Протокол №7р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 15.04.2021

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

15.04.2021                                                                                                         7р 

14.00

 

Председательствующий                                                                Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                        Абубякирова Н.Ф.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1. Доклад на тему: «Об изменениях в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивших в силу с 01.04.2021».

Докладчик – Чавкина Э.Р., руководитель группы по организации торгов контрактной службы ОГКУ «Департамента автомобильных дорог Ульяновской области» Министерства транспорта Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 31.03.2021 по 13.04.2021. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.04.2021 по 15.04.2021. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов от 18.03.2021 № 5р, от 01.04.2021 № 6р. 

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик - Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Чавкина Эльмира Рифкатовна выступила с докладом на тему: «Об изменениях в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивших в силу с 01.04.2021»  (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 31.03.2021 по 13.04.2021.

 

Сообщила, что за период с 31.03.2021 по 13.04.2021 внесён 41 акт прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах, регулирующих следующие вопросы:

 

1. Администрацией сельского поселения принято постановление «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования и их проектов».

Так, вопреки требованиям пункта 5 статьи 2, статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определяющим в качестве одного из принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов сотрудничество органов местного самоуправления, а также должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Порядок не предусматривает возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов путём их размещения на официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», что приводит к ущемлению прав граждан и юридических лиц.

Аналогичные замечания выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

2. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении Правил сбора и транспортировки отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования Ульяновской области».

Данным постановлением утверждён Порядок обращения с ртутьсодержащими отходами на территории муниципального образования Ульяновской области.

Установлено, что постановление противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

На основании статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения
с твёрдыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания
и формирования экологической культуры в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу части 9 статьи 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 указанных Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления,  а также информирование потребителей о расположении таких мест.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимают приём отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Таким образом, федеральным законодательством чётко установлены пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере обращения с указанными выше отходами.

В связи с этим, к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения не относится принятие мер по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Утверждение Порядка обращения с ртутьсодержащими отходами (то есть нормативно – правовое регулирование отношений в сфере обращения с ртутьсодержащими лампами) не входит в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку его установление отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2012 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», является коррупциогенным фактором.

Аналогичные замечания выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

3. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос древесно – кустарниковой и (или) травянистой растительности, плодородного (поверхностного) слоя почвы, расположенных на территории муниципального образования»».

Установлено, что Регламент вступил в противоречие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статьёй 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены конкретные требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих
в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включённых в определённый частью 6 настоящей статьи перечень документов; (заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе);

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включённых в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона;

4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:

– изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

– наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приёме документов необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включённых
в представленный ранее комплект документов;

– истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги,
либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

– выявление документально подтверждённого факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 указанного Федерального закона, при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чём в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства;

5) предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образцы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.

Вместе с тем, Регламент не содержит раздела на вышеуказанные требования.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий
либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

4. Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ульяновской области».

Так, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьёй 8.2 и статьёй 8.3, которыми определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий,
по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

В нарушение указанных требований в Порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ульяновской области не содержится порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

Таким образом, в соответствии с полномочиями муниципального образования на осуществление муниципального земельного контроля, выше указанные положения Закона подлежат к применению уполномоченными должностными лицами органов муниципального контроля в пределах своей компетенции и, соответственно, включению в пункт 4 Порядка.

На основании пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

Вместе с тем‚ в нарушение вышеуказанных норм закона Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ульяновской области не содержит указаний на ограничение при проведении проверки, а именно то‚ что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

В пункте Порядка установлены основания для проведения внеплановой проверки, которыми являются в том числе «поступление обращений и заявлений от органов государственной власти, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, граждан о нарушениях...».

Однако в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ слово «поступление» заменено словами «мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших», а также дополнена пунктом 1.1 следующего содержания: «1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования)».

Таким образом, пункт Порядка, регулирующий порядок и основания проведения внеплановых проверок, подлежит редактированию на основании указанных дополнений.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий
либо одного из элементов такого порядка.

На основании изложенного, Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Ульяновской области подлежит приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные замечания выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

5. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере соблюдения правил благоустройства территории муниципального образования Ульяновской области».

Установлено, что указанный регламент вступил в противоречие с федеральным законом от 26.02.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон). Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.01.2016 № 20-П «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (далее – Постановление Правительства Ульяновской области).

Так, в соответствии с пунктом 2.7 Приложения 3 Постановления Правительства Ульяновской области раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур (действий), требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур (действий) в электронной форме состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур – логически обособленных последовательностей административных действий при осуществлении муниципального контроля, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках осуществления муниципального контроля.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено наличие таких административных процедур, как организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, организация и проведение мероприятий по контролю
без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, Регламент не содержит составов указанных административных процедур, порядка их выполнения.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным, нормативным правовым актам Российской Федерации,
а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные замечания выявлены ещё в тринадцати муниципальных правовых актах.

6. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении муниципальной Программы «Создание комфортной городской среды в муниципальном образовании»».

Так, в нарушение требований статей 33 и 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Паспорте Программы нарушен принцип сбалансированности бюджета: общая сумма расходов меньше запланированных бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию программы.

7. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления его во владение и (или) использование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Так, в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в приложении № 1 постановления не определён адрес помещения в муниципальном образовании, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в приложении № 1 постановления не указаны виды разрешённого использования, а также категория земель, предназначенных для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Аналогичные замечания выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

8. Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования».

Так, пункт 2.8 Правил благоустройства регламентирует порядок размещения и содержания контейнерных площадок.

Положения указанного раздела вступили в противоречие с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН  2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с пунктом 4 указанного СанПиН расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров.

Кроме того, согласно пункту 12 приложения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.12.2020 № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР» Санитарные правила содержания территорий населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88), утверждённые Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, утратили силу.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

9. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования Ульяновской области».

В связи с вступлением в силу отдельных изменений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что некоторые положения данного правового акта в настоящее время противоречат действующему законодательству.

Так, статья 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ дополнена частью 7 следующего содержания: «7. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в, связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности её проведения...», поэтому пункт 4 Положения подлежит редактированию на основании указанных дополнений Закона.

Согласно части 6 статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», установлено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм закона Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования Ульяновской области не содержит указаний на то, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Аналогичные замечания выявлены ещё в одном муниципальном правовом акте.

10. Советом депутатов муниципального образования принято решение «Об осуществлении функции муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Ульяновской области».

В связи с вступлением в силу отдельных изменений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что некоторые положения данного правового акта в настоящее время противоречат действующему законодательству.

Так, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьёй 8.2 и статьёй 8.3, которыми определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий
по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.

В нарушение указанных требований в Положении не содержится порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Таким образом, в соответствии с полномочиями муниципального образования на осуществление муниципального земельного контроля, выше указанные положения Закона подлежат применению уполномоченными должностными лицами органов муниципального контроля в пределах своей компетенции
и, соответственно, включению в пункт 4 Положения.

В силу части 8 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основаниями для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трёх лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм закона в подпункте 1.4 пункта 4 Положения отсутствует одно из оснований для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок по истечению трёх лет со дня начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии
с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Согласно подпункту «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Правительством Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенным фактором является отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными: лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

На основании изложенного, Положение «Об осуществлении функции муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Ульяновской области» подлежит приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством, поскольку в соответствии с требованием статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

11. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента администрации муниципального образования Ульяновской области»
по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования»».

В нарушение требований статей 12 и 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 219-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Ульяновской области от 30.07.2020 № 433-пр «О признании утратившим силу распоряжения Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 301-пр» в «требованиях к порядку информирования о порядке предоставления муниципальной услуги» постановления содержится ссылка на предоставление услуги через «Портал государственных и муниципальных услуг Ульяновской области», который перестал функционировать с 31.07.2020.

Аналогичные замечания выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.04.2021 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 02.04.2021 по 15.04.2021 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 28.04.2021 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области: от 18.03.2021 № 5р, от 01.04.2021 № 6р (далее - Протоколы).

 

Не представлена информация по исполнению поручений Протоколов:

 

– Барышский район (от 01.04.2021 № 6р);

– Вешкаймский район (от 18.03.2021 № 5р, от 01.04.2021 № 6р);

– Карсунский район (от 18.03.2021 № 5р, от 01.04.2021 № 6р);

– Майнский район (от 01.04.2021 № 6р);

– Старокулаткинский район (от 18.03.2021 № 5р, от 01.04.2021 № 6р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. - о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По состоянию на 15.04.2021 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов за январь 2021 – февраль 2021 следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

Муниципальное образование

 

Январь

2021

Февраль

2021

Майнский район

-

-

Игнатовское сельское поселение

-

1

Тереньгульский район

-

-

Михайловское сельское поселение

3

1

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области» и в срок до 28.04.2021 представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных правовых актов вышеуказанных органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Н.Ф.Абубякирова