Обзор актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области за период с 06.05.2020 по 19.05.2020

Количество актов прокурорского реагирования, поступивших в органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в период с 06.05.2020 по 19.05.2020, составляет 12, из них:

3 протеста – на акты городских округов;

2 протеста – на акты муниципальных районов;

7 протестов – на акты сельских поселений.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы.

1. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении перечня предприятий и организаций для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ» не соответствует законодательству.

Вопреки части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в Перечень организаций, предприятий, учреждений для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, включён прекративший свою хозяйственную деятельность индивидуальный предприниматель.

2. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального образования, при условии, что маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, участкам таких автомобильных дорог», утверждённый постановлением администрации муниципального образования не соответствует требованиям законодательства по следующим основаниям.

Так, во исполнение пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» пунктом административного регламента установлено, что в целях получения специального разрешения заявитель представляет заявление по образцу, установленному приказом
Минтранса России от 24.07.2012 № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».

Вместе с тем, приказом Минтранса России от 05.06.2019 № 167 вышеназванный приказ от 24.07.2012 № 258 признан утратившим силу с 06.08.2019 в связи с утверждением нового Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.

Таким образом, в настоящее время административный регламент является частично не соответствующим нормативному правовому акту (приказу Минтранса России от 05.06.2019 № 167), имеющему большую юридическую силу.

С учётом изложенного, применение административного регламента в действующей редакции не в полной мере отвечает требованиям законодательства, регламентирующего порядок оказания муниципальных услуг, получателями которых также выступают субъекты предпринимательской деятельности.

3. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории муниципального образования» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.

Так, положениями указанного административного регламента не предусмотрены установленные частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) запреты органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя:

- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включённых в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ;

- представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги. Исключения из данного правила перечислены
в подпункте 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Кроме того, в административном регламенте также не учтены особенности рассмотрения жалоб на решения и действия многофункционального центра органа местного самоуправления публично-правового образования, являющегося учредителем многофункционального центра, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

Согласно подпункту «7» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из  элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

4. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении административного регламента по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования» требует приведения в соответствие с законодательством.

Так, с учётом положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также согласно нормам Устава муниципального образования в действующей структуре органов местного самоуправления муниципального образования
не предусмотрено должности, ссылку на которую содержат положения административного регламента.

Кроме того, в подпунктах административного регламента содержатся ссылки на портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ульяновской области www.gosuslugi.uiregion.ru, функционирование которого прекращено 05.03.2020.

5. Распоряжением главы администрации муниципального образования осуждённый приговором мирового судьи судебного участка к наказанию в виде 240 часов обязательных работ, был принят на работу с заключением срочного трудового договора на период отбывания наказания с 14.03.2020.

Данное распоряжение противоречит действующему законодательству.

Согласно части 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию
с уголовно-исполнительными инспекциями.

В соответствии со статьёй 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем
и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. При таких обстоятельствах с осуждённым судом к обязательным работам не может заключаться срочный трудовой договор, так как обязательные работы заключаются в выполнении осуждённым бесплатных общественно полезных работ.

6. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании» не соответствует требованиям законодательства.

Так, в связи с прекращением действия с 01.01.2020 постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/417-И «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014 - 2021 годы» требуют актуализации соответствующие положения паспорта Программы и паспорта подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в содержании Программы выявлено наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

7. Распоряжение администрации муниципального образования «Об утверждении Учётной политики для целей бюджетного (бухгалтерского) учёта администрации муниципального образования» подлежит признанию утратившим силу, поскольку не соответствует законодательству.

Так, в силу статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –  Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) структуру администрации утверждает представительный орган местного самоуправления по представлению главы администрации.

Однако в нарушение указанного требования пунктом Учётной политики, приложением утверждена структура местной администрации, не соответствующая ранее утверждённой структуре представительным органом, более того, предусмотренные для осуществления внутреннего финансового контроля управления отделы в администрации отсутствуют.

В нарушение требований статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ пунктами распоряжения и приложениями к распоряжению начальнику управления предоставлено право на издание распоряжений, а также предусмотрено издание приказов администрации.

В нарушение статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» администрации предоставлено право на заключение государственных контрактов.

8. Постановление администрации муниципального образования «Об организации и проведении комплекса работ по весеннему благоустройству территорий населённых пунктов муниципального образования» не соответствует требованиям законодательства.

Постановлением объявлено о проведении комплекса работ по благоустройству, в том числе требующих финансирования (например, посадка деревьев, побелка и т.д.).

При этом обязанности по исполнению запланированного объёма работ, в том числе требующих финансирования, в нарушение требований статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации возложены на организации всех форм собственности, население.

Согласно пункту 41 запланировано вынести пять предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства. Таким образом, работа администрации на указанном направлении построена не на принципах обеспечения законности, а на выполнении плановых показателей.

В нарушение статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в мероприятиях по благоустройству запланировано использовать труд школьников.

9. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении положения об антикоррупционной политике администрации муниципального образования» не соответствует законодательству.

Постановлением утверждена антикоррупционная политика администрации поселения (далее – Политика).

Пунктом 6 Политики определён перечень коррупционных правонарушений, который включает в себя исключительно совершение уголовно наказуемых деяний, что необоснованно заужено и противоречит требованиям статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в силу которой за коррупционные правонарушения предусмотрена также административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Несмотря на то, что статьёй 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что органами местного самоуправления издаются нормативные‚ правовые акты в пределах компетенции, Политикой предусмотрено издание локальных нормативных актов.