Протокол №12р окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

16.07.2021                                                                              р/п Карсун

11.00                      12р

 

Председательствующий                    Котельникова О.В.

Секретарь                                           Чевская Н.Н.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период 30.06.2021 по 13.07.2021.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.07.2021 по 15.07.2021.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Доклад на тему: «Организационно-правовые аспекты противодействия коррупции на муниципальном уровне: новеллы законодательства и правоприменительная практика».

Докладчики

– Истомина Ирина Алексеевна, начальник департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области;

– Поручикова Татьяна Владимировна, главный советник департамента реализации государственной политики в области противодействия коррупции управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Доклад на тему: «Об устранении нарушений в нормативных правовых актах, выявленных в муниципальных правовых актах, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований (включая сельские поселения) Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Майнского, Сурского районов за шесть месяцев 2021 года»

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 30.06.2021 по 13.07.2021.

Сообщила, что за период с 30.06.2021 по 13.07.2021внесён31актпрокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 

1. Совет депутатовмуниципального образования принял решение «Об установлении нормативов потребления твёрдого топлива (дров) в жилых домах с печным отоплением для населения, проживающего на территории муниципального образования, котороеподлежит отмене по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 2 Закона Ульяновской области от 03.10.2012 № 137-ЗО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственным полномочием по установлению нормативов потребления населением твёрдого топлива» предусмотрено, что местные администрации муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по установлению нормативов потребления населением твёрдого топлива.

Во исполнение данного Закона администрацией муниципального образования уже принято постановление. Таким образом, нормативы потребления населением твёрдого топлива должны регулироваться только постановлением администрациимуниципального образования.

2. Исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования принято постановление «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на официальномсайте администрации в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования» (далее - Порядок).

В ходе изучения нормативного правового акта установлено, что отдельные его положения противоречат требованиям действующего антикоррупционного законодательства, всвязи с чем он подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствиис частью 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.

Согласно части 1, части 1.1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие должности, включённые в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления указанных сведений государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, размещаютсяв информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления в порядке, определяемом нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 03.12.2012№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ) контроль за расходами устанавливается для лиц, замещающих должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечёт за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществеи обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)и несовершеннолетних детей. Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона № 230-ФЗ представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных(складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок превышает общий доход‚лица, замещающего должность муниципальной службы, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду,размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления на основании федеральных законов с соблюдением законодательства Российской Федерациио государственной тайне и о защите персональных данных.

В нарушение требований указанного выше законодательствадействующим Порядком сведения о расходах, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, опубликованию в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления не подлежат, что является незаконным и противоречит требованиям действующего законодательства. Более того, в нарушение Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ«О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утверждённый Порядок не предусматривает необходимость размещения в сети «Интернет» на официальном сайте администрации поселения, сведения об источниках получения средств, за счёт которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций цифровых финансовых активов, цифровой валюты, если общая сумма таких сделок превышает общийдоход лица, замещающего муниципальную должность, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду.

Действие нормативного правового акта в названной редакции может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц органа местного самоуправления, в связи с чем, данный нормативный акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двухмуниципальных правовых актах.

3. Постановлением главы города «О внесении изменения в постановление администрации города» внесены изменения в утверждённый состав антинаркотической комиссии города (далее — состав АНК), отдельные положения которого вступили в противоречие с нормами законодательства по следующим основаниям.

Исходя из пункта 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 53.1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно составу АНК в субъекте Российской Федерации по должностям, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374, по решению председателя антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной властисубъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

Кроме того, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733, предусматривает участие в антинаркотической деятельности властных органов всех уровней, в том числе и органов местного самоуправления.

Состав АНК безусловно требует постоянной актуализации и корректировкис учётом кадровых и должностных изменений. Вместе с тем, в состав АНК, утверждённый вышеуказанным постановлением, без согласования с соответствующим органом, включён руководитель МСО СУ СК РФ по Ульяновской области, что не в полной мере отвечает положениям действующего законодательства,вышеуказанной Стратегии и званию данного должностного лица.

При подобном отношении к выполнению обязанностей по профилактике незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ на территории города, конечные цели создания АНК и самой профилактическойдеятельности АНК, достигнуты быть не могут, что в свою очередь ставит под угрозу реализацию прав жителей муниципального образования города.

4. Постановлением администрации города «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны на территории города» (далее — Положение). В ходе изучения нормативного правового акта установлено, что отдельные его положения противоречат требованиям действующего законодательства о гражданской обороне. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 № 687 утверждено Положение об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Приказ МЧС России). Приказом МЧС России от 24.12.2019 № 776 в указанное Положение внесены изменения и дополнения.

В соответствии с изменениями, выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в органах местного самоуправления должны осуществляться их органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом органы местного самоуправления обязаны определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня.

Кроме того, уточнены мероприятия, которые в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют органы местного самоуправления и организации. Однако в оспариваемом Положении отсутствуют вышеперечисленные изменения. Учитывая изложенное, данный нормативный правовой акт подлежит незамедлительному приведению его в соответствие с действующим законодательством.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

5. Постановление администрации города «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам города территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции»в настоящее время вступило в противоречие с нормами законодательства по следующим основаниям.

В преамбуле оспариваемого правового акта указано, что оно принятов соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям объектам территорий, на которых не допускается розничная продажаалкогольной продукции». Вместе с тем, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 841 указанный документ с 01 января 2021 года утратил силу. При этом с обозначенной даты указанные правоотношения урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12. 2020 № 2220.

Требуют актуализации перечни учреждений дошкольного образования, учреждений культуры и библиотек, образовательных учреждений, объектов здравоохранения, учреждений спорта, а также наименования данных объектов.

Кроме того, вопреки положениям подпункта 5, 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в оспариваемом акте не определена прилегающая территория к войсковой части, дислоцированной на территории города.

6. Постановление администрации муниципального образования «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях его образования по адресу…»(далее — Постановление)находится в противоречии с действующим законодательством и подлежит приведению в соответствие с ним по следующим основаниям.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) органы местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней, со дня принятия указанного решения, в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе сиспользованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Из содержания статьи 11.10 ЗК РФ следует, что кроме использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия принятое решение об утверждении схемы расположения земельного участка подлежит направлению в орган регистрации прав и иными способами. Между тем, вопреки требованиям вышеуказанного законодательства в данном постановлении указывается о направлении принятого решения лишь с использованием единой системы межведомственного электронноговзаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Аналогичные замечания выявлены ещё в 11 муниципальных правовых актах.

7.Администрацией муниципального образования принято постановление «О создании жилищной комиссии» (далее — Постановление).

Указанное постановление не соответствует действующемузаконодательствупо следующим основаниям. Так, в нарушение статей 14, 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» постановлением в состав комиссии не включены представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), а также государственного контроля и надзора в сфере пожарной безопасности для обследования жилых помещений.

8. В рамках мониторинга муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, прокуратурой района выявлено незаконное распоряжение в сфере муниципальной службы,изданное администрацией муниципального образования. Установлено, что распоряжением главы администрации муниципального образования назначено проведение квалификационного экзамена муниципальных служащих на присвоение классного чина. Одним из пунктов данного распоряжения утверждён список муниципальных служащих, сдающих квалификационный экзамен, в состав которого включены: начальник финансового отдела, главный специалист поделопроизводству и муниципальной службе.

Распоряжением утверждён состав комиссии в количестве четырёх человек, секретарём которой назначенначальник финансового отдела. Данное распоряжение является незаконным и подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно статье 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ, статьи 2.1 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-30 «О муниципальной службе в Ульяновской области» лицам, состоящим на муниципальной службе, присваиваются соответствующие замещаемой муниципальной должностиклассные чины. При этом согласно пункту 13 статьи 2.1 Закона № 163-З0 муниципальным служащим, заключению трудового договора с которыми не предшествовал конкурс на замещение соответствующих должностей муниципальной службы,за исключением муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы высшей группы должностей муниципальной службы на определённый срок полномочий, первый и очередные классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена муниципального служащего и формах оценки знаний и умений (профессионального уровня) утверждается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В силу решения Совета депутатов муниципального образования «О порядке проведенияквалификационного экзамена муниципального служащего муниципального образования» муниципальный служащий, являющейся членом комиссии, сдаёт квалификационный экзамен на общих основаниях, и в связи с этим на время проведения экзамена приостанавливаются его полномочия. Таким образом, созданная комиссия по проведению квалификационного экзамена, в состав которой включенначальник финансового отдела, является не легитимной, поскольку на период сдачи ею квалификационного экзамена на присвоение классного чина, полномочия начальника финансового отдела, как члена комиссии, не были приостановлены.

9. В ходе осуществления текущего надзора прокуратурой района установлено, что принятое постановление администрацией муниципального образования«О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования» противоречит требованиям градостроительного законодательства. В силу части 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьёй и статьями 9,25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, требования закона при принятии данного постановления местной администрацией соблюдены не были. Принятое постановление не позволяет достоверно определить суть вносимых изменений в генплан, и, соответственно, последовательность действий органов местного самоуправления, связанных с их выполнением. Так, вопреки части 5.2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерациине утверждён план мероприятий по подготовке проекта о внесении изменений в генеральный план муниципального образования.

В нарушение части 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерациине утверждён порядок направления предложений о внесении изменений в генеральный план.

10. На основании статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районовв области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов;

- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу части 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителейо расположении таких мест.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимают приём отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, федеральным законодательством чётко установлены пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере обращения с указанными выше отходами.

В связи с этим, к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения не относится принятие мер по организации сбора, накопления использования, обезвреживания транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Утверждение Порядка обращения с ртутьсодержащими отходами (т.е. нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обращения с ртутьсодержащими лампами) не входит в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку его установление отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2012 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором.

Аналогичные замечания выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

11. Постановлением администрации города утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе (далее – Перечень).

В вышеуказанный Перечень включены категории дорог с наименованиями улиц, относящихся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в городе.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» протяжённость автомобильной дороги в границах населённого пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дорогипо её центральной оси.

Однако в оспариваемом постановлении протяжённость улицы указана не верно.

В связи с изложенным, участку автомобильной дороги по улице категория не присвоена.

12. Согласно положениям статей 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ, если осуждённый не имеет основного места работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Однако в нарушение статей 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указанные в данном постановлении вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места отбывания исправительных работ, если осуждённый не имеет основного места работы, не согласованы с уголовно-исполнительной инспекцией.

Аналогичные замечания выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.07.2021 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.07.2021 по 15.07.2021 (текст доклада прилагается).

Особо отметила Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с которым потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты.

Также обратила внимание на Федеральный закон от 01.07.2021 № 289-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в котором закреплена обязательность размещения материалов по вопросам, которые выносятся на публичное слушание и (или) общественное обсуждение, на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет»и установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» или на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие жителей в публичных слушаниях, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Указала на Федеральный закон от 02.07.2021 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Изменения, внесённые в Лесной кодекс Российской Федерациии Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,потребуют внесения измененийв Уставы городских поселений.

Отметила, чтопостановление Правительства Ульяновской областиот 30.06.2021 N 276-П «О признании утратившими силу отдельных постановлений (положений постановлений) Правительства Ульяновской области» признало ряд постановлений Правительства Ульяновской области утратившими силу, что потребует внесения изменений в муниципальные правовые акты.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.07.2021 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Истомина И.А., Поручикова Т.В. – выступили с докладом на тему«Организационно-правовые аспекты противодействия коррупции на муниципальном уровне: новеллы законодательства и правоприменительная практика» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2 Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – сообщила, что в нормативных правовых актах муниципальных образований Ульяновской области были выявлены несоответствия законодательству Российской Федерации и Ульяновской области.

 

Нарушения были выявлены в следующих нормативных правовых актах:

Муниципальное образование

Нарушения

Вешкаймский районПостановление от 29.05.2020 № 381), Чуфаровскоегородское поселение (постановление от 19.07.2016 № 71,)

Инзенский район Оськинское сельское поселение (постановление
от 24.12.2010 № 113, решение от 19.11.2012 № 54), Черемушкинское сельское поселение (постановление
от 25.03.2011 № 23).

Карсунский район (постановление от 16.05.2013 № 417), Новопогореловское сельское поселение (постановление от 11.03.2011 № 12), Языковское городское поселение (постановление
от 11.03.2011 № 15), Карсунское городское поселение (постановление
от 22.04.2013 № 82), Новопогореловское сельское поселение (постановление
от 31.10.2013 № 83).

Майнский район

Майнское городское поселение (решение от 20.07.2010 № 12/6, постановление
от 26.07.2010 № 143), Гимовское сельское поселение (постановление
от 12.04.2013 № 29), Анненковское сельское поселение (постановление
от 17.04.2013 № 46), Старомаклаушенское сельское поселение (постановление от 07.05.2013 № 25).

Сурский район (постановление от 29.05.2020 № 261-п-а), Хмелёвское сельское поселение (постановление от 11.12.2013 № 116), Лавинское сельское поселение (постановлениеот 16.12.2013 № 95), Никитинское сельское поселение (постановление от 23.04.2020 №17-п), Сарское сельское поселение (постановление от 28.05.2020 № 32-п-а), Астрадамовское сельское поселение (постановление от 29.04.2021 № 30-П.)

Резервный фонд

В соответствии со статьёй 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, который устанавливается, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

 Однако некоторые исполнительные органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области приняли муниципальные правовые акты«Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда муниципального образования «____», что является нарушением статьи 81 БК РФ и превышением полномочий органа местного самоуправления (коррупциогенный фактор - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). 

Вешкаймский район Чуфаровское городское поселение (постановление от 31.03.2021 № 38), Бекетовское сельское поселение (постановление от 24.03.2021 № 14в редакции от 01.06.2021), Ермоловское сельское поселение (постановление от 10.03.2021 № 10), Стемасское сельское поселение (постановление от 01.04.2021 № 17).

Инзенский район(постановление от 24.03.2021 № 285), Сюксюммское сельское поселение (постановлениеот 17.06.2021 № 15, Глотовское городское поселение (постановление от 09.07.2019 № 44 в редакции от 26.03.2021), Карсунский район (постановление от 30.04.2021 № 245), Горенское сельское поселение (постановление от 07.04.2021 № 6), Майнский районГимовское сельское поселение (постановление от 07.04.2021 № 22).

 Субсидии

Согласно пунктам 2, 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, т.е. постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 30.12.2020) «Об общих требованияхнормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, Общие требования). Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 18.09.2020№ 1492 органам местного самоуправления рекомендовано привестив соответствие с указанным постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из местного бюджета субсидий, в связис чем структуру необходимо привести в соответствиес пунктом 2 Общих требований, а именно:

1) в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте необходимо указать информацию о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерациив информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о субсидиях;

2) при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов; результаты предоставления субсидии; сроки (периодичность) перечисления субсидии;счета, на которые перечисляется субсидия; перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, а также при необходимости требования к указанным документам; порядок и сроки рассмотрения документов;

3) предусмотреть положения по требованиям к отчётности, требованиям об осуществлении контроляза соблюдением порядка предоставления субсидийи ответственности за его нарушение. 

Вешкаймский район (постановление от 29.12.2020 № 985).

Инзенский район Коржевское сельское поселение (постановление от 18.12.18 № 69 в редакции от 26.02.2021), Труслейское сельское поселение (постановление от 19.12.2018 № 91 в редакции от 24.12.2020).

Превышение полномочий

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные определёнными пунктами части 1 указанной статьи, среди которых нет вопроса местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения. В соответствии с частью 4 указанной статьи иные вопросы местного значения не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствиис частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ,на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

С учётом вышеизложенного и согласно пункту 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, утверждение и реализация муниципальных программв области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении ио повышении энергетической эффективности относится к полномочию по решению вопросов местного значения муниципального района и городского поселения.

Таким образом, постановление сельского поселенияпринято с превышением полномочий (содержит коррупциогенный фактор – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, предусмотренный абзацем «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96), и требует приведения в соответствие с законодательством.

С целью устранения нарушения необходимо признать утратившим силу постановление сельского поселения, а программу в области энергосбереженияи повышения энергетической эффективности утвердить на уровне муниципального района, при этом необходимо учесть, чтос 18 февраля 2020 вступило в силу постановлениеПравительства Российской Федерации от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требованийк региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерациии отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление РФот 11.02.2021 № 161, Требования), соответственно Программа должна содержать, в том числе:

- приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;

- основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;

-перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации Программы;

- значения целевых показателей в области энергосбереженияи повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации Программы.

 Перечень мероприятий по энергосбережениюи повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в Программу в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия, определённые пунктом 13 Требований.Обязательные целевые показатели для включения в Программув области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены пунктом 20 Требований.  

Карсунский район Большепоселковское сельское поселение (постановление от 28.12.2016 № 59 в редакции от 28.12.2020), Новопогореловское сельское поселение (постановление от 26.12.2016 № 51в редакции от 03.03.2021), Урено-Карлинское сельское поселение (постановление от 08.11.2017 № 110 в редакции от 30.12.2020), Горенское сельское поселение (постановление от 09.11.2018 № 44).

Инзенский район Валгусское сельское поселение (постановление от 01.12.2020 № 43).

Превышение полномочий

Постановлением администрации сельского поселения принята муниципальная программа «Профилактика терроризма, экстремизма, конфликтов на межнациональной и межэтнической почве».

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные определёнными пунктами части 1 указанной статьи, среди которых нет вопроса местного значения по участию в профилактике терроризмаи экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризмаи экстремизма в границах поселения.

В соответствии с частью 4 указанной статьи иные вопросы местного значения не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствиис частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Аналогичное замечание было выявлено в постановлениях администрации сельского поселения «Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной системыв муниципальном образовании Горенское сельское поселение…»;

«Об утверждении муниципальной целевой программы «Чистая вода» муниципального образования «Валгусское сельское поселение» (кроме того, в данной программе необходимо: слово «целевая» исключить, так как Бюджетный кодекс не предусматривает термин«муниципальная целевая программа» согласно внесённых изменений в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ, также в тексте программы используется ссылка на СанПиН 2.1.4.1074-01, который утратил силу 01.03.2021. Нормативный правовой акт в соответствии с Конституцией Российской Федерации и со статьёй 47 Федерального закона № 131-ФЗ может вступить в законную силу только после его официального опубликования (обнародования), в связи с чем пункт 2 постановления подлежит изменению).

Вешкаймский район Чуфаровское городское поселение (решение от 25.058.2020 № 17), Ермоловское сельское поселение (решение от 22.06.2020 № 5/12).

Инзенский район. Сюксюмское сельское поселение (решение от 20.05.2021 № 6),
Карсунский район Языковское городское поселение (постановление от 03.02.2021 № 5).

Майнский район Анненковское сельское поселение (решение от 24.12.2020 № 32/97).

Правила благоустройства

В муниципальном правовом акте«Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «________сельское поселение» _____ района Ульяновской области» - было выявлено, что в тексте Правил благоустройства используются правовые акты, которые утратили силу, а именно: СанПиН 2.1.7.1287-03(утратил силу с 01.03.2021), СанПиН 42-128-4690-88(утратил силус 04.12.2020); ГОСТ Р 52289-2004 (утратил силу с 01.04.2020).

Вешкаймский район Чуфаровское городское поселение (постановление от 19.01.2021 № 4),Бекетовское сельское поселение (постановление от 18.01.2021 № 1), Стемасское сельское поселение (постановление от 11.01.2021 № 1).

Муниципальный правовой акт«Об утверждении Положения об организации и осуществлении первичного воинского учета граждан на территории муниципального образования «_______» - необходимо привести в соответствие с требованиями, установленными абзацами пятнадцатым и восемнадцатым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе.

Инзенский район Оськинское сельское поселение (постановление от 23.12.2019 № 102), Карсунский район
Урено-Карлинское сельское поселение (постановление от 08.11.2017 № 110 в редакции от 30.12.2020),Майнский район (постановление от 18.12.2018 № 943 в редакции от 01.03.2021).

Нарушение Бюджетного Кодекса Российской Федерации (муниципальная программа)

Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствиис утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Также на основании статьи 6 БК РФ муниципальная программа является документом, характеризующим бюджетные ассигнования в очередном финансовом году или очередном финансовом годуи плановом периоде.

Статьями 5, 242 БК РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных средств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря, поэтому вносить изменения в финансирование муниципальной программы по закончившемуся финансовому году не допустимо (за исключением случая, предусмотренного абзацем четвёртым пункта 2 статьи 179 БК РФ).

Инзенский район (постановление от 17.05.2021 № 451, постановление

от 07.08.2018 № 501), Оськинское сельское поселение (постановление от 3.02.2020 № 4),

Майнский район

Гимовское сельское поселение (постановление

от 08.04.2021 № 25).

Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Муниципальные правовые акты необходимо привести в соответствие с Кодексом об административных правонарушениях Ульяновской области и Законом Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО(ред.от 27.04.2021) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

Майнский район Гимовское сельское поселение (решение от 24.01.2012 № 25/116 в редакции от 29.03.2012), Сурский район. Лавинское сельское поселение (решение от 03.04.2007 № 26/5), Хмелевское сельское поселение (решение от 21.11.2008 № 32/16).

Превышение полномочий

Исходя из статей 2, 3 Закона Российской Федерацииот 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», статей 3, 4, 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления не обладают полномочиями по правовому регулированию отношений в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В то же время органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в том числе гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относитсяк компетенции Российской Федерации (пункт «в», «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, принятие правового акта, определяющего правила содержания домашних животных на территории муниципального образования, не входит в полномочия органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных относятся к предмету регулирования правил благоустройства территории муниципального образования, принятие которых является вопросом местного значения поселения. С учётом вышеизложенного и в целях устранения выявленного коррупциогенного фактора (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, предусмотренное подпунктом «д» пункта 3 Методики) предлагается разработать правовой акт в рамках полномочий органа местного самоуправления, путём включения соответствующих изменений в Правила благоустройства.

Карсунский район Горенское сельское поселение (решение от 02.12.2019 № 37).

Муниципальный нормативный правовой акт «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Горенское сельское поселение»необходимо привести в соответствие с пунктом 1статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в части налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Карсунский район Горенское сельское поселение (решение от 21.05.2021 № 11).

До настоящего времени не представлены сведения об опубликовании решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования Горенское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области от 18.12.2020 № 27 «О бюджете муниципального образования Горенское сельское поселение Карсунского района Ульяновской области, что является нарушением статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

РЕШИЛИ:

4.1. Органам местного самоуправления (включая сельские поселения) Вешкаймского, Инзенского, Карсунского, Майнского, Сурского районов принять меры по приведению вышеуказанных муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и областным законодательством и в срок до 16.08.2021направить информацию о проделанной работе на электронный адрес: 440136@mail.ru.

4.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

Н.Н.Чевская