Протокол № 2р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 10.02.2022

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

10.02.2022                                                                                          2р

11.00

 

Председательствующий                               Котельникова О.В.

Секретарь                                                       ЗыковаЕ.С.

 

Присутствовали:

представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой О.В.

 

1.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.01.2022 по 08.02.2022.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 24.12.2021 по 27.01.2022.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 26.01.2022 по 08.02.2022.

Сообщила, что за период с 26.01.2022 по 08.02.2022 внесено 7 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Постановлением администрации муниципального образования было утверждено Положение о муниципальной долговой книге.

Так, вопреки требованиям статей 120, 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства финансов Ульяновской области от 25.11.2019 № 60-пр «Об утверждении порядка передачи Министерству финансов Ульяновской области информации о долговых обязательствах, отражённых в муниципальных долговых книгах муниципальных образований», в пункте 1.2 положения не предусмотрено внесение в долговую книгу иных долговых обязательств, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации иотнесённых к муниципальному долгу муниципального образования.

2. Распоряжением главы администрации муниципального образования осужденный к обязательным работам принят в администрацию муниципального образования на работу рабочим по благоустройству.

Согласно частям 1 и 2 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации осужденный к обязательным работам привлекается к выполнению бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной работы или учёбы время. Виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

С учётом вышеупомянутых требований закона, а также положений статьи 4 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации с данными лицами трудовой договор на выполнение обязательных работ не заключается.

В ходе проведённой проверки установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства осужденный распоряжением главы администрации муниципального образования принят на работу для исполнения обязательных работ. Между тем, в соответствии со статьёй 68 Трудового кодекса Российской Федерации приём на работу допускается только после заключения между работодателем и работником трудового договора.

Указанные нарушения могут способствовать ненадлежащему исполнению приговора суда.

Аналогичное нарушение выявлено еще в одном муниципальном правовом акте.

3. Администрацией муниципального образования принято постановление «Об обеспечении пожарной безопасности в осенне-зимний пожароопасный период 2021-2022 гг. на территории муниципального образования».

Так, из преамбулы постановления следует, что оно принимается в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Между тем, статьёй 18 указанного Федерального закона регламентированы полномочия в области пожарной безопасности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым администрация муниципального образования «Измайловское сельское поселение» не относится.

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства. |

4. Решением Совета депутатов муниципального образования утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования.

Так, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.

Под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона № 131-ФЗ).

Статьёй 45 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и регулируют вопросы, в том числе в части установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.

Согласно пункту 21 части 1, части 3 Закона № 131-ФЗ присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Однако вопреки указанным требованиям из пункта 2.6 Правил благоустройства следует, что установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов осуществляется в порядке, установленном правовым актом администрации муниципального образования.

Из пункта 3.1.10 Правил благоустройства следует, что требования к строительному производству, организации строительных работ предъявляются в соответствии с СанПиНом 2.2.3.1384-03, утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача России от 11.06.2003 № 141. Однако данный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1631. Не действует в настоящее время и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (отменён приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), в соответствии с которым пунктом 3.4.2 Правил благоустройства предписано содержать колодцы подземных коммуникаций.

Согласно пункту 3.5.6 Правил благоустройства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять мероприятия по компенсации зеленых насаждений в случае их сноса.

Из пункта 2.5.9 Правил благоустройства следует, что снос (пересадка) зелёных насаждений производится только после выдачи соответствующего разрешения на снос зелёной растительности органом местного самоуправления поселения.

При этом порядок получения разрешения на снос зелёной растительности в муниципальном нормативно-правовом акте не регламентирован, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы является одним из коррупциогенных факторов (отсутствие или неполнота административных процедур).

Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Аналогичное нарушение выявлено еще в одном муниципальном правовом акте.

5. Советом депутатов муниципального образования принято решение«О внесении изменений в Устав муниципального образования».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением правовых актов представительных органов самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с частью 2 статьи 44 Устава муниципального образования муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселение, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования (обнародования).

Вместе с тем, согласно пункту 2 Решения следует, что настоящее решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (обнародования), за исключением подпункта «г» подпункта 1 пункта 1 настоящего решения, который вступает в силу с 01 января 2022 года, но не ранее дня, следующего за днём его официального опубликования, что не соответствует требованию закона и Устава муниципального образования.

Так, несмотря на установление порядка вступления нормативно-правового акта в законную силу, указание в Решении от 28.01.2022 на вступление подпункта «г» подпункта 1 пункта 1 настоящего решения с 01 января 2022 года не соответствует закону и влечёт разночтение в определении точного срока вступления в силу муниципального акта.

Учитывая, что согласно части4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства.

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 24.02.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 24.12.2021 по 27.01.2021 (текст доклада прилагается).

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 24.02.2022 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По состоянию на 10 февраля 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов за ноябрь 2021 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

ноябрь 2021

Барышский район

6

Барышское городское поселение

2

Жадовское городское поселение

2

Ленинское городское поселение

3

Старотимошкинское городское поселение

2

Малохомутерское сельское поселение

3

Земляничненское сельское поселение

3

ИТОГО

21

Карсунский район

0

Большепоселковское сельское поселение

1

Урено-Карлинское сельское поселение

2

Языковское городское поселение

1

Вальдиватское сельское поселение

0

ИТОГО

4

Кузоватовский район

0

Безводовское сельское поселение

3

Коромысловское сельское поселение

3

Лесоматюнинское сельское поселение

5

Спешневское сельское поселение

3

ИТОГО

14

Майнский район

2

Анненковское сельское поселение

1

Старомаклаушинское сельское поселение

2

Тагайское сельское поселение

0

ИТОГО

5

Радищевский район

0

Дмитриевское сельское поселение

0

Калиновское сельское поселение

3

Ореховское сельское поселение

7

ИТОГО

10

Сенгилеевский район

0

Силикатненское городское поселение

13

Красногуляевское городское поселение

0

Новослободское сельское поселение

0

ИТОГО

13

Инзенский район

0

Сюксюмское сельское поселение

2

Глотовское городское поселение

1

Валгусское сельское поселение

0

Черёмушкинское сельское поселение

2

Оськинское сельское поселение

0

Труслейское сельское поселение

0

ИТОГО

5

Новомалыклинский район

0

Среднеякушкинское сельское поселение

0

ИТОГО

0

Тереньгульский район

0

Михайловское сельское поселение

8

Красноборское сельское поселение

4

Ясашноташлинское сельское поселение

0

ИТОГО

12

Старокулаткинский район

0

Староатлашское сельское поселение

11

ИТОГО

11

Вешкаймский район

0

Каргинское сельское поселение

2

ИТОГО

2

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Е.С.Зыкова