Протокол №5р аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области от 31.03.2022

Государственно-правовое управление
администрации Губернатора
Ульяновской области 

 

П Р О Т О К О Л 

аппаратного совещания с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований
Ульяновской области
 

 

31.03.2022                                                                                          5р 

11:00

 

Председательствующий                                                            Котельникова О.В.

Секретарь                                                                                   Зубарева Е.Н.

 

Присутствовали:

Постнова Ольга Юрьевна - ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области».

 

ПОВЕСТКА ДНЯ: 

Вступительное слово начальника департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области Котельниковой Ольги Валентиновны.

 

1. Доклад на тему: «Ответственность сторон в государственном (муниципальном) контракте в рамках Федерального закона от 05.04.2013
№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом». 

Докладчик – Постнова Ольга Юрьевна - ведущийюрисконсульт отдела правового обеспечения ОГКУ«Департамент автомобильных дорог Ульяновской области». 

 

2. Об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 16.03.2022 по 29.03.2022. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

3. Обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 18.03.2022 по 31.03.2022. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

4. Контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

5. О соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области». 

Докладчик – Котельникова О.В., начальник департамента ведения регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области.

 

1. СЛУШАЛИ: 

Постнова О.Ю. – выступила с докладом на тему «Ответственность сторон в государственном (муниципальном) контракте в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом». (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

1.1. Принять информацию к сведению, а также органам местного самоуправления муниципальных районов довести до сведения органов местного самоуправления сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в их состав, данную информацию.

 

3. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – об актах прокурорского реагирования, внесённых на муниципальные правовые акты муниципальных образований Ульяновской области за период с 16.03.2022 по 29.03.2022.

 

Сообщила, что за период с 16.03.2022 по 29.03.2022внесено 23 акта прокурорского реагирования на муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Ульяновской области. В частности, прокуратура указывает на следующие недостатки, выявленные в муниципальных правовых актах:

 

1. Советом депутатов сельского поселения принято решение «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования».

Решение Совета депутатов муниципального образования «Об утверждении Правил благоустройства на территории муниципального образования
(далее — Правила благоустройства) противоречит федеральному законодательству.

Так, установленный пунктом 1.5 вышеназванных Правил благоустройства термин (определение), раскрывающий содержание словосочетания «прилегающая территория», противоречит понятию, содержащемуся в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на то, что на основании приказа Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»  с 1 сентября 2018 года ГОСТ Р 50597-93 утратил силу, пункт 3.2.5 Правил благоустройства предписывает, что эксплуатационное состояние автомобильных дорог должно соответствовать названному государственному стандарту.

Аналогичное нарушение выявлено еще в четырёх муниципальных правовых актах.

2. Администрацией муниципального района принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов» (далее — Административный регламент) в действующей редакции, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно пункту 2.8 Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения  с заявлением члена этой ‚организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации, что противоречит требованиям ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, отдельные нормы указанного регламента регулируют вопросы предоставления земельных участков для комплексного освоения, а не для комплексного развития, как предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Учитывая, что согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации данный нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Аналогичное нарушение выявлено еще в пяти муниципальных правовых актах.

3. Администрацией города принято постановление «Правила землепользования и застройки муниципального образования, утвержденные постановлением администрации (далее — Правила землепользования и застройки), не соответствует требованиям регионального законодательства.

Так, 01.09.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) об упрощенном оформлении гаражей
и земельных участков под ними.

Указанный закон позволяет оформить земельный участок под каждым индивидуальными и кооперативными гаражами в собственность бесплатно.

При этом вид разрешенного использования земельного участка, образуемого под гаражом, является всегда разрешенным вне зависимости от установленных градостроительных регламентов.

Вместе с тем, действующие Правила землепользования и застройки содержат требования, в соответствии с которым, минимальная площадь образуемого земельного участка должна составлять 300 кв. м,. что требует корректировки в части исключения требований о соблюдении минимальной площади образуемых земельных участков под гаражами с целью их предоставления в соответствии
с Федеральным законом от 05.04.2021 № 79-ФЗ.

Действующие Правила землепользования и застройки нарушают права граждан на реализацию ими своего права на оформление земельного участка
и гаража, а также выступают сдерживающим фактором в реализации федеральных инициатив.

4. Администрацией города принято постановление «О составе городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации города» (далее — постановление), не соответствует требованиям регионального законодательства.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ), содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В свою очередь, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
(далее — Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Деятельности комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения регулируется Положением о правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2006 № 237.В соответствии с пунктом 5 указанного Положения комиссия по вопросам, отнесенным к её компетенции, имеет право запрашивать у органов местного самоуправления материалы и информацию, необходимые для работы Комиссии.

На местном уровне также предусмотрена деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения.Состав городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации городабезусловно требует постоянной актуализации и корректировки с учетом кадровых, должностных и иных изменений.

Вместе с тем, проверкой установлено, что состав указанной городской комиссии не является актуальным. Не актуализированы данные также в отношении иных членов комиссии.При подобном отношении к выполнению обязанностей по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения, конечные цели создания городской комиссии, достигнуты быть не могут, что в свою очередь ставит под угрозу реализацию прав жителей города на обеспечение безопасности в сфере дорожного движения.

5. В ходе антикоррупционной экспертизы и анализа правоприменительной практики установлено, что Порядок проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации муниципального  образования, утверждённый решением Совета депутатов (далее — Порядок) содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 (наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам
и организациям) методики проведения  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика). Порядкомустановлено, что гражданину, изъявившему желание участвовать в конкурсе, наряду с иными документами необходимо предоставить копию трудовой книжки.

Вместе с тем, требование о предоставлении исключительно трудовой книжки является трудновыполнимой в том случае, если сведения о трудовой деятельности формируются работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде (Федеральный закон от 16.12.2019 № 439 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»).

В этой связи наиболее оптимальными представляются формулировки «гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в орган местного самоуправления, муниципальный орган копию трудовой книжки за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; в случае если по основаниям, установленным трудовым законодательством, трудовая книжка не ведется - сведения о трудовой деятельности, сформированные работодателем (представителем нанимателя) в электронном виде.

Аналогичные требования выявлены ещё в семи муниципальных правовых актах.

6.Администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении Порядка работы комиссии по осуществлению закупок» (далее — постановление) установлено, что оно не соответствует закону.

Так, статьёй 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки документации о закупке. Однако вопреки вышеуказанным требованиям законодательства, в пункте 3.6 постановления указанные положения не содержатся.

7.Советом депутатовсельского поселения принято решение «Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствахимущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет и (или) предоставления для опубликования средствам массовой информации»

В нарушение статьи 8 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Порядок не содержит требований о размещении на официальном сайте органа местного самоуправления и предоставлении для официального опубликования средствам массовой информации сведений об источниках получения муниципальным служащим средств, за счёт которых совершены сделки по приобретению цифровых финансовых активов, цифровой валюты. Кроме того, в пункте 5 Порядка срок предоставления средствам массовой информации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих не соответствует сроку, установленному статьёй 40 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Аналогичное нарушение выявлено еще в трёх муниципальных правовых актах.

 

РЕШИЛИ:

3.1. Принять информацию к сведению.

3.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.04.2022 необходимо провести мониторинг аналогичных муниципальных правовых актов, указанных в обзоре, в целях приведения их в соответствие с законодательством и направить информацию на электронный адрес: 440136@mail.ru.

3.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

4. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – обзор изменений федерального законодательства, а также законодательства Ульяновской области за период с 18.03.2022 по 31.03.2022 (текст доклада прилагается).

 

РЕШИЛИ:

4.1. Принять информацию к сведению.

4.2. Органам местного самоуправления в срок до 15.04.2022 необходимо провести мониторинг муниципальных правовых актов, в целях приведения
их в соответствие с законодательством и направить информацию
на электронный адрес: 440136@mail.ru.

4.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

5. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – контроль исполнения поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. 

Не представлена информация по исполнению поручений протоколов аппаратных совещаний с руководителями юридических служб органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области за 2022 год: 

– г. Новоульяновск (от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Вешкаймский район(от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Карсунский район (от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Сенгилеевский район (от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Старокулаткинский район(от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Барышский район(от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

– Радищевский район(от 27.01.2022 1р, от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

- Майнский район ( от 10.02.2022 2р, от 03.03.2022 3р);

- Новомаклинский район (от 03.03.2022 3р);

 

РЕШИЛИ:

5.1. Принять информацию к сведению.

5.2. Обеспечить надлежащее исполнение поручений протоколов аппаратных совещаний органами местного самоуправления по предоставлению
в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области запрашиваемой информации.

5.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию. 

 

6. СЛУШАЛИ:

Котельникова О.В. – о соблюдении исполнительской дисциплины при исполнении Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

 

Обратила внимание на необходимость исполнения Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ульяновской области».

Законом установлено, что копии муниципальных нормативных правовых актов должны быть направлены в уполномоченный орган не позднее пятнадцати рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом местного самоуправления.

Нарушение сроков предоставления актов повлечёт за собой административную ответственность. Административная ответственность
за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде, предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По состоянию на 31 марта 2022 года имеют просрочку по предоставлению муниципальных нормативных правовых актов с 01 ноября 2021 года по 28февраля 2022 года следующие муниципальные образования Ульяновской области:

 

МО

Ноябрь 2021

Декабрь 2021

Январь 2022

Февраль 2022

Кузоватовский район

- 

- 

- 

-

Безводовское сельское поселение 

- 

1

-

-

Лесоматюнинское сельское поселение 

- 

-

-

4

Еделевское сельское поселение 

-

-

-

5

Майнский район

- 

- 

- 

4

Тагайское сельское поселение 

- 

-

-

1

Гимовское сельское поселение 

-

1

-

1

Радищевский район

- 

- 

- 

6

Дмитриевское сельское поселение 

- 

2

-

3

Тереньгульский район

- 

- 

- 

-

Михайловское сельское поселение 

8 

2

-

-

Красноборское сельское поселение 

- 

3

-

3

Карсунский район

- 

- 

- 

-

Вальдиватское сельское поселение 

-

3

-

-

Горенское сельское поселение 

-

-

-

1

Новопогореловское сельское поселение 

-

-

-

1

Большепоселковское сельское поселение 

-

-

-

2

Урено-Карлинское сельское поселение 

-

4

1

3

Новомалыклинский район

-

-

-

-

Среднеякушкинское сельское поселение 

-

-

-

1

Сенгилеевский район

-

-

-

14

Силинкатнеское городское поселение 

-

-

-

5

Барышский район

-

-

-

6

Жадовское городское поселение

-

 

-

2

Измайловское городское поселение

-

-

-

2

Малохомутерское сельское поселение

-

-

-

2

Поливановское сельское поселение

-

-

-

1

Земляничненское сельское поселение 

-

-

-

2

Старокулаткинский район

-

-

-

-

Староатлашское сельское поселение 

-

-

-

4

 

 

 

РЕШИЛИ:

6.1. Принять информацию к сведению.

6.2. Обеспечить исполнение Закона Ульяновской области от 19.12.2008 № 220-ЗО и незамедлительно представить в государственно-правовое управление администрации Губернатора Ульяновской области копии муниципальных нормативных правовых актов вышеуказанными органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

6.3. Муниципальным районам довести до сведения сельских поселений муниципальных образований Ульяновской области, входящих в состав муниципальных районов, данную информацию.

 

 

Председательствующий

 

О.В.Котельникова

Секретарь

Е.Н.Зубарева