Протокол №13р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

28.07.2022                                                                       13р

14.00

 

Председательствующий                        КотельниковаО.В.

Секретарь                                               Пайдутов Д.С.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «О новых требованиях к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий в соответствии со статьями78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Докладчик – Сироткин Вадим Олегович, главный консультант департамента правового и административного обеспечения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.07.2022 по 26.07.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

3.Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с15.07.2022 по 28.07.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:

Сироткин В.О. – выступил с докладом на тему «О новых требованиях к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий в соответствии со статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (текст доклада прилагается)

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению.

1.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

КотельниковаО.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 13.07.2022 по 26.07.2022.

Сообщила, что за период с 13.07.2022 по 26.07.2022 внесено 8 актов прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты, принятых органами местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования (далее – Правила благоустройства).

Согласно Правилам благоустройства собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязаны очищать канавы, трубы для стока воды на отведённой и прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период.

Таким образом, на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки возложены обязанности очищать канавы, трубы для стока воды на прилегающей территории для обеспечения отвода талых вод в весенний период.

Разделом «Дождевая канализация». СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1034/пр, предусмотрено следующее: «Применение открытых водоотводящих устройств допускается в средних и малых городах, сельских населённых пунктах, на парковых территориях с устройством мостков и труб на пересечении с дорогами». Рекомендуется применение открытых водоотводящих устройств в виде кюветных лотков, сопутствующих автомагистралям, и в районах малоэтажного строительства.

Открытая дождевая канализация состоит из лотков и канав разного размера с искусственной и естественной одеждой и выпусков упрощённых конструкций.

Таким образом, канавы и трубы, обустроенные в районах застройки индивидуальными жилыми домами с целью обеспечения отвода талых и дождевых вод, могут являться открытыми водоотводящими устройствами открытой дождевой канализации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, существует орган местного самоуправления района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из вышеприведённых норм организация в границах городского поселения отведения талых, ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского поселения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Кроме того, в силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относится и несение бремени содержания имущества собственником, в том числе лицами, не являющимися собственниками, определяются гражданским законодательством.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

Таким образом, к полномочиям представительного органа местного самоуправления не относится правомочие принимать решения о возложении на лиц, не являющихся собственниками, бремени содержания имущества, не находящегося в их собственности.

С учётом изложенного возложение на собственников жилых домов на территориях индивидуальной застройки обязанности по очистке канав и труб для стока воды на прилегающей территории, в том случае, если они являются элементами открытой ливневой канализации, расположенных на прилегающих территориях к индивидуальным жилым домам, является неправомерным, поскольку положениями федерального законодательства не предусмотрено возложение такой обязанности на собственников индивидуальных жилых домов.

Кроме того установлено, что содержание Правил благоустройства не актуализировано, они продолжают действовать с учётом норм, признанных утратившими свою силу.

Так, в преамбуле Постановления указано, что правовое регулирование отношений в сфере благоустройства и содержания территории осуществляется в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».

Между тем, указанный приказ отменён на основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.09. 2020 № 512/пр.

Также, в пункте 4.2.1 и пункте 4.7.2 Правил благоустройства содержится указание на утративший свою силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 № 783 «Об утверждении свода правил «СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

 

Аналогичные нарушения выявлены ещё в двух муниципальных правовых актах.

2. Постановлением администрации муниципального образования утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) на территории муниципального образования» (далее – Административный регламент).

Так, в соответствии с частью 8 статьи 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок приёма на обучение по основным общеобразовательным программам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Согласно пункту 7 Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236, приём в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

Между тем, из Административного регламента следует, что родители (законные представители) в срок до 01 июня года комплектования могут внести следующие изменения в заявление с сохранением даты его регистрации (постановки ребенка на учёт): изменить ранее выбранный год поступления ребёнка в Учреждение; изменить выбранные ранее Учреждения; сменить посещаемое ребёнком Учреждение на другое Учреждение, расположенное на территории муниципального образования; изменить сведения о льготе; изменить данные о ребёнке (смена фамилии, имени, отчества, адреса).

Изменения, касаемые смены предпочитаемого Учреждения и желаемой даты поступления ребёнка в Учреждение, внесённые в зарегистрированное заявление после 01 июня года комплектования, в текущем году комплектования не учитываются, что не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.

Аналогичные нарушения выявлены ещё в трёх муниципальных правовых актах.

3. Решением Совета депутатов муниципального образования принят Устав муниципального образования (далее – Устав).

Федеральным закономот 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре)и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ). В новой редакции изложен подпункт 19 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроляв сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для  инвалидов объектов социальной, инженернойи транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Вместе с тем, в соответствии с Уставом к полномочиям Администрации района в рамках исполнения полномочий администрации муниципального образованияотносятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроляза их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указаннымиправилами, а также организация использования, охраны защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения, в связи с чем он подлежит приведениюв соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, согласно Устава к отношениям, связаннымс осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального законаот 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля». Указанные положения не соответствуют части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ, в силу которой организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ). В противоречие требований статьи 30 Закона № 248-ФЗ, на основаниикоторой оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативностии эффективности муниципального контроля, Уставом к полномочиям администрации муниципального образования отнесены организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля.

В силу части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 11.08.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

1.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.– обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 15.07.2022 по 28.07.2022. (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколоваппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской областиза 2022 год:

– Карсунский район (от 27.01.2022 № 1р, от 03.03.2022 № 3р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 02.06.2022 № 9р, от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р);

– Вешкаймский район (от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р, от 02.06.2022 № 9р, от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р);

– Старокулаткинский район (от 27.01.2022 № 1р, от 10.02.2022 № 2р, от 03.03.2022 № 3р, от 17.03.2022 № 4р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р, от 02.06.2022 № 9р, от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р);

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлениюв государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В.–о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность.Административная ответственность за непредставлениеили несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёмеили в искажённом виде, предусмотрена  статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 28 июля 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

Декабрь

2021

Февраль

2022

Март

2022

Апрель

2022

Май

2022

Июнь

2022

Карсунский район

1

 

Барышский район

5

Барышское городское поселение

-

-

-

-

-

3

Малохомутерское сельское поселение

-

-

-

-

1

3

Жадовское городское поселение

-

-

-

-

2

5

Старотимошкинское городское поселение

-

-

-

-

2

4

Инзенский район

1

 

Сенгилеевский район

Новослободское сельское поселение

-

-

-

-

3

-

Красногуляевское городское поселение

-

-

-

-

-

5

Силикатненское городское поселение

-

-

-

-

-

2

Тереньгульский район

Михайловское сельское поселение

2

-

4

1

1

4

Красноборское сельское поселение

3

3

-

-

3

2

Радищевский район

Дмитриевское сельское поселение

-

-

-

-

3

Октябрьское сельское поселение

-

-

-

-

2

Ореховское сельское поселение

-

-

-

2

Кузоватовский район

Коромысловское сельское поселение

-

-

-

-

2

5

Безводовское сельское поселение

-

-

-

-

1

4

Еделевское  сельское поселение

-

-

-

-

1

2

Спешневское сельское поселение

-

-

-

-

1

2

Лесоматюнинское сельское поселение

-

-

-

-

-

6

Майнский район

Выровское сельское поселение

-

-

-

1

-

1

Игнатовское городское поселение

-

-

-

3

1

1

Анненковское сельское поселение

-

-

1

-

-

3

Тагайское сельское поселение

-

-

-

-

-

3

Гимовское сельское поселение

-

-

-

-

-

1

Вешкаймский район

8

Новомалыклинский район

 

Высококолковское сельское поселение

-

-

-

-

-

3

Среднесантимирское сельское поселение

-

-

-

-

-

3

Среднеякушкинское сельское поселение

-

-

-

-

-

6











 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять меры по устранению нарушения сроков представления в уполномоченный орган копий муниципальных нормативных правовых актов.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Д.С.Пайдутов