Протокол №10р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

16.06.2022                                                                                                    10р

11.00

 

Председательствующий                         КотельниковаО.В.

Секретарь                                                  Чевская Н.Н.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 01.06.2022 по 14.06.2022.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с03.06.2022  по 16.06.2022.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Контроль исполнения поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

КотельниковаО.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с01.06.2022 по 14.06.2022.

Сообщила, что за период с 01.06.2022 по 14.06.2022 внесено39актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятыхорганами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующиенедостатки, выявленные
в муниципальных правовых актах:

1.Постановлением администрации муниципального образования утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному контролю в сфере благоустройства на территории муниципального образования на 2022 год (далее - Программа профилактики). Указанный муниципальный нормативный правовой акт принят с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля и включает, в том числе, перечень профилактических мероприятий.Частью 2 статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля с учётом того, что при осуществлении государственного контроля (надзора) является обязательным проведение профилактических мероприятий, указанных в пунктах 1, 2, 4, 5 и 7 части 1 настоящей статьи, при осуществлении муниципального контроля - проведение профилактических мероприятий, предусмотренных пунктами 1 и 5 части 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению вида муниципального контроля, утверждёнными Правительством Российской Федерации.В нарушение приведённых положений законодательства Программа профилактики утверждена в отсутствие положения по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования. Также утверждение Программы профилактики в отсутствие положения по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования противоречит части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

2. Постановлением администрации муниципального образования утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям применяемой при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования на 2022 год (далее - программа профилактики). Отдельные положения Программы профилактики не соответствуют требованиям федерального законодательства, и подлежат приведению в соответствие с указанными требованиями по следующим основаниям. Частью 1 статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование, самообследование; профилактический визит. В плане графике Программы профилактики предусмотрено проведение консультирования должностным лицом органа муниципального контроля по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приёме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки иутверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" в целях организации консультирования в программе указывается перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование. В нарушение указанной нормы, в программе профилактики отсутствует перечень вопросов, по которым должно осуществляться консультирование в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории муниципального образования.

В соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации

Аналогичные нарушения выявлены ещё в пятимуниципальных правовых актах.

3. Прокурорской проверкой установлено, что постановление главы администрации муниципального образования «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Об утверждении муниципальной программы «Безопасные и качественные дороги на территории муниципального образования» подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства. Указанное постановление является незаконным в части и подлежит изменению по следующим основаниям. Так, вопреки статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве принципа самостоятельности бюджетов, в том числе, недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счёт средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счёт средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств, в пункте 1.2 постановления в числе источников финансирования мероприятий Паспорта программы определён областной бюджет Ульяновской области. Исходя из требований статей 7, 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить действующему законодательству.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в пяти муниципальных правовых актах.

4. В рамках мониторинга муниципальных нормативных правовых актов‚ принятых органами местного самоуправления, прокуратурой района выявлено незаконное постановление в сфере законодательства, регулирующего закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, изданное администрацией муниципального образования.

Согласно подпункту 8 пункта 11 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 указанной статьи, а также при проведении электронных процедур, запроса котировок требованию, указанному в пункте 10 части 1 указанной статьи. Из пунктов 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главногобухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием  услуги‚ являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарногопредприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сёстрами), усыновителями или усыновлёнными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. Вместе с тем, в нарушение указанных норм в Порядке работы комиссии по осуществлению закупок для обеспечения нужд муниципального образования, утверждённом постановлением администрации муниципального образования, не закреплено право комиссии и членов комиссии проверять наличие конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, а также отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительногооргана, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291‚ 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации, а также случаи, при наступлении которых это правомочие комиссией должно быть реализовано. Непринятие достаточных мер по противодействию коррупции при осуществлении закупочных процедур создает предпосылки для коррупционных проявлений, что противоречит принципу обеспечения законности в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, установленному статьями 3, 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. В прокуратуре района был изучен Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства», утверждённый постановлением администрации муниципального образования (далее — Административный регламент). Данный Административный регламент вступил в противоречие с действующим законодательством. Так,
в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок выдачи разрешения на строительство, Федеральным законом
от 30.12.2021 № 476 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 01.03.2022, внесены изменения в перечень документов, представляемых заявителями к заявлению о выдаче разрешения на строительство. В частности, при получении разрешения на строительство пунктом 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от заявителя требуется предоставление согласия правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки. Вместе с тем, подпункт 6 пункта 2.6.1 раздела 2.6 Административного регламента данные требования не содержит. Подлежит приведению в соответствие с пунктом 10 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 494) подпункт 10 пункта 2.6.1 раздела 2.6 Административного регламента.При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, могут стать препятствием для выдачи разрешения на строительство, но и нарушают права заявителей, в том числе хозяйствующих субъектов, на своевременное и качественное получение муниципальной услуги.

6. В прокуратуре района изучен Порядок определения объёма и условий предоставления субсидий некоммерческим организациям (территориальным общественным самоуправлениям) из бюджета муниципального образования, утверждённый постановлением администрации муниципального образования (далее - Порядок). Указанный порядок вступил в противоречие с федеральным законодательством. Так, в нарушение подпункта «в» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов правительства Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 18.09.2020 № 1492 (в редакции от 05.04.2022) (далее — Общие Требования) и принятых в соответствии со статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2.3 Порядка не содержит в качестве требований к участникам отбора отсутствие в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму. Раздел 6 Порядка, в нарушение подпункта «а» пункта 7 Общих требований не предусматривает требование о проверке органами муниципального финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.Аналогичные нарушения выявлены ещё в четырёхмуниципальных правовых актах.

7. Прокурорской проверкой установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования утверждено Положение о денежном содержании муниципального служащего органов местного самоуправления муниципального образования. Решением данного представительного органа местного самоуправления в вышеуказанное Положение внесены изменения, в части изложения Приложений к Положению. В соответствии со статьёй 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются  коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу требований статьи 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). При этом законом предусмотрена возможность выплаты заработной платы и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации, в том числе, в иностранной валюте. Вместе с тем, в приложениях к Положению, при установлении ежемесячного размера должностного оклада и ежемесячной дополнительной выплаты за классный чин не установлено в какой валюте будет выплачиваться заработная плата муниципальным служащим в органах местного самоуправления муниципального образования. Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёхмуниципальных правовых актах.

8. Прокурорской проверкой установлено, что решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании, которым утверждено одноименное Положение, не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, согласно статье 3 Положения о бюджетном процессе одним из участников бюджетного процесса муниципального являетсяконтрольно-ревизионная комиссия Совета депутатов муниципального образования. В статье 9 Положения о бюджетном процессе регламентированы бюджетные полномочия данной комиссии при осуществлении финансового контроля. Вместе с тем, в соответствии со статьёй 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Ульяновской области от 23.12.2011 № 230-З0 «О регулировании некоторых вопросов организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований Ульяновской области» Советом депутатов муниципального образования было принято решение, которым органом внешнего муниципального финансового контроля утверждена контрольно-счётная палата муниципального образования. Из статьи 14 Положения о бюджетном процессе следует, что муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета поселения, а также для погашения долговых обязательств, что противоречит пункту 11 статьи 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает возможность осуществления заимствований на пополнение в течение финансового года остатков средств на счетах местного бюджета.Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Однако из статьи 19 Положения о бюджетном процессе следует, что объём бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ (подпрограмм) утверждается решением о бюджете поселения в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования, утвердившим программу. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления. Между тем в пункте 8 статьи 6 Положения о бюджетном процессе закреплено, что администрация муниципального образования утверждает лишь цели, условия и порядок предоставления субсидий. Учитывая, что согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства

Аналогичные нарушения выявлены ещё в шести муниципальных правовых актах.

9. Постановлением администрации муниципального образования утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на 2022 год на территории муниципального образования (далее — Программа профилактики). Отдельные положения Программы профилактики не соответствуют требованиям федерального законодательства, и подлежат приведению в соответствие с указанными требованиями по следующим основаниям.

В частности, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля и включает, в том числе, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения. Частью 6 статьи 44 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом.

Разделом 3 Программы профилактики предусмотрено проведение информирования, консультирования.

В нарушение требований пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» разделом 3 Программы профилактики не предусмотрены способы проведения консультирования, а также перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование.

В нарушение ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ Программой профилактики не предусмотрены способы информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц.

Тем самым нарушены права субъектов предпринимательской деятельности. Необеспечение внесения названных сведений в Программу профилактики влечёт за собой нарушение принципа открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, закрепленного статьёй 13 Закона № 248-ФЗ, контролируемые лица, в частности, субъекты предпринимательской деятельности, не имеют возможность получения оперативного доступа ко всем необходимым документам и сведениям.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёхмуниципальных правовых актах.

10. Прокуратурой района проведена проверка на предмет соответствия постановления администрации муниципального образования «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» требованиям законодательства о регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по результатам которой было установлено следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления, распития алкогольной продукции», пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.122020 № 2220 границы вышеупомянутых территорий определяются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Таким образом, администрация муниципального образования не обладает компетенцией по принятию нормативного правового акта об определении границ, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикорруппионной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции.Аналогичные нарушения выявлены ещё в одноммуниципальном правовом акте.

11. Проведённой прокуратурой района проверкой Правил благоустройства территории муниципального образования выявлен факт несоответствия его отдельных положений федеральному законодательству.

Установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования утверждены «Правила благоустройства территории муниципального образования (далее — Правила).

Согласно подпункта 3 пункта 14.101 Правил собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны очищать канавы, трубы для стока воды на отведённой и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период.

Таким образом, на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки возложены обязанности очищать канавы, трубы для стока воды на прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период.

Разделом «Дождевая канализация» СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр, предусмотрено следующее: «Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населённых пунктах, на парковых территориях с устройством мостков и труб на пересечении с дорогами. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной и естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций».

Таким образом, канавы и трубы, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами с целью обеспечения отвода талых
идождевых вод, являются открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организацииводоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из вышеприведенных норм федеральных законов следует, что организация в границах городского поселения отведения талых, ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Кроме того, в силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности,
к которому относится и несение бремени содержания имущества собственником, в том числе лицами, не являющимися собственниками, определяется гражданским законодательством.

Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательства находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Таким образом, к полномочиям представительного органа местного самоуправления не относится правомочие принимать решения о возложении на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности.

С учетом изложенного возложение на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязанности по очистке канав и труб, являющихся элементами открытой ливневой канализации, расположенных на прилегающих территориях к индивидуальным жилым домам, является неправомерным, поскольку положениями федерального законодательства не предусмотрено возложение такой обязанности на собственников индивидуальных жилых домов.

12Постановлением администрации муниципального образования утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, применяемой при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства в муниципальном образовании (далее — Программа профилактики).

Отдельные положения Программы профилактики не соответствуют требованиям федерального законодательства, и подлежат приведению в соответствие с указанными требованиями по следующим основаниям.

В частности, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №248-ФЗ) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля и включает, в том числе, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения. Частью 6 статьи 44 Федерального закона №248-ФЗ установлено, что профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом.

Частью 1 статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ определено, что контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование;самообследование; профилактический визит.

В свою очередь разделом 2 Программы профилактики, установлено, что в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства проводятся такиепрофилактические мероприятия как размещение на официальном сайте администрации в сети «Интернет» перечня нормативных правовых актов или отдельных их частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля в сфере благоустройства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, руководств по соблюдению данных требований; выдача предостережений; организация «горячей линии» по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований.

В нарушение статьи 45 Федерального закона № 248-ФЗ в Программе профилактики отсутствует такое обязательное профилактическое мероприятие, как консультирование.

В ходе анализа установлено, в Программу профилактики включено профилактическое мероприятие, проведение которого не предусмотрено Федеральным законом № 248-ФЗ, так например — организация «горячей линии» по телефону по вопросам соблюдения обязательных требований.

Тем самым нарушены права субъектов предпринимательской деятельности. Необеспечение внесения названных сведений в Программу профилактики влечёт за собой нарушение принципа открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, закреплённого статьёй 13 Закона № 248-ФЗ, контролируемые лица, в частности, субъекты предпринимательской деятельности, не имеют возможность получения оперативного доступа ко всем необходимым документам и сведениям.

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Органам местного самоуправления в срок до 01.07.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.– обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 03.06.2022 по 16.06.2022 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областиза 2022 год:

– Барышский район (от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р); 

– Карсунский район (от 27.01.2022 № 1р, от 03.03.2022 № 3р,  от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р); 

- город Новоульяновск (от 19.05.2022 № 8р).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлениюв государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.–о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность.Административная ответственность за непредставлениеили несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёмеили в искажённом виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 15 июня 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

Муниципальное образование

 

Декабрь 2021

Январь 2022

Февраль 2022

Март 2022

Апрель 2022

Май 2022

Карсунский район 

4 

Вальдиватское сельское поселение 

 

3 

 

 

3 

 

1

Новопогореловское сельское поселение 

 

 

 

 

1 

 

4

Урено-Карлинское сельское поселение 

 

 

 

 

6 

 

1

Горенское сельское поселение

 

 

 

 

 

 

1

Языковское городское поселение

 

 

 

 

 

 

1

Сосновское сельское поселение

 

 

 

 

 

 

1

Большепоселковское сельское поселение

 

 

 

 

 

 

1

Барышский район 

 

Малохомутерское сельское поселение 

 

 

 

 

 

2 

 

Инзенский район 

9 

Глотовскоесельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1

Валгусское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

2

Черемушкинское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1

Коржевское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1

Администрация городаДимитровград

2

Сенгилеевский район

Новослободское сельское поселение

 

 

 

 

 

 

1

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

4.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Н.Н.Чевская