Протокол №14р окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

05.08.2021                                                                                 р/п Кузоватово

 

11.00

14р

 

Председательствующий                                                                        Земскова И.В.

Секретарь                                                                                               Зубарева Е.Н.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово заместителяначальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Земсковой И.В.

 

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период 28.07.2021 по 03.08.2021.

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.07.2021 по 05.08.2021

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Доклад на тему: «О реализации органами местного самоуправления полномочий в жилищно–коммунальной сфере и в сфере благоустройства. Обращение с коммунальными отходами, новые правила и региональная практика в 2021 году».

Докладчик – Хаджибаев Александр Сергеевич, заместитель Министраэнергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу.

 

4. Доклад на тему: «Об устранении нарушений в нормативных правовых актах, выявленных в муниципальных правовых актах, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований (включая сельские поселения) Новоспасского, Николаевского, Павловского, Радищевского, Старокулатинского, Барышского, Кузоватовского районов за шесть месяцев 2021 года».

Докладчик – Земскова И.В., заместитель начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 28.07.2021 по 03.08.2021.

Сообщила, что за период с 28.07.2021 по 03.08.2021 внесено 2 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области.

В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

администрацией муниципального образования сельского поселения принято постановление «О присвоении адреса», которое не соответствует требованиям закона.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение трёх рабочих дней со дня принятия такого решения.

Принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса без внесения соответствующих сведений в государственный адресный реестр не допускается.

Однако изданное постановление указанным требованиям не соответствует, так как не содержит указания о направлении в государственный адресный реестр сведений о присвоении адреса на объект недвижимости.

Аналогичное замечание выявлено ещё в одном муниципальном правовом акте.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 31.08.2021 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов в целях дальнейшего принятие решения о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса с обязательным внесением соответствующих сведений в государственный адресный реестри направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 30.07.2021 по 05.08.2021 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Хаджибаев А.С. – выступил с докладом на тему«О реализации органами местного самоуправления полномочий в жилищно-коммунальной сфере и в сфере благоустройства. Обращение с коммунальными отходами, новые правила и региональная практика в 2021 году» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

4. СЛУШАЛИ:

Земскова И.В. – сообщила, что в нормативных правовых актах муниципальных образований Ульяновской области были выявлены несоответствия законодательству Российской Федерации и Ульяновской области.

 

Нарушения были выявлены в следующих нормативных правовых актах:

 

Муниципальное образование.
Реквизиты НПА

Нарушения

Павловский район

Пичеурское сельское поселение (постановление
от 02.03.2011 № 14).

 

 

Новоспасский район

Коптевское сельское поселение (постановление
от 23.05.2012 № 32);

Троицкосунгурское сельское поселение (постановление от 21.05.2012 № 32).

 

Барышский район

(постановление от 06.06.2019 № 316-А);

«Земляничненское сельское поселение» (постановление 12.11.2013 № 72-А);

«Жадовское городское поселение» (постановление от 21.04.2011 №).

Резервный фонд

В соответствии со статьёй 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, который устанавливается, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Однако ряд органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области приняли муниципальные правовые акты«Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда муниципального образования «____», что является нарушением статьи 81 БК РФ и превышением полномочий органа местного самоуправления (коррупциогенный фактор - принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, предусмотренный подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика)). 

Радищевский район

(постановление от 29.10.2019 № 722;

постановление от 01.01.2012 № 11;

постановление от 02.10.2010 № 272;

постановление от 28.06.2010 № 324;

постановление от 23.10.2009 № 453);

Ореховское сельское поселение (постановление

от 22.03.2019 № 10;

постановление от 04.07.2018 № 39;

постановление от 09.07.2018 № 367;

постановление от 15.02.2012 № 33;

постановление от 15.03.2010 № 24;

постановление от 25.03.2010 № 26);

Дмитриевское сельское поселение (постановление
от 17.03.2010 № 25; постановление от 18.03.2010 № 28).

 

Николаевский район Дубровское сельское поселение (постановление
от 07.04.2021 № 19);

Поспеловское сельское поселение (постановление от 30.03.2021 № 12);

Славкинское сельское поселение (постановление
от 29.03.2021 № 12).

 

Старокулаткинский район (постановление от 07.06.2021 № 198);

Зеленовское сельское поселение (постановление
от 28.06.2021 № 25).

Предоставление субсидий

Согласно пунктам 2, 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, т.е. постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 30.12.2020)
«Об общих требованияхнормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»(далее – постановление Правительства РФ от 18.09.2020№ 1492, Общие требования). Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 18.09.2020№ 1492 органам местного самоуправления рекомендовано привестив соответствие
с указанным постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из местного бюджета субсидий, в связи с чем структуру правовых актов необходимо привестив соответствиес пунктом 2 Общих требований, а именно:

1) в целях определения общих положений о предоставлении субсидий в правовом акте необходимо указать информацию о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерациив информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о субсидиях;

2) при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых к получению при достижении результатов соответствующих проектов; результаты предоставления субсидии; сроки (периодичность) перечисления субсидии;счета, на которые перечисляется субсидия; перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, а также при необходимости требования к указанным документам; порядок и сроки рассмотрения документов;

3) предусмотреть положения по требованиям к отчётности, требованиям об осуществлении контроляза соблюдением порядка предоставления субсидийи ответственности за его нарушение. 

Радищевский районРадищевское городское поселение (решение
от 26.12.2019№ 21/84);

Калиновское сельское поселение (решение
от 19.12.2019 № 15/73);

Октябрьское сельское поселение (решение
от 29.11.2019 № 10/40).

 

Николаевский район

Славкинское сельское поселение (решение
от 24.05.2021 № 101).

 

Старокулаткинский район

Терешанское сельское поселение (решение
от 30.12.19 № 9/2);

Зеленовское сельское поселение (решение
от 27.12.19 № 11/2);

Мостякское сельское поселение (решение
от 30.12.19 № 10/2);

Староатлашское сельское поселение (решение от 27.12.2019 № 11/2).

Старокулаткинскоегородское поселение (решение от 21.11.2019 № 12/5).

 

Кузоватовский район

Коромысловское сельское поселение (решение
от 13.07.2009 № 48/192)

 

Барышский район

«Жадовское городское поселение» (решение
от 29.01.2020 № 4/2-4).

 

Правила благоустройства

В муниципальном правовом акте«Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «________сельское поселение» _____ района Ульяновской области» было выявлено, что в тексте Правил благоустройства используются правовые акты, которые утратили силу, а именно: СанПиН 2.1.7.1287-03(утратил силу с 01.03.2021), СанПиН 42-128-4690-88(утратил силу с 04.12.2020); ГОСТ Р 52289-2004 (утратил силу
с 01.04.2020).

 

Старокулаткинский район (постановление от 18.01.2021 № 4);

Мостякское сельское поселение (постановление
от 11.01.2021 № 1);

Зеленовское сельское поселение (постановление
от 11.01.2021 № 1);

Терешанское сельское поселение (постановление
от 19.01.2021 № 2).

 

Барышский район

«Старотимошкинское городское поселение» (постановление от 03.03.2021 № 21-А);

«Малохомутерское сельское поселение» (постановление
от 28.01.2020 № 1-А (два аналогичных действующих правовых актов: от 22.12.2020 № 67-А);

«Поливановское сельское поселение»(постановление
от 11.01.2021 № 1 (всего 5 аналогичных правовых актов в регистре муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области);

«Старотимошкинское городское поселение» (постановление от 14.01.2020 № 7-А);

«Ленинское городское поселение» (постановление
от 15.02.2021 № 20).

 

Организация первичного воинского учёта 

Муниципальный правовой акт «Об утверждении Положения об организации и осуществлении первичного воинского учёта граждан на территории муниципального образования «_______» необходимо привести в соответствие с требованиями, установленными абзацами пятнадцатым и восемнадцатым пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе».

Радищевский район

Октябрьское сельское поселение (постановление
от 12.02.2021 № 13; постановление от 27.02.2015 № 15);

Ореховское сельское поселение (постановление
от 12.02.2021 № 6; постановление от 14.04.2015 № 27);

Калиновское сельское поселение (постановление

от 27.01.2021 № 4-п; постановление от 07.04.2015 № 29);

Дмитриевское сельское поселение (постановление
от 12.02.2021 № 4).

 

Павловский район

(постановление от 15.09.2020 № 420 в редакции от 18.06.2021 № 383);

Шаховское сельское поселение (постановление
от 31.01.2020 № 05);

Баклушинское сельское поселение (постановление
от 30.01.2020 № 1);

Холстовское сельское поселение (постановление
от 27.01.2020 № 1);

Пичеурское сельское поселение (постановление
от 30.01.2020 № 3);

Шмалакское сельское поселение (постановление
от 30.01.2020 № 3).

 

Николаевский район

(постановление от 25.02.2021 № 135);

Головинское сельское поселение (распоряжение
от 09.03.2021 № 12);

Дубровское сельское поселение (распоряжение
от 19.02.2021 № 2).

 

Кузоватовский район (постановление от 02.03.2021 № 101);

Спешневское сельское поселение (постановление
от 21.02.2020 № 1);

Лесоматюнинское сельское поселение (постановление
от 21.02.2020 № 1);

Коромысловское сельское поселение (постановление от 21.02.2020 № 1);

Еделевское сельское поселение (постановление
от 21.02.2020 № 1);

Безводовское сельское поселение (постановление
от 20.02.2020 № 1).

Барышский район

«Ленинское городское поселение» (постановление
от 05.02.2020 № 9);

«Старотимошкинское городское поселение» (постановление от 01.03.2021 № 17-А).

Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях

Муниципальные правовые акты необходимо привести  в соответствие с Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях и Законом Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО (в редакции от 27.04.2021) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях».

Старокулаткинский район

Мостякское сельское поселение (решение
от 09.06.2021 № 11/2)

Превышение полномочий

Исходя из статей 2, 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», статей 3, 4, 5 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления не обладают полномочиями по правовому регулированию отношений в области ветеринарии, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, органы местного самоуправления не вправе регулировать права и свободы граждан, в том числе гражданско-правовые права и обязанности владельцев животных, поскольку это относитсяк компетенции Российской Федерации (пункт «в», «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, принятие правового акта, определяющего правила содержания домашних животных на территории муниципального образования, не входит в полномочия органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы размещения и содержания площадок для выгула животных относятся к предмету регулирования правил благоустройства территории муниципального образования, принятие которых является вопросом местного значения поселения.

С учётом вышеизложенного и в целях устранения выявленного коррупциогенного фактора (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, предусмотренное подпунктом «д» пункта 3 Методики, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2020 № 96) предлагается разработать правовой акт в рамках полномочий органа местного самоуправления, путём включения соответствующих изменений в Правила благоустройства.

Кузоватовский район

Коромысловское сельское поселение (решение
от 24.12.2020 № 25/100)

 

Отсутствие сведений об опубликовании

Не представлены сведения об опубликовании решения, что является нарушением статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Радищевский район

(постановление от 31.05.2018 № 272);

Октябрьское сельское поселение (постановление от 21.01.2014 № 5);

Калиновское сельское поселение (постановление от 20.01.2014 № 4; постановление от 26.03.2010 № 22);

Дмитриевское сельское поселение (постановление от 17.01.2014 № 10;

постановление от 27.11.2009 № 41).

 

Николаевский район

(постановление от 20.08.2018 № 438; постановление от 02.10.2013 № 853);

Барановское сельское поселение (постановление
от 24.02.2011 № 16);

Головинское сельское поселение (постановление
от 01.07.2011 № 67);

Поспеловское сельское поселение (постановление
от 21.07.2011 № 177).

 

Кузоватовский район

(постановление от 13.01.2011 № 5; постановление
от 25.03.2011 № 19).

 

Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании  

Постановление администрации муниципального образования _____ Ульяновской области «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании» не соответствует требованиям действующего законодательства (далее – Положение).

В силу пунктов 7, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, кроме других, относится участие
в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне, гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Законаот 12.02.1998 № 28-ФЗ органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

Приказом МЧС России от 24.12.2019 № 776 были внесены измененияв Положение об организации и ведении гражданской обороныв муниципальных образованиях и организациях, утверждённое приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение).

В частности:

пункт 6 Положения был дополнен абзацем 2, устанавливающим, что выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Положение было дополнено подпунктом 6.1, предусматривающим обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в органах местного самоуправления их органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указано, что органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня;

внесены изменения в пункты 4, 11, 15, 16 Положения. 

РЕШИЛИ:

4.1. Органам местного самоуправления (включая сельские поселения) Новоспасского, Николаевского, Павловского, Радищевского, Старокулатинского, Барышского, Кузоватовского районов принять меры по приведению вышеуказанных муниципальных правовых актовв соответствие с федеральным и областным законодательством и в срокдо 31.08.2021направить информацию о проделанной работе на электронный адрес: 440136@mail.ru.

4.2. В целях выявления принятия муниципальных нормативных правовых актов с превышением полномочий органа местного самоуправления и наличия коррупциогенного фактора(принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, предусмотренного подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96),в срок до 01.09.2021представить в адрес государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области правовые акты, предусматривающие передачу органами местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.3. В целях оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области по вопросам ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области осуществлять взаимодействие посредством электронной почты: 440136@mail.ru.

4.4. С информацией о нормативных правовых актах Российской Федерациипредлагаем знакомиться на портале «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» Министерства юстиции Российской Федерации по ссылке: http://pravo.minjust.ru/.

4.5. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

 

И.В.Земскова

Секретарь

Е.Н.Зубарева