Протокол №23р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 22.12.2022

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов
местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области 

 

22.12.2022                                                                       23р 

11:00

 

Председательствующий                                    Котельникова О.В.

Секретарь                                                           Пайдутов Д.С.

 

Присутствовали:

- Малышева Валерия Сергеевна, заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области;

- представители юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

 

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «О системе бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области». 

Докладчик – Малышева Валерия Сергеевна, заместитель начальника государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

2.Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.12.2022 по 20.12.2022. 

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области. 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с09.12.2022 по 22.12.2022. 

Докладчик – Котельникова Ольга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Докладчик – КотельниковаОльга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». 

Докладчик – КотельниковаОльга Валентиновна, начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ:    

Малышева В.С.– выступила с докладом на тему «О системе бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области» (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

2. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 07.12.2022 по 20.12.2022.

Сообщила, что за период с 07.12.2022 по 20.12.2022 внесено 17 актов прокурорского реагирования на правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

1. Постановлением администрации района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, граждан, являющихся инвалидами Великой Отечественной войны, или ветеранами боевых действий, или признанных в установленном порядке инвалидами с указанием военной травмы в качестве причины инвалидности, граждан, являющихся одним из родителей (в том числе одинокой матерью либо одиноким отцом) в студенческой семье, имеющей ребёнка (детей), в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно».

Вопреки требованиям частей 5 и 7 статьи 13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-30 «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (в ред. от 27.04.2022) в пункте 3.2.6 Административного регламента срок направления принятого уполномоченным органом решения о предоставлении муниципальной услуги составляет 5 рабочих дней со дня принятия решения вместо 1 рабочего дня.

При таких обстоятельствах, действующие на сегодняшний день нормы Административного регламента не только противоречат закону, но и нарушают права заявителей, в том числе граждан, имеющих детей, на своевременное и качественное получение муниципальной услуги.

Аналогичные нарушения были выявлены в еще одном муниципальном правовом акте.

2. Постановление администрации района «Об утверждении Положения об оплате труда работников администрации муниципального образования, занимающих должности, не отнесённые к должностям муниципальной службы муниципального образования и работников муниципальных учреждений муниципального образования не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Органы местного самоуправления и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с пунктом 2.5 Положения (в редакции постановления администрации района от 02.02.2022 № 32) следует, что должностные оклады не позднее 1 апреля текущего года подлежат ежегодной индексации, в размере ежегодной инфляции по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

В нарушение статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации названное Положение не предусматривает индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также не содержит критериев и порядка её проведения.

3. Постановлением администрации района утверждено положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования.

Так, согласно пунктам 2, 3 Порядка принятия решений о внесений изменений в региональную программу капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утверждённого, в соответствий с частью 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2017 № 94-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 12.08.2020, № 450-11), сведения, необходимые для принятия решения овнесении изменений в региональную программу, направляются в уполномоченный орган ежегодно в срок до 1 сентября по единой форме (перечню), утверждённой уполномоченным органом.

Однако, в пункте 12 Положения срок для направления таких сведений в уполномоченный орган необоснованно сокращён до 1 июля.

4. Постановлением администрации района утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно без проведения торгов».

Данный административный регламент в части установления оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а также перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

Статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Федеральным законом от 14.07.2022 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в подпункт 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которые вступили в законную силу с 14.07.2022 года.

Согласно действующей редакции подпункта 13 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлено в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для ведения гражданами садоводства для собственных нужд. Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» внесены изменения в подпункт 10 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которые вступили в законную силу с 30.12.2020 года. Согласно действующей редакции подпункта 10 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлено в отношении земельного участка, если указанный в заявлении земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключён договор о комплексном развитии территории, и, в соответствии с утверждённой документацией по планировке территории, предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключён договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов. Однако подпункты 10, 13 пункта 2.8 Административного регламента не соответствуют статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в приложении № 1 Административного регламента приведены основания предоставления земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, с 30.12.2020 в Федеральный закон от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» внесены изменения, согласно которым подпункт 1 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ признан утратившим силу, а Федеральный закон от 28.06.2021 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт 9 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции.

Изложенные факты несоответствия требованиям федерального законодательства свидетельствуют о наличии коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а», «и», «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Согласно части 1статьи 16 и части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе, финансовую поддержку таких субъектов и организаций, которая осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков.

Применение положений муниципального правового акта, противоречащих требованиям действующего законодательства, создает угрозу нарушения прав хозяйствующих субъектов при осуществлении органом местного самоуправления полномочий по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления земельных участков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциями (уставам), законом, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Постановление администрации района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом от 01.07.2021 № 273-ФЗ, частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, дополнена подпунктом 41, согласно которому к таким случаям также отнесены случаи предоставления:

- земельного участка публично-правовой компании «Фонд развития территорий» для осуществления функций и полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если завершение строительства  объектов незавершённого строительства (строительство объектов капитального строительства) на земельном участке, переданном (который может быть передан) указанной публично-правовой компании по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», невозможно в связи с наличием ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации, при подтверждении наличия таких ограничений федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки (права на них) отсутствуют у застройщика, признанного несостоятельным (банкротом).

Так, вышеуказанные изменения не учтены в подпункте «в» пункта 2.6 Административного регламента.

Кроме того, Федеральным законом от 20.04.2021 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ дополнен подпунктами 3.2 и 3.3, согласно которым заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется также в случаях предоставления:

- земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для обеспечения исполнения обязательств застройщика перед гражданами, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и права которых нарушены, в случае принятия арбитражным судом мер по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с пунктом 1 статьи 201.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

_- земельного участка застройщику, признанному в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротом, для передачи публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», принявшей на себя обязательства застройщика перед гражданами по завершению строительства многоквартирных домов или по выплате возмещения гражданам в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» признан утратившим силу подпункт 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень видов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

Все указанные выше изменения не отражены в пункте 2.6 Административного регламента.

В подпункте «в» пункта 2.6 Административного регламента указано, что заявитель предоставляет решение, на основании которого образован испрашиваемый земельный участок, принятое до 1 марта 2015 года.

Вместе с тем, вышеуказанное положение не соответствует требованиям пункта 25 Перечня, утверждённого приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321, в котором данный документ не указан.

В подпункте «в» пункта 2.6 Регламента для индивидуальных предпринимателей при  предоставлении земельного участка для недропользования указано, что заявитель должен предоставить выдержку из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (за исключением сведений, содержащих государственную тайну), тогда как в пункте 46 Перечня указано, что заявитель предоставляет проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием — недрами, государственное задание, предусматривающее выполнение мероприятий по государственному геологическому изучению недр, или государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному) либо их части, предусматривающий осуществление соответствующей деятельности (за исключением сведений, содержащих государственную тайну).

Наличие в муниципальном нормативном правовом акте противоречащих законодательству норм, а также отсутствие норм, предусмотренных федеральным законодательством создают угрозу возникновения негативных последствий при обращении физических и юридических лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также возможность неправомерных отказов
в предоставлении перечисленных муниципальных услуг.

6. Постановление администрации района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Административный регламент противоречит требованиям федерального законодательства и содержит коррупциогенный фактор.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Однако, формулировка подпункта 1 пункта 2.8 Административного регламента противоречит аналогичному подпункту «б» пункта 9 Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244. Кроме того, в подпункте 3 пункта 2.8 отражено основание для отказа в выдаче разрешения, незакреплённое пунктом 9 вышеуказанных Правил № 1244.

Также подпункт 1 пункта 1 статьи Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) дополнен понятием «заполнение запросов, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, что также не нашло отражения в подпункте 2 пункта 3.1.3. Административного регламента.

Кроме того, статьёй 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ установлены основания для подачи жалоб, а подпунктами 7 — 8.2 Федерального закона
№ 210-ФЗ требования к порядку дачи ответа заявителю, не отражённые в главе 5 Регламента.

Таким образом, глава 5 Регламента характеризуются наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

Наличие в муниципальном нормативном правовом акте противоречащих законодательству норм, а также отсутствие норм, предусмотренных федеральным законодательством создают угрозу возникновения негативных последствий при обращении физических и юридических лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности с заявлениями о предоставлении указанных услуг, а также возможность неправомерных отказов в предоставлении перечисленных муниципальных услуг.

7. Постановление администрации района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Однако, в подпунктах 14 — 19 пункта 2.8 Административного регламента отражено основание для отказа, незакреплённое пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также подпункт 1 пункта 1 статьи Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) дополнен понятием «заполнение запросов, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, что также не нашло отражения в подпункте 2 пункта 3.1.3. Административного регламента.

Кроме того, статьёй 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ установлены основания для подачи жалоб, а подпунктами 7 — 8.2 Федерального закона № 210-ФЗ —требования к порядку дачи ответа заявителю, не отражённые в главе 5 Регламента.

Таким образом, глава 5 Регламента характеризуются наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 — отсутствие или неполнота административных процедур отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

Наличие в муниципальном нормативном правовом акте противоречащих законодательству норм, а также отсутствие норм, предусмотренных федеральным законодательством, создают угрозу возникновения негативных последствий при обращении физических и юридических лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также возможность неправомерных отказов
в предоставлении перечисленных муниципальных услуг.

8. Постановление администрации района «Об утверждении административного  регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в постоянное бессрочное пользование» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Однако, формулировки подпунктов 9, 10, 13 пункта 2.8 Административного регламента противоречат аналогичным подпунктам статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в подпунктах 27, 29 отражены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов незакреплённые статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В подпункте 3.1 пункта 2.8, Административного регламента указано одно из оснований для отказа в предоставлении земельного участка находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность, без проведения торгов, признанное утратившим силу Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий». Наличие в Регламенте недействующей нормы права, создаёт правую неопределенность.

Также подпункт 1 пункта 1 статьи Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) дополнен понятием «заполнение запросов, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, что также не нашло отражения в подпункте 2 пункта 3.1.3. Административного регламента.

Кроме того, статьёй 11.1 Федерального закона № 210-ФЗ установлены основания для подачи жалоб, а подпунктами 7 — 8.2 Федерального закона № 210-ФЗ — требования к порядку дачи ответа заявителю, не отражённые в главе 5 Регламента.

Таким образом, глава 5 Регламента характеризуются наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «ж» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее — Методика), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка.

Наличие в муниципальном нормативном правовом акте противоречащих законодательству норм, а также отсутствие норм, предусмотренных федеральным законодательством создают угрозу возникновения негативных последствий при обращении физических и юридических лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также возможность неправомерных отказов в предоставлении перечисленных муниципальных услуг.

Аналогичные нарушения были выявлены в ещё одном муниципальном правовом акте.

9. Постановление администрации района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из состава земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная  собственность на которые не разграничена» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пунктом 2.8 Административного регламента установлен перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Однако, формулировки подпунктов 5, 6 пункта 2.8 Административного регламента противоречат аналогичным подпунктам пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в подпунктах 7 — 10 пункта 28 отражены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, незакреплённые пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Также подпункт 1 пункта 1 статьи Закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) дополнен понятием «заполнение запросов, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, что также не нашло отражения в подпункте 2 пункта 3.1.3. Административного регламента.

Наличие в муниципальном нормативном правовом акте противоречащих законодательству норм, а также отсутствие норм, предусмотренных федеральным законодательством создают угрозу возникновения негативных последствий при обращении физических и юридических лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также возможность неправомерных отказов в предоставлении перечисленных муниципальных услуг.

10. Постановление администрации муниципального образования «О муниципальном звене Ульяновской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального образования» не соответствует требования действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Частью 4 указанной статьи установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

На основании пункта 8 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос местного значения по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления района, в связи с чем постановление администрации сельского поселения принято за пределами компетенции и подлежит отмене.

Согласно подпункту «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96, «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции» является коррупциогенным фактором.

11. Устав сельского поселения не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно части 2 статьи 11 Устава, к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанные положения не соответствуют части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ, в силу которой организация и осуществление видов муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).

В нарушение требований части 2 статьи 3 Закона № 248-ФЗ, согласно которой, порядок организации и осуществления муниципального контроля устанавливается положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 22 статьи 38 Устава, к полномочиям администрации муниципального образования относится разработка административных регламентов, осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

В силу части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

12. Решением Совета депутатов сельского поселения утверждены правила благоустройства на территории муниципального образования.

Установлено, что данный нормативный правовой акт является действующим, однако он не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В нарушение вышеуказанных требований в пункте 1.7 раздела 1 Правил установлено, что «контейнер» — мусоросборник, предназначенный для складирования твёрдых коммунальных отходов (за — исключением крупногабаритных отходов) следующего объема накапливаемых отходов: 0.77 куб.м., 1,1 куб.м.; «контейнерная площадка» — место накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Пунктом 1.6 Правил установлено, что на территориях поселения запрещается сжигать листву и сухую траву, тару, отходы, разводить костры, в том числе на внутренних территориях предприятий и домовладений.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещается хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Сжигание отходов в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является разновидностью деятельности по обезвреживанию отходов и соответственно в силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Таким образом, установление полного запрета на сжигание отходов производства и потребления, в той мере, в какой не учитывается возможность осуществления данного вида деятельности с учётом ограничений, установленных федеральным законодательством, противоречит вышеназванным нормам и влечёт нарушения прав предпринимателей, способных в установленном порядке получить соответствующую лицензию и осуществлять законную деятельность по сжиганию отходов.

Кроме этого, Правила предусматривают, что физические и юридические лица независимо от форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими правилами (п. 1.5 Правил).

При этом действующим законодательством не предусмотрено возложение на указанных лиц обязанностей по содержанию прилегающих территорий помимо их воли.

Статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся, или договором.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

13. Постановление администрации района «Об отказе в признании и принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» не соответствует требованиям действующего законодательства.

Проведённой прокуратурой района проверкой установлено, что постановление администрации муниципального района «Ульяновский район» от 24.10.2022 № 1361 «Об отказе в признании и принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее — Постановление № 1361 от 24.1 0.2022) не соответствует требованиям закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 2 статьи 3 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее — Закон № 49-30) установлен список документов, подтверждающих право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подаваемых вместе с заявлением.

Согласно части 5 статьи 3 Закона № 49-ЗО решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные в части 1 статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако, как показала проверка администрацией муниципального образования по результатам рассмотрения заявления и приложенных документов о признании и принятии семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынесено постановление  об отказе в признании семьи нуждающейся с указанием на ссылку - нарушения – пункт 2 часть 1 статья 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом какого-либо основания отказа не указано в данном правовом акте.

Прокуратурой района, в ходе изучения предоставленных в администрацию района документов, оснований отказа в признании и принятии семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не установлено.

Таким образом, постановление вынесено с нарушениями закона и подлежит отмене.

14. Решением Совета депутатов городского поселения внесены изменения в решение «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования».

Прокурорской проверкой установлено, что решение Совета депутатов городского поселения в части не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, из преамбулы решения следует, что оно принимается в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, данной главой Налогового кодекса Российской Федерации регулируются полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению земельного налога, который согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным видом местного налога.

Учитывая, что, согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичные нарушения были выявлены в ещё одном муниципальном акте.

 

РЕШИЛИ:

2.1. Принять информацию к сведению.

2.2. Органам местного самоуправления в срок до 20.01.2023 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

2.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства,а также законодательства Ульяновской области за период с 09.12.2022 по 22.12.2022 (текст доклада прилагается).


Обратила внимание на Федеральный закон от 19.12.2022 № 535-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» и статью 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях». С 1 марта 2023 года актуализируются требования к уставам некоммерческих организаций.

Особо отметила Федеральный закон от 19.12.2022 № 551-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», согласно которому определены основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки).До 1 января 2025 года процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) должны быть приведены в соответствие с установленными требованиями. Субъекты РФ, обеспечивающие исключительно за счёт собственных средств предоставление мер социальной поддержки, вправе самостоятельно устанавливать требования к процессам их предоставления с использованием региональных информационных систем и порталов государственных и муниципальных услуг.

Законом Ульяновской области от 08.12.2022 № 127-ЗО внесены изменения в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях, в Закон Ульяновской области от 28.02.2011 № 18-ЗО. В частности, утратила силу норма об ответственности за нарушение установленного порядка содержания остановочных пунктов всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения. Скорректирована норма об ответственности за невнесение платы за пользование парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования. Кроме того, скорректирована норма о финансовом и материальном обеспечении государственного полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях.

Также отметила Закон Ульяновской области от 08.12.2022 № 128-ЗО «О внесении изменений в статьи 13.4 и 13.6 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», согласно которому скорректирована норма о порядке предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно. В частности, введена норма, согласно которой в случае, если гражданин дважды отказался от предоставления земельного участка в собственность бесплатно и (или) не направил заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в установленных срок, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изменении очерёдности постановки гражданина на учёт. Решение об изменении очерёдности постановки гражданина на учёт принимается уполномоченным органом местного самоуправления не позднее тридцати пяти календарных дней со дня получения извещения.

Вышеуказанные принятые акты потребуют внесение изменений вмуниципальные правовые акты.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2022 год:

– Карсунский район (от 27.01.2022 № 1р, от 03.03.2022 № 3р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 02.06.2022 № 9р, от 16.06.2022 № 10р, от 30.06.2022 № 11р; от 14.07.2022 № 12р, от 08.09.2022 № 16р);

– Старокулаткинский район (от 27.01.2022 № 1р, от 10.02.2022 № 2р, от 03.03.2022 № 3р, от 17.03.2022 № 4р, от 31.03.2022 № 5р, от 14.04.2022 № 6р, от 28.04.2022 № 7р, от 19.05.2022 № 8р,).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Напомнила органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов о сроках предоставления в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области (департамент ведения регистра муниципальных правовых актов):

– планов нормотворческой деятельности на 2023 год – до 10.01.2023;

– отчётов о выполнении планов нормотворческой деятельности за 2022 год – до 10.01.2023.

 

РЕШИЛИ:

Принять информацию к сведению.

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По состоянию на 22 декабря 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

октябрь 2022

Ноябрь 2022

Кузоватовский район

-

-

Коромысловское с/п

4

6

Старокулаткинский район

-

-

Староатлашское с/п

-

4

Вешкаймский район

-

1

Бекетовское с/п

-

2

Стемасское с/п

-

2

Карсунский район

 

1

Языковское г/п

 

2

Вальдиватское с/п

 

1

Горенское с-п

 

4

Новопогореловское с/п

 

3

Урено-Карлинское с/п

 

3

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

 

Председательствующий

О.В.Котельникова

Секретарь

Д.С. Пайдутов