Протокол №6р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 01.04.2021

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

01.04.2021                                                                                                                        6р

14.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.
Секретарь                                                                                              Круглина И.В.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Правовые вопросы исполнения требований в части квотирования рабочих мест для инвалидов, а также аренды рабочих мест».

Докладчик – Парфенова Ирина Сергеевна, референт департамента административно-правового и финансового обеспечения Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области.

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.03.2021 по 30.03.2021.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.03.2021 по 01.04.2021.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 18.02.2021 № 3р,  от 04.03.2021 № 4р, от 18.03.2021 № 5р.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Парфенову И.С. – выступила с докладом на тему «Правовые вопросы исполнения требований в части квотирования рабочих мест для инвалидов, а также аренды рабочих мест» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 17.03.2021 по 30.03.2021.

Сообщила, что за период с 17.03.2021 по 30.03.2021 внесено 10 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

– постановление администрации сельского поселения «Об утверждении Порядка организации сбора, накопления и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Ульяновской области» (далее – Порядок) не соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также
на межселенной территории.

В силу части 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ под сбором отходов понимают приём отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим
их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, федеральным законодательством чётко установлены пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере обращения  с указанными выше отходами.

В связи с этим, к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения не относится принятие мер по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Утверждение Порядка обращения с ртутьсодержащими отходами (то есть нормативно-правовое регулирование отношений в сфере обращения с ртутьсодержащими лампами) не входит в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку его установление отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2012 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором.

Аналогичные замечания выявлены еще в двух муниципальных правовых актах.

– постановление администрации сельского поселения «Об апробации технологических решений, реализованных на базе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Постановление) не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, в силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов – представительных органов – местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 37 Устава муниципального образования муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Между тем согласно пункту 11 постановление вступает в силу со дня подписания.

– решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества муниципального образования Ульяновской области» (далее – Положение), регулирующее правоотношения, связанные с порядком и условиями возмездного отчуждения имущества в собственность физических и юридических лиц, требует обновления в связи с динамикой федерального законодательства.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 293-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного  и муниципального имущества», которым установлен иной порядок планирования приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ) Порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества осуществляется на основании утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Правил разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного
и муниципального имущества.

Данные Правила определяют структуру, содержание, порядок, требования и сроки разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества (далее – программы приватизации) в плановом периоде, которые в полной мере должны использоваться муниципальными образованиями при составлении прогнозных планов приватизации муниципального имущества на соответствующий период.

В новой редакции изложена статья 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, устанавливающая порядок планирования приватизации имущества в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, раздел 3 Положения «Порядок планирования приватизации муниципального имущества» действует без учёта требований названных выше норм федерального законодательства.

Пробелом в правовом регулировании является отсутствие в Положении о приватизации муниципального имущества норм, устанавливающих сроки предоставления отчёта о приватизации муниципального имущества в органы власти субъекта Российской Федерации, на которые законом возложена обязанность представления в Правительство Российской Федерации информации о результатах приватизации регионального и муниципального имущества за прошедший год в срок до 1 марта (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

Не соответствует абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ пункт 5.1 Положения об информационном обеспечении приватизации муниципального имущества.

Аналогичные замечания выявлены еще в двух муниципальных правовых актах.

– решение Совета депутатов муниципального образования
«Об утверждении Положения о муниципальном дорожном фонде муниципального образования Ульяновской области», (далее – Положение), действует без учета динамики федерального законодательства.

В силу части 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 307-ФЗ) муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования (за исключением решения о местном бюджете).

Помимо этого, представительным органом определяется также порядок формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, используемую в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Между тем, вопреки требованиям бюджетного законодательства пунктом 1 Положения цели использования средств муниципального дорожного фонда сведены лишь к финансовому обеспечению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Виды источников формирования доходов дорожного фонда, предусмотренные подпунктом «а» подпункта 1 пункта 2.2 Положения носят неопределённый характер, в связи с чем, не позволяют установить вид ущерба, причиняемого муниципалитету, денежные средства в счёт возмещения которого подлежат зачислению в бюджет поселения.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 13, частью 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в редакции от 20.07.2020 № 239-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

При этом на основании пункта 8 Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.02.2020 № 67 (в редакции от 26.10.2020) средства, полученные в качестве платежей в счёт возмещения вреда, подлежат зачислению в доход местных бюджетов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствие с частью 5 статьи 46 БК РФ сумма денежных взысканий (штрафов), налагаемых (назначаемых) за административное правонарушение в области дорожного движения, являются неналоговыми доходами, в том числе местных бюджетов, и подлежат зачислению в бюджет поселения по нормативу 100 процентов за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

Между тем, установленные пунктом 2.2 Положения доходы дорожного фонда не содержат вышеназванных источников поступления денежных средств, что влечёт за собой нарушение интересов муниципального образования в сфере формирования доходной части бюджета поселения на текущий финансовый год, что в свою очередь способствует недофинансированию расходных обязательств муниципалитета, направленных на решение вопросов местного значения, в том числе в области дорожной деятельности.

– постановление администрации района «Об утверждении Положения об организации перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования Ульяновской области» (далее – Постановление) не соответствует действующему законодательству.

В разделе 2.3 Положения об организации перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории  муниципального образования (далее – Положение) подпунктом 2.3.15 предусматривается, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызвавшей прекращение функционирования автовокзала, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них искусственным дорожным сооружениям, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участники договора простого товарищества, осуществляющие регулярные перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок, вправе изменить данный маршрут на срок до тридцати дней. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества обязаны уведомить о таком изменении администрацию района, а также направить сведения о таком изменении владельцам остановочных пунктов, включенных в состав измененного муниципального маршрута регулярных перевозок. Указанные владельцы обязаны разместить эти сведения в остановочных пунктах в целях информирования граждан об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок.

При этом, такое условие, ранее регулируемое частью 12 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прекратило своё действие в силу принятия Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

– Устав муниципального района, утвержденный решением Совета депутатов муниципального района Ульяновской области (далее – Устав) не соответствует требованиям закона.

Согласно части 2 статьи 68 Устава муниципального района решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются в порядке, установленном решением Совета депутатов.

Между тем, указанное положение противоречит требованиям статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как представительные органы полномочиями по утверждению порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений не наделены.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.04.2021 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 19.03.2021 по 01.04.2021 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.04.2021 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 18.02.2021 № 3р, от 04.03.2021 № 4р, от 18.03.2021 № 5р. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2021 год:

-      Карсунский район (от 18.02.2021 № 3р, от 04.03.2021 № 4р, от 18.03.2021 № 5р);

-      Вешкаймский (от 18.03.2021 № 5р);

-      Старокулаткинский (от 18.03.2021 № 5р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – о заполнении карточки исходящего документа в системе электронного документооборота.

Сообщила, что при заполнении карточки исходящего документа в заголовке необходимо отражать вид документа, его реквизиты, в тематике указывать «Региональная политика (вопросы МО)» (образец прилагается).

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

Котельникову О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 31.03.2021 года имеют просрочку по представлению муниципальных нормативных правовых актов за период с 01 декабря 2020 года по 28 февраля 2021 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Муниципальное образование

 

Декабрь 2020

Январь 2021

Февраль 2021

Барышский район

-

-

3

Малохомутерское сельское поселение

-

-

1

Инзенский район

-

-

-

Валгусское сельское поселение

-

-

2

Карсунский район

-

-

-

Большепоселковское сельское поселение

-

-

3

Вальдиватское сельское поселение

4

1

3

Языковское городское поселение

-

-

3

Майнский район

-

-

-

Игнатовское сельское поселение

-

-

11

Радищевский район

-

-

-

Дмитриевское сельское поселение

-

-

3

Ореховское сельское поселение

-

-

2

Тереньгульский район

-

-

-

Михайловское сельское поселение

3

3

1

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

И.В.Круглина