Протокол №11р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

30.06.2022                                                                                                    11р

11.00

 

Председательствующий                         КотельниковаО.В.
Секретарь                                                Баталова Н.Н.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Об установлении стипендий для талантливых обучающихся образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства (детских школ по видам искусств), осуществляющих образовательную деятельность на территории Ульяновской области».

Докладчик – Маркелова Ольга Анатольевна, заместитель директора департамента экономики, финансов и права – начальник отдела правового обеспечения Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 15.06.2022 по 28.06.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.06.2022 по 30.06.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Маркелова О.А. – выступила с докладом на тему «Об установлении стипендий для талантливых обучающихся образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства (детских школ по видам искусств), осуществляющих образовательную деятельность на территории Ульяновской области» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 15.06.2022 по 28.06.2022.

Сообщила, что за период с 15.06.2022 по 28.06.2022 внесено 19а ктов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятых органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные
в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов сельского поселения утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования (далее – Правила)

Так, согласно подпунктам 4 и 9 пункта 3.3.4.2 Правил собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны очищать канавы, трубы для стока воды на отведённой и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период; очищать канавы и трубы для стока воды, в весенний период обеспечивать проход талых вод.

Разделом «Дождевая канализация» СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр, предусмотрено следующее: «Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населённых пунктах, на парковых территориях с устройством мостков и труб на пересечении с дорогами. Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства. Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной и естественной одеждой и выпусков упрощенных конструкций».

Таким образом, канавы и трубы, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами с целью обеспечения отвода талых
и дождевых вод, являются открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Исходя из вышеприведенных норм федеральных законов следует, что организация в границах городского поселения отведения талых, ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Кроме того, в силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности,
к которому относится и несение бремени содержания имущества собственником, в том числе лицами, не являющимися собственниками, определяется гражданским законодательством.

Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательства находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Таким образом, к полномочиям представительного органа местного самоуправления не относится правомочие принимать решения о возложении
на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества,
не находящегося в их собственности.

С учетом изложенного возложение на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязанности по очистке канав и труб, являющихся элементами открытой ливневой канализации, расположенных на прилегающих территориях к индивидуальным жилым домам, является неправомерным, поскольку положениями федерального законодательства не предусмотрено возложение такой обязанности
на собственников индивидуальных жилых домов.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в тринадцати муниципальных правовых актах.

2. Постановлением администрации сельского поселения утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства на 2022 год на территории муниципального образования (далее — Программа профилактики). Отдельные положения Программы профилактики не соответствуют требованиям федерального законодательства, и подлежат приведению в соответствие с указанными требованиями по следующим основаниям.

В частности, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается по каждому виду контроля и включает, в том числе, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения. Частью 6 статьи 44 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным (надзорным) органом.

Разделом 3 Программы профилактики предусмотрено проведение информирования, консультирования.

В нарушение требований пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» разделом 3 Программы профилактики не предусмотрены способы проведения консультирования, а также перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование.

В нарушение ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ Программой профилактики не предусмотрены способы информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц.

Тем самым нарушены права субъектов предпринимательской деятельности. Необеспечение внесения названных сведений в Программу профилактики влечёт за собой нарушение принципа открытости и доступности информации об организации и осуществлении муниципального контроля, закрепленного статьёй 13 Закона № 248-ФЗ, контролируемые лица, в частности, субъекты предпринимательской деятельности, не имеют возможность получения оперативного доступа ко всем необходимым документам и сведениям.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

3. Постановлением администрации городского округа определены места отбывания наказания в виде исправительных работ»

В соответствии с частью 2 и частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправлений федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок и условия исполнения отбывания наказаний, применения средств исправления осуждённых, порядок участия органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан, в исправлении осуждённых.

Частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что исправительные работы отбываются осуждённым по основному месту работы, а осуждённым, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления
по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Во исполнение вышеуказанных требований, вышеназванным постановлением администрации муниципального образования определён перечень организаций, предназначенных для отбывания наказания в виде исправительных работ, но согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц организации по указанным адресам не существуют.

 

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 14.07.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.– обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 17.06.2022 по 30.06.2022 (текст доклада прилагается).

Особо отметилапостановление Правительства Ульяновской области от 24.06.2022 № 348-П «Об утверждении требований к составу документов, прилагаемых к заявлению о признании граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», с принятием которого потребуется внесение изменений в муниципальные правовые акты.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областиза 2022 год:

– Барышский район (от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р, от 02.06.2022 № 9р);

– Карсунский район (от 27.01.2022 № 1р, от 03.03.2022 № 3р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 02.06.2022 № 9р);

– Вешкаймский район (от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р, от 02.06.2022 № 9р);

– Старокулаткинский район (от 27.01.2022 № 1р, от 10.02.2022 № 2р, от 03.03.2022 № 3р, от 17.03.2022 № 4р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р, от 02.06.2022 № 9р);

– Сенгилеевский район (от 02.06.2022 № 9р).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлениюв государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.–о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность.Административная ответственность
за непредставлениеили несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёмеили в искажённом виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 30 июня 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

Ноябрь

2021 

Декабрь 

2021 

Январь 

2022 

Февраль 

2022 

Март 

2022 

Апрель 

2022 

Май

2022 

Карсунский район 

4 

Новопогореловское сельское поселение 

 

 

 

 

1 

 

4 

Урено-Карлинское сельское поселение 

 

 

 

 

6 

 

1 

Горенское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Большепоселковское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Барышский район 

2

Малохомутерское сельское поселение 

- 

 

 

 

 

- 

1 

Жадовскоегородское поселение 

- 

- 

- 

- 

- 

- 

2 

Старотимошкинское городское поселение 

- 

- 

- 

- 

- 

- 

2 

Инзенский район

1

Глотовское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Валгусское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Черемушкинское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Коржевское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

1 

Димитровград

2

Сенгилеевский район

Новослободское сельское поселение 

 

 

 

 

 

 

3 

Тереньгульский район 

Михайловское сельское поселение 

8 

2 

 

 

4 

1 

1 

Красноборское сельское поселение 

 

3 

 

3 

 

 

3 

Ясашноташлинское сельское поселение 

 

 

 

 

 

- 

3 

Радищевский район 

Дмитриевское сельское поселение 

 

 

 

1 

4 

 

- 

Октябрьское сельское поселение 

 

 

 

 

3 

1 

- 

Ореховское сельское поселение 

 

 

 

 

2 

2 

- 

Кузоватовский район 

Коромысловское сельское поселение 

- 

- 

- 

- 

- 

4 

- 

Майнский район 

Выровское сельское поселение 

- 

- 

- 

- 

- 

1 

- 

Гимовское сельское поселение 

 

 

 

 

 

6 

- 

Игнатовское городское поселение 

 

 

 

 

 

5 

- 

Старокулаткинский район 

Терешанскоесельское поселение 

 

 

 

 

 

- 

3 

Зеленовское  сельское поселение 

 

 

 

 

 

- 

4 

Вешкаймский район 

16

Ермоловскоесельское поселение 

 

 

 

 

 

- 

2 

Новоспасский район

Садовское сельское поселение 

 

 

 

 

 

- 

3 
















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления
в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Н.Н.Баталова