Протокол №16р окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области


П Р О Т О К О Л

окружного семинара-совещания с юридическими службами органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

26.08.2021                                                                                                  р/п Ишеевка

11.00                                                                                                                          16р

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.
Секретарь                                                                                               Круглина И.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему: «Новые правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг».

Докладчик – Луценко Галина Викторовна, исполняющий обязанности директора департамента экспертно-аналитического ОГКУ «Правительство для граждан».

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 13.08.2021 по 26.08.2021.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Доклад на тему: «Об устранении нарушений, выявленных в муниципальных нормативных правовых актах, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований (включая сельские поселения) Сенгилеевского, Тереньгульского, Ульяновского, Цильнинского районов, городов Новоульяновска, Ульяновска за шесть месяцев 2021 года».

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Луценко Г.В. – выступила с докладом на тему «Новые правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг» (тезисы доклада прилагаются).

РЕШИЛИ:

1.1. Органам местного самоуправления в срок до 01.12.2021 необходимо утвердить порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, руководствуясь при этом Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»

1.2. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 13.08.2021 по 26.08.2021. (текст доклада прилагается).

Особо отметила Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» в связи с которым потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты.

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 27.09.2021 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – сообщила, что в нормативных правовых актах муниципальных образований Ульяновской области были выявлены несоответствия законодательству Российской Федерации и Ульяновской области.

Нарушения были выявлены в следующих нормативных правовых актах:

Муниципальное образование.
Реквизиты НПА

Нарушения

Сенгилеевский район

Новослободское сельское поселение (постановление
от 28.03.2021 № 18-п)

Ульяновский район

Ундоровское сельское поселение (постановление
от 13.07.2021 № 65)

город Новоульяновск

(постановление от 02.06.2021 № 307-П)

Предоставление субсидий

Согласно пунктам 2, 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий из местных бюджетов устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, т.е. постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (ред. от 30.12.2020)
«Об общих требованиях нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492, Общие требования). Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492 органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие
с указанным постановлением муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из местного бюджета субсидий, в связи с чем структуру правовых актов необходимо привести в соответствие с пунктом 2 Общих требований, а именно:

1) в целях определения общих положений
о предоставлении субсидий в правовом акте необходимо указать информацию о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о субсидиях;

2) при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии, включая показатели в части материальных
и нематериальных объектов и (или) услуг, планируемых
к получению при достижении результатов соответствующих проектов; результаты предоставления субсидии; сроки (периодичность) перечисления субсидии; счета, на которые перечисляется субсидия; перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, а также при необходимости требования к указанным документам; порядок и сроки рассмотрения документов;

3) предусмотреть положения по требованиям
к отчётности, требованиям об осуществлении контроля
за соблюдением порядка предоставления субсидий
и ответственности за его нарушение. 

Ульяновский район

Ундоровское сельское поселение (решение
от 21.07.2017 № 18
(в редакции от 02.03.2021
№ 5))

город Новоульяновск

(решение от 25.03.2021 № 13)

Цильнинский район

Большенагаткинское сельское поселение (решение
от 25.02.2020 № 2
(в редакции от 04.08.2021
№ 14))

Правила благоустройства

В муниципальном правовом акте «Об утверждении правил благоустройства территории муниципального образования «________сельское поселение» _____ района Ульяновской области» было выявлено, что в тексте Правил благоустройства используются правовые акты, которые утратили силу, а именно: СанПин 2.1.7.1287-03 (утратил силу с 01.03.2021), СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утрачивает силу с 01.01.2022), СанПиН 3.1.10 2.2.3 1384-03 (утратил силу с 01.01.2021), СанПиН 42-128-4690-88 (утратил силу
с 04.12.2020); ГОСТ Р 52289-2004 (утратил силу
с 01.04.2020).

Сенгилеевский район

Тушнинское сельское поселение (постановление
от 17.03.2020 № 33)

город Ульяновск

(распоряжение от 13.07.2021 № 235-Р)

Цильнинский район

Цильнинское городское поселение (постановление
от 17.12.2019 № 178);

Алгашинское сельское поселение (постановление
от 30.01.2020 № 4);

Анненковское сельское поселение (постановление
от 28.05.2015 № 29);

Большенагаткинское сельское поселение (постановление от 10.02.2021 № 16);

Елховоозерское сельское поселение (постановление
от 25.09.2015 № 61-П);

Мокробугурнинское сельское поселение (постановление
от 22.12.2015 № 92-П);

Новоникулинское сельское поселение (постановление
от 17.04.2018 № 33);

Тимерсянское сельское поселение (постановление
от 30.01.2020 № 3)

Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы
об административных правонарушениях

Муниципальные правовые акты необходимо привести      в соответствие с Кодексом Ульяновской области
об административных правонарушениях и Законом Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО (в редакции
от 27.04.2021) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственным полномочием по определению перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об отдельных административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области
об административных правонарушениях».

Сенгилеевский район

(постановление от 04.12.2018 № 578-п);

Новослободское сельское поселение (постановление
от 17.09.2009 № 63-п);

Тушнинское сельское поселение (постановление
от 28.09.2009 № 229, постановление от 18.11.2013 № 204);

Елаурское сельское поселение (решение
от 25.05.2010 № 40, постановление от 10.02.2011 № 26, постановление
от 30.10.2013 № 258);

Сенгилеевское городское поселение (постановление
от 04.06.2010 № 122);

Силикатненское городское поселение (постановление
от 18.02.2011 № 12, постановление от 10.04.2018 № 35);

Красногуляевское городское поселение (постановление
от 13.11.2013 № 188).

Цильнинский район

(постановление от 19.02.2019 № 92-П, постановление
от 02.03.2015 № 266-П);

Цильнинское городское поселение (постановление
от 03.05.2018 № 51);

Алгашинское сельское поселение (постановление
от 23.12.2013 № 199, постановление от 13.01.2009 № 2);

Анненковское сельское поселение (постановление
от 11.11.2013 № 115);

Новоникулинское сельское поселение (постановление
от 07.02.2013 № 26)

Об утверждении Положения об организации
и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании
 

Муниципальные правовые акты «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании» не соответствуют требованиям действующего законодательства (далее – Положение).

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ) у сельского поселения нет вопроса местного значения по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения,
не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу пунктов 7, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района, кроме других, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий
по территориальной обороне, гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ) организация
и ведение гражданской обороны являются одними
из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона
от 12.02.1998 № 28-ФЗ органы местного самоуправления
в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают
и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения.

Приказом МЧС России от 24.12.2019 № 776 были внесены изменения в Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях
и организациях, утверждённое приказом МЧС России
от 14.11.2008 № 687 (далее – Положение).

В частности:

пункт 6 Положения был дополнен абзацем 2, устанавливающим, что выполнение мероприятий
по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Положение было дополнено подпунктом 6.1, предусматривающим обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в органах местного самоуправления их органами управления, силами
и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указано, что органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий
по гражданской обороне местного уровня; внесены изменения в пункты 4, 11, 15, 16 Положения.

Ульяновский район

Ундоровское сельское поселение (постановление
от 15.12.2020 № 117);

Тимирязевское сельское поселение (постановление
от 22.03.2021 № 17);

Тетюшское сельское поселение (постановление
от 25.03.2021 № 22);

Зеленорощенское сельское поселение (постановление
от 24.03.2021 № 22);

Большеключищенское сельское поселение (постановление от 26.12.2020 № 123)

город Новоульяновск

(постановление от 15.03.2021 № 132-П) не соответствует постановлению Правительст-ва Российской Федерации от 11.02.2021 № 161

Энергосбережение и повышение энергоэффективности

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ у сельского поселения нет вопроса местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газоснабжения населения.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения,
не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, т.е. органы местного самоуправления муниципального района ответственны за организацию соответствующих коммуникаций между поселениями в границах района.

В случае передачи указанных полномочий
с районного уровня на уровень сельского поселения постановление необходимо будет привести в соответствие
с постановлением Правительства Российской Федерации
от 11.02.2021 № 161 «Об утверждении требований
к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», установившим с 18.02.2021 новые требования к муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее – Требования), согласно которым Программа должна содержать, в том числе:

– приоритеты развития энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
на территории муниципального образования;

– основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности
на территории муниципального образования;

– перечень мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта
от реализации Программы;

– значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается
в результате реализации Программы.

Перечень мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в Программу в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия, определённые пунктом 13 Требований. Обязательные целевые показатели для включения в Программу в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности определены     пунктом 20 Требований.

Ульяновский район

Тимирязевское сельское поселение (решение
от 23.12.2020 № 23)

Цильнинский район

Новоникулинское сельское поселение (решение
от 26.11.2015 № 110)

Земельный налог

Необходимо привести в соответствие со статьёй 394 Налогового кодекса Российской Федерации в части перечисления объектов налогообложения, а именно
по тексту исключить слова «животноводства, а также дачного хозяйства». 

Сенгилеевский район

(постановление от 31.07.2018 № 354-п, постановление
от 06.09.2011 № 614-п);

Тушнинское сельское поселение (постановление
от 19.04.2012 № 54)

Цильнинский район

(постановление от 18.12.2014 № 1081-П)

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит

Необходимо привести в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 269.2, учитывая, что внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации).

Кроме того, постановление администрации Сенгилеевского района от 06.09.2011 № 614-п
«Об утверждении порядка осуществления финансового контроля органами (должностными лицами) Администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» в преамбуле содержит ссылку
на статьи 266, 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые признаны утратившими силу Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сенгилеевский район

(постановление от 03.02.2021 № 63-П)

Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению

Согласно, части 3 статьи 9 Федерального закона
от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, утверждается органами местного самоуправления
по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Сенгилеевский район

Новослободское сельское поселение (постановление от 28.05.2020 № 29-п)

Ульяновский район

(постановление от 30.03.2018 № 273 (в редакции от 26.04.2021 № 535)

Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета
в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Также на основании статьи 6 БК РФ муниципальная программа является документом, характеризующим бюджетные ассигнования в очередном финансовом году или очередном финансовом году и плановом периоде.

Статьями 5, 242 БК РФ предусмотрено, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных средств
и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря.

Несмотря на это, постановление администрации
в 2021 году вносит изменение в муниципальную программу, меняя при этом размер бюджетных ассигнований, предусмотренный на финансирование программы 2020 года.

Ульяновский район

Тимирязевское сельское поселение (решение
от 31.03.2021 № 2)

Пунктом 6 решения Совета депутатов муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» Ульяновского района от 31.03.2021 № 2
«О внесении изменений в решение Совета депутатов муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» от 23.12.2020г. № 21 «О бюджете муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» предусмотрено вступление его в силу после опубликования, однако акт был обнародован,
до настоящего времени не опубликован, а, следовательно,
не вступил в законную силу и не мог быть применён.

Применение данного решения расценивается как нецелевое использование бюджетных средств и как следствие может повлечь наложение штрафов
на руководителей получателей бюджетных средств
в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях, изъятие
в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления – уголовное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации.

город Новоульяновск

(решение от 24.12.2020 № 64)

По результатам изучения решения Городской Думы  муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области от 24.12.2020 № 64 «Об утверждении порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня имущества, находящегося
в муниципальной собственности муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области и свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого, среднего предпринимательства), предназначенного для передачи
во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход»
и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого, среднего предпринимательства
и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход»» (далее – решение Совета депутатов от 24.12.2020 № 64, Порядок), включённого в регистр муниципальных правовых актов, установлено, что некоторые его нормы вступили
в противоречие с федеральным законодательством.

Часть 4.1 статьи 18 Федерального закона
от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) предусматривает, что нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами устанавливаются порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней имущества, указанных в части 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ. В развитие указанной правовой нормы было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого
и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») (далее
по тексту – Постановление правительства РФ, Правила).
В соответствии с пунктом 4(1) указанного Постановления Правительства РФ рекомендовано органам местного самоуправления при разработке муниципальных правовых актов, определяющих порядок формирования, ведения
и обязательного опубликования указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечней муниципального имущества, руководствоваться положениями Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ.

Однако в нарушении пункта 2 Правил в пункте 2 Порядка Городской Думы города критерии внесения сведений о муниципальном имуществе не отражены. Также
в Порядке не прописаны административные процедуры внесения муниципального имущества в перечень
и исключения его из перечня, что является нарушением пунктов 3,4,6 Правил. При таких обстоятельствах, выявлен коррупциогенный фактор, предусмотренный Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика) – неполнота административных процедур, предусмотренная подпунктом «ж» пункта 3 Методики.

С учётом изложенного и в целях устранения коррупциогенного фактора, решение от 24.12.2020 № 64 необходимо привести в соответствие с Постановлением Правительства РФ.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Органам местного самоуправления (включая сельские поселения) Сенгилеевского, Тереньгульского, Ульяновского, Цильнинского районов, городов Новоульяновска, Ульяновска принять меры по приведению вышеуказанных муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и областным законодательством и в срок до 27.09.2021 направить информацию о проделанной работе на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

 

О.В.Котельникова

 

Секретарь

 

И.В. Круглина