Доклад Артемьев Е.В., начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области
Докладчик |
Артемьев Е.В., начальник департамента координации контрольно-надзорной деятельности контрольного управления администрации Губернатора Ульяновской области |
Тема выступления |
О типовых недостатках в положениях о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области |
При анализе положений о видах муниципального контроля органов местного самоуправления Ульяновской области выявляются следующие распространённые типовые недостатки:
Отсутствие норм, регулирующих порядок осуществления досудебного обжалования по виду контроля.
Согласно ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) предусмотрено, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Соответственно, в случае, если на муниципальном уровне принято решение о неприменении досудебного прядка в Положении о виде муниципального контроля необходимо предусмотреть норму, соответствующую ч. 4 ст. 39 Федерального закона № 248-ФЗ, т.е. прямо прописать, что при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля досудебный порядок подачи жалоб не применяется.
Отсутствие в Положении о виде муниципального контроля указанной нормы с одновременным отсутствием положений о порядке рассмотрения жалоб не свидетельствует о неприменении досудебного обжалования,
но о неисполнении требований ч. 2 ст. 40 Федерального закона.
Отсутствие норм, регулирующих порядок применения системы управления рисками, предусмотренных частью 5 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 248-ФЗ предусмотрено, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Соответственно, в случае, если на муниципальном уровне принято решение о неприменении системы управления рисками в Положении о виде муниципального контроля необходимо предусмотреть норму, соответствующую ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 248-ФЗ, т.е. прямо прописать, что при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля система оценки и управления рисками не применяется.
Отсутствие в Положении о виде муниципального контроля указанной нормы с одновременным отсутствием прочих предусмотренных законом положений, относящихся к системе управления рисками, не свидетельствует о неприменении данной системы, но о недостаточном правовом регулировании вида контроля.
Указаны нормативные правовые акты федерального уровня, регулирующие правоотношения в сфере осуществления государственного контроля, но подпадающие под действие 294-ФЗ (см. таблица 1):
Что регулирует |
Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Федеральным законом
/не применяются к контролю, осуществляемому в соответствии |
Нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Федеральным законом в соответствии с Федеральным законом |
Предосте-режение |
постановление Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
|
Не предусмотрено
Согласно ч. 4 ст. 49 Федерального закона |
Типовые формы документов |
приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона |
приказ Министерства экономического развития Российской Федерации
|
План проверок / контрольных (надзорных) мероприятий |
постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 |
Формирование плана проверок / контрольных (надзорных) мероприятий |
приказ Генпрокуратуры России от 08.11.2019 № 783 «О Порядке формирования органами прокуратуры Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 |
Согласование внеплановых проверок / контрольных (надзорных) мероприятий |
приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
|
Проверочный лист (список контрольных вопросов) |
постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке
|
постановление Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 |
Программа профилактики |
постановление Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» |
постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»
|
Аттестация экспертов |
постановление Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, |
постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых
|
Работа в ЕРП/ЕРКНМ |
Постановление Правительства РФ
|
Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий |
По тексту одного положения о виде муниципального контроля в качестве органа, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, указываются различные наименования - администрация, контрольный орган, уполномоченный орган и т.д.
В перечне индикаторов риска содержатся индикаторы, связанные с предостережениями.
Ключевые показатели не соответствуют требованиям ч. 2 и 7 ст. 30 Федерального закона № 248-ФЗ, согласно которым:
ключевые показатели видов контроля должны отражать уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности;
не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на:
количестве проведённых профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;
количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлечённых к ответственности;
количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц.
Не предусмотрены случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.
Обязательность наличия указанных положений предусмотрена ч. 8 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ.
Предусмотрена обязанность контролируемого лица о направлении в контрольный орган уведомления об исполнении предостережения.
Федеральный закон № 248-ФЗ не предусматривает такой обязанности контролируемого лица.
Такая обязанность предусмотрена Федеральным законом № 294-ФЗ и принятым в его исполнении постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения
о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения». Нормы, установленные данными нормативными правовыми актами к осуществлению муниципального контроля не применимы.
В настоящее время ч. 4 ст. 49 Федерального закона предусмотрено, что контролируемое лицо вправе подать в контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения. При этом в Положении о виде контроля должен быть определён порядок подачи и рассмотрения такого возражения.
При описании меры профилактики «Информирование» сведения, которые контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своём официальном сайте в сети «Интернет», указаны не в полном объёме.
Общий перечень таких сведений установлен ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ. Обязательность указания сведений в положении о виде контроля из данного перечня определяется с учётом особенностей регулирования соответствующего вида контроля.
Сведения, размещаемые на официальном сайте контрольного органа в рамках информирования (ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ) |
Обязательность указания сведения в Положении |
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
обязательно |
сведения об изменениях, внесённых в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу |
обязательно |
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
обязательно |
утверждённые проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования |
обязательно в случае применения проверочных листов при осуществлении вида контроля (плановые выездная проверка, рейдовый осмотр, иные плановые и внеплановые КНМ, предусмотренные положением о виде контроля) |
руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утверждённые в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» |
обязательно |
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований |
обязательно |
порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
обязательно в случае применения при осуществлении вида контроля системы управления рисками (СУР не применяется, только если прямо указано в Положении |
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
обязательно в случае, если положением о виде контроля предусмотрено осуществление плановых КНМ |
программу профилактики рисков причинения вреда |
обязательно |
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица |
обязательно |
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
обязательно |
сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц |
обязательно в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Меры стимулирования добросовестности» |
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
обязательно в случае применения при осуществлении вида контроля порядка досудебного обжалования (ДО |
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
только в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Обобщение правоприменительной практики» |
доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле |
обязательно |
информацию о способах и процедуре самообследования (при её наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами |
обязательно в случае, если положением о виде контроля предусмотрена мера профилактики «Самообследование» |
иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда |
обязательно |
Предмет муниципального контроля не соответствует предмету, предусмотренному федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 248-ФЗ предмет муниципального контроля определяется федеральным законом о виде контроля.
Наименование вида муниципального контроля |
Норма отраслевого федерального закона, в которой усатнволен предмет муниципального контроля |
|
Муниципальный земельный контроль |
ч.2 ст. 72 Земельного кодекса РФ |
|
Муниципальный лесной контроль |
ч. 2 ст. 98 Лесного кодекса РФ |
|
Муниципальный контроль |
ч.5 ст. 3.1 Федерального закона |
|
Муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения |
ч. 2 ст. 33 Федерального закона |
|
Муниципальный жилищный контроль |
ч. 4 ст. 20 Жилищного кодекса РФ
|
|
Муниципальный контроль в сфере благоустройства |
п. 19 ч.1 ст. 14, п.25 ч. 1я ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 |
|
Муниципальный контроль |
ч. 2 ст. 2314 Федерального закона
|
|