в пункте 4 части 1 статьи 7 Федерального закона.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

3. Постановлением администрации муниципального образования утверждён порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с приобретением в лизинг производственного оборудования (далее - Порядок).

Вопреки постановлению Правительства Ульяновской области от 26.12.2019 № 765, которым с 01.01.2020 признана утратившей силу государственная программа в Ульяновской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2019-2024 годы», утверждённая постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2018 № 24/521-П (далее — ПП № 24-521-П), и утверждению постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № 26/589-П государственной программы Ульяновской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» до настоящего времени (на протяжении более 3 месяцев) Порядок муниципального образования в соответствие с требованиями регионального законодательства не приведён.

Вместе с тем, согласно пункту 2.14 Порядка включение осуществляемого соискателем субсидии вида деятельности в перечень социально значимых и иных приоритетных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Ульяновской области, установленный Приложением № 5 к ПП № 24-521-П, является одним из критериев оценки членами конкурсной комиссии заявлений на предоставление субсидии.

Применение Положения в действующей редакции не в полной мере отвечает требованиям бюджетного законодательства, а использование вступивших в противоречие с изменениями региональной правовой базы критериев оценки заявлений о предоставлении субсидии влечёт возникновение рисков неправомерного расходования бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск».

4. Постановлением администрации муниципального образования утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования (далее — Схема).

Установлено, что отдельные положения Схемы противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат отмене.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 38 Федерального закона от 07.12.2011] № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учётом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются, Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3-4 Требовании к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 (далее — Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения) схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе  учитывать утверждённые планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые, значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

В нарушение требований федерального законодательства схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования не содержит разделов, установленных пунктом 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также необходимых сведений во всех разделах, установленных пунктами 6-14 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, у администрации муниципального образования «…сельское поселение» в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения поселения, а также внесению в схемы каких либо изменений.

5. Постановлением администрации муниципального образования утверждена муниципальная программа по укреплению общественного здоровья «Здоровый район» на 2020-2024 гг.» (далее — муниципальная программа).

Установлено, что данный нормативный правовой акт противоречит закону по следующим основаниям.

Согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (принцип самостоятельности бюджетов) не допускается установление расходных обязательств без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Из паспорта муниципальной программы следует, что объём финансирования муниципальной программы за счёт бюджетных ассигнований составляет 345 тысяч рублей.

Кроме того, в разделе 5 муниципальной программы указано, что финансирование мероприятий производится за счёт средств бюджета района.

Однако наименование конкретного бюджета, из которого будет осуществлено финансирование, не определено, что недопустимо.

6. Постановлением администрации муниципального образования утверждён акт «О проведении противопаводковых мероприятий в 2020 году».

Согласно статье 30 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться
в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения - безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4.5. Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 22.03.2012 № 129-П (далее - Порядок) временные ограничения движения в весенний период не распространяются: на пассажирские перевозки автобусами, в том числе международные; на перевозку пищевых продуктов, животных, кормов и кормовых добавок для продуктивных животных, лекарственных — препаратов, нефти и нефтепродуктов, топлива (бензин, дизельное топливо, судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут, газообразное топливо); семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов; на перевозку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий;

на транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов, применяемых при проведении аварийно-восстановительных и ремонтных работ транспортировку твердых и вывоз жидких бытовых отходов к местам их утилизации; на движение транспортных средств Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также федеральных органов исполнительной власти подведомственных Министерству обороны Российской Федерации; на движение сельскохозяйственных тракторов и иных самоходных машин применяемых в сельском хозяйстве.

Между тем, в нарушение вышеуказанных норм в пункте 9 постановления администрации муниципального образования «Измайловское городское поселение» Барышского района Ульяновской области от 11.03.2020 № 30-А
«О проведении противопаводковых мероприятий в 2020 году» отсутствует разрешение на движение сельскохозяйственных тракторов и иных самоходных машин, применяемых в сельском хозяйстве.

7. Постановлением администрации утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из состава земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые
не разграничена» (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 1.4 раздела 2 Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, предельный срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории должен составлять 14 дней.

Согласно пункта 2.4 Административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 14 календарных дней со дня поступления заявления об утверждении схемы.

При этом в соответствии с пунктом 3.2 Административного регламента общий срок выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги уполномоченным органом в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования исчисляется в рабочих днях, и при суммировании составляет 12 рабочих дней.

Вместе с тем, согласно производственного календаря количество рабочих дней между календарными датами в количестве 14 дней составляет только 10 рабочих дней.

Таким образом, Административным регламентом предусмотрена возможность оказания муниципальной услуги за пределами 14 дневного календарного срока, что противоречит требованиям вышеназванного законодательства и может привести к ущемлению прав физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями данной муниципальной услуги.

8. Распоряжением главы администрации муниципального образования осужденный к обязательным работам принят на работу для отбывания 200 часов обязательных работ по благоустройству населенных пунктов.

Между тем, указанное распоряжение не в полной мере соответствует действующему законодательству.

Согласно части 1, части 2 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный к обязательным работам привлекается

к выполнению бесплатных общественно полезных работ

в свободное от основной работы или учебы время. Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления

по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

С учетом вышеупомянутых требований закона, а также положений статьи 4 и статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации с данными лицами трудовой договор

на выполнение обязательных работ не заключается.

В нарушение указанных требований федерального законодательства осужденный распоряжением главы администрации сельского поселения принят на работу для отбывания обязательных работ.

Между тем, в соответствии со статьёй 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу допускается только после заключения между работодателем и работником трудового договора.

Указанные нарушения могут способствовать ненадлежащему исполнению приговора суда в отношении осужденного.

9. Постановлением исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования утверждён состав Совета национальностей при Главе администрации муниципального образования.

В соответствии с пунктом 6.2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализация прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов.

В целях реализации названного положения законодательства постановлением администрации муниципального образования утверждён Совет национальностей при Главе администрации муниципального образования, который до настоящего времени действует в неизмененном виде.

Вместе с тем, в состав Совета национальностей при Главе администрации муниципального образования в качестве члена Совета национальностей включен работник, который с 01.03.2020 должность главы в администрации муниципального образования не занимает, в администрации не работает.

Таким образом, состав Совета национальностей не актуализирован.