Протокол №22р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 08.12.2022

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л

 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области

 

08.12.2022                                                                       22р

11:00

 

Председательствующий                                     Котельникова О.В.

Секретарь                                                           Струнникова В.С.

 

Присутствовали:

- Беляков Виталий Владимирович, начальникотдела сопровождения цифровой обратной связиДепартамента цифрового развития ОГКУ «Правительство для граждан»;

- Стоякин Александр Николаевич, заместитель начальника управления по вопросам общественной безопасности – начальник департамента по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Реализация на территории Ульяновской области мероприятий, связанных с вопросами «Частичной мобилизации».

Докладчик – Беляков Виталий Владимирович, начальник отдела сопровождения цифровой обратной связи Департамента цифрового развития.

 

2. Доклад на тему: «Повышение качества рассмотрения обращений, поступающихот военнослужащих и членов семей военнослужащих по вопросам частичной мобилизации».

Докладчик – Стоякин Александр Николаевич, заместитель начальника управления по вопросам общественной безопасности.

 

3.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 23.11.2022 по 06.12.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с25.11.2022 по 08.12.2022.

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Докладчик – КотельниковаОльга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

6. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Докладчик  – КотельниковаОльга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

7. Иные вопросы.

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской.

 

1. СЛУШАЛИ:    

Беляков В.В. – выступил с докладом на тему «Реализация на территории Ульяновской области мероприятий, связанных с вопросами «Частичной мобилизации» (текст доклада прилагается).

Стоякин А.Н. - выступил с докладом на тему «Повышение качества рассмотрения обращений, поступающих от военнослужащих и членов семей военнослужащих по вопросам частичной мобилизации».

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 23.11.2022 по 06.12.2022.

Сообщила, что за период с 23.11.2022 по 06.12.2022 внесено 9 актов прокурорского реагирования на правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Решением Совета депутатов сельского поселениябыл принят Устав муниципального образования.

Так, отдельные положения Устава противоречат требованиями действующего законодательства и подлежат изменению по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 11 Устава к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанные положения не соответствуют части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ, в силу которой организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).

В нарушение требований части 2 статьи 3 Закона № 248-ФЗ, согласно которой порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования, пункт 22 статьи 38 Устава относит к полномочиям администрации муниципального образования разработку административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В силу части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном акте.

2.Решение Совета депутатовсельского поселения «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования», не соответствует действующему законодательству.

Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно статье 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологический) благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В нарушение вышеуказанных требований в пункте 1.5 раздела 1 Правил установлено, что «контейнер» - стандартная емкость для сбора отходов объемом до 2 куб. м. включительно; «контейнерная площадка» специально оборудованная или отведенная площадка (участок территории) для сбора
и временного хранения отходов с установкой необходимого количества контейнеров и бункеров-накопителей.

Подпунктом 5 пункта 3.5.13 и пунктом 4.5 Правил установлено, что на территориях поселения запрещается сжигать опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку,сжигать все виды отходов на придомовой территории, на контейнерных площадках и в мусоросборниках.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.Сжигание отходов в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывается возможность осуществления данного вида деятельности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством, противоречит вышеназванным нормам и влечет нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность по сжиганию отходов.

Кроме этого, Правила предусматривают, что физические и юридические лица независимо от форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими правилами (пунктов 3.1.1 и. 3.1 Правил).

При этом действующим законодательством не предусмотрено возложение на указанных лиц обязанностей по содержанию прилегающих территорий помимо их воли.Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.

В нарушение пункта 29 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, предусматривающего удаление отходов из урн не реже 1 раза за сутки, пункта 3.1.9 Правил предусмотрена очистка урн по мере накопления мусора.

Пунктом 3.1.7 Правил в нарушение подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что вывоз скола асфальта при проведении дорожно-ремонтных работ производится организациями, проводящими работы в течение суток.

При этом, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзораот 22.05.2017 № 242, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий отнесен к отходам IV класса опасности, что требует наличие лицензии у лица, осуществляющего его транспортирование.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном акте.

3. Постановление администрации сельского поселения «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории муниципального образования в целях финансового обеспечения реализации социально ориентированных программ (проектов)» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Вопреки подпункту «ж» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов ПравительстваРоссийской Федерации» (далее — Постановление № 1492) в Порядке отсутствует информация о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в разделе единого портала) сведений о субсидиях не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона (решения) о бюджете (закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете).

В нарушение подпункта «в» пункта 4 Постановления № 1492 в изученном правовом акте в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) отсутствуют требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом.

Вопреки пункту 7 Постановления № 1492 муниципальный правовой акт не содержит требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном акте.

4.Администрацией сельского поселения внесено изменение в постановление «Об утверждении муниципальной программы «Чистая вода» на территории муниципального образованияна 2022-2024 года».

Выявлено, что постановление «О внесении изменений в постановление «Об утверждении муниципальной программы «Чистая вода» на территории муниципального образования» не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.На основании ст. 31 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов.

Между тем, при изучении постановления вскрыты нарушения вышеуказанных требований закона, выразившиеся в неправомерном включении в паспорт программы в качестве источников финансирования бюджеты муниципального района и бюджета области, исполнение которых не производится администрацией муниципального образования.

5.Администрацией сельского поселения принято постановление  «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка администрации муниципального образования».

При изучении было выявлено, что постановление «Об утверждении правил внутреннего трудового распорядка администрации муниципального образования» не соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании статьи 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 Трудового кодекса РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые.

6.Постановлением администрации городского округа утвержден административный регламент «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно без проведения торгов».

Так, пунктом 2.8 Административного регламента закреплены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены основании для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Федеральным законом от 14.07.2022 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в подпункт 13 статьи 39.16 ЗК РФ, которые вступили в законную силу с 14.07.2022 г. Согласно действующей редакции подпункта 13 статьи 39.16 ЗК РФ основание для отказа впредоставлении муниципальной услуги установлено в отношении земельного участка для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.

Федеральным законом от 30.12.2020 №494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» внесены изменения в подпункт 10 статьи 39.16 ЗК РФ, которые вступили в законную силу с 30.12.2020 г. Согласно действующей редакции подпункта 10 статьи 39.16 ЗК РФ основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлено вотношении земельного участка, если указанный в заявлении земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов.

Кроме того, в приложении № 1 Административного регламента приведены основания предоставления земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, с 30.12.2020 г. в Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» внесены изменения, согласно которым подпункт 1 статьи 39.5 ЗК РФ признан утратившим силу, а Федеральным законом от 28.06.2021 №226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт 9 статьи 39.5 ЗК РФ изложен в новой редакции.

Изложенные факты несоответствия требованиям Федерального законодательства свидетельствуют о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных п.п. «а», «и», «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Согласно ч. 1 ст. 16 и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, финансовую поддержку таких субъектов и организаций, которая осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков.

Применение положений муниципального правового акта, противоречащих требованиям действующего законодательства, создает угрозу нарушения прав хозяйствующих субъектов при осуществлении органом местного самоуправления полномочий по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления земельных участков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 22.12.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства,а также законодательства Ульяновской области за период с 25.11.2022 по 08.12.2022 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2022 год:

– Карсунский район (от 27.01.2022 № 1р, от 03.03.2022 № 3р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 02.06.2022 № 9р, от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р; от 14.07.2022 № 12р, от 08.09.2022 № 16р);

– Старокулаткинский район (от 27.01.2022 № 1р, от 10.02.2022 № 2р, от 03.03.2022 № 3р, от 17.03.2022 № 4р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р,).

– Радищевский район (от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р; от 14.07.2022 № 12р, 28.07.2022 № 13р, от 11.08.2022 14р, 25.08.2022 № 15р, от 08.09.2022 № 16р, 22.09.2022 № 17р , от 06.10.2022 № 18р, от 19.10.2022 № 19р)

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена  статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 8декабря 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

февраль

2022

март

2022

май

2022

июнь

2022

июль

2022

август

2022

сентябрь

 2022

октябрь

2022

Кузоватовский район

-

-

Коромысловское с/п

-

-

4

Еделевское с/п

-

-

-

-

-

-

-

3

Радищевский район

-

-

-

-

-

-

-

-

Ореховское с/п

-

-

-

-

-

1

2

2

Новомалыклинский район

-

-

-

-

-

-

-

-

Среднеякушкинское с/п

-

-

-

-

-

-

-

6

Тереньгульский район

-

-

Михайловское с/п

-

1

-

-

1

1

-

2

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

6. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – Иные вопросы.

Довела до сведения органов местного самоуправления информацию о сроках предоставленияправовых актов в департамент ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской областив связи с предстоящими праздничными днями.

Последним днём приема муниципальных нормативных правовых актовдля включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области является - 16.12.2021 года.

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

В.С. Струнникова